- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
о Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ
(Минск, 19 мая 2011 года) |
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ.
2. Предложить правительствам государств-участников СНГ разработать планы мероприятий по развитию образования в сфере культуры и искусства.
3. Рекомендовать правительствам государств-участников СНГ при разработке и реализации планов мероприятий по развитию образования в сфере культуры и искусства взаимодействовать с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств.
(Подписи)
Одобрена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Концепции
развития образования
в сфере культуры
и искусства
государств-участников СНГ
от 19 мая 2011 года
КОНЦЕПЦИЯ
развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ (далее - Концепция) представляет собой систему приоритетов, ведущих направлений и тенденций развития данной сферы культуры в государствах-участниках СНГ. Принятие данной Концепции обусловлено общностью проблем в сфере художественного образования, с которыми сталкиваются государства-участники СНГ.
Концепция устанавливает приоритет образования в сфере культуры и искусства в культурной политике государств-участников СНГ, определяет стратегию и направление развития системы художественного образования на перспективу.
Концепция определяет основополагающие направления межгосударственного сотрудничества в области художественного образования, указывает на перспективы развития контактов в этой сфере, намечает общие цели, задачи и пути их достижения.
Цели и задачи художественного образования в государствах-участниках СНГ связаны с их дальнейшей интеграцией в мировую художественную культуру с учетом современных тенденций ее развития, а также желанием этих государств сохранить национальные приоритеты и ценности.
Концепция отражает волю государств-участников СНГ реализовывать права и свободы граждан в области образования в сфере культуры и искусства:
право на художественное образование, использование учреждений художественного образования, доступ к культурным ценностям;
право на гуманитарно-культурную информацию;
право учреждений образования в сфере культуры и искусства использовать для своей деятельности исторические и культурные памятники, проявляя при этом необходимую заботу о их сохранности.
Сотрудничество государств-участников СНГ в реализации положений настоящей Концепции обеспечивается всей полнотой ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это материальная база учреждений художественного образования государств-участников СНГ - здания и сооружения, инструментарий художественной деятельности и творчества, а также интеллектуальные и человеческие ресурсы, в том числе творческие кадры высокой квалификации, осуществляющие свою деятельность в рамках системы художественного образования. Важным ресурсом сотрудничества являются национальные государственные структуры, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, а также Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств.
Координирующая роль в реализации настоящей Концепции принадлежит уполномоченным органам в сфере образования и культуры государств-участников СНГ.
I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Эстетическое воспитание - это процесс присвоения человеком в ходе его эмоционального и интеллектуального развития ценностных критериев, выработанных человечеством по отношению к природе, обществу и человеку, в том числе критериев по отношению к созданиям культуры и искусства, т.е. к продуктам деятельности личности и общества, не имеющим в качестве непосредственной цели удовлетворение материальных или иных практических потребностей.
Образование в сфере культуры и искусства, или художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Важнейшим результатом художественного образования является эстетически воспитанная личность. Образование в сфере культуры и искусства опирается на две взаимосвязанные системы: общего художественного образования и профессионального художественного образования.
Общее художественное образование - это постижение и присвоение основных эстетических ценностей своего народа и человечества, предусматривающее целенаправленный процесс обучения и воспитания как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования, а также досуговых и иных учреждениях, имеющих определенный правовой статус, учебные программы и методические принципы. Преподавателями, направляющими процесс общего художественного образования, являются профессионалы в области культуры и искусства, получившие соответствующую квалификацию. Общее художественное образование направлено на получение компетенций, характеризующих квалифицированного зрителя и слушателя и позволяющих участвовать в создании и исполнении произведений искусства на любительской основе.
Профессиональное художественное образование - это процесс обучения и воспитания социальных групп, занятых в сфере культуры и искусства. Деятельность этих социальных групп нацелена на поддержание и развитие следующих общественных структур и институтов, удовлетворяющих культурные потребности общества: художественных организаций - театров, музеев, библиотек, галерей, концертных залов и культурных центров, кинокомпаний, фирм звукозаписи и т.д.; художественных коллективов и деятелей культуры - театральных трупп, музыкальных коллективов и солистов, актеров, режиссеров, художников и других представителей творческих профессий; органов управления культуры и искусства разных уровней; средств массовой информации, освещающих культурный процесс и дающих ему общественную оценку. Профессиональное художественное образование также берет на себя подготовку педагогических кадров для всей системы образования в сфере культуры и искусства.
Система общего художественного образования - это совокупность образовательных учреждений различных форм собственности, общественных структур и институтов, с помощью которых транслируются и формируются общекультурные и общеэстетические компетенции художественной аудитории как потребителя культуры и искусства, а также знания и навыки, необходимые для осуществления художественной деятельности на непрофессиональной основе. В систему общего художественного образования входят следующие составляющие: организации, осуществляющие процесс общего художественного образования, средние школы и школы искусств, гимназии-колледжи, училища, колледжи, вузы, студии, центры детского творчества, клубы, досуговые центры и др., в том числе педагогические коллективы и коллективы учащихся и студентов, принадлежащие к этим организациям, а также здания, сооружения и другие средства материально-технического обеспечения деятельности этих организаций. Необходимой составляющей системы общего художественного образования являются также нормативные акты, регулирующие их деятельность, в том числе стандарты обучения, учебные программы, пособия, другие материальные и нематериальные объекты, применяемые в процессе общего художественного образования.
Система профессионального художественного образования - это совокупность образовательных учреждений различных форм собственности, общественных структур и институтов, с помощью которых осуществляется подготовка кадров для сферы культуры и искусства. В систему образования в сфере культуры и искусства входят следующие составляющие: организации, осуществляющие процесс профессионального художественного образования, средние специальные школы, средние специальные учебные заведения и вузы, в том числе педагогические коллективы и коллективы учащихся и студентов, принадлежащие к этим организациям, а также здания, сооружения и другие средства материально-технического обеспечения деятельности этих организаций. Образовательные структуры при осуществлении подготовки кадров в обозначенной сфере руководствуются нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность, а также стандартами обучения, учебными программами, пособиями, другими материальными и нематериальными объектами, применяемыми в процессе профессионального художественного образования.
II. ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1. Размежевание массовой культуры и высокого искусства
Массовой культуре присущи следующие особенности: приоритет востребованности в ущерб художественному качеству, сращивание сферы культуры и искусства с масс-медиа, а также манипулирование общественным сознанием, в особенности сознанием подростков и молодежи. Это ставит перед государствами-участниками СНГ в области художественного образования новые задачи, что предполагает:
разработку новых средств воздействия на подростков и молодежь в целях их привлечения к высокому искусству;
расширение организационных форм и методов работы с молодежной аудиторией, в том числе в рамках учреждений культуры и искусства;
повышение квалификации и переподготовку педагогов и просветителей, пропагандирующих культуру и искусство в молодежной среде.
2. Художественное образование в условиях глобализации
Необходимость использования появившихся в условиях глобализации новых возможностей и одновременно преодоления связанных с ними рисков формирует новые задачи, стоящие как перед обществом в целом, так и перед системой художественного образования. Эти задачи в области образования в сфере культуры и искусства сводятся главным образом к удержанию баланса между противоречивыми социокультурными тенденциями: между международной мобильностью кадров и созданием условий для их работы внутри государства, между культурной унификацией и сохранением национальной идентичности.
3. Рост влияния средств массовой информации
В настоящее время усилилась роль средств массовой информации, прежде всего электронных, в распространении знаний и формировании представлений общества по всем направлениям от политики до культуры и искусства. В связи с этим в культурной политике государств-участников СНГ, а также в художественном образовании возникли новые задачи:
шире использовать возможности средств массовой информации для формирования благоприятного имиджа государств-участников СНГ;
широко привлекать средства массовой информации к художественному образованию, в том числе путем создания современных художественно-просветительских программ, реализации совместных информационных проектов в сфере культуры и искусства;
максимально использовать возможности средств массовой информации для пропаганды и популяризации высоких художественных стандартов, присущих культуре и искусству;
содействовать взаимной информированности общественности государств-участников СНГ о культурной жизни Содружества.
4. Художественное образование в условиях углубления социально-культурной дифференциации в обществе
Социально-культурная дифференциация по возрасту, социальному происхождению, уровню доходов, профессиональной принадлежности, этнической и религиозной принадлежности и т.д. создала множественные субкультуры. В связи с этим у государств-участников СНГ в сфере художественного образования возникают новые задачи: способствовать удовлетворению различных, в том числе полярных, культурных запросов и существованию контрастных форм выражения в культуре и искусстве; стимулировать расширение культурного предложения на рынке досуга; создавать условия для постоянного повышения квалификации работников культуры и искусства в целях использования новых возможностей на рынке труда.
Решение проблем художественного образования в целом требует согласованных между всеми органами власти, государственными и местными, организационно-управленческих действий, основными из которых являются:
формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития общества;
усиление роли образовательной области "культура и искусство" на всех ступенях общеобразовательной школы;
сохранение и развитие национальных художественных традиций в учреждениях образования;
непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
обеспечение квалифицированного информационного освещения мероприятий в области художественно-просветительской деятельности;
развитие системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии национальной художественной культуры и мирового опыта;
укрепление материально-технической базы учреждений образования, разработка мер для материального стимулирования преподавателей художественных дисциплин.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Целями образования в сфере культуры и искусства на современном этапе являются:
признание на государственном уровне значения художественного образования как инструмента социализации личности, способствующего формированию ее нравственных принципов и идеалов;
признание на государственном уровне роли художественного образования в формировании творческого мышления, а также инновационного потенциала общества;
формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважения друг к другу;
повышение значимости культуры и искусства в общем образовании;
усиление взаимодействия между системой общего и профессионального художественного образования;
сохранение и развитие сложившихся в государствах-участниках СНГ систем учреждений художественного образования в области культуры и искусства;
информационно-технологическая модернизация системы общего и профессионального художественного образования.
Исходя из указанных целей художественное образование призвано обеспечить решение следующих задач:
в области эстетического воспитания:
формирование и развитие высоких эстетических потребностей у всех социальных и возрастных групп населения;
создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
приобщение граждан государств-участников СНГ к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
формирование имиджа художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
стимулирование широкого внедрения образования в сфере культуры и искусства в учреждения общего образования;
вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
в социальной сфере:
использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
в области сохранения и поддержания на международном уровне культуры и искусства государств-участников СНГ:
выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
сохранение и передача новым поколениям традиций профессионального образования в области культуры и искусства.
IV. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Культура и искусство играют исключительную роль в духовной жизни общества, создают ценностные ориентиры общества, его идеалы, социально-культурные и нравственные приоритеты. Культура и искусство являются средоточием духовных, идейных и социальных установок и норм поведения, поддержание и трансляция которых из поколения в поколение формирует этносы и национально-культурные образования. Развитие культуры и искусства невозможно без системы художественного образования, формирующей будущих деятелей культуры и искусства, их квалификацию и мастерство, а также художественную аудиторию.
Система общего и профессионального художественного образования государств-участников СНГ выполняет следующие основные функции:
сохранение национальных традиций в области культуры и искусства;
кадровое обеспечение учреждений культуры и искусства;
кадровое обеспечение художественного образования, общего и профессионального;
воспитание аудитории для учреждений культуры и искусства, способной к восприятию национальных и мировых духовно-нравственных и художественных ценностей;
воспитание любителей искусства, способных к самостоятельному творчеству.
Содержание образования в сфере культуры и искусства включает:
формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории культуры и искусства разных эпох и народов;
формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
................Перейти до повного тексту