- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде
Принят
на тридцать третьем
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 33-10
от 3 декабря 2009 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является установление основанной на принципе "загрязнитель платит" и гармонизированной с нормами международного права системы экологической ответственности для предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде с перенесением бремени компенсации нанесенного ущерба окружающей среде с общества в целом на хозяйствующих субъектов, чья деятельность причинила вред окружающей среде.
Статья 2. Термины и определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие термины и определения:
1. Экологическая ответственность:
- сознательное отношение хозяйствующего субъекта к нормативно-правовым требованиям охраны окружающей среды на основе понимания им последствий осуществляемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и добровольно принятых на себя обязанности и готовности осуществлять превентивные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде, а также добровольно ликвидировать нанесенный ей вред;
- обязанность субъекта правоотношений претерпеть неблагоприятные последствия в связи с нанесением им вреда окружающей среде.
2. Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
3. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
4. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
5. Экологический ущерб (вред) - все негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем и создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. К таким последствиям могут относиться ухудшение здоровья человека и его преждевременная смерть, исчезновение растений и животных, разрушение естественных экосистем, снижение продуктивности сельхозугодий и стоимости недвижимости и др.
6. Экономическая оценка вреда, нанесенного окружающей среде, - стоимостное выражение затрат на восстановление окружающей среды до устойчивого состояния.
7. Объекты охраны - охраняемые природные объекты, в том числе:
а) живые организмы (объекты животного и растительного мира):
- находящиеся под угрозой исчезновения;
- уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты растительного и животного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон;
- реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и запасы которых при существующих темпах эксплуатации поставлены на грань исчезновения, в результате чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству;
- которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, естественно редкие и т.д.);
- подпадающие под действие международных соглашений и конвенций;
- занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ;
б) природные комплексы (экосистемы), в том числе ценные ландшафты, природные объекты и территории: охраняемые и особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особоохраняемые территории), природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
в) водные объекты (поверхностные) - сосредоточение вод на поверхности суши, в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима и представляющее отдельный и значительный элемент поверхностных вод: река, ручей, озеро, водохранилище, пруд, болото и иные водные объекты в естественных или искусственных впадинах;
г) почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающий плодородием, структурой и свойствами, необходимыми для существования растений и животных, жизнеобеспечения и деятельности человека.
8. Устойчивое состояние окружающей среды:
а) в отношении охраняемых объектов животного и растительного мира - способность объектов животного и растительного мира в долгосрочной перспективе воспроизводить себя как жизнеспособный компонент своей естественной среды обитания, наличие естественной среды обитания объектов животного и растительного мира, необходимой для их сохранения в долгосрочной перспективе;
б) в отношении природных и природно-антропогенных комплексов - стабильность в долгосрочной перспективе процессов и отношений природных и природно-антропогенных комплексов, обеспечивающих их функционирование.
9. Загрязняющее вещество - любое вещество, которое при внесении в окружающую среду может вызвать загрязнение ее компонентов.
10. Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом загрязняющих веществ в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
11. Потенциальная угроза нанесения вреда - высокий риск нанесения вреда объектам охраны в краткосрочной перспективе.
12. Компетентный орган - специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды, который в соответствии с положением о нем наделяется полномочиями по охране окружающей среды и природных ресурсов и который осуществляет координацию деятельности других специально уполномоченных государственных органов.
13. Хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно-правовых форм (в том числе иностранные), занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, их объединения, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность.
14. Превентивные мероприятия - любые мероприятия, проводимые для предотвращения или минимизации воздействия аварийных ситуаций, непреднамеренных действий, создающих непосредственную угрозу нанесения вреда окружающей среде.
15. Мероприятия по ликвидации вреда объектам охраны - любые действия по восстановлению, реабилитации или замене поврежденных объектов охраны до возвращения их в устойчивое позитивное состояние в системе окружающей среды.
16. Затраты - затраты, подтвержденные необходимостью исполнения настоящего Закона, включая затраты: на оценку объема ущерба окружающей среде и (или) надвигающейся угрозы такого ущерба; проведение превентивных мероприятий; проведение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде; на сбор данных; мониторинг и надзор.
17. Финансовая ответственность хозяйствующего субъекта - финансово-правовая обязанность хозяйствующего субъекта проводить превентивные мероприятия и ликвидировать вред, нанесенный объектам охраны в результате его производственной деятельности, за счет собственных средств.
Статья 3. Область применения и распространения настоящего Закона
1. Настоящий Закон применяется в отношении:
- нанесения вреда объектам охраны в результате любой хозяйственной деятельности, указанной в Приложении 1 к настоящему Закону, и в случае потенциальной угрозы нанесения такого вреда вследствие любого из этих видов деятельности;
- нанесения вреда объектам охраны в результате любой хозяйственной деятельности, если этот вред нанесен умышленно или в результате халатности.
2. Настоящий Закон не применяется в отношении нанесения вреда объектам охраны и потенциальной угрозы нанесения такого вреда, вызванных:
- форс-мажорными обстоятельствами (вооруженными конфликтами, природными явлениями непреодолимого характера);
- диффузным загрязнением атмосферы от передвижных транспортных средств (за исключением случая, при котором можно установить причинную связь между ущербом и деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта).
Настоящий Закон не применяется в отношении:
- рисков радиоактивного загрязнения или потенциальной угрозы такого загрязнения;
- нанесения вреда объектам охраны или потенциальной угрозы нанесения такого вреда вследствие аварийных ситуаций, ответственность за которые подпадает под действие любой из международных конвенций, членом которых является государство.
3. Настоящий Закон распространяется на хозяйствующих субъектов, осуществляющих и (или) планирующих хозяйственную деятельность на территории государства, в том числе способных производить трансграничное загрязнение, включая загрязнение сопредельных территорий.
4. Действие настоящего Закона не распространяется на виды деятельности, основной целью которых является обеспечение национальной и международной безопасности либо единственной целью которых является защита объектов охраны от природных катастроф.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
ПРАВООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЧАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ВРЕДА ОБЪЕКТАМ ОХРАНЫ
Статья 4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов
1. В целях повышения экологической ответственности хозяйствующие субъекты, деятельность которых перечислена в Приложении 1 к настоящему Закону и является реально или потенциально опасной, обязаны:
- нести финансовую ответственность за проведение превентивных мероприятий и ликвидацию вреда объектам охраны;
- страховать свою ответственность за нанесение вреда окружающей среде.
В случае возникновения потенциальной угрозы нанесения вреда объектам охраны хозяйствующие субъекты обязаны без промедления осуществить необходимые превентивные мероприятия.
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие любые виды деятельности, послужившие причиной нанесения вреда объектам охраны, несут финансовую ответственность только в том случае, если компетентный орган документально подтвердил их вину или факт проявления халатности.
3. В случае нанесения вреда объектам охраны хозяйствующий субъект обязан без промедления известить компетентный орган об инциденте и:
а) осуществить необходимые мероприятия по ограничению воздействия загрязняющих веществ, их удалению и (или) другие мероприятия с целью ограничения или предотвращения увеличения вреда объектам охраны и неблагоприятного воздействия на здоровье человека или снижения устойчивости окружающей среды;
б) согласовать с компетентным органом план мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны;
в) осуществить необходимые мероприятия по ликвидации вреда, причиненного объектам охраны, в соответствии с Порядком, установленным в Приложении 2 к настоящему Закону.
4. Хозяйствующий субъект имеет право не осуществлять мероприятия по ликвидации вреда, если он докажет, что вред объектам охраны или потенциальная угроза нанесения такого вреда:
а) возникли в результате действий третьей стороны и невзирая на проведение превентивных мероприятий;
б) явились результатом выполнения обязательных предписаний и (или) инструкций органов государственной власти, которые в этом случае несут субсидиарную ответственность за покрытие затрат.
5. Хозяйствующий субъект имеет право создавать резерв предстоящих расходов, которые направляются на техническую модернизацию собственного производства в целях проведения превентивных мероприятий, основанных на наилучших доступных технологиях. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.
Статья 5. Права и обязанности компетентного органа
1. Компетентный орган обязан:
а) обнаруживать факты нарушения экологического законодательства государства и устанавливать допустивших их хозяйствующих субъектов;
б) разрабатывать в установленных законодательством государства случаях методики исчисления размера нанесенного окружающей среде вреда, гармонизированные с нормами международного права, и утверждать их в порядке, установленном законодательством государства;
в) производить оценку вреда, нанесенного объектам охраны, согласно разработанным и утвержденным в установленном порядке методикам;
г) утверждать по результатам экологической экспертизы план мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны;
д) осуществлять контроль выполнения превентивных мероприятий;
е) рассматривать заявления, поступающие от граждан и общественных организаций, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, и указывающие на необходимость проведения превентивных мероприятий и (или) мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны, организовывать экологическую экспертизу и направлять эти заявления для исполнения заинтересованным хозяйствующим субъектам;
ж) информировать граждан и общественные организации, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, направивших заявления о необходимости проведения превентивных мероприятий и (или) мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны, о своем согласии с указанными в заявлениях требованиями или мотивированном отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлениях;
з) требовать от хозяйствующих субъектов, разрабатывающих проекты строительства, реконструкции, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов, обязательного учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, обеспечения проведения мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способов обращения с отходами, применения наилучших доступных технологий, способствующих охране окружающей среды, ее восстановлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
и) информировать хозяйствующих субъектов, виды деятельности которых перечислены в Приложении 1 к настоящему Закону, об утвержденных в рамках действующего законодательства государства методиках исчисления размера нанесенного окружающей среде вреда;
к) требовать от хозяйствующих субъектов, деятельность которых явилась причиной нанесения вреда объектам охраны или создает потенциальную угрозу нанесения такого вреда, полного возмещения затрат на ликвидацию вреда окружающей среде, в том числе посредством обеспечения собственностью или другими видами соответствующих финансовых гарантий, за исключением случаев, перечисленных в подпунктах 2.5 и 2.6 пункта 2 настоящей статьи;
л) ликвидировать вред, нанесенный объектам охраны, в том случае, если хозяйствующий субъект, деятельность которого послужила причиной нанесения вреда объектам охраны, не обнаружен;
м) привлекать к ответственности лиц, виновных в нанесении вреда объектам охраны;
н) оказывать гражданам, общественным организациям, деятельность которых связана с рациональным природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, содействие в реализации экологических прав.
2. Компетентный орган имеет право:
2.1) требовать от хозяйствующего субъекта:
а) осуществления превентивных мероприятий и мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны;
б) проведения производственного контроля и предоставления результатов этого контроля;
в) обязательного проведения государственной экологической экспертизы проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов, перечисленных в Приложении 1 к настоящему Закону;
2.2) запрашивать граждан и общественные организации, деятельность которых связана с рациональным природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, и субъектов, на территории которых будут осуществляться мероприятия по ликвидации вреда объектам охраны, о предоставлении информации и данных о выполнении мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны;
2.3) в любое время в случае потенциальной угрозы нанесения ущерба объектам охраны:
а) потребовать от хозяйствующего субъекта предоставления информации о любой потенциальной угрозе объектам охраны;
б) потребовать от хозяйствующего субъекта осуществления превентивных мероприятий за счет его собственных средств;
в) дать инструкции хозяйствующему субъекту по осуществлению необходимых превентивных мероприятий;
г) самостоятельно осуществить необходимые превентивные мероприятия в случае, если хозяйствующий субъект не в состоянии выполнить обязательства, перечисленные в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона;
2.4) в любое время в случае нанесения вреда объектам охраны:
а) потребовать от хозяйствующего субъекта предоставления дополнительной информации о вреде, нанесенном объектам охраны;
б) дать хозяйствующему субъекту указания по ограничению воздействия загрязняющих веществ, их удалению и (или) проведению других мероприятий, направленных на ограничение или предотвращение дальнейшего нанесения вреда объектам охраны от неблагоприятного воздействия на здоровье человека или снижения устойчивости окружающей среды;
в) потребовать от хозяйствующего субъекта осуществления необходимых мероприятий по ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде;
г) осуществить необходимые мероприятия по ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, самостоятельно в том случае, если хозяйствующий субъект не в состоянии выполнить обязательства, перечисленные в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона, не обязан возмещать ущерб в соответствии с настоящим Законом или не обнаружен;
2.5) не требовать от хозяйствующего субъекта полного возмещения затрат, если сумма затрат, требуемых к покрытию, значительно превышает материально-финансовые возможности хозяйствующего субъекта по возмещению ущерба;
2.6) разрешить хозяйствующему субъекту не покрывать затраты по осуществлению мероприятий по ликвидации нанесенного объектам охраны вреда, если он докажет свою невиновность или документально подтвердит отсутствие небрежности в своих действиях при нанесении вреда объектам охраны в случаях:
а) выброса (сброса) в соответствии с условиями природоохранного разрешения, выданного в соответствии с требованиями законодательства государства на право хозяйственной деятельности, виды которой перечислены в Приложении 1 к настоящему Закону;
б) если негативное воздействие и (или) хозяйственная деятельность осуществлялись в период времени, когда они не оценивались как способные нанести вред окружающей среде, исходя из имеющегося в тот период времени уровня научных и технических знаний.
3. Если вред был нанесен нескольким объектам охраны и компетентный орган не может обеспечить одновременное осуществление необходимых мероприятий для всех поврежденных объектов охраны, то государство наделяет компетентный орган полномочиями, на основании которых тот решает, какой вид вреда объектам охраны подлежит ликвидации в первоочередном порядке; при этом решение компетентного органа должно учитывать характер, размер и тяжесть различных видов нанесенного вреда и возможность естественного восстановления, риски вреда здоровью человека.
4. Компетентный орган имеет право в течение пяти лет с даты окончания необходимых мероприятий по ликвидации вреда или с момента идентификации хозяйствующего субъекта или третьей стороны, которые нанесли вред объектам охраны или создали высокую потенциальную угрозу нанесения такого вреда, инициировать судебные процедуры по возмещению затрат хозяйствующими субъектами или, в случае необходимости, третьей стороной в отношении любых мероприятий, осуществляемых во исполнение настоящего Закона.
5. Компетентный орган имеет право формировать целевые фонды для проведения превентивных мероприятий и мероприятий по ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде.
6. Механизмы защиты от коррупции устанавливаются законодательством государства и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).
Статья 6. Права и обязанности граждан и общественных организаций, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, в области проведения превентивных мероприятий и мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны
1. Граждане и общественные организации, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, заинтересованные в проведении превентивных мероприятий и мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде или заявляющие о нарушении прав на благоприятную окружающую среду, имеют право:
а) представлять компетентному органу заключения экологической экспертизы, фактические данные о нанесении вреда окружающей среде или о потенциальной угрозе нанесения такого вреда;
б) требовать от компетентного органа осуществления превентивных мероприятий и (или) мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны в соответствии с требованиями настоящего Закона;
в) требовать возмещения нанесенного вреда только через компетентный орган, ответственность перед которым несет хозяйствующий субъект, чья деятельность явилась причиной нанесения вреда окружающей среде.
2. Граждане и общественные организации, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, заинтересованные в проведении превентивных мероприятий и мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде или заявляющие о нарушении прав на благоприятную окружающую среду, обязаны:
а) сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам;
б) содействовать реализации мер, направленных на предотвращение нанесения вреда объектам охраны, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
в) предотвращать нанесение вреда объектам охраны и угрозы экологической безопасности, которые могут возникать по их вине;
г) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством государства в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Глава 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, НАНЕСЕННОГО ОБЪЕКТАМ ОХРАНЫ
Статья 7. Обязательность возмещения вреда, нанесенного объектам охраны
1. Хозяйствующие субъекты, причинившие вред объектам охраны, обязаны возместить причиненный ими ущерб в соответствии с настоящим Законом и законодательными актами государства, в том числе с использованием механизмов обязательного экологического страхования.
2. Хозяйствующий субъект, причинивший вред объектам охраны, вправе добровольно устранить нанесенный вред либо компенсировать его иным способом. Обязательства хозяйствующего субъекта по ликвидации вреда либо компенсации ущерба должны быть изложены в гарантийном письме, направленном компетентному органу.
Статья 8. Возмещение вреда, нанесенного объектам охраны
1. Возмещение ущерба по согласию сторон либо по решению суда может осуществляться в натуральной либо денежной форме за счет собственных средств хозяйствующего субъекта, причинившего вред объектам охраны, или с помощью страховых выплат.
2. К натуральным формам возмещения ущерба относятся меры по восстановлению объектов охраны до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, предоставлению равноценного природного ресурса взамен уничтоженного либо поврежденного. Возмещение вреда в натуральной форме производится путем заключения договора и (или) соглашения между хозяйствующим субъектом, причинившим вред объектам охраны, и компетентным органом. При этом в договоре и (или) соглашении регламентируются порядок, условия, сроки и объемы возмещения ущерба, причиненного объектам охраны.
3. К денежным формам возмещения ущерба относятся финансовые средства для восстановления объектов охраны до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, выполнения мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, возмещения истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.
4. Размер возмещения ущерба, причиненного объектам охраны, определяется по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния объектов охраны с учетом упущенной выгоды. При определении размера ущерба объектам охраны учитываются перечисленные в Приложении 3 к настоящему Закону Принципы и основания экономической оценки вреда, нанесенного объектам охраны.
5. Возмещение вреда не освобождает хозяйствующий субъект, причинивший вред окружающей среде, от административной и уголовной ответственности.
6. Если на момент предъявления исковых требований не представляется возможным исчерпывающе определить объем затрат на проведение восстановительных мероприятий, то размер причиненных убытков может быть исчислен по специальным таксам и методикам и впоследствии уточнен окончательно после завершения всего комплекса восстановительных работ.
Статья 9. Порядок экономической оценки вреда, нанесенного объектам охраны
1. Должностные лица компетентного органа в месячный срок с даты установления факта нанесения вреда объектам охраны проводят сбор и анализ необходимых материалов и экономическую оценку нанесенного ущерба.
2. Экономическая оценка вреда, нанесенного объектам охраны, определяется прямым или косвенными методами в соответствии с законодательством государства.
Статья 10. Прямой метод экономической оценки вреда, нанесенного объектам охраны
1. Прямой метод экономической оценки вреда, нанесенного объектам охраны, состоит в определении фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий.
2. В первоочередном порядке должностные лица компетентного органа рассматривают возможность осуществления мероприятий по ликвидации вреда, нанесенного объектам охраны, хозяйствующим субъектом, причинившим указанный вред окружающей среде.
Соответствующие обязательства по проведению мероприятий для ликвидации вреда объектам охраны излагаются в гарантийном письме хозяйствующего субъекта, причинившего вред окружающей среде, с указанием состава и стоимости конкретных мероприятий, ответственных исполнителей и сроков исполнения.
3. Стоимость конкретных мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны определяется по их рыночной стоимости.
4. При экономической оценке ущерба прямым методом должностные лица компетентного органа могут привлекать независимых экспертов. В качестве экспертов могут выступать экологические аудиторы, специалисты проектных, инженерных и научных организаций.
5. Обязанность по оплате работы независимых экспертов возлагается на хозяйствующий субъект, причинивший вред объектам охраны.
Статья 11. Косвенные методы экономической оценки вреда, нанесенного объектам охраны
1. Если не может быть применен прямой метод экономической оценки вреда, то применяются косвенные методы экономической оценки вреда, нанесенного объектам охраны.
2. Экономическая оценка вреда, нанесенного объектам охраны, определяется косвенными методами в зависимости от видов воздействия на окружающую среду путем суммирования ущерба по каждому ингредиенту.
Статья 12. Экономическое стимулирование предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде
1. В целях экономического стимулирования предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде государство:
б) предоставляет налоговые льготы, льготы по неналоговым платежам, а также бюджетные субсидии в соответствии с законодательством государства при реализации превентивных мероприятий на основе наилучших доступных технологий;
в) предоставляет хозяйствующим субъектам государственную гарантию по негосударственным займам на реализацию превентивных мероприятий на основе наилучших доступных технологий в порядке, установленном бюджетным законодательством государства;
г) вводит понижающие коэффициенты платы за негативное воздействие на окружающую среду для хозяйствующих субъектов, имеющих полис добровольного экологического страхования;
д) вводит дифференцированную шкалу платежей для хозяйствующих субъектов в зависимости от масштабов негативного воздействия, класса опасности загрязняющих веществ и потенциального вреда окружающей среде;
е) разрабатывает и использует механизм аккумулирования финансовых средств, полученных по искам о возмещении причиненного окружающей среде вреда, для их целевого расходования на предотвращение и ликвидацию вреда окружающей среде.
2. В целях экономического стимулирования мер по предупреждению и ликвидации вреда окружающей среде страховые компании, осуществляющие деятельность в сфере экологического страхования:
а) применяют повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от уровня опасности предприятия, уровня его готовности к предупреждению случаев причинения вреда окружающей среде, локализации нанесенного ущерба, отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора экологического страхования;
б) используют дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливают размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая, принимая во внимание деятельность страхователя по проведению превентивных мероприятий.
Статья 13. Создание механизма финансовых гарантий для покрытия ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда объектам охраны
1. Государство должно принять меры для стимулирования развития инструментария финансовых гарантий, включая создание финансового механизма в случае неплатежеспособности хозяйствующих субъектов, с целью предоставления хозяйствующим субъектам возможности использования этого инструментария для покрытия их ответственности в соответствии с настоящим Законом.
2. Компетентный орган обязан по истечении одного года после вступления в силу настоящего Закона представить государству отчет о возможности и условиях применения страховых и других видов финансовых гарантий для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в Приложении 1 к настоящему Закону.
В отчете должны быть рассмотрены следующие аспекты финансовых гарантий: постепенное внедрение гарантий, верхний предел размеров финансовых гарантий и исключение видов деятельности с низким уровнем риска.
Перечень данных, подлежащих включению в отчет, приводится в Приложении 4 к настоящему Закону.
3. На основании отчета, указанного в пункте 2 настоящей статьи, государство должно разработать и утвердить механизм финансовых гарантий для покрытия ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда объектам охраны.
4. До создания в государстве механизма финансовых гарантий для покрытия ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда объектам охраны применяется (в качестве основного инструмента финансовых гарантий) обязательное страхование ответственности за вред окружающей среде, причиненный хозяйствующим субъектом.
................Перейти до повного тексту