- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Лист
ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
О правовых основаниях для проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы контрольных мероприятий (Извлечение)
Главное контрольно-ревизионное управление Украины рассмотрело Ваше обращение <...> относительно правовых оснований для проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы (далее - ГКРС) контрольных мероприятий и сообщает.
Вопрос 1: Могут ли органы ГКРС проводить ревизии (проверки) на негосударственных предприятиях, непосредственно не получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов?
В соответствии со ст. 2 Закона Украины от 26.01.93
N 2939-XII "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" (с изменениями, далее - Закон) главной задачей ГКРС является осуществление государственного контроля за расходованием денежных средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов. Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок.
В соответствии со ст.
14 Закона органы ГКРС проводят ревизии и проверки субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности по постановлению прокурора или следователя, вынесенному в ходе расследования уголовного дела, а также и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Указом Президента Украины от 23.07.98
N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (с изменениями, далее - Указ) определено, что органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, проводят плановые и внеплановые выездные проверки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Порядка проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы аудита эффективности выполнения бюджетных программ, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.2004
N 1017, аудит эффективности может проводиться у всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, принимающих участие в выполнении бюджетных программ (то есть участников бюджетного процесса).
Учитывая изложенное, органы ГКРС по собственной инициативе не проводят ревизии и проверки на негосударственных предприятиях, непосредственно не получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Вопросы 2, 3: Является ли предприятие, пользующееся какой-либо льготой по какому-либо платежу в бюджет, подконтрольным органам ГКРС?
Имеют ли право органы ГКРС проводить проверки субъекта предпринимательской деятельности, который не является получателем бюджетного займа, не является получателем займа под гарантии бюджета, не является получателем дотаций, субсидий и ассигнований за счет бюджета и внебюджетных фондов, не является стороной государственного контракта?
Нормами
Закона и
Указа определен круг субъектов хозяйствования, подконтрольных органам ГКРС, о чем говорилось в ответе на вопрос 1. Четкое (определение) понятия подконтрольности приведено в подпункте 1.5.5 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденной приказом ГлавКРУ от 03.10.97
N 121 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 24.10.97 за N 497/2301 (далее - Инструкция N 121), согласно которому подконтрольными органам ГКРС являются предприятия, учреждения, организации - центральные и местные органы исполнительной власти (кроме Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Службы безопасности Украины), другие бюджетные учреждения и организации, казенные предприятия независимо от источников финансирования, а также предприятия и организации, их объединения независимо от формы собственности, организационно-правовых форм, ведомственной независимости и подчиненности, получающие (получавшие в ревизионном периоде) средства из бюджетов всех уровней или государственных целевых фондов, другие государственные средства (в том числе государственных валютных фондов) и/или средства, остающиеся в распоряжении субъектов хозяйствования в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджеты.
................Перейти до повного тексту