1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ
принят
на тридцать шестом
пленарном заседании
Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 36-5
от 16 мая 2011 года)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации общегосударственной политики в области дистанционного обучения и призван способствовать созданию в государствах-участниках СНГ национальных систем дистанционного обучения (далее - ДО), соответствующих задачам формирования общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
дистанционное обучение - целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение не является отдельной формой обучения;
технология дистанционного обучения - совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий;
дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника и применяемые при реализации образовательных программ всех уровней образования;
центры доступа - места, где обучающиеся имеют доступ к образовательным ресурсам образовательного учреждения/организации, включая сами образовательные учреждения/организации, их обособленные подразделения, библиотечные, корпоративные, школьные, семейные и индивидуальные центры и другие места коллективного и индивидуального доступа;
электронный учебно-методический комплекс - совокупность учебных материалов и электронных средств обучения, позволяющих обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;
информационно-образовательные ресурсы - образовательные ресурсы (учебные, методические, научные, справочные, виртуальные лабораторные, интеллектуальные работы и др.), доступные обучающимся в электронном виде;
выпускающая образовательная организация - образовательное учреждение/организация, имеющее государственную аккредитацию, которое осуществляет прием на обучение и выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
инфокоммуникационные аналоги аудиторных занятий - опосредованные учебные занятия, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий и выполняющие такие же функции и задачи, как и традиционные аудиторные занятия, которые проводят преподаватели в непосредственном контакте со студентами.
Статья 2. Цель развития дистанционного обучения
Целью развития ДО является использование потенциала государств-участников СНГ для удовлетворения потребностей граждан в образовании вне зависимости от места их проживания, содействие формированию общего образовательного пространства СНГ.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области дистанционного обучения
Основная цель развития ДО реализуется в соответствии со следующими принципами:
- соответствие создаваемых национальных систем ДО задачам формирования общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств;
- государственная поддержка ДО;
- использование мирового опыта при создании национальных систем ДО.
Статья 4. Правовое регулирование отношений в области дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ
Правовое регулирование отношений в области дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ основывается на национальном законодательстве, Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ, положениях настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений в области образования.
Государства прилагают усилия для разработки учебно-методической документации по дистанционному обучению.
Статья 5. Основные задачи настоящего Закона
К основным задачам настоящего Закона относятся:
- определение основных принципов государственной политики в сфере ДО;
- создание нормативно-правовой базы для дальнейшего развития дистанционного обучения;
- установление правовых основ деятельности образовательных учреждений/организаций, использующих ДОТ;
- создание условий для развития ДОТ;
- регулирование отношений между субъектами образовательного процесса;
- обеспечение прав граждан на получение образования;
- повышение качества обучения;
- создание общего образовательного пространства СНГ;
- модернизация образования.
Статья 6. Предмет правового регулирования
Предметом правового регулирования настоящего Закона является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с использованием ДОТ в образовательных учреждениях/организациях различных типов и видов в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.
Статья 7. Сфера действия законодательства о дистанционном обучении
Законодательство о дистанционном обучении распространяется на деятельность всех субъектов образовательных отношений, причастных к принятию и реализации решений, которые затрагивают вопросы дистанционного обучения, и на правовые отношения, возникающие в связи с применением дистанционных образовательных технологий.
Законодательство о дистанционном обучении распространяется:
- на членов общества, являющихся участниками образовательных правоотношений;
- образовательные учреждения/организации при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ высшего профессионального образования;
- органы центральной государственной власти и иные государственные органы;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- неправительственные организации, связанные с образовательной деятельностью;
- учреждения/организации и предприятия всех форм собственности, являющиеся участниками образовательных правоотношений.
Статья 8. Формы получения образования при использовании дистанционных образовательных технологий
Образовательное учреждение/организация вправе использовать ДОТ при всех формах получения образования:
- в очной форме;
- в очно-заочной форме;
- в заочной форме;
- в форме экстерната.
Допускается использование ДОТ при сочетании различных форм получения образования, в том числе в форме семейного образования и самообразования.
По профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной, заочной форме и в форме экстерната не допускается, могут быть введены ограничения на их освоение посредством ДОТ в порядке, установленном межправительственным соглашением государств-участников СНГ.
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Статья 9. Международное сотрудничество в области развития дистанционного обучения
1. Международное сотрудничество в области развития ДО, осуществляемое в рамках внешнеполитической деятельности государств, основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии и строится на основе межгосударственных договоров и соглашений.
2. Органы управления образованием всех уровней, образовательные учреждения/организации и другие организации, участвующие в образовательном процессе, имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными и международными учреждениями/организациями и предприятиями, осуществлять международные образовательные, научные и научно-исследовательские программы в рамках развития ДО, входить в международные общественные образовательные объединения в установленном национальным законодательством порядке.
3. Государства-участники СНГ проводят согласованную политику в международных организациях в области ДО в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
Статья 10. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы управления образованием, образовательные учреждения/организации и другие организации, участвующие в образовательном процессе, самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством порядке. Они имеют право открывать валютные счета в банковских и других кредитных организациях в соответствии с национальным законодательством.
2. Валютные средства, полученные образовательным учреждением/организацией от внешнеэкономической образовательной деятельности, принадлежат ему на правах собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат. Они направляются на развитие системы ДО и укрепление ее материально-технической базы.
Глава 3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ФИЛИАЛОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья 11. Законодательство, регламентирующее создание и деятельность образовательных учреждений/организаций и их филиалов, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий
Вопросы регламентации создания и деятельности образовательных учреждений/организаций и их филиалов, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, регулируются национальным законодательством с учетом специфики гражданского и образовательного законодательства.
Статья 12. Требования к готовности образовательного учреждения/организации реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий
Учебные занятия, проводимые в традиционной форме, и их инфокоммуникационные аналоги с применением ДОТ являются равноценными как при проведении аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе.
Готовность образовательного учреждения/организации реализовывать образовательные программы в полном объеме посредством ДОТ, а также непосредственно осуществлять учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в своих филиалах устанавливается по его заявлению на основании заключения экспертной комиссии при выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Обязательным условием начала обучения с использованием ДОТ является наличие в высшем учебном заведении электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения по всем учебным дисциплинам учебного плана по каждой образовательной программе. Электронные учебно-методические комплексы для дистанционного обучения должны быть включены в базу учебных материалов и электронную библиотеку образовательного учреждения/организации.

................
Перейти до повного тексту