1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о зонах экологического бедствия (о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории)
Принят
на тридцать третьем
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 33-9
от 3 декабря 2009 года)
Настоящий Закон регулирует отношения в области придания отдельным территориям государства статуса зоны экологического бедствия и вывода их из этого состояния с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья населения.
Отнесение территорий к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия осуществляется в целях определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованных неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия, снижения уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, проведения оперативных мер по восстановлению природных ресурсов и минимизации последствий для состояния здоровья населения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
допустимое воздействие на окружающую среду - воздействие, обеспечивающее приемлемое качество окружающей среды;
зона экологического бедствия - участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны;
критерии экологического бедствия - показатели состояния окружающей среды и здоровья населения, которые являются основанием для придания отдельным территориям государства статуса зон экологического бедствия;
оценка риска для здоровья населения - процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья и жизни населения, обусловленных загрязнением окружающей среды;
риск для здоровья населения - вероятность угрозы жизни или здоровью населения либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания;
санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, организаций, аккредитованных в установленном порядке, и экспертов по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности (техническим регламентам) и санитарным правилам, предусмотренным законодательством государства;
субъект экологической опасности - юридическое или физическое лицо, в том числе должностное лицо, деятельность которого может создать экологически опасную ситуацию;
существенное ухудшение здоровья населения - увеличение необратимых, не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменений структуры причин смерти и появлений специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, а также существенное увеличение частоты обратимых нарушений здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды;
угроза здоровью населения - увеличение частоты обратимых нарушений здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды;
устойчивое состояние окружающей среды:
а) в отношении объектов животного и растительного мира - способность объектов животного и растительного мира в долгосрочной перспективе воспроизводить себя как жизнеспособный компонент своей естественной среды обитания, наличие естественной среды обитания объектов животного и растительного мира, необходимой для их сохранения в долгосрочной перспективе;
б) в отношении природных и природно-антропогенных комплексов - стабильность в долгосрочной перспективе процессов и отношений природных и природно-антропогенных комплексов, обеспечивающих их функционирование;
экологическое бедствие - экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, ухудшение состояния животного и растительного мира.
Статья 2. Законодательство государства о зонах экологического бедствия
Законодательство государства о зонах экологического бедствия состоит из закона об охране окружающей среды, закона о зонах экологического бедствия и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов государства, административнотерриториальных образований государства, органов местного самоуправления, на территории которых находятся зоны экологического бедствия.
Статья 3. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются правовые отношения, возникающие на отдельных территориях государства в связи с приданием им статуса зоны экологического бедствия.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, регулируемые законодательством государства о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также законодательством о радиационной безопасности.
3. Имущественные отношения в зонах экологического бедствия регулируются гражданским законодательством государства.
Статья 4. Принципы осуществления деятельности по выводу территории из состояния экологического бедствия
Деятельность по выводу территории из состояния экологического бедствия основывается на принципах:
1) приоритета охраны здоровья населения и обеспечения устойчивого состояния окружающей среды;
2) обязательности проведения научно обоснованной оценки состояния окружающей среды и здоровья населения и оценки воздействия на окружающую среду, включая использование методологии оценки риска для здоровья населения;
3) соблюдения комплексного подхода при разработке и реализации мероприятий по улучшению экологической обстановки в зонах экологического бедствия;
4) обеспечения систематического снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом вклада отдельных объектов в создание риска для здоровья населения;
5) использования наилучших доступных технологий;
6) учета природных особенностей и социально-экономических факторов при разработке и осуществлении мероприятий по выводу территории из состояния экологического бедствия;
7) взаимодействия органов исполнительной власти государства при осуществлении государственного экологического контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора в зонах экологического бедствия;
8) обязательности осуществления мониторинга окружающей среды и состояния здоровья населения по показателям, разработанным в соответствии с критериями выявления зон экологического бедствия;
9) обязательности своевременного и полного финансирования мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия в соответствии с государственной целевой программой;
10) гласности принимаемых решений о зонах экологического бедствия;
11) обеспечения доступа граждан и общественных организаций к информации о зонах экологического бедствия;
12) ответственности для лиц, виновных в несоблюдении требований законодательства государства о зонах экологического бедствия.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ГОСУДАРСТВА, ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ
Статья 5. Полномочия органов государственной власти государства на территории зон экологического бедствия
К полномочиям органов государственной власти государства в сфере регулирования отношений по улучшению состояния здоровья населения и окружающей среды на территории зон экологического бедствия относятся:
1) формирование государственной политики по улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения в зонах экологического бедствия;
2) разработка и совершенствование законодательства государства в целях эффективной реализации настоящего Закона;
3) координация деятельности органов исполнительной власти государства по выводу территории из состояния экологического бедствия;
4) разработка и утверждение критериев экологического бедствия;
5) инициирование придания и придание отдельным территориям государства статуса зон экологического бедствия;
6) инициирование снятия и снятие статуса зоны экологического бедствия;
7) организация, координация и проведение работ по оценке состояния окружающей среды и здоровья населения;
8) организация и координация научных исследований по оценке риска для здоровья населения, выявлению факторов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, установлению причин и социально-экономических последствий возникновения зон экологического бедствия;
9) разработка и утверждение целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия, а также контроль над их реализацией;
10) утверждение порядка финансирования и финансирование мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия, в том числе реабилитационных мероприятий для населения, и в первую очередь для детей и беременных женщин;
11) разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих вынужденное переселение лиц, проживающих на территории зоны экологического бедствия;
12) формирование системы государственного мониторинга состояния окружающей среды на территориях зон экологического бедствия, установление порядка проведения государственного мониторинга и обеспечение функционирования этой системы;
13) установление видов хозяйственной и иной деятельности, а также технологий, запрещенных к осуществлению и применению на территории зон экологического бедствия;
14) методическое обеспечение порядка проведения экологического аудита;
15) принятие и отмена решений по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими и физическими лицами с нарушением настоящего Закона, законодательства государства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения;
16) установление порядка определения размера платы за загрязнение окружающей среды в зонах экологического бедствия с учетом санитарно-эпидемиологических требований безопасности, требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (технических регламентов);
17) установление порядка льготного кредитования деятельности, обеспечивающей снижение негативного воздействия на окружающую среду в зонах экологического бедствия;
18) переселение лиц, проживающих в зонах экологического бедствия, территория которых не поддается реабилитации;
19) осуществление международного и межрегионального сотрудничества по вопросам охраны и улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения в зонах экологического бедствия;
20) иные установленные законодательством государства полномочия по обеспечению улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения на территории зон экологического бедствия.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти административно-территориальных образований государства на территории зон экологического бедствия
К полномочиям органов государственной власти административно-территориальных образований государства в сфере регулирования отношений на территории зон экологического бедствия относятся:
1) формирование региональной политики по улучшению состояния здоровья населения и окружающей среды в зонах экологического бедствия;
2) инициирование придания отдельным территориям административно-территориальных образований государства статуса зон экологического бедствия;
3) инициирование снятия с отдельных территорий административно-территориальных образований государства статуса зон экологического бедствия;
4) подготовка материалов, обосновывающих снятие с отдельных территорий административно-территориальных образований государства статуса зон экологического бедствия;
5) участие в организации, координации и проведении комплексного обследования состояния окружающей среды и здоровья населения;
6) подготовка материалов, обосновывающих придание территории статуса зоны экологического бедствия, для направления их на государственную экологическую экспертизу;
7) участие в организации научных исследований по оценке риска для здоровья населения, выявлению факторов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, установлению причин и социально-экономических последствий возникновения зон экологического бедствия;
8) участие в разработке и реализации мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия, в том числе реабилитационных мероприятий для населения, и в первую очередь для детей;
9) участие в финансировании мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия, в том числе реабилитационных мероприятий для населения, и в первую очередь для детей и беременных женщин, за счет средств административно-территориальных образований государства;
10) принятие и отмена в пределах своих полномочий решений по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением настоящего Закона, законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения;
11) участие в методическом обеспечении порядка проведения экологического аудита;
12) установление порядка освобождения от уплаты местных налогов и сборов организаций, осуществляющих деятельность по снижению воздействия на окружающую среду в зонах экологического бедствия, а также разработка и применение, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, иных механизмов финансирования мероприятий по выводу территории из состояния экологического бедствия за счет средств административно-территориального образования государства;
13) обеспечение населения зон экологического бедствия достоверной, полной и объективной информацией о состоянии окружающей среды и здоровья населения, а также о планируемых и осуществляемых мероприятиях по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
14) регулирование других отношений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на их территории, не относящихся к ведению органов государственной власти государства.
Статья 7. Предметы ведения органов местного самоуправления на территории зон экологического бедствия
К предметам ведения органов местного самоуправления на территории зон экологического бедствия в рамках законодательства государства о местном самоуправлении относятся:
1) инициирование придания отдельным территориям государства статуса зон экологического бедствия;
2) инициирование снятия с отдельных территорий административно-территориального образования государства статуса зон экологического бедствия;
3) подготовка или участие в подготовке материалов, обосновывающих придание территории статуса зоны экологического бедствия, для направления их на государственную экологическую экспертизу;
4) участие в организации, координации и проведении работ по оценке состояния окружающей среды и здоровья населения;
5) участие в организации научных исследований по оценке риска для здоровья населения, выявлению факторов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, установлению причин и социально-экономических последствий возникновения зон экологического бедствия;
6) предоставление в пределах своей компетенции (местных налогов) льготного налогообложения хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по улучшению состояния окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории зоны экологического бедствия;
7) участие в разработке, финансировании и реализации мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия, в том числе реабилитационных мероприятий для населения, и в первую очередь для детей и беременных женщин;
8) принятие в пределах своих полномочий или участие в принятии решений по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения;
9) обеспечение населения зон экологического бедствия достоверной, полной и объективной информацией о состоянии окружающей среды и здоровья населения, а также о планируемых и осуществляемых мероприятиях по выводу территории из состояния экологического бедствия;
10) регулирование других отношений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на их территории, не относящихся к ведению органов государственной власти государства, административно-территориального образования государства.
Статья 8. Участие граждан, общественных объединений, организаций в принятии решений по приданию статуса зоны экологического бедствия, осуществлению хозяйственной и иной деятельности на ее территории и снятию статуса зоны экологического бедствия
Граждане, общественные объединения, организации имеют право:
1) запрашивать и получать в органах государственной власти государства, органах государственной власти административно-территориальных образований государства, органах местного самоуправления информацию о состоянии окружающей среды и здоровья населения на территории зоны экологического бедствия;
2) принимать участие в обсуждении материалов, обосновывающих придание территории статуса зоны экологического бедствия, проекта целевой программы мероприятий по выводу территории из состояния экологического бедствия и в реализации этих мероприятий;
3) выступать инициаторами введения ограничений и прекращения хозяйственной и иной деятельности, запрета на использование природных ресурсов на территории зоны экологического бедствия;
4) принимать участие в обсуждении вопросов установления ограничений, прекращения хозяйственной и иной деятельности, запрета на использование природных ресурсов и переселения лиц, проживающих на территории зоны экологического бедствия;
5) оказывать содействие проведению работ по выводу территории из состояния экологического бедствия;
6) инициировать и организовывать проведение общественных слушаний по приданию территории статуса зоны экологического бедствия, осуществлению хозяйственной и иной деятельности на ее территории и снятию статуса зоны экологического бедствия, осуществлять общественный контроль.
Глава 3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ЗОНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ
Статья 9. Критерии экологического бедствия
1. Критерии экологического бедствия разрабатываются и устанавливаются в целях принятия обоснованного решения о придании территории статуса зоны экологического бедствия.
2. Критерии экологического бедствия подразделяются на критерии оценки среды обитания и состояния здоровья населения и критерии оценки изменения природной среды и разрабатываются в соответствии с требованиями законодательства государства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области охраны окружающей среды.
3. Разработка критериев экологического бедствия осуществляется органами исполнительной власти государства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иными органами исполнительной власти государства в соответствии с их компетенцией.
4. Порядок разработки и утверждения критериев экологического бедствия устанавливается правительством государства.
Статья 10. Инициирование объявления территории зоной экологического бедствия
1. Основанием для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия являются изменения состояния окружающей среды в результате длительного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, которые привели к росту заболеваемости и смертности населения, деградации и разрушению экологических систем или выявлению уровней риска, неприемлемых для населения.
2. Инициирование объявления территории зоной экологического бедствия производится при невозможности достижения устойчивого состояния окружающей среды без прямого участия государства в реализации мероприятий по выводу территории из состояния экологического бедствия и их финансировании.
Статья 11. Границы зоны экологического бедствия
1. Границы зоны экологического бедствия устанавливаются с целью определения размеров территории, которая объявляется зоной экологического бедствия.
2. Границы зоны экологического бедствия могут проходить по границам наименьших административно-территориальных образований государства, показатели состояния окружающей среды и здоровья населения которых соответствуют критериям экологического бедствия.
3. Границы зоны экологического бедствия утверждаются правительством государства одновременно с принятием решения об объявлении территории зоной экологического бедствия.
Статья 12. Порядок объявления территории зоной экологического бедствия
1. Инициаторами постановки вопроса об объявлении территории зоной экологического бедствия могут быть:
- органы местного самоуправления;
- органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства;
- орган исполнительной власти государства в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения;
- орган исполнительной власти государства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и его территориальные подразделения;
- общественные организации.
2. Инициатор постановки вопроса направляет в орган местного самоуправления и (или) орган исполнительной власти административно-территориального образования государства обращение о необходимости придания территории статуса зоны экологического бедствия, содержащее данные о неблагополучном состоянии окружающей среды и здоровье населения.
3. Орган местного самоуправления и (или) орган исполнительной власти административно-территориального образования государства в целях установления обоснованности обращения организует подготовку материалов, обосновывающих объявление территории зоной экологического бедствия. Источниками для подготовки материалов являются официальные данные о состоянии окружающей среды и здоровье населения, полученные в результате многолетних наблюдений. При отсутствии официальных данных организуются работы по оценке состояния окружающей среды и здоровья населения и по оценке риска для здоровья населения.
Состав и содержание материалов, обосновывающих объявление территории зоной экологического бедствия, устанавливаются правительством государства.

................
Перейти до повного тексту