- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
об электронных государственных услугах
Принят
на тридцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 34-7
от 7 апреля 2010 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является правовое обеспечение условий оказания и получения электронных государственных услуг, включая:
- закрепление прав и обязанностей участников оказания и получения электронных государственных услуг;
- формирование правовой основы электронных государственных услуг;
- защиту прав и законных интересов участников оказания и получения электронных государственных услуг;
- правовое закрепление правил оказания и получения электронных государственных услуг.
2. Содержание отдельных видов обязательств, возникающих при оказании и получении электронных государственных услуг и не предусмотренных настоящим Законом, а также порядок их исполнения регулируются национальным законодательством.
3. Настоящий Закон служит основой нормативно-правового обеспечения оказания и получения электронных государственных услуг в государствах-участниках СНГ и гармонизации их национального законодательства.
4. Настоящий Закон является основой для разработки специальных законодательных и нормативных актов государств-участников СНГ в сфере оказания и получения электронных государственных услуг.
Статья 2. Основные термины и определения, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие термины и определения:
автоматизированная информационная система - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
административный регламент - система предписаний, определяющих последовательность действий и решений для органов власти, их подразделений и должностных лиц, а также устанавливающих условия, порядок, критерии и иные элементы осуществления указанных действий и принятия решений;
адресат - лицо, которому электронное сообщение отправлено самим отправителем или от имени отправителя, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого сообщения;
база данных - используемая в информационных системах совокупность данных, организованная по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и оперирования данными вне зависимости от применяемых прикладных программ;
владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);
государственная услуга - услуга, оказываемая государственным органом или по его поручению лицу, учреждению или государственному органу;
данные - сведения, представленные в форме, обеспечивающей их нахождение и обработку в информационных системах;
документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать;
документированная информация - зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности;
заказчик (получатель) электронной государственной услуги - лицо или организация, обратившиеся в орган власти за электронной государственной услугой и имеющие право на получение государственных услуг в соответствии с национальными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
запись - форма фиксации и представления информации в установленном формате на электронном носителе, доступная для извлечения и восприятия этой информации;
защита информации - деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, а также несанкционированных воздействий на нее;
информационная система - комплекс, предназначенный для поиска, сбора, хранения, обработки и передачи (распространения) информации и состоящий из необходимого технического оборудования, программного обеспечения и баз данных (включая информацию, средства ее представления и организации);
информационная технология - совокупность методов и способов поиска, сбора, хранения, обработки и передачи (распространения) информации на основе использования компьютерных и других технических устройств, программ для электронных вычислительных машин и средств связи;
информационная услуга - предоставление исполнителем в соответствии с его полномочиями или функциями информации получателю этой услуги;
информационно-телекоммуникационная
(информационно-коммуникационная) сеть - система передачи данных, предназначенная для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных и иных информационных устройств;
информационно-телекоммуникационная
(информационно-коммуникационная) технология - совокупность методов и способов поиска, сбора, хранения, обработки и передачи (распространения) информации, доступ к которой и передача которой осуществляются с использованием информационно-телекоммуникационной сети;
информационный посредник - лицо, которое по инициативе и поручению другого лица отправляет, получает или хранит электронное сообщение, а также предоставляет другие услуги в отношении данных сообщений;
информация - сведения или данные, порядок использования которых независимо от способа их представления, хранения или организации подлежит правовому регулированию в соответствии с настоящим Законом и национальным законодательством;
исполнитель (поставщик) электронной государственной услуги - орган власти, оказывающий электронную государственную услугу, а также лицо, опосредованно участвующее в оказании или способствующее оказанию электронной государственной услуги;
итоговый (конечный) пакет документов - совокупность документов, предоставляемых исполнителем электронной государственной услуги заказчику, фиксирующая результат предоставления этой услуги;
конфиденциальные информационные ресурсы - информационные ресурсы, доступ к которым ограничен в соответствии с национальным законодательством;
население страны - граждане страны, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на ее территории, а также иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно пребывающие или проживающие на территории этой страны;
"одно окно" - единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов исполнителем электронной государственной услуги заказчику этой услуги;
официальная информация органов государственной власти или органов местного самоуправления - информация о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, предоставляемая этими органами неограниченному кругу лиц, в том числе через средства массовой информации;
первичный пакет документов - совокупность предоставляемых или предъявляемых заявителем документов, необходимых и достаточных для начала процесса предоставления государственной услуги;
персональные данные - сведения или данные, позволяющие идентифицировать личность человека;
полный пакет документов - совокупность всех оформленных в установленном порядке документов и (или) сведений из документов, необходимых и достаточных для подготовки и выдачи заявителю конечного документа по результатам предоставления государственной услуги;
посредник в оказании или получении электронной государственной услуги - лицо, которое по инициативе и поручению исполнителя (поставщика) электронной государственной услуги или заказчика (получателя) государственной услуги участвует в оказании или способствует оказанию электронной государственной услуги;
реестр государственных услуг - установленный нормативными документами перечень государственных услуг;
результат предоставления государственной услуги - материальные и нематериальные блага (в том числе документы установленного образца), являющиеся конечной целью предоставления государственной услуги и подлежащие передаче заявителю;
сайт - совокупность страниц, связанная общим именем и доступная в информационно-телекоммуникационной сети через определенные системы передачи данных;
сообщение - информация, посланная отправителем адресату, которая получена, зафиксирована и доступна для обработки, извлечения и восприятия в информационной системе адресата;
стандарт государственных услуг - перечень и содержание нормативных требований к качеству и порядку предоставления государственных услуг;
участник электронных государственных услуг - лицо, оказывающее или получающее электронные государственные услуги, а также лицо, опосредованно участвующее в оказании или получении электронных государственных услуг или способствующее им;
электронная государственная услуга - государственная услуга, предоставляемая по информационно-телекоммуникационной сети с использованием информационных технологий;
электронная подпись - реквизит электронного документа (сообщения) в виде электронной цифровой подписи или любого иного электронного аналога собственноручной подписи физического лица;
электронная услуга - услуга, предоставление которой осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных технологий;
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
электронное правительство - форма организации деятельности органов государственной власти, в основе которой лежит применение информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении электронной государственной услуги;
электронное сообщение - информация, передаваемая, получаемая и хранимая в электронном виде;
электронный административный регламент - административный регламент, реализуемый с использованием информационно-коммуникационных технологий;
электронный договор - гражданско-правовой договор, заключаемый с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур и представляющий собой совокупность электронных документов;
электронный документ - установленная национальным законом или стандартом доступная форма (формат) электронного представления документа.
Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в тех значениях, в каких они определены в национальном законодательстве.
Статья 3. Основные принципы оказания электронных государственных услуг
1. Оказание электронных государственных услуг осуществляется в соответствии с национальным законодательством, настоящим Законом и правилами оказания электронных услуг, которые утверждаются государственными органами, имеющими соответствующие полномочия.
2. Оказание электронных государственных услуг базируется на следующих основных принципах:
- доступность электронной государственной услуги для всех ее участников в пределах, установленных национальным законодательством;
- доступность, достоверность, полнота и своевременность предоставления информации, необходимой для оказания и получения электронной государственной услуги;
- ограничение доступа к информации, необходимой для оказания и получения электронной государственной услуги, только в соответствии с национальным законодательством;
- обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности при оказании и получении электронной государственной услуги;
- минимизация издержек участников электронных государственных услуг при необходимом уровне качества оказания этих услуг.
Статья 4. Участники электронных государственных услуг
1. Участниками электронных государственных услуг, отношения между которыми регулируются настоящим Законом, являются оказывающие или получающие электронные государственные услуги либо способствующие оказанию или получению этих услуг субъекты, которыми могут быть:
- физические и юридические лица;
- общественные и политические организации;
- органы государственной власти и местного самоуправления.
2. К участникам электронных государственных услуг относятся:
- заказчик (получатель) электронной государственной услуги;
- исполнитель (поставщик) электронной государственной услуги;
- посредник в оказании или получении электронной государственной услуги.
3. Заказчиками электронной государственной услуги могут быть также иностранные физические и юридические лица, общественные и политические организации, органы государственной власти и местного самоуправления иностранных государств, международные организации и иностранные государства, имеющие право на получение электронных государственных услуг в соответствии с национальными законодательными и иными нормативными правовыми актами государства, оказывающего эти услуги.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ЭЛЕКТРОННОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Статья 5. Права и обязанности исполнителя электронной государственной услуги
1. Исполнитель (поставщик) электронной государственной услуги обязан публиковать всю необходимую информацию о своей деятельности в качестве исполнителя этой услуги на веб-сайтах или в средствах массовой информации, определенных правилами оказания электронной государственной услуги.
Порядок и место публикации данной информации, ее содержание и форма определяются национальным законодательством и соответствующими регламентами.
2. Исполнитель (поставщик) электронной государственной услуги несет уголовную, административную и гражданскую ответственность, установленную национальным законодательством, за полноту, своевременность и достоверность публикуемой им информации, за обеспечение информационной безопасности своей деятельности и информации, используемой им при оказании электронных государственных услуг.
................Перейти до повного тексту