1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Наказ


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
Н А К А З
22.10.2010 N 996
( Наказ втратив чинність на підставі Наказу Міністерства освіти і науки N 1218 від 08.12.2010 )
Про затвердження Програми зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови
На виконання Указу Президента України від 20 березня 2008 року N 244 "Про додаткові заходи щодо підвищення якості освіти в Україні", постанови Кабінету Міністрів України від 25 серпня 2004 р. N 1095 "Деякі питання запровадження зовнішнього незалежного оцінювання та моніторингу якості освіти" та п. 4 наказу Міністерства освіти і науки від 26.08.2010 N 833 "Про зовнішнє незалежне оцінювання навчальних досягнень осіб, які виявили бажання вступати до вищих навчальних закладів України в 2011 році", зареєстрованого в Міністерстві юстиції 17.09.2010 за N 826/18121,
НАКАЗУЮ:
1. Затвердити Програму зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови, що додається.
2. Українському центру оцінювання якості освіти (Лікарчук І.Л.):
2.1. Забезпечити дотримання змісту Програми при розробленні тестових завдань;
2.2. Забезпечити ознайомлення учасників зовнішнього незалежного оцінювання та громадськості зі змістом Програми.
3. Програму зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови розмістити на офіційних веб-сайтах Міністерства освіти і науки України, Українського центру оцінювання якості освіти та інтернет-порталі "Єдине освітнє інформаційне вікно України".
4. Контроль за виконанням наказу покласти на першого заступника Міністра Жебровського Б.М.
Міністр Д.В.Табачник
ЗАТВЕРДЖЕНО
Наказ Міністерства
освіти і науки
22.10.2010 N 996
РОСІЙСЬКА МОВА
програма зовнішнього незалежного оцінювання 2011 року
Объяснительная записка
Программа внешнего независимого оценивания по русскому языку 2011 года разработана с учетом действующей программы по русскому языку для 5 - 11 классов (письмо Министерства образования и науки Украины от 14.09.2000 г. N 1/11-2380).
Материал программы внешнего независимого оценивания расположен по таким разделам: "Фонетика. Графика", "Лексика. Фразеология", "Состав слова. Словообразование", "Морфология", "Синтаксис", "Стилистика", "Орфоэпия", "Орфография", "Развитие речи".
Русский язык
Название раздела,
темы
Знание содержания
языковых понятий,
терминов, языковых
явлений и
закономерностей
Предметные умения и
способы учебной
деятельности
ФОНЕТИКА.
ГРАФИКА
Фонетика как раздел
языковедческой науки
о звуковом составе
языка. Гласные и
согласные звуки.
Согласные твердые и
мягкие, звонкие и
глухие. Обозначение
мягкости согласных на
письме. Знаки письма.
Алфавит. Слог.
Основные правила
переноса. Ударение.
Гласные ударные и
безударные, их
произношение и
обозначение на
письме.
Различать в словах
гласные и согласные;
безударные и ударные
гласные; звонкие и
глухие, твердые и
мягкие согласные;
делить слова на
слоги и выделять
ударный слог;
определять звуковое
значение букв в
слове;
располагать слова в
алфавитном порядке;
ставить ударение в
соответствии с
нормами русского
литературного языка;
находить и
исправлять
орфоэпические ошибки
и ошибки, связанные
с нарушением норм
ударения
ЛЕКСИКА.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слово и его роль в
языке. Лексическое
значение слова.
Однозначные и
многозначные слова.
Прямое и переносное
значение слова.
Группы слов по
значению: синонимы,
антонимы, омонимы.
Словарное богатство
русского языка.
Общеупотребительные
(нейтральные) и
стилистически
окрашенные слова;
диалектные слова;
профессиональные
слова и термины.
Исконно русские и
заимствованные слова.
Устаревшие слова.
Новые слова
(неологизмы).
Фразеологизмы.
Пословицы, поговорки
и афоризмы как
разновидности
фразеологизмов.
Определять значение
слова, давать
толкование (в
несложных случаях)
известным словам;
пользоваться
разноаспектными
словарями
(толковыми,
переводными и др.);
использовать в речи
слова в соответствии
с их значением,
в т. ч. слова с
переносным
значением, подбирать
к словам синонимы и
антонимы,
употреблять их для
предупреждения
неоправданного
повторения слов, а
также для связи
предложений в
тексте.
СОСТАВ СЛОВА.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Корень, суффикс,
префикс и окончание -
значимые части
слова (морфемы).
Основа слова.
Однокоренные слова.
Изменение и
образование слов.
Способы
словообразования.
Сложные и
сложносокращенные
слова.
Отделять окончание
слова от основы,
членить основу на
значимые части
(морфемы);
пользоваться
словарем строения
слов и школьным
словообразовательным
словарем; подбирать
однокоренные слова,
слова с одинаковыми
префиксами и
суффиксами;
различать формы
одного и того же
слова и однокоренные
слова; определять
способ образования
известных слов;
правильно понимать и
использовать в речи
слова с учетом
лексического и
грамматического
значения их
составных частей.
МОРФОЛОГИЯ.
ОРФОГРАФИЯ
Имя существительное
Имя существительное:
общее значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Существительные
одушевлненые и
неодушевленные,
собственные и
нарицательные. Род.
Число. Склонение
имен существительных.
Типы склонения имен
существительных.
Распознавать имена
существительные,
определять их
грамматические
признаки; правильно
и уместно
употреблять в речи
имена
существительные (в
т. ч. и те, род
которых не совпадает
в украинском и
русском языках), а
также
существительные
общего рода,
существительные,
имеющие форму
одного числа,
падежные формы имен
существительных,
формы
разносклоняемых и
несклоняемых имен
существительных;
использовать
существительные-
синонимы.
Имя прилагательное Имя прилагательное:
общее значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Качественные,
относительные и
притяжательные имена
прилагательные.
Степени сравнения
качественных
прилагательных и их
образование. Полные и
краткие качественные
прилагательные, их
роль в предложении.
Способы образования
имен прилагательных.
Распознавать имена
прилагательные,
определять их
грамматические
признаки; правильно
и уместно
употреблять в речи
имена прилагательные
(в т. ч. формы
сравнительной и
превосходной
степени, краткие
имена
прилагательные),
прилагательные-
синонимы.
Имя числительное Имя числительное:
общее значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Числительные
количественные
(обозначающие целые
числа, дробные,
собирательные) и
порядковые.
Числительные простые
и составные.
Склонение
числительных.
Распознавать имена
числительные,
определять их
грамматические
признаки; правильно
употреблять в речи
словосочетания
существительных с
количественными (в
т. ч. дробными и
собирательными) и
порядковыми
числительными;
Местоимение Местоимение: общее
значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Разряды местоимений.
Склонение
местоимений.
Распознавать
местоимения,
определять их
грамматические
признаки; правильно
употреблять в речи
местоимения (в т. ч.
для связи
предложений в
тексте); уместно
использовать
местоимения сам,
свой, их для
обозначения
принадлежности,
местоимения Вы, Вам
как форму
вежливости.
Глагол Глагол: общее
значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Неопределенная форма
(инфинитив).
Переходные и
непереходные глаголы.
Вид глагола.
Наклонение глагола
(изъявительное,
условное,
повелительное).
Время глагола. Лицо
и число (в настоящем
и будущем времени),
род и число (в
прошедшем времени)
глаголов. I и II
спряжения глаголов.
Разноспрягаемые
глаголы.
Распознавать
глаголы, определять
их грамматические
признаки; правильно
и уместно
употреблять в речи
глаголы совершенного
и несовершенного
вида, возвратные
глаголы, безличные
глаголы, глагольные
словосочетания, в
которых допускаются
ошибки в форме
зависимого слова (в
т. ч. и
словосочетания,
различающиеся в
русском и украинском
языках), личные
формы
разноспрягаемых
глаголов, формы
повелительного
наклонения от
глаголов положить,
класть, вынуть, не
портить, лечь и др.;
уместно использовать
формы настоящего и
будущего времени
вместо прошедшего,
одни формы
наклонений в
значении других,
глаголы-синонимы.
Причастие Причастие как особая
форма глагола: общее
значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Действительные и
страдательные
причастия, их
образование. Краткие
страдательные
причастия, их роль в
предложении.
Причастный оборот.
Распознавать
причастия,
определять их
грамматические
признаки; правильно
использовать в речи
действительные и
страдательные
причастия,
причастные обороты;
производить
синонимическую
замену сложных
предложений и
простых предложений
с причастным
оборотом; соблюдать
нормы употребления
кратких причастий;
употреблять
причастия и
причастные обороты
для описания
предметов в
художественном и
научном стилях, а
также в деловых
бумагах (расписка,
доверенность).
Деепричастие Деепричастие как
особая форма глагола:
общее значение;
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Деепричастия
совершенного и
несовершенного вида,
их образование.
Деепричастный
оборот.
Распознавать
деепричастия,
определять их
грамматические
признаки; правильно
употреблять в речи
деепричастия
совершенного и
несовершенного вида,
в т. ч. и
деепричастия с
суффиксом -ся (-сь),
деепричастный
оборот; использовать
деепричастный оборот
как средство связи
предложений в
тексте.
Наречие Наречие: общее
значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Степени сравнения
наречий. Способы
образования наречий.
Ударение в наречиях.
Наречие как средство
связи предложений в
тексте, а также как
способ повышения
изобразительности
речи и выражения
оценки.
Распознавать
наречия, определять
их грамматические
признаки; правильно
и уместно
употреблять наречия
(в т. ч. в форме
сравнительной и
превосходной
степени) в речи;
использовать наречия
как средство связи
предложений в
тексте, а также как
способ выражения
оценки и повышения
изобразительности
речи.
Предлог Предлог как служебная
часть речи.
Особенности
употребления
отдельных предлогов в
русском языке (в
сопоставлении с
украинским).
Употребление
предлогов в, на, с,
из. Употребление
существительных с
предлогами по,
благодаря, согласно,
вопреки.
Использование в речи
предлогов-синонимов.
Распознавать
предлоги; правильно
и уместно
употреблять предлоги
в речи, в т. ч. и
те, употребление
которых не совпадает
в русском и
украинском языках, а
также предлоги в,
на, с, из;
правильно
употреблять имена
существительные с
предлогами по,
благодаря,
согласно, вопреки;
использовать в речи
предлоги-синонимы.
Союз Союз как служебная
часть речи. Союзы
сочинительные и
подчинительные.
Употребление союзов
в простом и сложном
предложениях.
Распознавать союзы;
правильно
использовать союзы
для связи слов в
предложении и
предложений в
тексте; употреблять
в речи
союзы-синонимы.
Частица Частица как служебная
часть речи.
Употребление частиц
в речи.
Формообразующие,
отрицательные и
модальные частицы.
Распознавать
частицы; правильно
использовать частицы
в речи, в том числе
как средство
повышения
выразительности
речи.
Междометие Междометие как часть
речи, его назначение.
Междометие как
средство повышения
выразительности речи.
Распознавать
междометия; уместно
использовать
междометия в речи, в
т. ч. для повышения
выразительности
речи.
СИНТАКСИС.
Словосочетание.
Предложение
Словосочетание, его
назначение в языке.
Строение и виды
словосочетаний по
способу выражения
главного слова.
Словосочетания, в
которых допускаются
ошибки в форме
зависимого слова (в
т. ч. словосочетания,
различающиеся в
русском и украинском
языках).
Использование в речи
синонимичных
словосочетаний.
Предложение, его роль
в языке. Виды
предложений по цели
высказывания;
восклицательные
предложения.
Предложения
двусоставные и
односоставные,
простые и сложные
предложения.
Порядок слов в
предложении.
Логическое ударение.
Различать
словосочетание и
предложение, главное
и зависимое слово в
словосочетании, типы
словосочетаний по
способу выражения
главного слова;
различать
предложения разных
видов (по цели
высказывания, по
наличию или
отсутствию
эмоциональной
окраски, по
характеру
грамматической
основы, по
количеству
грамматических
основ).
Правильно строить,
распространять и
использовать в речи
словосочетания, в
том числе
словосочетания, в
которых допускаются
ошибки в форме
зависимого слова, и
словосочетания,
различающиеся в
русском и украинском
языках; употреблять
синонимичные
словосочетания.
Правильно строить и
употреблять в речи
предложения
изученных видов с
учетом сферы их
использования;
использовать
логическое ударение
и порядок слов для
повышения точности и
выразительности
речи; употреблять
риторический вопрос
и вопросно-ответную
форму изложения как
средство
выразительности
речи.
Двусоставное простое
предложение
Главные и
второстепенные члены
предложения
Главные члены
предложения:
подлежащее и
сказуемое. Способы
выражения
подлежащего. Простое
и составное сказуемое
(глагольное и
именное).
Второстепенные члены
предложения:
определение,
дополнение и
обстоятельство.
Приложение как
разновидность
определения
(ознакомление). Виды
обстоятельств (по
значению).
Сравнительный
оборот.
Определять структуру
простого
двусоставного
предложения
(находить его
главные и
второстепенные
члены);
правильно строить и
использовать в речи
предложения с
разными видами
главных и
второстепенных
членов;
Односоставные
предложения
Односоставные простые
предложения с главным
членом в форме
сказуемого
(определенно-личные,
неопределенно-личные,
безличные) и
подлежащего
(назывные), их роль в
языке.
Различие в
употреблении
безличных предложений
в русском и
украинском языках.
Предложения
двусоставные и
односоставные (разных
видов) как
синтаксические
синонимы.
Определять виды
односоставных
предложений (в том
числе в составе
сложного);
правильно и уместно
использовать
односоставные
предложения в речи:
назывные предложения
в описаниях для
обозначения времени
и места, предложения
двусоставные и
односоставные разных
видов как
синтаксические
синонимы.
Неполные предложения Неполные предложения,
их роль в языке.
Употребление неполных
предложений в
диалоге, а также в
составе сложных
предложений для
предупреждения
неоправданных
повторений.
Находить неполные
предложения;
правильно и уместно
использовать
неполные предложения
в речи, в том числе
в диалоге, а также в
составе сложных
предложений для
предупреждения
неоправданных
повторений.
Предложения с
однородными членами
Однородные члены (с
союзной, бессоюзной и
смешанной связью), их
роль в предложении.
Однородные и
неоднородные
определения.
Обобщающие слова в
предложениях с
однородными членами.
Предложения с союзами
не только...,
но и...; как...,
так и...; не столько,
сколько...
Синонимия рядов
однородных членов с
разными видами связи
между ними.
Находить однородные
члены предложения
(распространенные и
нераспространенные),
разные ряды
однородных членов в
одном предложении,
обобщающие слова
при однородных
членах; правильно
строить и уместно
использовать в речи
предложения с
однородными членами
(в т. ч. с союзами
не только...,
но и...; как...,
так и...;
не столько...,
сколько...).
Предложения с
обращениями, вводными
словами,
(словосочетаниями,
предложениями)
Обращение, его
назначение в языке.
Нераспространенное и
распространенное
обращение.
Вводные слова
(словосочетания,
предложения), их
роль в языке.
Использование
обращений для
передачи отношения к
адресату речи.
Употребление вводных
слов для выражения
отношения к
сообщаемому, для
связи предложений в
тексте. Синонимия
вводных слов.
Находить обращения,
вводные слова
(словосочетания,
предложения);
правильно и уместно
использовать в речи
обращения и вводные
слова
(словосочетания,
предложения), в том
числе для передачи
отношения к адресату
речи; использовать
синонимию вводных
слов как средства
связи предложений в
тексте.
Предложения с
обособленными членами
Понятие об
обособлении.
Обособленные
второстепенные члены
(в т. ч. уточняющие),
их роль в
предложении.
Построение
предложений с
причастными и
деепричастными
оборотами.
Деепричастные
обороты как средство
связи предложений в
тексте.
Находить
обособленные и
уточняющие члены
предложения;
правильно строить и
уместно использовать
в речи предложения с
обособленными и
уточняющими членами
предложения (в т. ч.
с причастными и
деепричастными
оборотами);
употреблять
деепричастный оборот
как средство связи
предложений в
тексте.
Прямая
и косвенная речь
Прямая и косвенная
речь как способы
передачи чужой речи.
Замена прямой речи
косвенной.
Цитата как способ
передачи чужой речи.
Диалог.
Синонимия различных
способов передачи
чужой речи.
Находить слова
автора и прямую
речь, предложения с
косвенной речью;
заменять прямую речь
косвенной; правильно
использовать в речи
прямую речь и
цитаты; производить
синонимическую
замену различных
способов передачи
чужой речи; строить
диалог по
предложенной речевой
ситуации, включать в
диалог формулы и
выражения речевого
этикета.
Сложное предложение
Сложносочиненное
предложение
Сложное предложение и
его признаки. Роль
сложного предложения
в языке. Сложное
предложение без
союзов и с союзами, с
сочинительной и
подчинительной
связью.
Сложносочиненное
предложение; его
строение и средства
связи в нем.
Смысловые отношения
между частями
сложносочиненного
предложения.
Синонимия
сложносочиненных
предложений с
различными союзами, а
также
сложносочиненного
предложения и ряда
простых.
Различать сложные
предложения разных
видов, определять их
структуру и средства
связи между частями;
находить
сложносочиненные
предложения в
тексте; правильно и
уместно использовать
в речи
сложносочиненные
предложения;
употреблять как
синтаксические
синонимы
сложносочиненные
предложения с
различными союзами,
а также
сложносочиненное
предложение и ряд
простых.
Сложно-подчиненное
предложение
Сложноподчиненное
предложение, его
строение и средства
связи. Основные виды
придаточных
предложений:
определительные,
изъяснительные,
обстоятельственные
(места, времени,
образа действия и
степени,
сравнительные,
причины, следствия,
цели, условия,
уступки).
Сложноподчиненное
предложение с
несколькими
придаточными.
Синонимия союзных
сложных предложений,
сложноподчиненных и
простых с
обособленными
членами.
Распознавать
сложноподчиненные
предложения в
тексте; правильно и
уместно использовать
в речи
сложноподчиненные
предложения (в т. ч.
и с несколькими
придаточными);
употреблять союзные
сложные предложения,
сложноподчиненные и
простые с
обособленными
членами как
синтаксические
синонимы.
Бессоюзное сложное
предложение
Бессоюзное сложное
предложение,
смысловые отношения
между его частями.
Синонимия сложных
предложений с
союзами, без союзов и
простых предложений.
Находить сложные
бессоюзные
предложения и
определять в них
смысловые отношения
между частями;
правильно и уместно
использовать
бессоюзные
предложения в речи;
употреблять сложные
предложения с
союзами, без союзов
и простые
предложения как
синтаксические
синонимы.
Сложное предложение с
разными видами связи
Сложное предложение с
разными видами
союзной и бессоюзной
связи, знаки
препинания в нем.
распознавать сложные
предложения с
разными видами
связи; уместно
использовать сложные
предложения с
разными видами связи
в речи, правильно
интонировать их.
СТИЛИСТИКА Стили речи
(разговорный,
научный,
художественный,
официально-деловой,
публицистический);
их основные признаки,
функции.
Распознавать стили
речи, определять
особенности каждого
из них; уметь
пользоваться
разнообразными
выразительными
средствами и
языковыми средствами
в процессе общения
для оптимального
достижения
коммуникативных
задач.
ОРФОЭПИЯ Отображение
произношения гласных
(ударных и
безударных) и
согласных с помощью
фонетической
транскрипции.
Определять
особенности
произношения гласных
и согласных звуков,
обозначать ударение
в словах в
соответствии с
орфоэпическими
нормами.
ОРФОГРАФИЯ Безударные гласные в
корне слова.
Согласные в корне
слова. Гласные и
согласные в
приставках. Гласные
после шипящих и ц.
Гласные и, ы после ц.
Гласные (не после
шипящих) в суффиксах
существительных,
прилагательных,
глаголов и причастий.
Согласные (кроме н)
в суффиксах
существительных и
прилагательных.
Гласные е, и в
окончаниях слов. Одна
и две буквы н в
суффиксах. Буквы ъ и
ь. Употребление
больших букв.
Различение на письме
приставок не- и ни- в
местоимениях и
наречиях и частиц не
и ни. Слитное и
раздельное написание
не и ни со словами.
Дефис между частями
самостоятельных слов,
между словами и в
служебных словах.
Слитное и раздельное
написание омонимичных
самостоятельных и
служебных слов.
Непроверяемые
орфограммы в словах.
Перенос слов.
Соединительные
гласные в сложных
словах.
Распознавать
изученные орфограммы
и объяснять их с
помощью правил;
правильно писать
слова с изученными
орфограммами,
находить и
исправлять
орфографические
ошибки на изученные
правила.
ПУНКТУАЦИЯ Знаки препинания в
простых предложениях
(в конце простого
предложения; тире
между подлежащим и
сказуемым; написание
одиночных предложений
через дефис;
приложения,
выделяемые
кавычками; выделение
запятыми
сравнительного
оборота; тире в
неполных
предложениях; запятая
между однородными
членами; двоеточие и
тире при обобщающих
словах в предложениях
с однородными
членами; знаки
препинания при
обращении; знаки
препинания при
вводных словах
(словосочетаниях,
предложениях); знаки
препинания при
обособленных членах
предложения).
Знаки препинания в
сложных предложениях
(между частями
сложносочиненного
предложения; между
главной и придаточной
частью
сложноподчиненного
предложения; в
бессоюзных
предложениях; в
сложном предложении с
разными видами
союзной и бессоюзной
связи).
Знаки препинания при
прямой речи, диалоге
и цитатах.
Распознавать
изученные
пунктограммы и
объясняет их с
помощью правил;
правильно ставить
знаки препинания на
изученные правила;
находить и
исправлять
пунктационные
ошибки.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Понятие об общении и
речи, об адресате
речи. Виды речевой
деятельности
(слушание, чтение,
говорение, письмо).
Диалогическая и
монологическая речь;
устная и письменная
речь. Основные
правила общения,
речевой этикет. Тема
и основная мысль
высказывания.
Свойства хорошей
речи (правильность,
логичность,
последовательность,
богатство, точность,
выразительность,
уместность).
Текст, его основные
признаки; деление
текста на абзацы.
Средства связи
предложений в тексте
(повтор,
использование
синонимов,
однокоренных слов,
местоимений,
союзов).
Стили речи:
разговорный,
официально-деловой,
научный,
художественный,
публицистический.
Сфера использования
каждого из них.
Типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение).
Внимательно читать,
осознавать и
запоминать
содержание
прочитанного,
дифференцируя в нем
главное и
второстепенное;
критически оценивать
прочитанное.
Составлять
письменное
высказывание,
логически излагая
содержание, подчиняя
его теме и основной
мысли, замыслу,
избранному стилю и
типу речи, достигать
определенную
коммуникативную
цель, опираясь на
усвоенные знания;
находить и
исправлять ошибки в
содержании,
построении и
языковом оформлении
собственных
высказываний,
опираясь на
усвоенные знания.

................
Перейти до повного тексту