1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о противодействии терроризму
Принят
на тридцать третьем
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 33-18
от 3 декабря 2009 года)
Настоящий Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму
Правовую основу противодействия терроризму составляют конституция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, настоящий Закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, другие нормативные правовые акты государства.
Если международным договором государства установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора государства.
Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в государстве основывается на следующих принципах:
а) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
б) законность;
в) приоритет защиты прав и законных интересов физических лиц, подвергающихся террористической опасности;
г) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
д) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
е) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
ж) приоритет мер предупреждения терроризма;
з) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
и) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
к) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
л) недопустимость политических уступок террористам;
м) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
н) адекватность мер противодействия терроризму характеру и степени террористической угрозы.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;
акт терроризма - совершение действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях устрашения населения и (или) принуждения органов власти, международных организаций или отдельных должностных лиц к выполнению требований террористов;
террористическая деятельность - совершение любых из нижеследующих деяний:
- организация, планирование, подготовка и совершение акта терроризма;
- пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и Интернета;
- организация незаконного военизированного формирования, преступной организации или группы в целях совершения акта терроризма, а равно участие в таких структурах;
- вербовка, вооружение, обучение или использование террористов;
- пособничество в организации, планировании, подготовке и совершении акта терроризма;
- подстрекательство к акту терроризма;
- финансирование террористической деятельности;
- любые формы содействия организациям, деятельность которых признана террористической в соответствии с законодательством государства;
международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:
- террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;
- гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;
- за пределами территорий государств, гражданами которых являются террорист и его жертва;
преступление террористического характера - общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом государства под угрозой наказания, совершенное в целях терроризма;
террорист - физическое лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;
террористическая группа - объединение двух и более физических лиц в целях осуществления террористической деятельности в любой форме;
террористическая организация - устойчивое объединение физических лиц, созданное в целях осуществления террористической деятельности и (или) признающее возможность использования в своей деятельности терроризма. Признаками террористической организации являются: специализация участников по выполняемым функциям, наличие, как правило, уставных и программных документов. Организация признается террористической в установленном законодательством государства порядке, а также в том случае, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;
противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению актов терроризма (профилактика терроризма);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию акта терроризма (борьба с терроризмом);
- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
профилактика терроризма - деятельность органов государственной власти, органов государственной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления и общественных объединений по предупреждению терроризма и (или) террористической деятельности, заключающаяся в выявлении, локализации и устранении причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и осуществлению террористической деятельности, совершению актов терроризма; защите объектов потенциальных террористических посягательств; создании условий, препятствующих совершению актов терроризма, минимизации их последствий, а также в воздействии на физических лиц, которые вовлекаются или могут быть вовлечены в террористическую деятельность и (или) совершить акты терроризма;
борьба с терроризмом - деятельность уполномоченных органов государственной власти государства по выявлению, предупреждению, пресечению террористической деятельности, раскрытию и расследованию преступлений террористического характера;
контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению акта терроризма, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических и юридических лиц, а также по минимизации последствий акта терроризма;
зона проведения контртеррористической операции - территория, акватория или воздушное пространство, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним участки местности, в пределах которых проводится контртеррористическая операция.
Глава II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ТЕРРОРИЗМУ
Статья 4. Организационные основы противодействия терроризму
1. Глава государства или правительство государства:
а) определяют основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
б) определяют перечень и компетенцию органов исполнительной власти в области противодействия терроризму, в том числе органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
в) принимают решение в установленном законодательством государства порядке об использовании за пределами территории государства вооруженных сил и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против государства либо граждан государства или лиц без гражданства, постоянно проживающих в государстве;
г) организуют разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
д) организуют обеспечение деятельности органов исполнительной власти, органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
2. Органы государственной власти, органы государственной власти административно-территориальных образований государства и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
3. Государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, решают стоящие перед ними задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.
Формы взаимодействия между государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму, определяются законодательством государства.
Взаимодействие государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, с соответствующими органами иностранных государств строится на основе двусторонних и многосторонних международных договоров, в том числе межведомственного характера.
4. В целях обеспечения координации деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, в соответствии с решениями государственных органов власти могут создаваться антитеррористические комиссии на общегосударственном, межведомственном и административно-территориальном (областном, местном) уровнях в составе представителей общегосударственных, областных и местных органов власти и иных организаций и должностных лиц. Для реализации решений указанных комиссий могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующих комиссий.
5. Общегосударственная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:
а) вырабатывает предложения высшим органам государственной власти государства по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства государства в этой области;
б) координирует деятельность по противодействию терроризму органов исполнительной власти, а также организует их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов государства, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
в) разрабатывает меры по противодействию терроризму, устранению его причин и способствующих ему условий, в том числе меры по информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму, обеспечению защищенности объектов потенциальных террористических посягательств;
г) участвует в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров государства в этой области;
д) осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государства;
е) утверждает разрабатываемые соответствующими органами государственной власти положения о порядке организации и деятельности антитеррористических подразделений;
ж) подготавливает предложения по обеспечению социальной защиты физических лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации физических лиц, пострадавших от актов терроризма;
з) иные задачи, предусмотренные законодательством государства.
Решения общегосударственной антитеррористической комиссии обязательны для исполнения.
Статья 5. Применение вооруженных сил в борьбе с терроризмом
1. В борьбе с терроризмом вооруженные силы государства могут применяться в целях:
а) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории государства;
б) пресечения актов терроризма во внутренних водах и в территориальном море государства, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе государства, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
в) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения акта терроризма либо захваченных террористами;
г) участия в проведении контртеррористической операции.
2. Порядок и условия применения вооруженных сил государства в борьбе с терроризмом определяются общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством государства.
Статья 6. Содействие государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные, религиозные и иные объединения, юридические лица, должностные лица должны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму.
2. Содействие граждан государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму, в том числе сообщение ставших известными им сведений о террористической деятельности, а также о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.
Статья 7. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом
1. Физическим лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении террористической деятельности, раскрытии и расследовании преступлений террористического характера, выявлении и задержании физических лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления, из средств государственного бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.
2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются правительством государства.
Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются органами государственной власти, осуществляющими противодействие терроризму.
Глава III. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
Статья 8. Цели информационно-пропагандистского противодействия терроризму и обязанности государственных органов по его осуществлению
1. Информационно-пропагандистское противодействие терроризму осуществляется в целях:
а) разъяснения опасности терроризма;
б) разоблачения форм, методов и приемов, с помощью которых террористы осуществляют пропаганду своих взглядов и идей;
в) формирования в обществе антитеррористического сознания;
г) объединения усилий государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и институтов гражданского общества в профилактике терроризма;
д) сокращения социальной базы поддержки терроризма.
2. Государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, обязаны:
а) организовывать и координировать в рамках своей компетенции информационно-пропагандистское противодействие терроризму;
б) стимулировать участие в этой деятельности представителей средств массовой информации, юридических лиц, институтов гражданского общества, религиозных объединений;
в) участвовать в формировании антитеррористического сознания в обществе.
Статья 9. Обязанности средств массовой информации по содействию противодействию терроризму
1. Сотрудники средств массовой информации при освещении событий, связанных с актами терроризма и антитеррористической деятельностью, обязаны учитывать, что право людей на жизнь и безопасность первично по отношению к праву на свободу доступа к информации и распространения информации.
При получении сотрудником средств массовой информации сведений о готовящемся акте терроризма он обязан незамедлительно проинформировать об этом государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом.
При наличии у сотрудника средств массовой информации сведений или документальных материалов, которые могут служить вещественными доказательствами по делам о преступлениях террористического характера либо могут быть использованы в интересах предупреждения, выявления или пресечения террористической деятельности, он обязан передать их в государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом.
2. Руководители средств массовой информации обязаны принимать меры к тому, чтобы материалы, подготовленные в руководимых ими органах, не служили оправданием террористической и иной общественно опасной экстремистской деятельности, не призывали к ней, не провоцировали ее, а также не допускали пропаганды межрелигиозной, межнациональной, межэтнической, межрасовой вражды.
Статья 10. Ответственность средств массовой информации
Сотрудники и руководители средств массовой информации, не выполняющие обязанности в части содействия противодействию терроризму, несут ответственность в соответствии с законодательством государства вплоть до привлечения к уголовной ответственности и (или) принятия судебного решения о прекращении деятельности органа массовой информации.
Глава IV. ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ
Статья 11. Общегосударственная система мер по защите объектов потенциальных террористических посягательств
1. Для защиты объектов потенциальных террористических посягательств (антитеррористической защиты объектов) реализуется общегосударственная система мер, целью которой являются повышение устойчивости этих объектов к актам терроризма и усиление готовности государственных органов, юридических лиц к ликвидации и (или) минимизации последствий актов терроризма.
Общегосударственная система мер по антитеррористической защите объектов включает правовые, организационные, инженерно-технические, войсковые, специальные, охранные и иные меры.
2. В зависимости от характера террористических угроз уполномоченными органами государства могут вводиться особые правовые режимы. Содержание указанных режимов, основания для их введения, характер связанных с данными режимами ограничений для физических и юридических лиц устанавливаются законодательством государства.
3. Предусматриваются особые меры по антитеррористической защите объектов, имеющих особое значение для обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Статья 12. Объекты, подлежащие антитеррористической защите
К объектам потенциальных террористических посягательств, подлежащим антитеррористической защите, относятся:
а) физические лица;
б) государственные объекты;
в) юридические лица, в том числе предприятия и учреждения, являющиеся потенциальными источниками катастроф техногенного характера;
г) места массового пребывания людей;
д) объекты жизнеобеспечения, в том числе объекты энергетики, связи, транспорта;
е) иные объекты, перечень которых определяется государством.
Статья 13. Функции общегосударственной, межведомственных и административно-территориальных (областных, местных) антитеррористических комиссий в сфере защиты объектов потенциальных террористических посягательств
Общегосударственная, межведомственные и административно-территориальные (областные, местные) антитеррористические комиссии выполняют в сфере защиты объектов потенциальных террористических посягательств следующие функции:
а) осуществляют сбор и анализ информации о специфике и характере террористических угроз и об объектах потенциальных террористических посягательств на территории государства или административно-территориального образования (области, местности) и доводят указанную информацию до уполномоченных органов государства;
б) анализируют состояние антитеррористической защищенности подлежащих защите объектов, разрабатывают требования к организации такой защиты, а также рекомендации по ее совершенствованию;
в) координируют деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов;
г) разрабатывают предложения по реализации мер обеспечения антитеррористической защищенности объектов.
Статья 14. Функции органов государственной власти в сфере защиты объектов потенциальных террористических посягательств
1. Функции по антитеррористической защите объектов реализуют органы государственной власти, осуществляющие противодействие терроризму.
2. Органы государственной власти, осуществляющие противодействие терроризму, обязаны способствовать повышению уровня антитеррористической защищенности объектов потенциальных террористических посягательств посредством информирования их руководителей о специфике и характере террористических угроз, разработки рекомендаций по предупреждению и пресечению актов терроризма, а также требований, норм и правил антитеррористической защиты объектов конкретных типов, проведения практических учений и реализации иных мер.
3. Органы государственной власти, осуществляющие противодействие терроризму, имеют право контролировать состояние антитеррористической защищенности юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и требовать от их руководства выполнения установленных норм и правил в области антитеррористической защиты объектов.
Статья 15. Обязанности руководителей и собственников объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения в сфере антитеррористической защиты объектов
1. Руководители объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения независимо от форм собственности обязаны планировать и реализовывать мероприятия для выполнения требований, норм и правил в области антитеррористической защиты вверенных им объектов.
В целях реализации соответствующих мероприятий собственники указанных объектов обязаны предусматривать необходимое финансирование.
2. Невыполнение руководителями и собственниками объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения указанных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством государства.
Глава V. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Статья 16. Условия проведения контртеррористической операции
1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения и минимизации последствий акта терроризма, если его пресечение иными силами или способами невозможно.
2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.
3. В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, высшие органы государственной власти государства и при необходимости иных должностных лиц.
Статья 17. Руководство контртеррористической операцией
1. Руководство контртеррористической операцией осуществляет руководитель оперативного штаба, который несет персональную ответственность за ее проведение.
2. Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном главой государства или правительством государства.
3. Руководитель оперативного штаба:
а) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;
б) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
в) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;
г) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий акта терроризма;
д) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
е) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 20 настоящего Закона, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;
ж) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;
з) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией, предусмотренные нормативными правовыми актами государства.
Статья 18. Компетенция оперативного штаба
1. Оперативный штаб:
а) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого акта терроризма;
б) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;
в) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;
г) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
д) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
е) принимает другие меры, предусмотренные нормативными правовыми актами государства, по предотвращению и минимизации последствий акта терроризма.

................
Перейти до повного тексту