Название раздела, темы |
Знание содержания языковых понятий, терминов, языковых явлений и закономерностей |
Предметные умения и способы учебной деятельности |
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА |
Фонетика как раздел языковедческой науки о звуковом составе языка. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки письма. Алфавит. Слог. Основные правила переноса. Ударение. Гласные ударные и безударные, их произношение и обозначение на письме. |
Различать в словах гласные и согласные; безударные и ударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; делить слова на слоги и выделять ударный слог; определять звуковое значение букв в слове; располагать слова в алфавитном порядке; ставить ударение в соответствии с нормами русского литературного языка; находить и исправлять орфоэпические ошибки и ошибки, связанные с нарушением норм ударения |
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ |
Слово и его роль в языке. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова; диалектные слова; профессиональные слова и термины. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы). Фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидности фразеологизмов. |
Определять значение слова, давать толкование (в несложных случаях) известным словам; пользоваться разноаспектными словарями (толковыми, переводными и др.); использовать в речи слова в соответствии с их значением, в т. ч. слова с переносным значением, подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их для предупреждения неоправданного повторения слов, а также для связи предложений в тексте. |
СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
Корень, суффикс, префикс и окончание - значимые части слова (морфемы). Основа слова. Однокоренные слова. Изменение и образование слов. Способы словообразования. Сложные и сложносокращенные слова. |
Отделять окончание слова от основы, членить основу на значимые части (морфемы); пользоваться словарем строения слов и школьным словообразовательным словарем; подбирать однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; определять способ образования известных слов; правильно понимать и использовать в речи слова с учетом лексического и грамматического значения их составных частей. |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ Имя существительное |
Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлненые и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Склонение имен существительных. Типы склонения имен существительных. |
Распознавать имена существительные, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять в речи имена существительные (в т. ч. и те, род которых не совпадает в украинском и русском языках), а также существительные общего рода, существительные, имеющие форму одного числа, падежные формы имен существительных, формы разносклоняемых и несклоняемых имен существительных; использовать существительные- синонимы. |
Имя прилагательное |
Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Полные и краткие качественные прилагательные, их роль в предложении. Способы образования имен прилагательных. |
Распознавать имена прилагательные, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять в речи имена прилагательные (в т. ч. формы сравнительной и превосходной степени, краткие имена прилагательные), прилагательные- синонимы. |
Имя числительное |
Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные (обозначающие целые числа, дробные, собирательные) и порядковые. Числительные простые и составные. Склонение числительных. |
Распознавать имена числительные, определять их грамматические признаки; правильно употреблять в речи словосочетания существительных с количественными (в т. ч. дробными и собирательными) и порядковыми числительными; |
Местоимение |
Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Склонение местоимений. |
Распознавать местоимения, определять их грамматические признаки; правильно употреблять в речи местоимения (в т. ч. для связи предложений в тексте); уместно использовать местоимения сам, свой, их для обозначения принадлежности, местоимения Вы, Вам как форму вежливости. |
Глагол |
Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма (инфинитив). Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное). Время глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени) глаголов. I и II спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. |
Распознавать глаголы, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные глаголы, безличные глаголы, глагольные словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках), личные формы разноспрягаемых глаголов, формы повелительного наклонения от глаголов положить, класть, вынуть, не портить, лечь и др.; уместно использовать формы настоящего и будущего времени вместо прошедшего, одни формы наклонений в значении других, глаголы-синонимы. |
Причастие |
Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия, их образование. Краткие страдательные причастия, их роль в предложении. Причастный оборот. |
Распознавать причастия, определять их грамматические признаки; правильно использовать в речи действительные и страдательные причастия, причастные обороты; производить синонимическую замену сложных предложений и простых предложений с причастным оборотом; соблюдать нормы употребления кратких причастий; употреблять причастия и причастные обороты для описания предметов в художественном и научном стилях, а также в деловых бумагах (расписка, доверенность). |
Деепричастие |
Деепричастие как особая форма глагола: общее значение; морфологические признаки, синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Деепричастный оборот. |
Распознавать деепричастия, определять их грамматические признаки; правильно употреблять в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, в т. ч. и деепричастия с суффиксом -ся (-сь), деепричастный оборот; использовать деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте. |
Наречие |
Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Способы образования наречий. Ударение в наречиях. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения изобразительности речи и выражения оценки. |
Распознавать наречия, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять наречия (в т. ч. в форме сравнительной и превосходной степени) в речи; использовать наречия как средство связи предложений в тексте, а также как способ выражения оценки и повышения изобразительности речи. |
Предлог |
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским). Употребление предлогов в, на, с, из. Употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Использование в речи предлогов-синонимов. |
Распознавать предлоги; правильно и уместно употреблять предлоги в речи, в т. ч. и те, употребление которых не совпадает в русском и украинском языках, а также предлоги в, на, с, из; правильно употреблять имена существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использовать в речи предлоги-синонимы. |
Союз |
Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. |
Распознавать союзы; правильно использовать союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте; употреблять в речи союзы-синонимы. |
Частица |
Частица как служебная часть речи. Употребление частиц в речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. |
Распознавать частицы; правильно использовать частицы в речи, в том числе как средство повышения выразительности речи. |
Междометие |
Междометие как часть речи, его назначение. Междометие как средство повышения выразительности речи. |
Распознавать междометия; уместно использовать междометия в речи, в т. ч. для повышения выразительности речи. |
СИНТАКСИС. Словосочетание. Предложение |
Словосочетание, его назначение в языке. Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова. Словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках). Использование в речи синонимичных словосочетаний. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. |
Различать словосочетание и предложение, главное и зависимое слово в словосочетании, типы словосочетаний по способу выражения главного слова; различать предложения разных видов (по цели высказывания, по наличию или отсутствию эмоциональной окраски, по характеру грамматической основы, по количеству грамматических основ). Правильно строить, распространять и использовать в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова, и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках; употреблять синонимичные словосочетания. Правильно строить и употреблять в речи предложения изученных видов с учетом сферы их использования; использовать логическое ударение и порядок слов для повышения точности и выразительности речи; употреблять риторический вопрос и вопросно-ответную форму изложения как средство выразительности речи. |
Двусоставное простое предложение Главные и второстепенные члены предложения |
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Приложение как разновидность определения (ознакомление). Виды обстоятельств (по значению). Сравнительный оборот. |
Определять структуру простого двусоставного предложения (находить его главные и второстепенные члены); правильно строить и использовать в речи предложения с разными видами главных и второстепенных членов; |
Односоставные предложения |
Односоставные простые предложения с главным членом в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащего (назывные), их роль в языке. Различие в употреблении безличных предложений в русском и украинском языках. Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы. |
Определять виды односоставных предложений (в том числе в составе сложного); правильно и уместно использовать односоставные предложения в речи: назывные предложения в описаниях для обозначения времени и места, предложения двусоставные и односоставные разных видов как синтаксические синонимы. |
Неполные предложения |
Неполные предложения, их роль в языке. Употребление неполных предложений в диалоге, а также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных повторений. |
Находить неполные предложения; правильно и уместно использовать неполные предложения в речи, в том числе в диалоге, а также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных повторений. |
Предложения с однородными членами |
Однородные члены (с союзной, бессоюзной и смешанной связью), их роль в предложении. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Предложения с союзами не только..., но и...; как..., так и...; не столько, сколько... Синонимия рядов однородных членов с разными видами связи между ними. |
Находить однородные члены предложения (распространенные и нераспространенные), разные ряды однородных членов в одном предложении, обобщающие слова при однородных членах; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с однородными членами (в т. ч. с союзами не только..., но и...; как..., так и...; не столько..., сколько...). |
Предложения с обращениями, вводными словами, (словосочетаниями, предложениями) |
Обращение, его назначение в языке. Нераспространенное и распространенное обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения), их роль в языке. Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Употребление вводных слов для выражения отношения к сообщаемому, для связи предложений в тексте. Синонимия вводных слов. |
Находить обращения, вводные слова (словосочетания, предложения); правильно и уместно использовать в речи обращения и вводные слова (словосочетания, предложения), в том числе для передачи отношения к адресату речи; использовать синонимию вводных слов как средства связи предложений в тексте. |
Предложения с обособленными членами |
Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены (в т. ч. уточняющие), их роль в предложении. Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. |
Находить обособленные и уточняющие члены предложения; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с обособленными и уточняющими членами предложения (в т. ч. с причастными и деепричастными оборотами); употреблять деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте. |
Прямая и косвенная речь |
Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной. Цитата как способ передачи чужой речи. Диалог. Синонимия различных способов передачи чужой речи. |
Находить слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; заменять прямую речь косвенной; правильно использовать в речи прямую речь и цитаты; производить синонимическую замену различных способов передачи чужой речи; строить диалог по предложенной речевой ситуации, включать в диалог формулы и выражения речевого этикета. |
Сложное предложение Сложносочиненное предложение |
Сложное предложение и его признаки. Роль сложного предложения в языке. Сложное предложение без союзов и с союзами, с сочинительной и подчинительной связью. Сложносочиненное предложение; его строение и средства связи в нем. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Синонимия сложносочиненных предложений с различными союзами, а также сложносочиненного предложения и ряда простых. |
Различать сложные предложения разных видов, определять их структуру и средства связи между частями; находить сложносочиненные предложения в тексте; правильно и уместно использовать в речи сложносочиненные предложения; употреблять как синтаксические синонимы сложносочиненные предложения с различными союзами, а также сложносочиненное предложение и ряд простых. |
Сложно-подчиненное предложение |
Сложноподчиненное предложение, его строение и средства связи. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, сравнительные, причины, следствия, цели, условия, уступки). Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синонимия союзных сложных предложений, сложноподчиненных и простых с обособленными членами. |
Распознавать сложноподчиненные предложения в тексте; правильно и уместно использовать в речи сложноподчиненные предложения (в т. ч. и с несколькими придаточными); употреблять союзные сложные предложения, сложноподчиненные и простые с обособленными членами как синтаксические синонимы. |
Бессоюзное сложное предложение |
Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между его частями. Синонимия сложных предложений с союзами, без союзов и простых предложений. |
Находить сложные бессоюзные предложения и определять в них смысловые отношения между частями; правильно и уместно использовать бессоюзные предложения в речи; употреблять сложные предложения с союзами, без союзов и простые предложения как синтаксические синонимы. |
Сложное предложение с разными видами связи |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, знаки препинания в нем. |
распознавать сложные предложения с разными видами связи; уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в речи, правильно интонировать их. |
СТИЛИСТИКА |
Стили речи (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический); их основные признаки, функции. |
Распознавать стили речи, определять особенности каждого из них; уметь пользоваться разнообразными выразительными средствами и языковыми средствами в процессе общения для оптимального достижения коммуникативных задач. |
ОРФОЭПИЯ |
Отображение произношения гласных (ударных и безударных) и согласных с помощью фонетической транскрипции. |
Определять особенности произношения гласных и согласных звуков, обозначать ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами. |
ОРФОГРАФИЯ |
Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Гласные после шипящих и ц. Гласные и, ы после ц. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных. Гласные е, и в окончаниях слов. Одна и две буквы н в суффиксах. Буквы ъ и ь. Употребление больших букв. Различение на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях и частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. Непроверяемые орфограммы в словах. Перенос слов. Соединительные гласные в сложных словах. |
Распознавать изученные орфограммы и объяснять их с помощью правил; правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. |
ПУНКТУАЦИЯ |
Знаки препинания в простых предложениях (в конце простого предложения; тире между подлежащим и сказуемым; написание одиночных предложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками; выделение запятыми сравнительного оборота; тире в неполных предложениях; запятая между однородными членами; двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами; знаки препинания при обращении; знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях); знаки препинания при обособленных членах предложения). Знаки препинания в сложных предложениях (между частями сложносочиненного предложения; между главной и придаточной частью сложноподчиненного предложения; в бессоюзных предложениях; в сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитатах. |
Распознавать изученные пунктограммы и объясняет их с помощью правил; правильно ставить знаки препинания на изученные правила; находить и исправлять пунктационные ошибки. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ |
Понятие об общении и речи, об адресате речи. Виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Диалогическая и монологическая речь; устная и письменная речь. Основные правила общения, речевой этикет. Тема и основная мысль высказывания. Свойства хорошей речи (правильность, логичность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность). Текст, его основные признаки; деление текста на абзацы. Средства связи предложений в тексте (повтор, использование синонимов, однокоренных слов, местоимений, союзов). Стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический. Сфера использования каждого из них. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). |
Внимательно читать, осознавать и запоминать содержание прочитанного, дифференцируя в нем главное и второстепенное; критически оценивать прочитанное. Составлять письменное высказывание, логически излагая содержание, подчиняя его теме и основной мысли, замыслу, избранному стилю и типу речи, достигать определенную коммуникативную цель, опираясь на усвоенные знания; находить и исправлять ошибки в содержании, построении и языковом оформлении собственных высказываний, опираясь на усвоенные знания. |