1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный кодекс
о судоустройстве и статусе судей для государств-участников СНГ
Принят
на тридцать шестом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 36-12
от 16 мая 2011 года)
Раздел I. Задачи и принципы деятельности судебной системы
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Судебная власть
Судебная власть осуществляется судами, образованными в порядке, установленном законодательными актами государства. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судебная власть осуществляется судами в лице судей, а также заседателей, привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке и случаях, установленных законом государства о судоустройстве и иными законодательными актами.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Судебная власть самостоятельна, не подотчетна законодательной и исполнительной властям.
Статья 2. Правовая основа судоустройства
Правовую основу судоустройства составляют конституция государства, закон государства о судоустройстве и иные законодательные акты государства.
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы государства обеспечивается путем:
- установления судебной системы государства конституцией, законом государства о судоустройстве и иными законодательными актами государства;
- соблюдения всеми судами установленного законодательными актами порядка судопроизводства;
- признания обязательного исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- закрепления единства статуса судей;
- финансирования судов из государственного бюджета.
Статья 4. Судебная система государства. Задачи судов
Судебную систему государства составляют:
- Конституционный Суд государства - орган судебного контроля за конституционностью законодательных актов государства. В федеративном государстве могут образовываться суды, осуществляющие судебный контроль за соответствием конституции (уставу) субъекта федерации законодательных актов субъекта федерации. В случае отсутствия Конституционного Суда его функции может осуществлять Верховный суд государства либо иной орган конституционного контроля, предусмотренный конституцией государства;
- суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации.
В государстве могут быть созданы специализированные суды, действующие по общим правилам судопроизводства (административные, ювенальные, по экономическим спорам, патентные, по интеллектуальной собственности, по трудовым спорам и др.).
Конституционный Суд государства призван обеспечивать верховенство конституции государства и ее непосредственное действие на территории государства, соответствие законодательных актов конституции государства, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных конституцией государства, законами и иными нормативными правовыми актами.
Суды в государстве призваны защищать гарантированные конституцией и иными законодательными актами государства права, свободы и законные интересы, государственные и общественные интересы, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, рассмотрение и разрешение дел в разумные сроки, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Глава 2
Принципы осуществления правосудия
Статья 5. Самостоятельность судов
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только конституции государства и закону.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица конституции государства, международному договору государства, закону, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В государстве не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей.
Статья 6. Законность при осуществлении правосудия
Суды осуществляют правосудие на основе конституции государства, норм международного права, законодательных актов, соответствующих конституции государства и принятых в соответствии с ней.
Статья 7. Равенство граждан и организаций перед законом и судом
Правосудие в государстве осуществляется на основе равенства перед законом и судом всех граждан независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой, национальной, государственной или политической принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства, места рождения, а равно и от других, не предусмотренных законом, оснований, а также всех юридических лиц и организаций независимо от их организационно-правовой формы, места нахождения, подчиненности, формы собственности и других обстоятельств.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами государства, если иное не определено конституцией государства, международными договорами и законодательными актами государства.
Статья 8. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия
Правосудие в государстве осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает им содействие в осуществлении их прав.
Статья 9. Участие граждан в осуществлении правосудия
Граждане государства имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей, народных заседателей, экономических (хозяйственных) заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законом государства о судоустройстве и иными нормативными правовыми актами.
Статья 10. Право граждан и организаций на судебную защиту
Гражданам государства гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные конституцией и иными законодательными актами государства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательными актами, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.
Статья 11. Гласность при осуществлении правосудия
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.
Законом государства могут быть предусмотрены дополнительные меры по обеспечению доступа граждан к информации о судебном процессе, включая размещение сведений в Интернете.
Не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Не допускается разглашение государственной или иной охраняемой законом государства тайны.
Статья 12. Обеспечение прав граждан при рассмотрении дел в суде
Разбирательство дел в судах проводится в присутствии заинтересованных лиц. Заочное разбирательство дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеют право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Глава 3
Порядок и условия осуществления правосудия
Статья 13. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел
Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами случаях - единолично судьей.
Статья 14. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
Судопроизводство и делопроизводство в судах государства ведутся на государственном языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные лица вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 15. Обязательность судебных постановлений и требований судьи
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.
Требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательными актами, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Информация, запрашиваемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется бесплатно.
Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами государства.
Статья 16. Использование государственных символов государства в судах
На зданиях судов государства, в служебных кабинетах судей, в помещениях заседаний и в залах судебных заседаний судов государства устанавливается государственный флаг государства, а также помещается изображение государственного герба государства.
Статья 17. Печатные издания судов
Суды государства вправе учреждать печатные издания в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 18. Печать судов
Все суды государства имеют печать с изображением государственного герба государства и со своим наименованием.
Статья 19. Место нахождения судов
Постоянное местонахождение каждого суда определяется соответствующим законом.
Заседания судов проводятся в месте их постоянного нахождения. Суд вправе принять решение о проведении заседания в ином месте.
Раздел II. Порядок формирования и компетенция судов
Глава 4
Конституционный суд государства
Статья 20. Компетенция, порядок формирования и деятельность Конституционного Суда государства
Компетенция, порядок формирования и деятельность Конституционного Суда определяются конституцией государства и законом о Конституционном Суде.
Статья 21. Состав Конституционного Суда государства
Конституционный Суд государства состоит из судей Конституционного Суда, в том числе председателя Конституционного Суда и заместителя (заместителей) председателя Конституционного Суда.
Количественный состав судей Конституционного Суда государства определяется конституцией государства.
Количество заместителей председателя Конституционного Суда государства определяется законом о Конституционном Суде государства.
Конституционный Суд государства может действовать в составе:
- пленума Конституционного Суда государства;
- судебных палат Конституционного Суда государства.
Статья 22. Полномочия Конституционного Суда государства
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции государства на всей территории государства Конституционный Суд:
1) разрешает дела о соответствии конституции государства законов (в том числе конституций (уставов) субъектов государства и их толкования в решениях конституционных (уставных) судов) субъектов государства, нормативных правовых актов главы государства (президента), высшего законодательного органа государства, правительства государства и иных нормативных актов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти государства;
2) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного судом в конкретном деле;
4) по запросам судов проверяет конституционность нормы закона, примененного или подлежащего применению данным судом в конкретном деле;
5) по запросам судов проверяет конституционную возможность применения судом в конкретном деле нормы международного права, выраженной в решении международного суда по конкретному делу в отношении государства, в том числе при наличии иной правовой позиции Конституционного Суда государства, выраженной в его решениях по данному вопросу;
6) дает толкование конституции государства;
7) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения главы государства (президента) в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
8) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
9) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему конституцией государства и конституционными законами.
Конституционный Суд государства решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд государства при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд государства принимает регламент Конституционного Суда государства.
Статья 23. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с конституцией государства в связи с решением Конституционного Суда государства
В случае если решением Конституционного Суда государства нормативный правовой акт признан не соответствующим конституции государства полностью или частично либо из решения Конституционного Суда государства вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1) правительство государства не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства вносит в высший законодательный орган государства проект нового закона, или ряд взаимосвязанных проектов законов, или законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются высшим законодательным органом государства во внеочередном порядке;
2) глава государства (президент), правительство государства не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства отменяют нормативный правовой акт соответственно главы государства (президента) или правительства государства, принимают новый нормативный правовой акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части;
3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта государства в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта государства, отменяет признанный неконституционным закон субъекта государства, принимает новый закон субъекта государства или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта государства, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта государства (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта государства) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта государства не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта государства не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда государства, применяется механизм ответственности, предусмотренный законодательством;
4) высшее должностное лицо субъекта государства (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта государства) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства отменяет признанный неконституционным нормативный правовой акт, принимает новый нормативный правовой акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства высшим должностным лицом субъекта государства (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта государства) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда государства, применяется механизм ответственности, предусмотренный законодательством;
5) органы государственной власти, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими конституции государства договор между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов государства, договор между органами государственной власти субъектов государства, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда государства вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда государства влечет за собой ответственность, установленную законом.
Статья 24. Председатель Конституционного Суда государства
Председатель Конституционного Суда государства:
1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда государства, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Конституционного Суда государства вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
3) представляет Конституционный Суд государства в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда государства выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда государства, представляет на утверждение Конституционного Суда государства кандидатуры руководителей аппарата и секретариата Конституционного Суда государства, а также положение о секретариате Конституционного Суда государства и структуру аппарата;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с конституционным законом и регламентом Конституционного Суда государства.
Председатель Конституционного Суда государства издает приказы и распоряжения.
Статья 25. Заместитель председателя Конституционного Суда государства
Заместитель председателя Конституционного Суда государства осуществляет по уполномочию председателя Конституционного Суда государства его отдельные полномочия, а также выполняет иные обязанности, возложенные на него председателем Конституционного Суда государства.
Статья 26. Аппарат Конституционного Суда государства
Деятельность Конституционного Суда государства обеспечивает аппарат, состоящий из секретариата Конституционного Суда государства и иных подразделений.
Секретариат Конституционного Суда государства осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда государства, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда государства в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда государства; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда государства. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда государства.
Конституционный Суд государства в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата; утверждает положение о секретариате Конституционного Суда государства.
Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда государства, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе, нормативными правовыми актами о правовом положении работников судов, а также законодательством государства о труде.
Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта государства
Конституционный (уставный) суд субъекта государства может создаваться субъектом государства для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта государства, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта государства, органов местного самоуправления субъекта государства конституции (уставу) субъекта государства, а также для толкования конституции (устава) субъекта государства.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта государства производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта государства.
Конституционный (уставный) суд субъекта государства рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта государства.
Порядок формирования, компетенции и деятельности конституционного (уставного) суда определяется конституцией (уставом) субъекта государства и законом.
Глава 5
Суды общей юрисдикции
Статья 28. Система судов общей юрисдикции
Систему судов общей юрисдикции составляют:
- районные (и приравненные к ним, равные им) суды (далее - районные суды);
- областные (и приравненные к ним, равные им) суды (далее - областные суды);
- Верховный суд государства.
В системе судов общей юрисдикции законом могут создаваться специализированные суды: военные, ювенальные (по делам несовершеннолетних), семейные, административные, дисциплинарные и другие, а также мировые суды (судьи), апелляционные и кассационные (надзорные) суды, компетенция, порядок формирования и деятельность которых определяются соответствующими законами и законом государства о судоустройстве.
В случае создания в государстве системы специализированных судов они образуются по территориальному принципу и приравниваются соответственно к районным и областным судам.
Общая численность судей Верховного суда государства и судей иных судов общей юрисдикции устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год.
Статья 29. Образование, реорганизация и прекращение деятельности судов общей юрисдикции
Районный суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом государства (актом главы государства (президента)) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностного лица (лиц)).
Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Статья 30. Состав районного суда
Районный суд состоит из председателя суда и судей. Судьи районного суда могут специализироваться на рассмотрении гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях и других дел (материалов).
Количественный состав судей районного суда, достаточный для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия, устанавливается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (либо иным органом или должностным лицом по согласованию с председателем вышестоящего суда) в пределах общей численности судей всех судов общей юрисдикции, установленной законом о бюджете на очередной финансовый год, либо в ином порядке.
При наличии пяти и более судей в составе районного суда вводится должность заместителя председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного суда вводится вторая должность заместителя председателя суда.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, законом государства в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
В случае если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.
Статья 31. Компетенция районного суда
Районный суд:
- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам все гражданские дела, уголовные дела, административные дела и дела об административных правонарушениях, за исключением дел, отнесенных законами государства к подсудности других судов;
- рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;
- изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд государства с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Районный суд в случаях, предусмотренных законодательством государства, рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
Статья 32. Председатель районного суда
Председатель районного суда назначается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностных лиц) на определенный срок.
Председатель районного суда является судьей соответствующего суда.
Председатель районного суда:
- организует работу суда;
- осуществляет полномочия судьи и иные процессуальные полномочия в соответствии с законами государства, вправе председательствовать в судебных заседаниях;
- назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между своими заместителями, судьями;
- организует изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата (секретариата) суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата (секретариата) суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
- ведет личный прием граждан, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата (секретариата) соответствующего суда;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда и осуществляет контроль за их выполнением;
- издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В случае отсутствия председателя районного суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности заместителя председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.
В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению председателя Верховного суда государства один из заместителей председателя этого суда, а при отсутствии заместителей - по решению председателя Верховного суда государства - один из судей этого суда.
Статья 33. Заместители председателя районного суда
Заместители председателя районного суда назначаются главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностных лиц) на определенный срок.
Заместители председателя районного суда являются судьями соответствующего суда.
Заместители председателя районного суда осуществляют иные полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей и законодательными актами.
Заместители председателя районного суда осуществляют полномочия председателя суда в его отсутствие или при невозможности исполнения им своих обязанностей.
Статья 34. Мировой судья
Мировой судья в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела об административных правонарушениях, гражданские, административные дела и уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести в качестве районного суда.
Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются законом (и законом субъекта) государства.
Районный суд является для мирового судьи апелляционной инстанцией.
Статья 35. Военные суды. Система военных судов государства
Военные суды создаются по территориальному принципу и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная (правоохранительная или иная государственная) служба.
Систему военных судов государства составляют:
- гарнизонные (и приравненные к ним, равные им) суды;
- окружные (и приравненные к ним, равные им) суды.
Военные суды входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом государства, в котором может быть образована военная судебная коллегия.
Военные суды, действуя в пределах своей компетенции как суды общей юрисдикции, рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются законом.
Статья 36. Специализированные суды
Специализированные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в закон государства о судоустройстве.
Полномочия и порядок образования специализированных судов, действующих как суд общей юрисдикции, устанавливаются законом.
Статья 37. Областной суд
В случае необходимости или наличия в государстве административно-территориальных образований (республик, краев, областей, городов государственного значения) могут создаваться суды, действующие как областной суд.
Статья 38. Состав областного суда
Областной суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.
В областном суде могут быть образованы:
- президиум суда;
- судебная коллегия по гражданским делам;
- судебная коллегия по уголовным делам;
- судебная коллегия по административным делам.
В случаях, предусмотренных законодательными актами государства, в областном суде могут образовываться апелляционная судебная коллегия, кассационная судебная коллегия и иные судебные коллегии для рассмотрения дел.
Количественный состав судей областного суда, достаточный для обеспечения права граждан, проживающих на территории юрисдикции суда, на доступность правосудия, устанавливается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (либо иным органом или должностным лицом по согласованию с председателем Верховного суда государства) в пределах общей численности судей всех судов общей юрисдикции, установленной законом о бюджете на очередной финансовый год, либо в ином порядке.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, законом государства в составе областного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие областного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Статья 39. Компетенция областного суда
Областной суд:
- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции в качестве районного суда, в апелляционном и кассационном порядке, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, административные и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях;
- осуществляет надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывает им помощь в применении законодательства; изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Областной суд вправе обратиться в Конституционный Суд государства с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Статья 40. Президиум областного суда
Президиум областного суда образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей соответствующего суда в количестве, установленном главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностных лиц). Председатель областного суда, его заместители входят в состав президиума соответствующего суда по должности.
Количественный и персональный состав президиума соответствующего суда утверждается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностных лиц).
Статья 41. Компетенция президиума областного суда
Президиум областного суда:
- может рассматривать в пределах своей компетенции в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях;
- утверждает по представлению председателя суда составы судебных коллегий и судебные составы;
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
- заслушивает председателей судебных коллегий о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Статья 42. Порядок работы президиума областного суда
Заседания президиума областного суда проводятся по мере необходимости.
Заседание президиума считается правомочным при наличии большинства членов президиума.
Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и подписываются председательствующим на его заседании. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.
Процессуальный порядок рассмотрения президиумом областного суда судебных дел устанавливается законом. Порядок обсуждения на заседании президиума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется регламентом президиума областного суда, принимаемым президиумом суда по представлению председателя суда.
Статья 43. Судебные коллегии областного суда
Составы судебных коллегий областного суда утверждаются президиумом суда по представлению председателя суда из числа судей соответствующего суда для специализированного рассмотрения дел.
Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.
В судебных коллегиях областного суда президиумом соответствующего суда по представлению председателя суда утверждаются судебные составы для коллегиального рассмотрения дел.
Председатель суда в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии.
Статья 44. Компетенция судебных коллегий областного суда
Судебные коллегии областного суда:
- могут рассматривать в соответствии с законодательными актами государства в пределах своей компетенции в качестве районного суда, в апелляционном порядке, в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях;
- изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Статья 45. Председатель областного суда
Председатель областного суда назначается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностных лиц) на определенный срок.
Председатель областного суда является судьей соответствующего суда.
Председатель областного суда:
- организует деятельность соответствующего суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
- осуществляет полномочия судьи и иные процессуальные полномочия в соответствии с законами государства, вправе председательствовать в судебных заседаниях;
- распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
- созывает президиум соответствующего суда и председательствует на его заседаниях;
- назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
- вносит в президиум соответствующего суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;
- вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, а также для проверки их в порядке надзора;
- организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда и осуществляет контроль за их выполнением;
- осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда; назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата (секретариата) суда;
- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата (секретариата) соответствующего суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
- руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;
- ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
- информирует Верховный суд государства о практике применения судами законодательства;
- представляет соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;
- регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
- издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В случае приостановления или прекращения полномочий председателя областного суда его полномочия осуществляет по решению председателя Верховного суда государства один из заместителей председателя этого суда, а при отсутствии заместителей - по решению председателя Верховного суда государства - один из судей этого суда.
Статья 46. Заместители председателя областного суда
Заместители председателя областного суда назначаются главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства (иного органа или должностных лиц) на определенный срок.
Заместители председателя областного суда являются судьями соответствующего суда.
Заместители председателя областного суда:
- в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии;
- председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;
- информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий;
- ведут личный прием граждан;
- организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
- организуют деятельность структурных подразделений аппарата (секретариата) соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В случае отсутствия председателя суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей.
Статья 47. Верховный суд государства
Верховный суд государства возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который может осуществлять правосудие по гражданским, административным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Порядок формирования, компетенции и деятельности Верховного суда государства регулируется законом о Верховном суде.
Статья 48. Состав Верховного суда государства
Верховный суд государства состоит из судей Верховного суда государства, в том числе председателя Верховного суда государства, первого заместителя (заместителей) и заместителей председателя Верховного суда государства.
Количество первых заместителей и заместителей председателя Верховного суда государства определяется главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства.
Верховный суд государства действует в составе:
- пленума Верховного суда государства;
- президиума Верховного суда государства;
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда государства;
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда государства.
При необходимости главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства либо в ином порядке, установленном законом государства, в Верховном суде государства могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия, военная коллегия и иные судебные коллегии для рассмотрения дел.
Количественный состав судей Верховного суда государства устанавливается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства.
Статья 49. Компетенция Верховного суда государства
Верховный суд государства:
- может рассматривать в пределах своей компетенции в порядке надзора гражданские и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях;
- может в соответствии с законодательством государства в пределах своей компетенции по проверке соответствия закону нормативных правовых актов государственных органов рассматривать гражданские дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;
- изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;
- публикует судебные акты Верховного суда государства, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного суда государства в соответствии с законодательными актами;
- решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров государства, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Статья 50. Пленум Верховного суда государства
В состав пленума Верховного суда государства входят председатель Верховного суда государства, первый заместитель и заместители председателя Верховного суда государства, судьи Верховного суда государства.
В заседаниях пленума Верховного суда государства вправе участвовать генеральный прокурор государства, по приглашению председателя Верховного суда государства - судьи, члены научно-консультативного совета при Верховном суде государства, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений.
Статья 51. Компетенция пленума Верховного суда государства
Пленум Верховного суда государства:
- рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства;
- рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;
заслушивает председателей судебных коллегий Верховного суда государства о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства;
- избирает по представлению председателя Верховного суда государства из числа судей Верховного суда государства секретаря пленума Верховного суда государства, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;
- утверждает по представлению председателя Верховного суда государства составы судебных коллегий Верховного суда государства;
- утверждает по представлению председателя Верховного суда государства регламент пленума Верховного суда государства;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
По вопросам, отнесенным к его компетенции, пленум Верховного суда государства принимает постановления.
Статья 52. Порядок работы пленума Верховного суда государства
Пленум Верховного суда государства созывается председателем Верховного суда государства (в его отсутствие - первым заместителем председателя Верховного суда государства) по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
О времени созыва пленума Верховного суда государства и вопросах, вносимых на его рассмотрение, уведомляются члены пленума Верховного суда государства, а также приглашенные лица.
Пленум Верховного суда государства правомочен решать вопросы при наличии большинства членов пленума Верховного суда государства.
В обсуждении вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание пленума Верховного суда государства.
Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, пленум Верховного суда государства в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов пленума Верховного суда государства.
Постановления пленума Верховного суда государства принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов пленума Верховного суда государства. Члены пленума Верховного суда государства не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.
Постановления пленума Верховного суда государства подписываются председательствующим на заседании и секретарем пленума Верховного суда государства.
Секретарь пленума Верховного суда государства осуществляет организационную работу по подготовке заседаний пленума Верховного суда государства, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых пленумом Верховного суда государства.
Правила подготовки, порядок проведения заседаний пленума Верховного суда государства, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются регламентом пленума Верховного суда государства.
Статья 53. Президиум Верховного суда государства
Президиум Верховного суда государства образуется в составе председателя Верховного суда государства, первого заместителя, заместителей председателя Верховного суда государства и судей Верховного суда государства в количестве, установленном главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства.
Персональный состав президиума Верховного суда государства утверждается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства.
По приглашению председателя Верховного суда государства в заседании президиума Верховного суда государства могут принимать участие судьи и работники аппаратов судов общей юрисдикции, а также иные лица.
Статья 54. Компетенция президиума Верховного суда государства
Президиум Верховного суда государства:
- рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение пленума Верховного суда государства;
- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата (секретариата) Верховного суда государства, председателей и судей нижестоящих судов общей юрисдикции;
- заслушивает председателей судебных коллегий Верховного суда государства о деятельности судебных коллегий и председателей нижестоящих судов о деятельности судов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
По вопросам, отнесенным к его компетенции, президиум Верховного суда государства принимает постановления.
Статья 55. Порядок работы президиума Верховного суда государства
Президиум Верховного суда государства созывается председателем Верховного суда государства (в его отсутствие - первым заместителем председателя Верховного суда государства) по мере необходимости.
Президиум Верховного суда государства правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума Верховного суда государства.
Постановления президиума Верховного суда государства принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов президиума Верховного суда государства и подписываются председательствующим на заседании.
Члены президиума Верховного суда государства не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.
Процессуальный порядок рассмотрения президиумом Верховного суда государства судебных дел устанавливается законом.
Порядок обсуждения на заседании президиума Верховного суда государства вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется регламентом президиума Верховного суда государства, принимаемым президиумом Верховного суда государства по представлению председателя Верховного суда государства.
Статья 56. Судебные коллегии Верховного суда государства
В Верховном суде государства создаются судебные коллегии Верховного суда государства из числа судей Верховного суда государства.
Составы судебных коллегий Верховного суда государства утверждаются пленумом Верховного суда государства по представлению председателя Верховного суда государства.
Судебные коллегии Верховного суда государства возглавляют председатели - заместители председателя Верховного суда государства.
Председатель Верховного суда государства или первый заместитель председателя в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Верховного суда государства, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Верховного суда государства.
Статья 57. Компетенция судебных коллегий Верховного суда государства
Судебные коллегии Верховного суда государства рассматривают в пределах своей компетенции в качестве районного суда, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях.
Судебные коллегии Верховного суда государства могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.
Судебные коллегии Верховного суда государства по направлениям своей деятельности:
- изучают и обобщают судебную практику судов общей юрисдикции;
- анализируют судебную статистику;
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Статья 58. Председатель Верховного суда государства
Председатель Верховного суда государства назначается главой государства (президентом) или избирается высшим законодательным органом (верхней палатой высшего законодательного органа) государства по представлению главы государства (президента) из числа судей. Законом государства могут быть установлены назначение председателя Верховного суда государства на определенный срок и ограничение его повторного назначения.
Председатель Верховного суда государства:
- организует деятельность Верховного суда государства и иных судов общей юрисдикции;
- созывает пленум Верховного суда государства, организует работу президиума Верховного суда государства и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение пленума и президиума Верховного суда государства вопросы, отнесенные к их ведению;
- вносит представления главе государства (президенту) по вопросам, отнесенным к его компетенции законами и иными нормативными правовыми актами;
- вносит на утверждение пленума Верховного суда государства представления по составу судебных коллегий Верховного суда государства;
- руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
- формирует судебные составы для рассмотрения дел;
- назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;
- вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного суда государства;
- вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, а также для проверки их в порядке надзора;
- распределяет обязанности между первым заместителем (заместителями) и заместителями председателя Верховного суда государства;
- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
- организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним законодательными актами государства требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;
- осуществляет общее руководство аппаратом (секретариатом) Верховного суда государства, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата (секретариата) Верховного суда государства, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата (секретариата) суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
- вносит главе государства (президенту), в правительство государства и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;
- представляет Верховный суд государства в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;
- ведет личный прием граждан, организует работу Верховного суда государства по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
- устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного суда государства и осуществляет контроль за их выполнением;
- издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Статья 59. Первый заместитель председателя Верховного суда государства
Первый заместитель председателя Верховного суда государства назначается главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства или избирается высшим законодательным органом (верхней палатой высшего законодательного органа) государства по представлению главы государства (президента), основанному на заключении председателя Верховного суда государства и положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей из числа судей на определенный срок.
Первый заместитель председателя Верховного суда государства:
- осуществляет полномочия председателя Верховного суда государства в его отсутствие, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;
- вправе по поручению председателя Верховного суда государства председательствовать в заседаниях пленума и президиума Верховного суда государства;
- вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного суда государства;
- организует работу структурных подразделений аппарата (секретариата) Верховного суда государства в соответствии с распределением обязанностей;
- ведет личный прием граждан;
- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Статья 60. Заместители председателя Верховного суда государства
Заместители председателя Верховного суда государства назначаются главой государства (президентом) по представлению председателя Верховного суда государства или высшим законодательным органом (верхней палатой высшего законодательного органа) государства по представлению главы государства (президента), основанному на заключении председателя Верховного суда государства и положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей из числа судей на определенный срок.
Заместители председателя Верховного суда государства:
- возглавляют работу судебных коллегий Верховного суда государства в соответствии с распределением обязанностей;
- председательствуют в заседаниях судебных коллегий Верховного суда государства и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий Верховного суда государства;
- вправе по поручению председателя Верховного суда государства председательствовать в заседаниях пленума и президиума Верховного суда государства;
- организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики;
- руководят работой структурных подразделений аппарата (секретариата) Верховного суда государства в соответствии с распределением обязанностей;
- информируют пленум Верховного суда государства о деятельности возглавляемых ими коллегий Верховного суда государства;
- ведут личный прием граждан;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В случае отсутствия председателя Верховного суда государства и первого заместителя председателя Верховного суда государства или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия председателя Верховного суда государства осуществляет один из заместителей председателя Верховного суда государства в соответствии с распределением обязанностей.
Статья 61. Научно-консультативный совет при Верховном суде государства
При Верховном суде государства создается научно-консультативный совет, положение о котором утверждается пленумом Верховного суда государства. Персональный состав научно-консультативного совета утверждается пленумом Верховного суда государства по представлению председателя Верховного суда государства.
Глава 6
Суды по экономическим спорам
Статья 62. Создание судов по экономическим спорам
В государстве законом могут создаваться суды по экономическим спорам - Высший экономический (хозяйственный) суд, экономические (хозяйственные) суды апелляционной и кассационной инстанций, суды по интеллектуальной собственности, по банкротству, по корпоративным спорам, патентные, земельные, налоговые, торговые, коммерческие и другие, порядок формирования, организация и компетенция которых определяются соответствующими законами государства.
Статья 63. Система судов по экономическим спорам
Систему судов по экономическим спорам могут составлять:
- областные (и им равные) экономические (хозяйственные) суды;
- апелляционные экономические (хозяйственные) суды;
- Высший экономический (хозяйственный) суд государства - суд кассационной инстанции.
Порядок назначения на должность и полномочия председателя и заместителя председателя экономического (хозяйственного) суда могут быть установлены в государстве по аналогии с порядком назначения на должность и полномочиями, установленными для председателя и заместителя председателя суда общей юрисдикции.
Статья 64. Экономический (хозяйственный) районный суд
Экономический (хозяйственный) районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве районного суда, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия, порядок образования и деятельности экономического (хозяйственного) районного суда устанавливаются законом.
Статья 65. Экономический (хозяйственный) областной суд
Экономический (хозяйственный) областной суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия, порядок образования и деятельности экономического (хозяйственного) областного суда устанавливаются законом.
Статья 66. Высший экономический (хозяйственный) суд государства
Высший экономический (хозяйственный) суд государства является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими (хозяйственными) судами, рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший экономический (хозяйственный) суд государства является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к экономическим (хозяйственным) судам государства.
Высший экономический (хозяйственный) суд государства:
- осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью экономических (хозяйственных) судов;
- рассматривает в соответствии с законом дела в качестве районного суда, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего экономического (хозяйственного) суда государства устанавливаются законом.
В государстве может быть создана система кассационных экономических (хозяйственных) судов, на которые законом может быть возложено рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Статья 67. Пленум Высшего экономического суда государства
Пленум Высшего экономического суда государства действует в составе председателя Высшего экономического суда государства, заместителей председателя и судей Высшего экономического суда государства.
В случае необходимости могут проводиться совместные заседания пленума Высшего экономического суда государства и пленума Верховного суда государства.
Пленум Высшего экономического суда государства:
- рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов экономическими судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
- решает вопросы об обращении в Конституционный Суд государства с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
- избирает по представлению председателя Высшего экономического суда государства секретаря пленума Высшего экономического суда государства из числа судей Высшего экономического суда государства;
- утверждает по представлению председателя Высшего экономического суда государства членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего экономического суда государства, а также судей, входящих в состав президиума Высшего экономического суда государства;
- решает вопросы создания в структуре экономических судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;
- решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе экономических апелляционных судов и экономических судов субъектов государства;
- утверждает по представлению председателя экономического суда субъекта государства судей экономического суда субъекта государства, входящих в состав президиума экономического суда субъекта государства;
- утверждает по представлению председателя экономического апелляционного суда судей экономического апелляционного суда, входящих в состав президиума экономического апелляционного суда;
- утверждает по представлению председателя Высшего экономического суда государства регламент экономических судов;
- избирает членов дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Высшего экономического суда государства;
- утверждает совместным с пленумом Верховного суда государства постановлением регламент дисциплинарного судебного присутствия;
- решает другие вопросы организации и деятельности экономических судов в государстве в соответствии с законом.
По вопросам своего ведения пленум Высшего экономического суда государства принимает постановления.
Раздел III. Статус судьи
Глава 7
Основные положения
Статья 68. Статус судьи
Судьи всех судов в государстве обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями.
Правовую основу статуса судей составляют конституция государства, закон государства о статусе судей и иные законодательные акты.
Статус гражданина, привлеченного к осуществлению правосудия в качестве присяжного заседателя, народного заседателя, экономического или иного заседателя, на время исполнения судебных обязанностей приравнивается к статусу судьи.
Граждане, избранные от государства в установленном порядке в качестве судей в международные и межгосударственные суды и судебные органы (Экономический суд СНГ, Европейский суд по правам человека и другие), на время осуществления судебных полномочий обладают статусом судей Верховного суда государства в полном объеме, включая возможность присвоения им квалификационных классов в порядке, определяемом главой государства (президентом).
Статья 69. Гарантии независимости судей и заседателей
Судьи и заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только конституции государства и закону.
Независимость судьи обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом государства о судоустройстве и статусе судей порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры судопроизводства, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и заседателей, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.
Предельный возраст нахождения на должности судьи устанавливается законодательством государства единым для всех судей независимо от видов судов и занимаемых судебных должностей.
Воздействие в какой-либо форме на судей и заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.
Материальные гарантии независимости судьи, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, установленные в государстве, не могут быть отменены или снижены.
В государстве не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие независимость судей.
Статья 70. Несменяемость судьи
Судья не может быть назначен (избран) или переведен на другую судебную должность или в другой суд без его личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом государства о статусе судей.
Статья 71. Неприкосновенность судьи и заседателя
Судьи неприкосновенны в течение срока своих полномочий. Заседатели неприкосновенны в течение времени участия в осуществлении правосудия.
Неприкосновенность судьи и заседателя распространяется на их жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые ими документы.
Судья, заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов правосудия.
В случае дачи в установленном уголовно-процессуальным кодексом государства порядке согласия соответствующего органа или должностного лица на возбуждение в отношении судьи, заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу может приниматься решение о приостановлении их полномочий.
Производство по уголовным делам в отношении судей и заседателей осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом государства.
Судья не может быть задержан ни при каких обстоятельствах. Соответствующие должностные лица правоохранительных органов незамедлительно сообщают о происшествии с участием судьи председателю соответствующего суда и территориальному прокурору.
Статья 72. Деятельность, несовместимая с должностью судьи
Судья не может быть членом (депутатом) высшего законодательного органа государства, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные, муниципальные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на судебном заседании.
В случае избрания депутатом представительного органа любого уровня полномочия судьи подлежат приостановлению.
Судья не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, экономическом суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей.
Судья не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение по делу, судебное решение по которому не вступило в законную силу. Судья вправе публично комментировать, в том числе в средствах массовой информации, принятое судом решение, вступившее в законную силу. При этом он не вправе давать какие-либо оценки правильности или неправильности принятого судебного решения.

................
Перейти до повного тексту