- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
РЕШЕНИЕ
Экономического совета Содружества Независимых Государств
О проекте Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ
(Москва, 12 сентября 2008 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить проект Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ, представленный Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Внести указанный проект документа на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
О Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ (прилагается).
2. Просить правительства государств-участников СНГ поручить заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ совместно с Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества в аграрной сфере обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных указанным Комплексом совместных мер.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе ___________________ "____" ___________ 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Проект
КОМПЛЕКС СОВМЕСТНЫХ МЕР
по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ
__________
* Продовольственная безопасность, по определению ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), - четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам за счет собственного производства и необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Основной целью Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.
В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется следующими факторами:
- физическая доступность продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания в местах их потребления в объемах и ассортименте, необходимых для удовлетворения потребительского спроса населения;
- экономическая доступность продовольствия, состоящая в том, что уровень доходов, независимо от социального статуса и места жительства гражданина, позволяет ему приобретать продукты питания на уровне, соответствующем физиологическим нормам питания;
- безопасность продовольствия для потребителей, т.е. необходимость обеспечения производства, реализации и потребления пищевых продуктов, неспособных нанести вред жизни и здоровью населения;
- продовольственная независимость государства - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и поддержание в обычных и чрезвычайных ситуациях определенного уровня обеспечения продовольствием в основном за счет внутреннего производства, при котором, в случае временного прекращения импорта продовольствия, продовольственный кризис не возникает.
1. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМ ПО ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
1.1. Ситуация на сельскохозяйственных и продовольственных рынках
В настоящее время происходят глобальные перемены на мировых сельскохозяйственных и продовольственных рынках. В ряде развитых стран неуклонно сокращается поддержка сельскохозяйственного производства и наступает период, когда цены выходят на уровень, определяемый локальными рыночными механизмами. Рост уровня доходов населения способствует росту спроса и цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Наблюдаются постоянный рост требований к качеству и безопасности продукции и расширению использования сельскохозяйственной продукции в качестве сырья для производства биотоплива. Такая ситуация не может не отразиться на продовольственной безопасности на национальном уровне.
В мире идет процесс удорожания продовольственных товаров, в том числе и в государствах-участниках СНГ. В последнее время особенно резко возросли цены на важнейшие виды продовольствия, в первую очередь на зерно и продукты его переработки, мясомолочную продукцию, рис и сахар.
Внутренние рынки государств-участников СНГ перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Сельхозпродукция собственного производства часто востребована не в полной мере, что отрицательно сказывается на доходах товаропроизводителей.
Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции (в 2007 году на 29% по сравнению с 2000 годом), этих объемов недостаточно для удовлетворения потребностей населения государств-участников СНГ в полной мере продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности. Агропромышленные комплексы государств-участников СНГ имеют возможность обеспечить население продовольствием при проведении согласованной аграрной политики, исходя из природно-экономических условий стран, наиболее полного использования преимущества различных территорий, повышения конкурентоспособности аграрного сектора.
Содружество сможет полностью использовать потенциал общего аграрного рынка (численность населения государств-участников СНГ достигла 280 млн человек), успешно конкурируя с транснациональными компаниями, производителями США, Европейского Союза, государств Юго-Восточной Азии.
В последнее время наблюдаются понимание необходимости более тесного сотрудничества в рамках СНГ и увеличение объемов взаимной торговли продукцией АПК.
В настоящее время производство сельскохозяйственной продукции в государствах-участниках СНГ объективно обусловлено разнообразием экономических условий, различной землеобеспеченностью, снижением доли сельского населения. Больше приходится сельхозугодий и пашни на душу населения в Казахстане (5,3 и 1,45 га соответственно), меньше - в Кыргызстане (0,88 и 0,25 га), Молдове (0,69 и 0,5 га), Армении (0,65 и 0,14 га).
Это вызывает необходимость создания общего продовольственного рынка государств-участников СНГ с довольно развитыми связями по ввозу и вывозу продовольственных товаров, поскольку потребление продовольствия во многих государствах-участниках СНГ превышает производство и в значительной мере обеспечивается за счет импорта.
Производство основных видов продовольствия
в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2007 годах
(кг на душу населения)
Государства-участники СНГ |
Зерно |
Картофель |
Овощи |
Мясо |
Молоко |
Яйцо, шт. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
Азербайджан |
251 |
232 |
131 |
123 |
136 |
145 |
18 |
20 |
151 |
159 |
106 |
103 |
Армения |
123 |
140 |
175 |
181 |
206 |
262 |
17 |
22 |
185 |
199 |
161 |
163 |
Беларусь |
657 |
744 |
837 |
901 |
205 |
222 |
71 |
83 |
581 |
607 |
317 |
332 |
Грузия |
156 |
... |
96 |
... |
97 |
... |
24 |
... |
174 |
... |
112 |
... |
Казахстан |
910 |
1301 |
166 |
156 |
143 |
142 |
50 |
54 |
314 |
326 |
166 |
172 |
Кыргызстан |
324 |
284 |
222 |
262 |
143 |
151 |
35 |
35 |
233 |
236 |
62 |
71 |
Молдова |
788 |
252 |
105 |
56 |
108 |
62 |
24 |
27 |
183 |
169 |
212 |
197 |
Россия |
546 |
575 |
260 |
258 |
106 |
109 |
34 |
40 |
218 |
226 |
258 |
266 |
Таджикистан |
135 |
130 |
81 |
93 |
105 |
117 |
8 |
8 |
78 |
82 |
14 |
16 |
Узбекистан |
245 |
... |
35 |
... |
134 |
... |
24 |
... |
174 |
... |
75 |
... |
Украина |
807 |
630 |
413 |
411 |
155 |
147 |
34 |
41 |
291 |
263 |
277 |
301 |
................Перейти до повного тексту