- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
об охране прав на научные открытия
Принят
на тридцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 34-9
от 7 апреля 2010 года)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с получением, осуществлением и защитой прав на научные открытия в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее - государство-участник).
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение понятий
В настоящем Законе приведенные ниже понятия употребляются в следующем значении:
автор научного открытия - физическое лицо, в результате интеллектуальной, творческой деятельности которого совершено научное открытие;
государственная система правовой охраны интеллектуальной собственности - центральный орган исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности, Учреждение и совокупность экспертных, научных, образовательных, информационных и других государственных заведений соответствующей специализации, которые входят в сферу управления Учреждения;
диплом - охранный документ, удостоверяющий право на научное открытие;
учреждение экспертизы - государственное учреждение (предприятие, организация), уполномоченное центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности на проведение экспертизы заявки на секретность и установление даты подачи заявки;
заказчик научной экспертизы - национальная академия наук или уполномоченные ею учреждения;
заявитель - лицо, которое подало заявку или приобрело права заявителя в другом установленном национальным законодательством порядке;
заявка - совокупность документов, необходимых для выдачи диплома и свидетельства;
научное открытие - установление неизвестных ранее, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящее коренные изменения в уровень научного познания;
оповещение о научном открытии - осуществленное автором или по его согласию действие, которое впервые делает сущность и доказательства достоверности научного открытия сообщенными неопределенному кругу лиц любым способом;
организатор научной экспертизы - научное учреждение, которое проводит экспертизу заявок на научные открытия и готовит экспертные выводы;
свидетельство - документ, удостоверяющий факт совершения научного открытия в организации, в которой работает автор;
Учреждение - правительственный орган государственного управления, действующий в составе центрального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности.
Статья 2. Законодательство об охране прав на научные открытия
Законодательство об охране прав на научные открытия в государстве-участнике базируется на национальном законодательстве и учитывает положения настоящего Закона.
Статья 3. Международные договоры
Если вступившим в силу международным договором установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством о научных открытиях, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Полномочия центрального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности относительно охраны прав на научные открытия
1. Центральный орган исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности:
- обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны прав на научные открытия;
- организует и контролирует выполнение настоящего Закона;
- издает нормативные правовые акты в порядке, установленном настоящим Законом, осуществляет контроль за их соблюдением;
- заключает международные договоры о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности и представляет интересы государства по вопросам охраны прав на научные открытия в международных организациях в соответствии с действующим национальным законодательством;
- поручает Учреждению и заведениям, входящим в государственную систему правовой охраны интеллектуальной собственности, соответственно их специализации выполнять отдельные задачи, которые определены настоящим Законом, положением о центральном органе исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности, другими нормативными правовыми актами в сфере охраны прав на научные открытия.
2. Финансирование деятельности центрального органа исполнительной области в сфере охраны прав на научные открытия осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Статья 5. Полномочия Учреждения относительно охраны прав на научные открытия
1. Учреждение принимает участие в реализации государственной политики в сфере охраны прав на научные открытия, обеспечивает выполнение настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере охраны прав на научные открытия, а именно:
- организует прием заявок и принимает по ним решение;
- осуществляет государственную регистрацию прав на научные открытия;
- выдает дипломы и свидетельства, предусмотренные настоящим Законом;
- ведет Реестр, определенный настоящим Законом;
- публикует официальные сведения о государственной регистрации прав на научные открытия;
- организует разработку проектов нормативных правовых актов в порядке, установленном настоящим Законом, и представляет их на утверждение центральному органу исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности;
- обобщает практику применения законодательства об охране прав на научные открытия, разрабатывает предложения по его усовершенствованию и в установленном порядке вносит их на рассмотрение центрального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности;
- принимает участие в международном сотрудничестве в сфере охраны прав на научные открытия;
- организует информационную и издательскую деятельность в сфере охраны прав на научные открытия;
- организует научно-исследовательские работы по усовершенствованию законодательства и организации деятельности в сфере охраны прав на научные открытия;
- выполняет другие функции соответственно положению о нем, утвержденному в установленном порядке.
2. Финансирование деятельности Учреждения в сфере охраны прав на научные открытия осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Статья 6. Полномочия национальной академии наук относительно охраны прав на научные открытия
1. Национальная академия наук обеспечивает выполнение настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере охраны прав на научные открытия, а именно:
- организует проведение научной экспертизы заявок на научные открытия;
- определяет научные учреждения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности для проведения научной экспертизы заявок на научные открытия;
- готовит выводы относительно заявок на научные открытия, предусмотренные настоящим Законом;
- организует разработку проектов нормативных правовых актов в порядке, установленном настоящим Законом;
- выполняет другие функции, определенные настоящим Законом.
2. Финансирование деятельности национальной академии наук в сфере охраны прав на научные открытия, определенной настоящим Законом, осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Статья 7. Права иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Иностранные граждане и лица без гражданства - авторы научных открытий и их правопреемники пользуются теми же правами и несут те же обязанности, предусмотренные настоящим Законом, что и граждане государства-участника, если открытие совершено в соавторстве с гражданином государства-участника или во время выполнения работ в организации, которая находится на территории государства-участника.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие вне границ государства-участника, в отношениях с Учреждением и национальной академией наук реализуют свои права через представителей по делам интеллектуальной собственности, зарегистрированных согласно положению о представителях по делам интеллектуальной собственности, которое утверждается правительством государства-участника.
3. В случаях, предусмотренных вступившими в силу международными договорами, иностранные граждане и лица без гражданства могут самостоятельно осуществлять действия по реализации указанных прав в соответствии с этими международными договорами.
4. Отношения центрального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности, Учреждения и заведения экспертизы, национальной академии наук и организаторов научной экспертизы с любым лицом, касающиеся прав и обязанностей, определенных настоящим Законом, осуществляются с применением государственного языка и адреса для переписки на территории государства-участника.
Раздел II. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВ НА НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ
Статья 8. Основания получения прав на научное открытие
1. Права на научное открытие приобретаются на основании:
- государственной регистрации прав на научное открытие в установленном настоящим Законом порядке;
- решения суда относительно установления автора научного открытия.
2. Объем правовой охраны в отношении научного открытия определяется формулой научного открытия. Толкование формулы должно осуществляться в пределах описания научного открытия и соответствующих материалов, которые его иллюстрируют.
Статья 9. Засвидетельствование получения права интеллектуальной собственности на научное открытие
1. Получение права на научное открытие подтверждается дипломом.
2. Факт совершения научного открытия в организации, где работает автор, заверяется свидетельством.
3. Диплом и свидетельство выдаются в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с правилами, утвержденными на его основе центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности и национальной академией наук.
Статья 10. Охраноспособность научного открытия для получения прав на него
1. Научное открытие считается охраноспособным для получения прав на него, если оно в соответствии с настоящим Законом является неизвестным, вносит коренные изменения в уровень научного познания и суть его сформулирована и доказана.
2. Объектом научного открытия, охраноспособным для получения прав на него согласно настоящему Закону, может быть:
- закономерность - объективно существующая существенная стабильная связь между явлениями или свойствами материального мира;
- свойство - объективно существующая качественная сторона объекта материального мира;
- явление - объективно существующая форма проявления сущности объекта материального мира.
3. Не являются охраноспособными для получения прав согласно настоящему Закону следующие открытия:
- географические;
- археологические;
- палеонтологические;
- полезных ископаемых;
- в области общественных наук.
4. Не признаются открытиями согласно настоящему Закону:
- отдельные факты, отдельные зависимости, а также закономерности, свойства и явления материального мира, которые не вносят коренных изменений в уровень научного познания;
- гипотезы, в частности допустимые представления о строении материи, о происхождении планет, полезных ископаемых, о существовании разных силовых полей и т.п.;
- решение математических задач, установление абстрактных числовых зависимостей, доказательства математических теорем и т.п.;
- результаты, которые уточняют уже известные положения, например формы небесных тел, их орбиты и т.п.;
- результаты научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, которые касаются создания разных новых технологических процессов, конструкций машин и приборов, новых материалов и лечебных средств (их свойств, способов лечения болезней, штаммов микроорганизмов и т.п.);
- выявление и выведение новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- научные теории и математические методы.
Статья 11. Право на получение диплома
1. Право на получение диплома на научное открытие имеет автор или его правопреемник.
2. Если научное открытие совершено двумя или более авторами независимо друг от друга, то право на получение диплома принадлежит заявителю, который имеет более раннюю дату приоритета открытия, при условии, что поданная им заявка не считается отозванной, не отозвана или по ней Учреждением не принято решения об отказе в государственной регистрации прав на научное открытие, возможности обжалования которого исчерпаны.
Статья 12. Право на получение свидетельства
Право на получение свидетельства на научное открытие имеет организация, в которой было совершено научное открытие.
Раздел III. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА НА НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ
Статья 13. Заявка
1. Заявка на научное открытие подается в Учреждение:
- автором (соавторами) научного открытия;
- организацией, в которой было совершено научное открытие, с указанием автора научного открытия;
- правопреемником автора, если заявка не может быть представлена автором научного открытия.
2. По доверенности заявителя заявка может быть представлена через представителя по делам интеллектуальной собственности или через другое доверенное лицо.
3. Заявка должна касаться одного научного открытия.
4. Заявка составляется на государственном языке и должна содержать:
- заявление о выдаче диплома (свидетельства);
- описание научного открытия;
- формулу научного открытия;
- материалы, которые иллюстрируют научное открытие, если на них есть ссылки в описании;
- реферат.
5. В заявлении о выдаче диплома необходимо указать заявителя (заявителей) и его (их) адрес, а также автора (авторов).
В заявлении о выдаче свидетельства необходимо указать полное наименование и местонахождение организации, в которой совершено научное открытие.
Если научное открытие совершено в организации, где работает автор, в заявлении о выдаче диплома отмечается это.
6. Описание научного открытия должно излагаться в определенном порядке, раскрывать сущность научного открытия, а также содержать теоретические и (или) экспериментальные доказательства его достоверности.
7. Формула научного открытия должна излагаться в определенном порядке, четко и ясно, базироваться на описании и выражать сущность научного открытия.
8. Реферат составляется только для информационных целей. Он не может приниматься во внимание с другой целью, в частности для толкования формулы научного открытия.
9. Другие требования к материалам заявки определяются национальной академией наук и центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности в соответствии с настоящим Законом.
Статья 14. Конфиденциальность заявки
С даты поступления заявки в Учреждение и до публикации сведений о заявленном научном открытии материалы заявки считаются конфиденциальной информацией. Доступ третьих лиц к материалам заявки запрещается, за исключением случаев, когда такой доступ осуществляется после проверки заявки на секретность по разрешению заявителя или по решению компетентного органа.
Лица, виновные в нарушении требований конфиденциальности относительно материалов заявки, несут ответственность, предусмотренную национальным законодательством.
Статья 15. Проверка заявки на секретность
1. Проверка заявки на секретность проводится учреждением экспертизы в соответствии с настоящим Законом и правилами, установленными на его основе центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности.
2. Во время проведения проверки заявки на секретность заявка рассматривается на предмет наличия в ней сведений, которые могут быть отнесены согласно своду сведений, составляющих государственную тайну, к государственной тайне.
3. Если имеются основания считать, что заявка содержит сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, материалы заявки направляются соответствующему государственному эксперту по вопросам тайн для принятия решения об отнесении научного открытия к государственной тайне.
Отнесение сведений, содержащихся в заявке, к государственной тайне осуществляется согласно национальному закону о государственной тайне и принятым на его основе нормативным правовым актам.
Если государственный эксперт по вопросам тайн принял решение об отнесении сведений, содержащихся в заявке, к государственной тайне, делопроизводство по заявке останавливается.
Срок, на протяжении которого может действовать решение об отнесении сведений, содержащихся в заявке, к государственной тайне, устанавливается государственным экспертом с учетом степени секретности информации.
Государственный эксперт по вопросам тайн направляет свое решение вместе с материалами заявки учреждению экспертизы в течение месяца с даты получения им материалов заявки.
О решении государственного эксперта по вопросам тайн учреждение экспертизы сообщает заявителю. Если заявитель не согласен с решением государственного эксперта, он может обжаловать его в суд.
4. В случае отмены решения государственного эксперта или принятия им решения о рассекречивании сведений, содержащихся в материалах заявки, делопроизводство по заявке возобновляется.
Статья 16. Дата представления заявки
1. После завершения проверки заявки на секретность учреждение экспертизы устанавливает дату представления заявки в соответствии с настоящим Законом и правилами, принятыми на его основе центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности.
2. Датой представления заявки является дата получения Учреждением материалов, которые содержат как минимум:
- заявление о выдаче диплома (свидетельства), изложенное на государственном языке;
- сведения о заявителе и его адресе, изложенные на государственном языке;
- формулу научного открытия и описание научного открытия, изложенные на государственном или другом языке. В последнем случае для сохранения даты представления заявки перевод этих материалов на государственный язык должен поступить в Учреждение в течение двух месяцев с даты представления заявки.
3. Дата представления заявки устанавливается при условии соответствия материалов заявки требованиям пункта 2 настоящей статьи. Сообщение об установлении даты представления заявки направляется заявителю.
4. В случае несоответствия материалов заявки требованиям пункта 1 настоящей статьи заявителю направляется сообщение об этом. Если в течение двух месяцев с даты получения сообщения заявителем несоответствие будет устранено, то датой представления заявки считается дата получения учреждением экспертизы последнего из исправленных материалов. В противном случае заявка считается не поданной, о чем заявителю направляется сообщение.
5. После установления даты представления заявка направляется в национальную академию наук для определения приоритета научного открытия и проведения научной экспертизы заявки, о чем заявителю направляется сообщение.
Статья 17. Приоритет
1. Приоритет научного открытия определяется по дате:
- когда впервые было сформулировано автором (соавторами) положение, заявленное как открытие;
- публикации указанного положения;
- оповещения о нем иным способом третьих лиц.
2. В тех случаях, когда заявление о выдаче диплома (свидетельства) на открытие не содержит данных, которые официально подтверждают дату приоритета в установленном порядке, приоритет открытия определяется по дате представления заявки в Учреждение.
3. Приоритет открытия может быть установлен отдельно по датам опубликования материалов, касающихся сущности научного открытия, и приведения доказательств его достоверности в случае, если эти даты не совпадают.
Статья 18. Научная экспертиза заявки
1. Научная экспертиза заявки состоит из предварительной и первичной экспертиз, которые проводятся в соответствии с национальным законодательством и правилами, установленными на его основе национальной академией наук.
Заказчиком научной экспертизы выступают национальная академия наук или уполномоченные ею учреждения.
2. Заявитель и (или) автор научного открытия имеют право принимать участие в рассмотрении вопросов, возникающих во время проведения экспертизы заявки на научное открытие.
Заявитель может по собственной инициативе или по запросу заказчика или организаторов научной экспертизы уточнять или исправлять материалы заявки без изменения сущности научного открытия.
3. Если дополнительные материалы, предоставленные заявителем, изменяют суть заявленного научного открытия, они не учитываются при проведении экспертизы и могут быть оформлены автором как самостоятельная заявка.
4. Для предоставления ответа на запросы относительно проведения экспертизы заявки заявителю предоставляется два месяца с даты получения им сообщения.
Срок предоставления ответа на запросы относительно проведения экспертизы заявки продлевается, но не более чем на шесть месяцев, если до его истечения будет представлено соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его представление. Этот срок, пропущенный по уважительным причинам, возобновляется, если в течение шести месяцев до его истечения будет представлено соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его представление.
Если заявитель не предоставит ответа на запросы относительно проведения экспертизы заявки в установленный срок, то заявка считается отозванной, о чем ему направляется сообщение.
5. Заявитель имеет право вносить в заявку исправления ошибок и изменения своего имени (наименования) и своего адреса, адреса для переписки, имени и адреса своего представителя.
Заявитель может вносить в заявку изменения, связанные с изменением лица заявителя, при условии согласия указанных в заявке других заявителей. Такие изменения может по согласию всех заявителей вносить также лицо, желающее стать заявителем.
Эти исправления и изменения учитываются, если они поступили не позже принятия решения о государственной регистрации прав на научное открытие и выдаче диплома и (или) свидетельства.
За представление заявления об исправлении ошибки или о внесении любого из указанных изменений платится сбор, при условии что ошибка не является очевидной или технической, а изменение не возникло по независимым от подателя заявления обстоятельствам.
6. Заявитель по собственной инициативе или по запросу заказчика или организаторов экспертизы может уточнять формулу открытия, что может осуществляться до принятия решения о государственной регистрации прав на научное открытие и выдаче диплома и (или) свидетельства.
За внесение изменений в формулу открытия сбор не платится.
................Перейти до повного тексту