1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Регламент


РЕГЛАМЕНТ
взаимодействия машиниста грузового поезда, работающего без помощника машиниста, с причастными работниками при возникновении нештатных ситуаций
Принят
на пятьдесят втором
заседании Совета
по железнодорожному транспорту ( 998_550 )
14 мая 2010 года
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. При ведении поезда по участку о каждой остановке поезда на перегоне, а также при возникновении аварийной или нестандартной ситуации машинист информирует по поездной радиосвязи дежурных по станциям, ограничивающим перегон, поездного диспетчера, и машинистов встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне, о причине остановки поезда.
Если остановка поезда вызвана падением давления в тормозной магистрали, то машинист в первую очередь обязан вызвать дежурного впереди находящейся станции, с тем, чтобы была возможность предупредить машиниста встречного поезда об остановке поезда по падению давления в тормозной магистрали и отсутствии информации о габарите по смежному пути.
2. При необходимости покинуть кабину управления машинист обязан:
после остановки довести торможение до полного служебного с общим снижением давления в уравнительном резервуаре на 1,5 - 1,7 кгс/кв.см от установленного зарядного давления, с последующим переводом ручки крана машиниста в 3 положение (перекрыша без питания тормозной магистрали);
привести в действие вспомогательный тормоз локомотива до достижения давления в тормозных цилиндрах от 3,8 до 4,0 кгс/кв.см;
закрутить ручной тормоз или включить стояночный тормоз локомотива, при необходимости закрепить поезд тормозными башмаками;
извлечь реверсивную рукоятку или ключ активации пульта кабины управления;
взять с собой переносную радиостанцию (мобильный телефон), закрыть входные двери локомотива на ключ;
включить буферные фонари с красными огнями; отключить устройства АЛСН ключом ЭПК.
Покидая кабину управления машинисту запрещается обесточивать электрические цепи на локомотиве обеспечивающие, нормальную и бесперебойную работу автотормозного оборудования.
Машинисту запрещается покидать локомотив более, чем на 20 минут, а также, если поезд остановлен на подъеме или спуске и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах.
3. Для ускорения передачи информации о вынужденной остановке поезда на перегоне, возникновении аварийной или нестандартной ситуации, применяется следующая единая форма передачи начала сообщения:
"Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист поезда № ____, фамилия ________ (работаю без помощника машиниста), остановился на _____ км, пикета ____, четного (нечетного) пути перегона _____ вследствие (указать причину). Если нарушен габарит, добавляет: "габарит по _____ пути нарушен" или "сведений о наличии габарита по соседнему пути не имею". Будьте бдительны!".
Сообщение при необходимости повторяется несколько раз. При получении указанного сообщения машинисты всех поездов, находящихся в зоне действия радиосвязи, поездной диспетчер и дежурные по станции обязаны прекратить переговоры по радиосвязи, внимательно выслушать сообщение и принять меры к обеспечению безопасности движения поездов.
Машинист остановившегося поезда обязан получить подтверждение о том, что информация об остановке поезда или возникновении аварийной и нестандартной ситуации воспринята машинистом локомотива вслед идущего и встречного поезда, дежурными по станциям, ограничивающим перегон, поездным диспетчером.
4. Во всех случаях, когда требуется остановка встречного поезда, машинист остановившегося поезда обязан включить красные огни фонарей у буферного бруса, при появлении встречного поезда по соседнему пути вызвать по радиосвязи машиниста и сообщить ему об опасности, одновременно подавать сигнал миганием прожектора до получения ответного аналогичного сигнала. Красные огни фонарей у буферного бруса и мигающий прожектор на локомотиве стоящего на перегоне встречного поезда, при отсутствии информации о причине его стоянки, являются для машиниста встречного поезда сигналом остановки.
5. Машинист, встречного поезда, увидев красные огни фонарей у буферного бруса и мигание прожектором, подаваемые локомотивом встречного поезда, подает ответный сигнал прожектором, принимает меры к остановке, по возможности не проезжая локомотива остановившегося поезда. Дальнейшие свои действия согласовывает с поездным диспетчером и машинистом остановившегося поезда. Скорость движения вдоль стоящего состава не должна превышать 20 км/час, при этом машинист обязан соблюдать особую бдительность и быть готовым к остановке, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
6. Для оказания помощи в быстрейшем восстановлении движения машинист, поездной диспетчер и дежурный по станции могут привлекать и других работников железнодорожного транспорта, направляемых к остановившемуся поезду любым видом транспортных средств, о чем поездной диспетчер информирует машиниста локомотива.
7. Причастные работники должны быть обучены и проверены в знании требований данного Регламента.
РАЗДЕЛ 2
1. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПРИЧАСТНЫХ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА
1.1. Дежурный по станции при приеме опаздывающего грузового поезда на станцию с остановкой, а также в случае его задержки у входного, маршрутного или выходного сигнала с запрещающим показанием, при появлении поезда на первом участке приближения вызывает по радиосвязи машиниста и передает ему информацию о порядке приема, следования по станции и отправления поезда. Машинист поезда подтверждает полученную информацию.
1.2. Отправление поезда со станции после остановки на перегон (оборудованный автоматической блокировкой) осуществляется при зеленом огне выходного светофора или других показаниях, указывающих на свободность двух и более блок-участков или всего перегона.
2. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПРИЧАСТНЫХ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ ОТКАЗА ТОРМОЗОВ
2.1. Если после первой ступени торможения не получен начальный эффект в грузовом поезде в течение 20 - 30 секунд или во время следования обнаружен отказ автотормозов машинист обязан:
применить экстренное торможение;
привести в действие вспомогательный и ручной тормоз локомотива, песочницу, если локомотив оборудован рекуперативным или реостатным тормозом, применить соответствующее торможение;
одновременно сообщить по поездной радиосвязи дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру и машинисту встречного и вслед идущего поезда по форме:
"Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист поезда № ____, фамилия ___ (работаю без помощника машиниста), следую по перегону ____, километру ___, потерял управление тормозами. Примите меры к остановке";
повторять сообщение до получения ответа от поездного диспетчера или от одного из дежурных по станции, ограничивающей перегон;
подавать сигнал общей тревоги (один длинный три коротких).
2.2. Если поезд с неудовлетворительной работой тормозов удалось остановить и он остановился на уклоне, а в период зарядки тормозов не может быть удержан на месте локомотивным тормозом, то в зависимости от профиля пути и веса поезда машинист обязан закрепить головную часть состава тормозными башмаками, находящимися на локомотиве.
2.3. При остановке поезда на перегоне поездной диспетчер:
вызывает машинистов встречного, вслед идущего поезда или движущегося по смежному пути и дополнительно сообщает об остановке поезда времени и причине остановки;
по докладам машинистов локомотива вслед идущего и встречного поезда убеждается в том, что информация об остановке поезда ими воспринята;
через локомотивные бригады встречных, вслед идущих поездов или других работников железнодорожного транспорта организует осмотр остановившегося состава и совместно с машинистом поезда, вынужденно остановившегося на перегоне, принимает решение о его выводе с перегона.
3. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПРИЧАСТНЫХ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ ПРОПУСКА ПОЕЗДА, ПОТЕРЯВШЕГО УПРАВЛЕНИЕ, ТОРМОЗАМИ СО СТАНЦИИ НА ПЕРЕГОН (УХОДА ВАГОНОВ СО СТАНЦИИ НА ПЕРЕГОН)
3.1. После получения сообщения от поездного диспетчера или дежурного по станции о следовании встречного поезда, потерявшего управление тормозами (ушедших со станции вагонов), немедленно остановить поезд экстренным торможением, одновременно подтвердить полученное сообщение и уточнить время ухода состава навстречу.
3.2. Машинист, ориентируясь по показаниям проходных светофоров и АЛСН, в зависимости от поездной обстановки и наличии времени должен:
по поездной радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и машинисту вслед идущего поезда о месте остановки;
отцепить локомотив, предварительно закрепив головные вагоны тормозными башмаками, взятыми с локомотива, и отъехать от состава на возможно большее расстояние;
привести локомотив в нерабочее состояние, опустить токоприемники, заглушить дизель, покинуть кабину управления и, при наличии времени, соблюдая меры личной безопасности, следовать навстречу движущемуся поезду для укладки тормозных башмаков. После укладки тормозных башмаков немедленно отойти от пути на безопасное расстояние.
3.3. При отсутствии времени для отцепки локомотива от состава машинист приводит его в нерабочее состояние, затормаживает и покидает его.
3.4. В случае ухода вагонов со станции на перегон действия машиниста аналогичны вышеуказанным.
4. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПРИЧАСТНЫХ РАБОТНИКОВ ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ ОСТАНОВКЕ ПОЕЗДА НА ПЕРЕГОНЕ
4.1. Порядок взаимодействия работников в случае самопроизвольного срабатывания тормозов
4.1.1. Машинист локомотива при вынужденной остановке из-за самопроизвольного срабатывания тормозов немедленно информирует по поездной радиосвязи дежурных по станциям, ограничивающим перегон, поездного диспетчера, машиниста встречного, вслед идущего поезда и движущегося по смежному пути о времени и причине остановки, включив в сообщение информацию о том, что о состоянии поезда и габарите по соседнему пути информации не имеет.
4.1.2. После остановки поезда привести в действие автотормоза поезда с общим снижением давления в уравнительном резервуаре на 1,5 - 1,7 кгс/кв.см от установленного зарядного давления, с последующим переводом ручки крана машиниста в 3 положение, вспомогательный тормоз локомотива.
4.1.3. Осмотреть состав. При необходимости с выходом из кабины управления не более, чем на 20 минут.
4.1.4. При остановке на перегоне поезда поездной диспетчер через локомотивные бригады встречных, вслед идущих поездов или других работников железнодорожного транспорта, организует осмотр остановившегося состава и принимает решение о его выводе с перегона.
4.2. Порядок взаимодействия работников при сходе вагонов на перегоне
4.2.1. Получив сообщение о сходе вагонов с выходом за габарит, поездной диспетчер принимает дополнительные меры по оповещению машинистов вслед идущего поезда и движущегося по смежному пути об остановке поезда вследствие схода подвижного состава и нарушении габарита.
4.2.2. При сходе подвижного состава поездной диспетчер, через локомотивные бригады встречных, вслед идущих поездов или других работников железнодорожного транспорта, обязан выяснить:
имеются ли человеческие жертвы;
наличие габарита по смежному пути;
километр и пикет остановки головы поезда после схода подвижного состава;
характера местности (насыпь, уклон, площадка, мост и т.д.), километр пикеты, на которых произошел сход подвижного состава, имеются ли подъезды к железнодорожному полотну, профиль пути;
сколько единиц подвижного состава сошло с рельсов (есть ли сход локомотива), из них - количество подвижного состава, стоящего на железнодорожном полотне или лежащих на боку;
какой вагон сошел первым по счету от головы поезда, род подвижного состава, (груженые или порожние), имеются ли среди сошедших вагонов цистерны, с каким грузом;
в каком состоянии контактная сеть, количество поврежденных опор контактной сети.
4.2.3. Машинист остановившегося поезда вскрывает поездные документы и проверяет наличие в сошедших вагонах вагонов с опасными грузами, при их наличии передает поездному диспетчеру, дежурному по станции номера аварийных карточек.
4.3. Порядок взаимодействия работников при саморасцепе автосцепных устройств или обрыве автосцепки в поезде
4.3.1. При получении информации о саморасцепе автосцепных устройств или обрыве автосцепки поездной диспетчер через локомотивные бригады встречных, вслед идущих поездов или других работников железнодорожного транспорта, организует осмотр остановившегося состава, принимает меры к закреплению хвостовой части поезда ручными тормозами или тормозными башмаками, при этом выясняет:
на каком километре остановился локомотив;
расстояние между разъединившимися частями поезда;
причины саморасцепа (обрыва);
состояние расцепившихся автосцепок;
4.3.2. Машинист остановившегося поезда после закрепления хвостовой части обязан затребовать вспомогательный локомотив с бригадой в составе не менее двух человек в хвостовую часть поезда;
4.3.3. По прибытии вспомогательного локомотива произвести соединение поезда, при этом скорость сцепления частей поезда не должна превышать 3 км/ч.
4.3.4. При невозможности соединения согласовать с поездным диспетчером порядок вывода состава на станцию по частям.
4.4. Порядок взаимодействия работников в случае неисправности в поезде
4.4.1. При получении информации от дежурного по станции о срабатывании аппаратуры УКСПС или УКНГ, самоторможении или неотпуске тормозов у отдельных вагонов, наличии колес, идущих юзом, или издающих сильные удары из-за ползунов, искрении в поезде - возможно волочение деталей, машинист принимает меры к остановке поезда.
В зависимости от обстановки применить ступенчатое, полное служебное или экстренное торможение, исключив заезд поездом на входные стрелки станции, в туннель, на мост, информируя по поездной радиосвязи машинистов встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне, о случившемся.
4.4.2. Поездной диспетчер через локомотивные бригады встречных, вслед идущих поездов или других работников железнодорожного транспорта, организует осмотр состава и убеждается в отсутствии волочения деталей подвижного состава, наличии габарита, отсутствии повреждений поверхности катания колесных пар. Принимает меры по устранению последствий волочения или схода подвижного состава и восстановлению движения поездов.

................
Перейти до повного тексту