1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Регламент


ПРЕЗИДИУМ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ
УТВЕРЖДЕНО
решением президиума
Торгово-промышленной палаты
Украины
25.08.1994
протокол N 107 (2)
Р Е Г Л А М Е Н Т
Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Украины "О международном коммерческом арбитраже" от 24 февраля 1994 года, Положением о Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины и настоящим Регламентом.
I. Компетенция Морской арбитражной комиссии
1.1. Морская арбитражная комиссия разрешает споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении торгового мореплавания независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты украинского или иностранного либо только украинского, или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:
1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река - море);
2) по морской буксировке судов и иных плавучих средств;
3) по морскому страхованию и перестрахованию;
4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
7) по спасанию морских судов или морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.
Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей статье, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок.
1.2. Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения (договоренности) между сторонами о передаче ей всех или определенных споров, которые возникают или могут возникнуть между сторонами в связи с какими-либо конкретными правоотношениями, независимо от того, носят ли они договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
1.3. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, которые обеспечивают фиксацию такого соглашения, а также путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в котором одна из сторон утверждает о наличии арбитражного соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, если договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую арбитражную оговорку частью договора.
1.4. Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от иных условий договора. Вынесение Морской арбитражной комиссией решения о недействительности договора не влечет за собой в силу закона недействительности арбитражной оговорки.
1.5. Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров и соглашений.
1.6. Вопрос о компетенции Морской арбитражной комиссии по каждому конкретному делу решает председатель Морской арбитражной комиссии.
1.7. Заявление об отсутствии у Морской арбитражной комиссии компетенции может быть сделано не позднее представления возражений по иску. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что Морская арбитражная комиссия превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано сразу же, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитражного рассмотрения. Морская арбитражная комиссия может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позже, если признает задержку оправданной.
1.8. Морская арбитражная комиссия может вынести постановление по заявлению, указанному в ст. 1.7 настоящего Регламента, или как по вопросу предварительного характера, либо в решении по существу спора. Если Морская арбитражная комиссия вынесет постановление как по вопросу предварительного характера, что она имеет компетенцию, любая сторона может в течение 30 дней после получения этого постановления оспорить его путем обращения с ходатайством о его отмене в Киевский городской суд, решение которого по этому вопросу не подлежит обжалованию; пока такая просьба ждет своего решения, Морская арбитражная комиссия может продолжить рассмотрение и принять арбитражное решение.
1.9. Если стороны не договорились об ином, Морская арбитражная комиссия может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие она считает необходимыми. Морская арбитражная комиссия может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.
По делам, подлежащим рассмотрению Морской арбитражной комиссией, председатель комиссии может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования и, в частности, принять постановление о наложении ареста на судно или груз иной стороны, которые находятся в украинском порту.
II. Организация Морской арбитражной комиссии
2.1. Морская арбитражная комиссия состоит из председателя, двух его заместителей, арбитров и ответственного секретаря.
2.2. Морская арбитражная комиссия имеет президиум, членами которого являются председатель Морской арбитражной комиссии и его заместители.
Председатель Морской арбитражной комиссии является одновременно и председателем президиума.
Два члена президиума составляют кворум. Решения президиума принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов голос председателя президиума является решающим.
2.3. Председатель Морской арбитражной комиссии и его заместители назначаются президиумом Торгово-промышленной палаты Украины сроком на 4 года.
Председатель Морской арбитражной комиссии организует деятельность комиссии, исполняет функции, предусмотренные настоящим Регламентом, представляет Морскую арбитражную комиссию в ее отношениях в Украине и за рубежом.
В период отсутствия председателя Морской арбитражной комиссии его функции выполняет по назначению председателя Морской арбитражной комиссии один из его заместителей.
Функции заместителей председателя Морской арбитражной комиссии определяются председателем Морской арбитражной комиссии.
2.4. Арбитрами могут являться лица, назначенные сторонами при соблюдении условий настоящего Регламента, либо лица, назначенные Президентом Торгово-промышленной палаты Украины.
Президиум Торгово-промышленной палаты Украины утверждает Рекомендательный список арбитров, в который могут входить как граждане Украины, так и граждане других государств и лица без гражданства.
В списке указываются имя и фамилия арбитра, его гражданство и постоянное место жительства, образование, специальность, ученая степень (звание), должность и другие сведения - по решению президиума Морской арбитражной комиссии.
2.5. Арбитры независимы, объективны и беспристрастны при исполнении своих обязанностей. Они не могут быть представителями сторон.
2.6. Ответственный секретарь Морской арбитражной комиссии назначается Президентом Торгово-промышленной палаты Украины по представлению президиума Морской арбитражной комиссии.
Ответственный секретарь организует деловодство и исполняет иные предусмотренные Регламентом функции.
2.7. Арбитры, президиум и ответственный секретарь Морской арбитражной комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении споров, рассматриваемых в Морской арбитражной комиссии.
2.8. Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины имеет печать со своим наименованием на украинском и английском языках с изображением якоря и весов правосудия.
III. Состав Морской арбитражной комиссии, рассматривающий дело
3.1. Стороны могут по своему усмотрению определять число арбитров, в том числе одного. Если нет соглашения сторон о количестве арбитров, то назначаются три арбитра. Арбитр или арбитры, которые рассматривают дело, независимо от их числа, именуются в период рассмотрения дела составом Морской арбитражной комиссии.
3.2. Ни одно лицо не может быть лишено права выступать арбитром из-за его гражданства, если стороны не договорились об ином.
3.3. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру назначения арбитра или арбитров при условии соблюдения положений настоящего Регламента.
В случае отсутствия такого соглашения:
- при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона назначает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра назначают третьего арбитра - председателя состава Морской арбитражной комиссии по данному делу; если сторона не назначит арбитра в течение 30 дней после получения уведомления об этом Морской арбитражной комиссии или если два арбитра в течение 30 дней с момента их назначения не договорятся о назначении третьего арбитра, арбитр в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже" назначается Президентом Торгово-промышленной палаты Украины;
- при арбитраже с единоличным арбитром, если стороны не договорились о назначении арбитра, арбитр в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже" назначается Президентом Торгово-промышленной палаты Украины.
3.4. Если во время процедуры назначения, согласованной сторонами:
- одна из сторон не соблюдает такой процедуры; или
- стороны или два арбитра не могут достичь согласия согласно такой процедуре; или
- третье лицо, включая учреждение, не выполняет какой-либо функции, возложенной на него согласно такой процедуре, любая сторона может просить Президента Торгово-промышленной палаты Украины принять необходимые меры, если только соглашение о процедуре назначения не предусматривает других способов обеспечения назначения.
3.5. При назначении арбитра Президентом Торгово-промышленной палаты Украины учитываются любые требования, предъявляемые к квалификации арбитра соглашением сторон, и такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра, а в случае назначения единоличного арбитра или председателя состава Морской арбитражной комиссии принимается также во внимание желательность назначения арбитром лица иного гражданства, нежели гражданство, к которому принадлежат стороны.
3.6. Постановления Президента Торгово-промышленной палаты Украины, принимаемые в соответствии со ст. ст. 3.3, 3.5 настоящего Регламента, обжалованию не подлежат.
3.7. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным назначением в качестве арбитра это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, могущих вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости. Арбитр с момента его назначения и в течение всего арбитражного рассмотрения должен без промедления сообщить сторонам о таких обстоятельствам, если он не сообщил им об этих обстоятельствах ранее.
3.8. Отвод арбитру может быть заявлен только в том случае, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, либо если он не обладает квалификацией, обусловленной соглашением сторон. Сторона может заявить отвод арбитру, которого она назначила или в назначении которого она принимала участие, лишь по причинам, ставшим ей известными после его назначения.
3.9. Стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре отвода арбитра, при условии соблюдения положений пунктов 10 и 11 настоящей статьи.
3.10. При отсутствии такой договоренности сторона, которая решила заявить отвод арбитру, должна в течение 15 дней после того, как ей стал известен состав Морской арбитражной комиссии или любые обстоятельства, указанные в ст. 4.2 настоящего Регламента, в письменной форме уведомить Морскую арбитражную комиссию путем направления ей мотивированного заявления.
Если арбитр, которому заявлен отвод, сам не откажется от участия в рассмотрении дела или другая сторона не дает согласия на отвод арбитра, вопрос об отводе решается президиумом Морской арбитражной комиссии.
3.11. Если заявление об отводе при применении любой процедуры, согласованной сторонами, или процедуры, предусмотренной ст. 3.10 настоящего Регламента, не удовлетворено, сторона, заявляющая отвод, может в течение 30 дней после получения уведомления о решении об отклонении отвода просить Президента Торгово-промышленной палаты Украины принять постановление об отводе, которое не подлежит обжалованию. Пока просьба стороны ожидает своего разрешения, Морская арбитражная комиссия, включая арбитра, которому заявлен отвод, может продолжать арбитражное рассмотрение и вынести арбитражное решение.
3.12. В случае, когда арбитр юридически или фактически оказывается неспособным выполнять свои функции или необоснованно долго не осуществляет их по другим причинам, его мандат прекращает действие, если арбитр берет самоотвод или стороны договариваются о прекращении мандата.
В иных случаях, если сохраняются разногласия относительно какоголибо из этих оснований, любая сторона может обратиться к Президенту Торгово-промышленной палаты Украины с просьбой решить вопрос о прекращении действия мандата, постановление которого не подлежит обжалованию.
3.13. Самоотвод арбитра или согласие стороны на прекращение его мандата в соответствии со ст. 3.10 или ст. 3.12 настоящего Регламента не означают признания любого из оснований, указанных в ст. 3.10 или ст. 3.12 настоящего Регламента.
3.14. Если мандат арбитра прекращает действие на основании ст. 3.10 или ст. 3.12 настоящего Регламента или если вследствие самоотвода арбитра по любой иной причине либо ввиду отмены его мандата соглашением сторон, а равно во всяком другом случае прекращения действия мандата арбитра, новый арбитр назначается в соответствии с правилами, которые были применены при назначении заменяемого арбитра.
IV. Арбитражное производство
а) Общие положения
4.1. К сторонам должно быть равное отношение и каждой стороне должны быть предоставлены все возможности для изложения своей позиции.
4.2. При условии соблюдения положений Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже" стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре рассмотрения дела Морской арбитражной комиссией.
В случае отсутствия такого соглашения Морская арбитражная комиссия может с соблюдением положений Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже" вести арбитражное рассмотрение так, как она считает должным. Полномочия, предоставленные Морской арбитражной комиссии, включают полномочия на определение допустимости и относимости любого доказательства.
4.3. Местонахождением Морской арбитражной комиссии и местом проведения ее заседаний по рассмотрению дел является город Киев.
4.4. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте арбитража. В случае отсутствия такой договоренности место арбитража определяется Морской арбитражной комиссией с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
4.5. Несмотря на положения п. 4 настоящей статьи, Морская арбитражная комиссия может, если стороны не договорились об ином, собраться в ином месте, которое она считает надлежащим для проведения консультаций между арбитрами, заслушивания свидетелей, экспертов или представителей сторон либо для осмотра судов, другого имущества или документов.
4.6. Арбитражное рассмотрение ведется на украинском или русском языке.
4.7. Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного разбирательства.
В случае отсутствия такой договоренности Морская арбитражная комиссия определяет язык или языки, которые должны быть использованы при рассмотрении дела. Такого рода договоренность или определение, если в них не оговорено иное, относится к любому письменному заявлению стороны, любому рассмотрению дела, ко всем решениям, постановлениям и иным уведомлениям Морской арбитражной комиссии.
4.8. Морская арбитражная комиссия может распорядиться о том, чтобы любые заявления и документальные доказательства сопровождались переводом на язык или языки, о которых договорились стороны или которые определены Морской арбитражной комиссией.
4.9. Срок арбитражного рассмотрения дела не должен превышать 6 месяцев со дня получения Морской арбитражной комиссией надлежащим образом оформленного иска и суммы арбитражного сбора.
Президиум по мотивированному обращению состава Морской арбитражной комиссии или одной из сторон имеет право продлить этот срок.
4.10. Все документы, относящиеся к арбитражному рассмотрению, должны быть представлены сторонами в таком количестве экземпляров, чтобы каждая из них имела по одному экземпляру, а Морская арбитражная комиссия не менее одного экземпляра.
4.11. Секретариат Морской арбитражной комиссии обеспечивает своевременное направление сторонам всех документов по делу. Они направляются по адресу, указанному сторонами.
4.12. Если стороны не договорились об ином, любое письменное сообщение считается полученным, если оно доставлено адресату лично или на его коммерческое предприятие, по его постоянному местожительству или почтовому адресу; когда таковые не могут быть установлены путем разумного наведения справок, письменное сообщение считается полученным, если оно направлено по последнему известному местонахождению коммерческого предприятия, постоянному местожительству или почтовому адресу адресата заказным письмом или любым иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки этого сообщения.
Сообщение считается полученным в день такой доставки.
4.13. Исковое заявление, отзыв на иск, повестка, арбитражное решение, постановление и определение направляются стороне только заказным письмом или вручаются лично под расписку.
Все остальные документы и сообщения могут направляться обычным письмом, по телефаксу, телеграфу.
4.14. Порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов Морской арбитражной комиссии утверждает Торгово-промышленная палата Украины.
4.15. Определение и распределение арбитражного сбора и возмещения расходов Морской арбитражной комиссии осуществляются в соответствии с Положением об арбитражных сборах и расходах, являющимся составной частью настоящего Регламента (приложение).
4.16. Нарушение порядка и срока уплаты арбитражного сбора и возмещения расходов Морской арбитражной комиссии может привести к приостановлению или прекращению арбитражного рассмотрения.
Постановление о приостановлении или прекращении арбитражного рассмотрения по делу в таких случаях выносится председателем президиума Морской арбитражной комиссии.
б) Возбуждение арбитражного производства по делу
5.1. Производство по делу возбуждается подачей надлежащим образом оформленного искового заявления в Морскую арбитражную комиссию.
Днем подачи иска в Морскую арбитражную комиссию считается день его вручения Морской арбитражной комиссии, а при отправке по почте - дата штемпеля на конверте почтового ведомства места отправления.
5.2. Исковое заявление должно содержать:
- наименование Морской арбитражной комиссии;
- наименования сторон и их почтовые адреса;
- указание цены иска;
- требования истца;
- обоснование компетенции Морской арбитражной комиссии;
- изложение обстоятельств, на которых основаны исковые требования; указание на доказательства, которые подтверждают иск; обоснованный расчет сумм, которые взыскиваются или оспариваются; законодательство, на основе которого подается иск;
- перечень документов и иных доказательств, прилагаемых к заявлению;
- подпись истца,
если только стороны не договорились об ином в отношении необходимых реквизитов заявления.
5.3. К исковому заявлению прилагаются:
- копии искового заявления и прилагаемых к нему документов для ответчика;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования;
- доказательства уплаты регистрационного сбора.
Стороны могут сослаться на документы или иные обстоятельства, которые они представят в дальнейшем.
5.4. Получив исковое заявление, ответственный секретарь направляет истцу Регламент, Рекомендательный список арбитров и сообщает сумму арбитражного сбора, которую истец должен уплатить на счет Торгово-промышленной палаты Украины.
Если иск подан без соблюдения требований, предусмотренных в п.п. 2 и 3 настоящей статьи, ответственный секретарь Морской арбитражной комиссии предлагает истцу устранить обнаруженные недостатки в течение 30 дней с момента получения предложения.
До устранения недостатков дело остается без движения, а при неисполнении предложения арбитражное рассмотрение прекращается.
5.5. Одновременно ответственный секретарь уведомляет истца о необходимости в соответствии со ст. 3 Регламента направить заявление о количественном составе Морской арбитражной комиссии, назначенного истцом арбитра, указав его имя и фамилию, представить доказательства об уплате арбитражного сбора.
5.6. Если истец в течение 30 дней со дня получения уведомления не направит заявление о количественном составе Морской арбитражной комиссии и не укажет имя и фамилию назначенного им арбитра, в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже", арбитра за истца назначает Президент Торгово-промышленной палаты Украины.
Неисполнение истцом требований о представлении доказательств уплаты арбитражного сбора в 30-дневный срок со дня получения уведомления дает основания для прекращения арбитражного рассмотрения.
5.7. Если очевидно, что Морская арбитражная комиссия не компетентна рассматривать дело, она отказывает в принятии искового заявления и возвращает его истцу в течение 10 дней.
5.8. По получении надлежащим образом оформленного искового заявления ответственный секретарь Морской арбитражной комиссии в течение десяти дней уведомляет об этом ответчика и направляет ему копии искового заявления и приложенных к нему документов, а также Регламент и Рекомендательный список арбитров.
5.9. Одновременно ответственный секретарь предлагает ответчику в 30-дневный срок с момента получения им исковых материалов представить в Морскую арбитражную комиссию свои письменные объяснения (отзыв на исковое заявление) и все документы, подтверждающие возражения против иска, заявление о зачете или встречных требованиях, если таковые имеются, с соответствующими обоснованиями, если только стороны не договорились об ином в отношении необходимых реквизитов отзыва, а также в соответствии со ст. 3 Регламента сообщить Морской арбитражной комиссии имя и фамилию назначенного ответчиком арбитра.
По просьбе ответчика указанный срок представления дополнительных документов может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Если ответчик не назначит в 30-дневный срок с момента получения исковых материалов арбитра, то арбитра за ответчика, в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже", назначает Президент Торгово-промышленной палаты Украины.
5.10. К встречному иску, который должен быть взаимосвязан с первоначальным, предъявляются те же требования, что и к первоначальному иску.
5.11. Если стороны не договорились об ином, в ходе арбитражного рассмотрения любая сторона может изменить или дополнить свои исковые требования или возражения по иску, если только Морская арбитражная комиссия не признает нецелесообразными такие изменения или дополнения с учетом задержки разрешения спора.
Вышеизложенное в равной мере применяется к праву стороны заявить требования о зачете или предъявить встречные требования.
в) Подготовка арбитражного рассмотрения дела
6.1. Предварительную подготовку дела к рассмотрению осуществляет ответственный секретарь в соответствии со ст.ст. 4, 5 настоящего Регламента.
6.2. Состав Морской арбитражной комиссии проверяет состояние подготовки дела к рассмотрению и, если сочтет необходимым, принимает дополнительные меры по подготовке дела, в частности, истребует от сторон письменные объяснения, доказательства и другие дополнительные документы.

................
Перейти до повного тексту