- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
П И С Ь М О
16.04.2008 N 14-17-12/3882 |
Государственный комитет Украины по земельным ресурсам по обращению <...> рассмотрел ваше письмо <...>, в котором поставлены вопросы относительно земельных долей (паев). По каждому отдельному поставленному вами вопросу предоставляем следующие ответы и разъяснения.
К первому вопросу
Земельное законодательство не содержит четкого определения понятия земельной доли (пая).
При понимании сущности понятия "земельная доля (пай)" прежде всего следует руководствоваться существующим законодательством и, в частности, учитывать статью 25 и "Переходные положения"
Земельного кодекса Украины, "Переходные положения" Закона Украины
"Об аренде земли", Закон Украины
"О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)", Указ Президента Украины от 08.08.95
N 720 "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям", постановление Кабинета Министров Украины от 04.02.2004
N 122 "Об организации работ и методике распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев)", постановление Кабинета Министров Украины от 12.10.95
N 801 "Об утверждении формы сертификата на право на земельную долю (пай) и образца Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай)".
Указом Президента Украины от 08.08.95
N 720 "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям" при паевании земель предусмотрено определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества без выделения земельных участков в натуре (на местности).
Кроме земельных долей (паев), созданных в результате паевания земель сельскохозяйственных предприятий, которым они принадлежали на праве коллективной собственности, следует учитывать статью 25
Земельного кодекса Украины (далее - Кодекс), которой предусматривается передача земельных долей (паев) при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий.
Ко второму вопросу
В соответствии со статьей 79
Кодекса земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными в отношении нее правами. С учетом статьи 3 Указа Президента Украины от 08.08.95
N 720 "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям" и требования формы сертификата на право на земельную долю (пай), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.95
N 801 "Об утверждении формы сертификата на право на земельную долю (пай) и образца Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай)", установление размеров земельной доли (пая) предполагается в условных кадастровых гектарах без определения границ данной доли в натуре (на местности).
Гражданам-собственникам земельных долей (паев) по их желанию выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю.
Сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отведение земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством (пункты 16, 17 "Переходных положений"
Кодекса) .
В соответствии со статьями 125 и 126
Кодекса право собственности на земельный участок лица возникает после получения и государственной регистрации государственного акта на право собственности на земельный участок.
Следовательно, граждане-собственники земельных долей (паев) не могут считаться собственниками земельных участков.
К третьему вопросу
Лица, собственники сертификатов на право на земельную долю (пай), которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную долю (пай) в натуре (на местности), подают в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности).
В случае подачи заявлений о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) большинством собственников земельных долей (паев) в границах одного сельскохозяйственного предприятия соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районная государственная администрация принимает решение о разработке проекта землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев) (статья 3
Закона) .
Проект землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев) разрабатывается государственными и другими землеустроительными организациями, получившими в установленном законом порядке лицензии на проведение землеустроительных работ, согласуется соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и утверждается на собрании большинством собственников земельных долей (паев) в границах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, и оформляется соответствующим протоколом (статья 7
Закона) .
Распределение земельных участков в границах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей (паев), подавшими заявления о выделении принадлежащих им земельных долей (паев) в натуре (на местности), производится соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией по месторасположению земельных участков па собрании собственников земельных долей (паев) согласно проекту землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев) (статья 9
Закона) .
................Перейти до повного тексту