- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
о Рамочной программе сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ"
(Минск, 19 мая 2011 года) |
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять Рамочную программу сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ" и План первоочередных мероприятий по ее реализации.
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ обеспечить выполнение Плана первоочередных мероприятий по реализации Рамочной программы сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ".
3. Предоставить Экономическому совету СНГ право вносить изменения в указанный План первоочередных мероприятий.
(Подписи)
Принята
Решением
Совета глав правительств СНГ
о Рамочной программе
сотрудничества
государств-участников СНГ
в области мирного
использования атомной
энергии на период
до 2020 года
"СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ"
от 19 мая 2011 года
РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА
сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ"
I. Общие положения
Рамочная программа направлена на содействие дальнейшему развитию экономического сотрудничества в рамках СНГ, поиску приемлемых путей решения комплекса проблем экономического характера, созданию реальных условий для устойчивого развития экономики государств-участников СНГ и эффективного развития мирной атомной энергетики.
Системный анализ показывает, что в условиях роста мировой экономики сохранение текущей структуры энергетических ресурсов до 2030 года невозможно. Поэтому новый этап развития мирной атомной энергетики не имеет альтернативы. Это один из ключевых инструментов оптимизации топливно-энергетического баланса и условие экономического роста как отдельных стран, так и мира в целом.
Проблемы развития мирной атомной энергетики и сложные механизмы их решения невозможны без формирования партнерских отношений в энергетической сфере и создания энергетических и научно-технических объединений, в рамках которых происходит усиление партнерских отношений, конечной целью которых является создание конкурентоспособной совместной атомной энергетической компании СНГ.
Рамочная программа обобщает принципы взаимодействия государств-участников СНГ в области развития мирной атомной энергетики, которые предусматривают: оценку потенциальных возможностей мирной атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах-участниках СНГ; создание единых условий по обеспечению безопасной эксплуатации АЭС, добычи урановых руд и производства топлива, утилизации радиоактивных отходов, вывода ядерных энергетических установок из эксплуатации, радиологической защиты; анализ инвестиционных возможностей в рамках частного и государственного партнерства в развитии мирной атомной энергетики.
Основным механизмом реализации Рамочной программы является обеспечение эффективной координации совместных действий государств-участников СНГ и организаций по реализации двух- и многосторонних проектов в области использования атомной энергии в мирных целях.
Координация хода реализации Рамочной программы осуществляется Комиссией государств-участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях (далее - Комиссия).
II. Основные понятия и определения
Гармонизация нормативно-правовой базы - сближение и унификация законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников СНГ в области разработки, производства и использования ядерных технологий в мирных целях.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством государств-участников СНГ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и продукции.
Инновационная система - совокупность организаций, участвующих в инновационной деятельности, эффективно взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и использования инноваций (новых знаний).
Инновационное пространство - территориально ограниченная сфера научно-технической деятельности различных хозяйствующих субъектов, вступающих на основе информационного обмена в определенные экономические отношения по поводу создания, внедрения, коммерциализации и практического использования различных нововведений (организационно-экономические, технико-технологические, экологические, социальные и пр.).
Информационное пространство - совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Комплексные целевые программы и проекты - система, позволяющая определить своевременность и значимость работ с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.
Партнерство - организационная форма паритетного участия субъектов в комплексных международных проектах, способствующая широкому доступу к информации и знаниям, а также их эффективному использованию в качестве инструментов равноправного и устойчивого развития государств-участников.
Рамочная программа - механизм, определяющий совместные цели участников и пути их достижения для реализации комплексного сотрудничества в высокотехнологичной сфере.
Сотрудничество в отраслях мирной атомной энергетики - взаимодействие при подготовке и реализации долговременных и дорогостоящих международных инвестиционных проектов в области мирной атомной энергетики, позволяющее оптимизировать затраты на этапе проектирования и строительства и повысить эффективность финансовой отдачи при эксплуатации объектов с учетом требований по безопасности и нераспространению ядерных материалов и технологий.
Мирные ядерные технологии - технологии, использующие ядерную энергию для электрификации и теплофикации.
III. Цели, задачи и этапы Рамочной программы
Цель Рамочной программы - содействие развитию сотрудничества в сфере использования атомной энергии в мирных целях, устойчивому развитию отраслей мирной атомной энергетики и мирных ядерных технологий, организационному и информационному обеспечению много- и двустороннего сотрудничества в области реализации национальных программ развития мирной атомной энергетики на основе скоординированной политики по реализации совместных действий государств-участников СНГ.
Основными задачами Рамочной программы являются:
определение приоритетных тематических проектов сотрудничества государств-участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях;
консолидация усилий государств-участников СНГ на формировании совместной политики в области развития мирных ядерных технологий и национальных энергетических программ;
координация взаимодействия органов государственного управления в области использования атомной энергии в мирных целях и органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасности государств-участников СНГ при использовании атомной энергии в мирных целях;
развитие и гармонизация нормативно-правовой базы сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях;
координация и обмен опытом в сфере подготовки кадров высокой квалификации для национальных программ развития мирных ядерных технологий.
Приоритетными направлениями Рамочной программы являются:
эффективная реализация заключенных в рамках СНГ международных договоров и принятых решений органов СНГ по вопросам сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях;
координация и мониторинг деятельности государств-участников СНГ в области использования атомной энергии и ядерных технологий в мирных целях, в том числе:
содействие развитию нормативной базы использования атомной энергии в мирных целях;
обеспечение безопасности в сфере использования атомной энергии в мирных целях;
оптимизация схемы размещения АЭС с учетом трансграничных перетоков электроэнергии;
анализ возможностей использования мирных ядерных установок нового поколения и малой мощности;
координация действий национальных компаний по добыче урановых руд и производству топлива;
обмен опытом и создание условий по утилизации и выводу из эксплуатации ядерных энергетических установок, включая обращение с радиоактивными отходами;
применение радиоизотопов и неэнергетических мирных ядерных технологий;
координация совместных усилий по созданию инфраструктуры обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами;
оценка возможности реабилитации территорий с радиационными загрязнениями;
сохранение знаний в атомной отрасли и управление их использованием;
объединение информационных ресурсов для поддержки деятельности специалистов и рабочих групп в сфере компетенции Комиссии;
разработка способов и средств передачи знаний, накопленных в русскоязычной ядерно-технологической среде, государствам-участникам СНГ.
Реализация основных задач и приоритетных направлений Рамочной программы будет способствовать решению следующих общегосударственных задач:
обеспечение эффективного использования атомных генерирующих мощностей в интересах устойчивого развития суммарного энергетического потенциала Содружества;
обеспечение, с учетом технических возможностей, энергетической безопасности каждого государства-участника СНГ в рамках общей энергетической безопасности государств-участников СНГ;
гармонизация законодательства государств-участников СНГ в энергетической сфере;
формирование и развитие инфраструктуры государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии, включая разработку и реализацию совместных программ и проектов в этой области;
скоординированное развитие технологической базы энергетического комплекса;
рациональное использование потенциала трудовых ресурсов энергетических отраслей государств-участников СНГ и взаимопомощь в подготовке кадров в области мирной атомной энергетики;
совместное развитие и эффективное использование мирной атомной энергетики;
совместное решение экологических проблем;
развитие единого информационного пространства государств-участников СНГ в сфере мирной атомной энергетики.
Первый этап (2010-2011 годы) предусматривает формирование основных условий и принципов организации взаимодействия Комиссии с заинтересованными представителями государств-участников СНГ при реализации Рамочной программы в интересах выполнения заключенных в рамках Содружества международных договоров и принятых решений органов СНГ.
Второй этап (2012-2015 годы) включает обеспечение эффективной координации совместных действий государств-участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях и информационно-аналитическую поддержку соответствующей тематической деятельности государств-участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.
Третий этап (2016-2020 годы) предполагает дальнейшее развитие региональных партнерских отношений государств-участников СНГ в сфере использования атомной энергии в мирных целях.
IV. Ожидаемые результаты реализации Рамочной программы
Основными результатами реализации Рамочной программы являются:
проекты концепций и соглашений, направленных на координацию совместных усилий государств-участников СНГ по реализации устойчивого развития энергетики;
много- и двусторонние проекты, направленные на углубление сотрудничества государств-участников СНГ в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
гармонизированные нормативные и инструментальные средства, обеспечивающие формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;
специализированные фактографические базы данных по ядерно-технологическим свойствам веществ и материалов, созданные соответствующими рабочими группами Комиссии и предоставляемые Комиссией государствам-участникам СНГ;
программные, концептуальные и аналитические материалы, разработанные на основе полученных результатов в ходе реализации Рамочной программы для обеспечения ее целей и задач.
V. Механизмы реализации Рамочной программы и мониторинг реализации Плана первоочередных мероприятий по реализации Рамочной программы сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ"
Реализацию задач Рамочной программы предполагается осуществлять путем формирования целевых проектов, финансируемых государствами-участниками в рамках соответствующих соглашений и бизнес-планов при непосредственном организационном участии Комиссии и в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Рамочной программы сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "СОТРУДНИЧЕСТВО "АТОМ-СНГ" (далее - План).
Одним из существенных факторов, способствующих эффективной реализации Плана, является повышение транспарентности сотрудничества государств-участников СНГ в энергетической сфере через осуществление на постоянной основе обмена, сбора и обработки необходимой информации для формирования единой базы данных по энергетическому сотрудничеству государств-участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях (информация по энергетическим проектам, инвестиционным ресурсам, условиям участия и конкурсного отбора в энергетических проектах и пр.), обеспечение эффективного использования базы данных на основе современных информационных технологий, систем и сетей.
Выполнение этой функции возложено на Секретариат Комиссии с участием уполномоченных организаций в каждом государстве-участнике СНГ или тематических совместных рабочих групп под руководством членов Комиссии.
Информационный обмен осуществляется через сайт Комиссии, администрируемый Секретариатом Комиссии, и/или на бумажных носителях.
................Перейти до повного тексту