1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРАЇНИ
Департамент митних режимів
та організації митного оформлення
Л И С Т
30.07.2010 N 10/1-5/1174-ЕП
Начальникам регіональних
митниць, митниць
Про направлення пам'ятки
Направляємо для використання в роботі та інформування громадян і суб'єктів ЗЕД пам'ятку про порядок дій при поміщенні товарів під митну процедуру та митному контролі товарів в умовах функціонування Митного союзу в рамках ЄврАзЕС, надіслану Представництвом митної служби Російської Федерації в Україні.
Тексти документів, на які є посилання в Пам'ятці, розміщенні на сайтах ФМС Росії (http://www.customs.ru) та Комісії митного союзу (http://tsouz.ru).
Директор Департаменту
митних режимів
та організації
митного оформлення



І.М.Муратов
Додаток
ПАМЯТКА
О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и о таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
I. Общие положения, касающиеся перемещения товаров
В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - ТТ ТС) и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в Российской Федерации.
При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на ТТ ТС, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
Основным отличием от порядка, действующего в настоящее время, является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса "товаров таможенного союза", за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей ТТ ТС. Такое же право свободно обращаться на всей ТТ ТС с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах Таможенного союза.
При ввозе товаров на территорию Таможенного союза, таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:
- декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;
- оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства - члена таможенного союза, а также документ, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство - член Таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории Таможенного союза, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе. Порядок и условия помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита более подробно описаны в разделе X Памятки.
В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в Российской Федерации в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Республике Казахстан, при ввозе в Российскую Федерацию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза (перечень товаров приведен в Приложении N 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130), взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы ТТ ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием.
Также как и в российском таможенном законодательстве только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение.
II. Порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств - членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства - гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.
ТК ТС предусматривает 2 формы декларирования - письменную и электронную.
Виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения декларации на товары, определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, то есть они будут едиными на всей территории Таможенного союза.
Указанным решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января 2011 года. До их вступления в силу применяются предусмотренные законодательством государств - членов Таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.
Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в Российской Федерации будут применяться действующие в настоящее время формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4)" (приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724) и порядок их заполнения (приказ ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003).
Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее Ц Инструкция), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров.
В частности, при соблюдении предусмотренных Инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров - в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений.
Представление Перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии Таможенного союза либо законодательством государств - членов Таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза. В частности, электронная копия не потребуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.
К таким документам относятся:
документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической следки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;
документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза;
документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
Если в перечисленных выше документах, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предусмотрен сокращенный перечень документов. В данном случае количество представляемых документов сокращено до 7:
документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС;
документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза.
Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров.
В данном случае пунктом 5 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен действующим ТК РФ. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.
Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.
Таможенная декларация на товары, ввезенные на ТТ ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.
Таможенная декларация на товары, вывозимые с ТТ ТС, подается до их убытия с ТТ ТС, если иное не установлено ТК ТС.
Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262.
ТК ТС устанавливает, что декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена Таможенного союза:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица:
физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;
организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза;
3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита:
лица, указанные в пунктах 1) и 2);
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.
Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Статья 191 ТК ТС дифференцированно подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров.
До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255.
III. Классификация товаров
1. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза
Участники внешнеэкономической деятельности после 1 июля 2010 г. по вопросам принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС могут обращаться в Управление товарной номенклатуры ФТС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденным приказом ФТС России от 1 августа 2008 г. N 951 (зарегистрирован в Минюсте 8 августа 2008 г., N 12092) (далее - Административный регламент).
Порядок принятия предварительных решений по классификации товаров, изложенный в Административном регламенте, в основном соответствует порядку принятия предварительных решений, который регламентирован статьями 53-57 ТК ТС.
Существенными отличием являются изменение срока действия предварительного решения, который сокращен с пяти до трех лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 ТК ТС предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено.
В форму предварительного решения внесены изменения, касающиеся регистрационного номера (графа 3), а также добавлена сноска "*" о том, что решение принимается при соответствии товара сведениям, указанным в графе 7.
Форма предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС и порядок ее заполнения утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов".
2. Документы, на основании которых был заявлен классификационный код
К документам, сопровождаемым подачу таможенной декларации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС отнесены документы, на основании которых был заявлен классификационный код по ТН ВЭД ТС.
К таким документам могут относиться документы, содержащие:
сведения о составе товара (если в ТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре);
сведения о процессах переработки и видов переработки товара (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара): технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса и т.п.;
сведения о технических характеристиках товара и принципе действия (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность и т.п.): техническая документация (чертежи, блок-схемы, технический паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя и т.п.).
В случае отсутствия при декларировании каких-либо документов или сведений, а так же при необходимости подтверждения сведений о товаре и классификационном коде, заявленном в таможенной декларации, таможенный орган запрашивает соответствующие документы (перечень которых указывается в уведомлении декларанта) или направляет в экспертную организацию образцы для исследования.
В части особенностей заполнения 31 графы таможенной декларации продолжает действовать приказ ФТС России от 15 октября 2009 г. N 1883 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД" до вступления в силу приказа ФТС России от 6 мая 2010 г. N 895 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД".
Статьей 194 ТК ТС предусмотрены особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.
До издания и вступления в действие актов таможенного законодательства, устанавливающих особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного времени, следует руководствоваться положениями приказа ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 "Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов".
IV. Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру
В соответствии со статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:
меры нетарифного регулирования;
меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;
особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;
меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;
меры технического регулирования;
санитарно-эпидемиологические требования;
ветеринарные требования;
карантинные требования;
фитосанитарные требования;
радиационные требования.
Запреты и ограничения устанавливаются:
международными договорами государств - членов Таможенного союза;
решениями Комиссии Таможенного союза;
нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Объектами применения запретов и ограничений являются:
товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:
документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.
Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:
1) законодательство:
таможенное законодательство Таможенного союза;
законодательство государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

................
Перейти до повного тексту