- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о начальном и среднем профессиональном образовании
Принят
на тридцать шестом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 36-5
от 16 мая 2011 года)
Настоящий Модельный закон регулирует функционирование и развитие начального и среднего профессионального образования в современных условиях и в перспективе развития основ рыночной экономики и демократических процессов в обществе и государстве на территории СНГ. (Содержание статей Закона может быть предметом согласования между всеми государствами-участниками СНГ с целью совершенствования правового обеспечения функционирования и развития начального и среднего профессионального образования, формирования общего образовательного пространства СНГ.)
Глава 1. Системы начального и среднего
профессионального образования
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
Начальное профессиональное образование - процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося в интересах самой личности, общества и государства:
1) обеспечивающий усвоение и совершенствование учащимися системы профессиональных и общеобразовательных знаний, умений, навыков на базе основного общего (иного - в соответствии с национальным законодательством) или среднего (полного) общего образования;
2) гарантирующий подготовку на этой основе квалифицированных кадров рабочих для развития экономики и иных сфер общественно полезной деятельности;
3) содействующий в процессе и в результате этой подготовки непрерывному повышению психосоматического, нравственного, интеллектуального, правового, профессионального, политического и общекультурного уровня развития личности каждого учащегося;
4) способствующий посредством совершенствования личности каждого учащегося обеспечению устойчивого социально-экономического, государственно-политического и духовно-культурного развития общества и государства.
Среднее профессиональное образование - процесс обучения, воспитания и развития личности студента в интересах самой личности, общества и государства:
1) обеспечивающий усвоение и совершенствование студентами профессиональных и общеобразовательных знаний, умений, навыков на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;
2) гарантирующий подготовку на этой основе квалифицированных специалистов среднего звена для развития экономики и иных сфер общественно полезной деятельности;
3) содействующий посредством этой подготовки непрерывному повышению психосоматического, нравственного, интеллектуального, правового, профессионального, политического и общекультурного уровня развития личности каждого студента;
4) способствующий посредством совершенствования личности каждого студента обеспечению устойчивого социально-экономического, государственно-политического и духовно-культурного развития общества и государства.
Системы начального и среднего профессионального образования - целостные совокупности взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов образовательного права в части начального профессионального и среднего профессионального образования:
1) функционирующие и развивающиеся в рамках национального и международного законодательства об образовании;
2) направленные на достижение целей национальной политики в начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, согласованной в масштабах СНГ;
3) осуществляющие подготовку квалифицированных кадров рабочих и специалистов среднего звена для развития национальной экономики и иных сфер общественно полезной деятельности;
4) содействующие непрерывному повышению психосоматического, нравственного, интеллектуального, правового, профессионального, политического и общекультурного уровня развития личности профессионала и общества;
5) обеспечивающие непрерывность образования граждан посредством преемственности:
- между предшествующим основным общим (иным - в соответствии с национальным законодательством), средним (полным) общим и последующим средним профессиональным образованием - в начальном профессиональном образовании;
- между предшествующим основным общим, средним (полным) общим, начальным профессиональным и последующим высшим профессиональным образованием - в среднем профессиональном образовании;
6) содействующие обеспечению устойчивого социально-экономического, государственно-политического и духовно-культурного развития общества и государства.
Учащийся - при правовом регулировании начального профессионального образования обучающийся, осваивающий образовательные программы начального профессионального образования в образовательном учреждении/организации начального профессионального образования.
Студент - при правовом регулировании среднего профессионального образования обучающийся, осваивающий образовательные программы среднего профессионального образования в образовательном учреждении/организации среднего профессионального образования.
Педагогический работник - лицо, на профессиональной основе занимающееся практической деятельностью по предоставлению учащимся и (или) студентам начального и (или) среднего профессионального образования в соответствии с его целями, задачами и государственными стандартами.
Инженерно-педагогический работник - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и право занимать должность инженера, занимающееся практической деятельностью по предоставлению учащимся и (или) студентам начального и (или) среднего профессионального образования в соответствии с его целями, задачами и государственными стандартами.
Иной работник образовательного учреждения/организации начального и (или) среднего профессионального образования - работник вспомогательной службы учреждения/организации, непосредственно включенный в образовательный процесс (лаборант, методист и т.п.).
Государственная политика в сфере начального и среднего профессионального образования - направляющая и регулирующая деятельность государства по обеспечению в современных условиях и в перспективе эффективного функционирования и развития начального профессионального и среднего профессионального образования, стратегическое направление развития управления начальным профессиональным и средним профессиональным образованием.
Общее образовательное пространство СНГ - составная часть духовного и культурного пространства СНГ, характеризуемая:
1) опорой в ее существовании и развитии на духовную, историческую и культурную общность живущих в СНГ народов, устремлением их к достижению целей реализации общих духовных, исторических и культурных задач;
2) общностью принципов государственной политики в образовании, согласованностью государственных образовательных стандартов, образовательных программ, уровней образования, требований к подготовке и аттестации учащихся и студентов, иных субъектов образования;
3) равными возможностями и свободной реализацией права граждан на получение образования в образовательном учреждении/организации на всей территории СНГ.
Статья 2. Основные элементы систем начального и среднего профессионального образования
Основными элементами систем начального профессионального и среднего профессионального образования являются:
1) цели и государственные образовательные стандарты по осваиваемым обучающимися профессиям и специальностям, образовательные программы и технологии их целенаправленной реализации;
2) сеть образовательных учреждений/организаций различных видов, организационно-правовых форм, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
3) обучающиеся, их родители (лица, их заменяющие), мастера производственного обучения, педагогические, инженерно-педагогические и иные работники учреждений/организаций начального профессионального и среднего профессионального образования;
4) государственные, муниципальные, общественные, государственно-общественные органы управления начальным профессиональным и средним профессиональным образованием;
5) научно-методические, научно-исследовательские, лечебно-профилактические и иные структуры, содействующие функционированию и развитию учреждений/организаций начального профессионального и среднего профессионального образования.
Статья 3. Принципы национальной государственной политики по развитию начального и среднего профессионального образования
Принципами национальной государственной политики по развитию начального профессионального и среднего профессионального образования являются:
1) государственный суверенитет и равноправие государств в осуществлении начального профессионального и среднего профессионального образования;
2) приоритетность развития начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках национального образования с учетом объективной потребности в профессиональных кадрах при современном состоянии и перспективах развития рыночной экономики и других сфер общественно полезной деятельности;
3) общедоступность, обеспечение государственных гарантий качественного начального профессионального и среднего профессионального образования для всех граждан;
4) фундаментальность и научность профессиональной и общеобразовательной подготовки обучающихся;
5) гуманистический, развивающий характер начального профессионального и среднего профессионального образования, предполагающий для достижения высокого профессионализма:
- заботу государства об укреплении и поддержании психосоматического здоровья учащихся и студентов;
- повышение нравственного уровня развития личности обучающегося на основе приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности и патриотизма;
- знание и грамотное использование обучающимися в своей жизнедеятельности правовой культуры;
- непрерывное повышение уровня общей культуры обучающихся;
6) использование возможностей начального профессионального и среднего профессионального образования для защиты и развития национальных культур народов СНГ;
7) государственно-общественный характер управления начальным профессиональным и средним профессиональным образованием, автономность образовательных учреждений/организаций начального профессионального и среднего профессионального образования, развитие академических свобод;
8) государственная социальная помощь обучающимся в образовательных учреждениях/организациях в соответствии с национальным законодательством;
9) недопустимость при получении гражданами начального профессионального и среднего профессионального образования их дискриминации по расовым, национальным, половым, языковым, религиозным, экономическим, социальным признакам, состоянию психосоматического здоровья (за исключением медицинских противопоказаний к овладению конкретной профессией);
10) бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе - среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учебных заведениях/организациях (если иное не предусмотрено национальным законодательством);
11) информатизация, всестороннее развитие, укрепление и модернизация материально-технической базы и социальной инфраструктуры систем начального профессионального и среднего профессионального образования;
12) ориентация на опыт наиболее развитых стран, программные документы ООН и ЮНЕСКО, международные и региональные конвенции и декларации, касающиеся начального профессионального и среднего профессионального образования;
13) согласованность квалификационных требований по профессиям и специальностям, типов образовательных учреждений/организаций начального профессионального и среднего профессионального образования;
14) обеспечение эквивалентности документов о начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, нормативно-правовой базы и механизмов установления эквивалентности и взаимного признания документов об этом образовании на территории СНГ;
15) достойная оплата труда и соответствующее пенсионное обеспечение педагогических, инженерно-педагогических и иных работников систем начального профессионального и среднего профессионального образования;
16) равное отношение государства к образовательным учреждениям/организациям начального профессионального и среднего профессионального образования, входящим в национальные системы образования;
17) содействие развитию экономического и социального партнерства всех заинтересованных сил общества (бизнеса, общественных движений и организаций, профсоюзов и пр.) при приоритетной роли государства в целях развития национальных систем начального профессионального и среднего профессионального образования;
18) содействие интеграции национальных систем начального профессионального и среднего профессионального образования в общее образовательное пространство СНГ, в европейское и мировое образовательное пространство;
19) содействие повышению конкурентоспособности национальных систем начального профессионального и среднего профессионального образования, расширению их выхода на мировой рынок образовательных услуг;
20) организация и поощрение национальных и международных научных исследований по проблематике начального профессионального и среднего профессионального образования как обязательного условия поиска путей повышения его эффективности.
Статья 4. Цели и задачи начального и среднего профессионального образования
1. Целями начального профессионального и среднего профессионального образования являются:
1) формирование работника квалифицированного труда - рабочего (в начальном профессиональном образовании), специалиста среднего звена (в среднем профессиональном образовании) как разносторонне обученной, воспитанной и развитой личности, способной к непрерывному общему и профессиональному самосовершенствованию, производственной и социальной мобильности в условиях рыночной экономики и демократизации общества и государства;
2) формирование контингента работников квалифицированного труда - рабочих (в начальном профессиональном образовании), специалистов среднего звена (в среднем профессиональном образовании) для развития экономики и иных сфер общественно полезной деятельности.
2. Задачами начального профессионального и среднего профессионального образования являются:
1) приобретение и совершенствование обучающимся профессиональных и общеобразовательных знаний, умений и навыков в соответствии с государственными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования на базе: основного общего (иного - в соответствии с национальным законодательством) или среднего (полного) общего образования - в начальном профессиональном образовании; основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования - в среднем профессиональном образовании;
2) получение учащимся основного общего и среднего (полного) общего образования, если он такового не имеет (в начальном профессиональном образовании);
3) нравственное, экологическое, политическое, правовое и общекультурное воспитание личности обучающегося в процессе обучения и в неразрывной связи с ним;
4) разностороннее развитие личности обучающегося в процессе и в итоге его общего и профессионального обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
5) подготовка каждого обучающегося как профессионала - активного субъекта рынка труда, способного к оптимальной профессиональной самореализации в экономике и иных сферах общественно полезной деятельности;
6) подготовка контингента работников-профессионалов, достаточного для обеспечения текущих и перспективных нужд развития экономики и иных сфер общественно полезной деятельности;
7) подготовка работников-профессионалов, способных к трудовой деятельности в малых самоуправляемых группах фирм производственной и иной направленности, к самостоятельному обеспечению самозанятости;
8) подготовка каждого работника квалифицированного труда - рабочего, специалиста среднего звена - в перспективе как представителя немногочисленного слоя профессиональной элиты либо многочисленного слоя образованных работников, способных легко переходить от одной профессиональной деятельности к другой на базе начального профессионального или среднего профессионального образования.
Статья 5. Сущность и порядок разработки государственных стандартов начального и среднего профессионального образования
1. Государственные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования - основные государственные нормативы, обязательные для исполнения в образовательных учреждениях/организациях начального профессионального и среднего профессионального образования, являющиеся объективной основой оценки уровня и качества получаемого обучающимися начального профессионального и среднего профессионального образования, которые:
1) обеспечивают реализацию целей и задач начального профессионального и среднего профессионального образования;
2) раскрывают общие требования к содержанию реализуемых основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
3) характеризуют уровни квалификации по каждой профессии, специальности, достигаемые в результате получения обучающимися начального профессионального и среднего профессионального образования;
4) способствуют вхождению национальных систем начального профессионального и среднего профессионального образования в общее образовательное пространство государств-участников СНГ.
2. Государственные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования:
1) разрабатываются и утверждаются уполномоченными национальными органами управления образованием в порядке, установленном национальным законодательством;
2) требуют создания комплектов учебно-методического обеспечения - учебных планов и программ, учебной и методической литературы, рекомендаций и тестов по контролю качества начального профессионального и среднего профессионального образования;
3) должны периодически обновляться и согласовываться в условиях развития рыночной экономики, демократизации основных общественных и государственных процессов.
Статья 6. Типы и направленность образовательных программ начального и среднего профессионального образования
Образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования подразделяются по типу на профессиональные (основные и дополнительные), общеобразовательные (основные и дополнительные), "сквозные" (по начальному и среднему, среднему и высшему уровням профессионального образования) образовательные программы, которые:
1) направлены на достижение целей и задач, реализацию государственных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования; последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся; качественную подготовку квалифицированных кадров рабочих и специалистов среднего звена;
2) определяют содержание начального профессионального и среднего профессионального образования;
3) лицензируются образовательными учреждениями/организациями в порядке, установленном национальным законодательством;
4) разрабатываются в порядке, установленном уполномоченными национальными органами управления образованием.
Статья 7. Содержание и виды образовательных программ начального и среднего профессионального образования
1. Основные профессиональные и общеобразовательные образовательные программы:
1) включают в себя учебный план, программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и рабочие материалы к ним; программы учебной и производственной практики; календарный учебный график, рабочие материалы по воспитанию обучающихся; методические материалы;
2) имеют нормативные (минимальные) сроки освоения, определяемые типовыми положениями об образовательных учреждениях/организациях соответствующих типов и видов, соответствующими государственными образовательными стандартами.
2. Дополнительные профессиональные и общеобразовательные образовательные программы:
1) выходят по содержанию за пределы основных образовательных программ;
2) решают задачи расширения профессиональных возможностей обучающихся путем получения дополнительных профессий и специальностей, непрерывного повышения квалификации профессиональных кадров с учетом изменений в технологиях и производстве на основе развития научно-технического прогресса и быстро меняющихся в условиях рыночной экономики требований рынка труда.
3. Виды основных профессиональных образовательных программ:
1) типового уровня, составленные на основе примерных основных профессиональных программ, утвержденных уполномоченными национальными органами управления образованием;
2) повышенного уровня освоения профилирующих профессиональных дисциплин (в соответствии с запросами обучающихся или заявками организаций - заказчиков профессиональных кадров);
3) адаптированные к особенностям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, составленные согласно перечню профессий, специальностей, соответствующих таким категориям обучающихся (могут иметь индивидуальный характер в порядке и случаях, определяемых уполномоченными национальными органами управления образованием);
4) интегрированные (как правило, для особо одаренных обучающихся) в соответствии с запросами обучающихся или заявками организаций - заказчиков профессиональных кадров с профессиональными образовательными программами: среднего профессионального образования - для начального профессионального образования; высшего профессионального образования - для среднего профессионального образования;
5) реализуемые при обучении профильным специальностям и осваиваемые в сокращенные сроки обучения в порядке и случаях, определяемых уполномоченными национальными органами управления образованием;
6) экспериментальные, реализуемые с целью определения путей совершенствования образовательного процесса;
7) переподготовки и повышения профессиональной квалификации профессиональных кадров рабочих, специалистов среднего звена;
8) иные программы, реализуемые после утверждения их в установленном порядке уполномоченными национальными органами управления образованием.
4. Виды основных общеобразовательных образовательных программ:
1) типового уровня, составленные на основе примерных основных общеобразовательных программ, утвержденных уполномоченными национальными органами управления образованием;
2) повышенного уровня освоения профилирующих общеобразовательных дисциплин (в соответствии с запросами обучающихся или заявками организаций - заказчиков профессиональных кадров);
3) адаптированные к особенностям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; составленные согласно перечню профессий, специальностей, соответствующих таким категориям обучающихся (могут иметь индивидуальный характер в порядке и случаях, определяемых уполномоченными национальными органами управления образованием);
4) интегрированные (как правило, для особо одаренных обучающихся) в соответствии с запросами обучающихся или заявками организаций - заказчиков профессиональных кадров с общеобразовательными образовательными программами среднего профессионального образования - для начального профессионального образования; высшего профессионального образования - для среднего профессионального образования;
5) реализуемые при обучении профильным специальностям и осваиваемые в сокращенные сроки обучения в порядке и случаях, определяемых уполномоченными национальными органами управления образованием;
6) экспериментальные, реализуемые с целью определения путей совершенствования образовательного процесса;
7) переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров рабочих, специалистов среднего звена;
8) иные программы, реализуемые после утверждения их в установленном порядке уполномоченными национальными органами управления образованием.
5. Виды дополнительных профессиональных образовательных программ:
1) освоения профилирующих профессиональных дисциплин на повышенном уровне, предусматривающие повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся (в соответствии с запросами или заявками организаций - заказчиков профессиональных кадров);
2) адаптированные к особенностям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; составленные согласно перечню профессий, специальностей, соответствующих таким категориям обучающихся (могут иметь индивидуальный характер в порядке и случаях, определяемых уполномоченными национальными органами управления образованием);
3) переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров рабочих, специалистов среднего звена;
4) экспериментальные, реализуемые с целью определения путей совершенствования образовательного процесса;
5) иные программы, реализуемые после утверждения их в установленном порядке уполномоченными национальными органами управления образованием.
6. Виды дополнительных общеобразовательных образовательных программ:
1) освоения профилирующих общеобразовательных дисциплин на повышенном уровне, предусматривающие повышение уровня общеобразовательной подготовки обучающихся (в соответствии с запросами или заявками организаций - заказчиков профессиональных кадров);
2) адаптированные к особенностям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; составленные согласно перечню профессий, специальностей, соответствующих таким категориям обучающихся (могут иметь индивидуальный характер в порядке и случаях, определяемых уполномоченными национальными органами управления образованием);
3) переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров рабочих, специалистов среднего звена;
4) экспериментальные, реализуемые с целью определения путей совершенствования образовательного процесса;
5) иные программы, реализуемые после утверждения их в установленном порядке уполномоченными национальными органами управления образованием.
Статья 8. Образовательные технологии в системах начального и среднего профессионального образования
1. Образовательные технологии являются технологиями обучения, воспитания и развития личности обучающегося, реализация которых в системах начального профессионального и среднего профессионального образования содействует:
1) повышению качества и достижению целей начального профессионального и среднего профессионального образования;
2) обеспечению непрерывности общего и профессионального образования в национальных системах образования;
3) расширению сотрудничества государств-участников СНГ в совершенствовании методико-технологического обеспечения начального профессионального и среднего профессионального образования;
4) расширению возможностей граждан в получении начального профессионального и среднего профессионального образования.
2. Образовательные технологии основываются на принципах научности разработки и применения, информативности, коммуникативности, возможности применения модулей, логичности, доступности применения.
3. Процесс и результаты использования образовательных технологий контролируются и оцениваются на основе критериев и показателей по каждой технологии, принятых образовательным учреждением/организацией по согласованию с уполномоченными национальными органами управления образованием.
4. Методики обучения и воспитания, разрабатываемые и используемые в начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, входят в состав технологий начального профессионального и среднего профессионального образования.
Статья 9. Формы получения начального и среднего профессионального образования
1. Формами получения начального профессионального и среднего профессионального образования являются очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат, избираемые с учетом потребностей и возможностей обучающихся.
2. Перечень профессий и специальностей, по которым получение начального профессионального и среднего профессионального образования возможно только в очной форме обучения, определяется уполномоченными национальными органами управления образованием.
3. Порядок получения начального профессионального и среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья определяется уполномоченными национальными органами управления образованием.
4. Сочетание различных форм получения начального профессионального и среднего профессионального образования определяется уполномоченными национальными органами управления образованием.
Статья 10. Учреждения/организации начального и среднего профессионального образования
1. Учреждение/организация начального профессионального или среднего профессионального образования является юридическим лицом. Филиалы учреждения/организации правомочиями юридического лица не наделяются, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
2. Учреждения/организации начального профессионального или среднего профессионального образования вправе образовывать общественные образовательные объединения для развития образования. Деятельность общественных образовательных объединений регулируется в соответствии с национальным законодательством.
3. Виды образовательных учреждений/организаций начального профессионального образования: профессиональные лицеи; профессиональные училища; специальные профессиональные училища; учебно-курсовые комбинаты (пункты); профессионально-технические училища, профессионально-технические колледжи; специализированные учреждения (обособленные подразделения) производственного обучения; иное (в соответствии с национальным законодательством).
4. Виды образовательных учреждений/организаций среднего профессионального образования: техникумы (училища); колледжи; многоуровневые профессиональные колледжи; иное (в соответствии с национальным законодательством).
5. Техникумы и колледжи могут входить в систему высшего профессионального образования как структурные подразделения высших учебных заведений в порядке и случаях, определяемых в соответствии с национальным законодательством.
6. Гражданам, содержащимся в местах лишения свободы, в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях создаются условия для получения начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с национальным законодательством.
................Перейти до повного тексту