- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о лицензировании, государственной аттестации и аккредитации учреждений/организаций высшего и послевузовского образования в государствах-участниках СНГ
Принят
на тридцать третьем
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 33-7
от 3 декабря 2009 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с лицензированием, государственной аттестацией и аккредитацией учреждений/организаций высшего и послевузовского образования в государствах-участниках СНГ.
Настоящий Закон разработан в целях реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 года).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
аккредитация учреждений/организаций образования - процедура признания аккредитационным агентством соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования;
государственный образовательный стандарт - совокупность общих требований к содержанию образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
заявитель - юридическое лицо, обратившееся в соответствующий лицензиар с заявлением о выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии;
институциональная аккредитация - оценка деятельности учреждения/организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом;
квалификационные требования - совокупность количественных нормативов и качественных показателей, характеризующих способность заявителя заниматься образовательной деятельностью или подвидом образовательной деятельности;
лицензиар - государственный орган, осуществляющий лицензирование образовательной деятельности;
лицензиат - учреждение/организация образования, имеющее/имеющая лицензию;
лицензионный контроль - деятельность лицензиара, направленная на обеспечение соблюдения лицензиатами законодательства государства-участника СНГ в области образования;
лицензирование - комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиарами за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий;
лицензируемый вид образовательной деятельности - вид образовательной деятельности, для занятия которым требуется получение лицензии в соответствии с законами государства-участника СНГ;
лицензируемый подвид образовательной деятельности - конкретизация соответствующего вида образовательной деятельности в рамках одной лицензии (специальности, направлений подготовки);
лицензия - разрешение, выдаваемое лицензиаром государства-участника СНГ учреждениям/организациям образования на занятие образовательной деятельностью;
реестр лицензий - база данных, содержащая сведения о выданных, переоформленных, приостановленных, возобновленных и прекративших действие лицензиях;
специализированная аккредитация - оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых учреждением/организацией образования;
уполномоченный орган в области образования - государственный орган, осуществляющий руководство деятельностью учреждений/организаций образования и ее координацию.
Статья 3. Принципы лицензирования, государственной аттестации и аккредитации
Принципами лицензирования, государственной аттестации и аккредитации являются:
1) гласность и открытость проведения процедуры лицензирования, государственной аттестации и аккредитации;
2) соблюдение законности при проведении лицензирования, государственной аттестации и аккредитации;
3) установление единых требований при проведении лицензирования, государственной аттестации и аккредитации;
4) выдача лицензий на равных основаниях и условиях для всех юридических лиц, отвечающих требованиям, установленным для ведения образовательной деятельности.
Статья 4. Компетенция правительства государства-участника СНГ
К компетенции правительства государства-участника СНГ относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в области образования, определение стратегических мер по ее осуществлению;
2) определение перечня лицензиаров;
3) создание, реорганизация и ликвидация государственного учреждения/организации образования, финансируемого за счет средств государственного бюджета;
4) утверждение Правил лицензирования образовательной деятельности и квалификационных требований;
5) утверждение Правил государственной аттестации учреждений/организаций образования;
6) утверждение Правил аккредитации учреждений/организаций образования.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования
К компетенции уполномоченного органа в области образования относятся:
1) реализация государственной политики в области лицензирования, государственной аттестации и аккредитации;
2) утверждение Инструкции по организации и проведению государственной аттестации учреждений/организаций образования;
3) проведение государственной аттестации учреждений/организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования;
4) организация проведения аккредитации учреждений/организаций образования;
5) утверждение Инструкции по организации и проведению аккредитации учреждений/организаций образования;
6) лицензирование образовательной деятельности по реализации учебных образовательных программ высшего и послевузовского образования;
7) утверждение Положения о национальном аккредитационном совете и формы аттестата аккредитации аккредитационных агентств;
8) определение общей политики в области системы обеспечения качества образования, принятие нормативных правовых актов, осуществление организации процедуры проведения аккредитации.
Глава 2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ,
АККРЕДИТАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ/ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 6. Лицензирование образовательной деятельности учреждений/организаций образования
1. Образовательная деятельность юридических лиц (далее - лицензиат) подлежит лицензированию в соответствии с национальным законодательством о лицензировании, об образовании.
2. Лицензируемые виды и подвиды образовательной деятельности, сроки и территории действия лицензии определяются национальным законодательством в области образования.
3. Процедура лицензирования - установление единых требований к обеспечению качества образования; оценка условий, созданных для получения качественного образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики.
4. Цель лицензирования - качественное предоставление учреждениями/организациями образования образовательных услуг.
5. Лицензиар создает консультативно-совещательный орган - экспертную комиссию для коллегиального рассмотрения вопросов выдачи, отказа в выдаче, приостановления действия, лишения лицензии.
6. Лицензиар имеет право приостановить действие лицензии на право занятия образовательной деятельностью на срок до шести месяцев.
7. Лишение, а также приостановление действия лицензии на право занятия образовательной деятельностью осуществляются в соответствии с национальным законодательством.
Статья 7. Порядок выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии
Лицензия и (или) приложение к лицензии выдаются лицензиаром в порядке, предусмотренном национальным законодательством в области образования и лицензирования.
................Перейти до повного тексту