- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рекомендації
Рекомендация N 18 Европейской экономической комиссии ООН
Меры по упрощению процедур международной торговли
(26 - 29 марта 2001 года)
Введение
Динамика международных торговых и транспортных операций будет в значительной степени зависеть от развития информационной технологии (ИТ), особенно от использования Интернета или Web-систем.
Хотя за прошедшие годы укрепилась уверенность в том, что свободная мировая торговля будет приносить пользу всем странам, в частности, развивающимся странам и странам с переходной экономикой, такая убежденность не всегда находит отражение в их соответствующей торговой политике. В действительности, международная торговля по-прежнему наталкивается на существенные препятствия, количество которых возрастает. Эти препятствия выступают причиной ненужных дополнительных издержек и сложностей, связанных с осуществлением международных сделок, тем самым мешая странам и предприятиям в полной мере использовать преимущества международной торговли.
Электронные деловые операции обеспечивают возможность для быстрого сопоставления предложений, последующего заказа товаров и согласования условий платежа. Однако фактическая доставка реализуемых товаров конечному потребителю/грузополучателю часто может быть сопряжена с проблемами в силу факторов, препятствующих физическому перемещению этих товаров. Такого рода задержки могут быть вызваны неадекватными инструкциями/информацией, указываемыми продавцом/покупателем, деятельностью поставщиков посреднических услуг или различными официальными требованиями контрольного характера, устанавливаемыми государственными административно-управленческими органами. Коммерческие партнеры, осуществляющие торговлю электронным путем, нуждаются в дополнительных мерах, направленных на сокращение или недопущение ненужных задержек при поставках их грузов. Это ставит перед СЕФАКТ ООН новую грандиозную задачу в области упрощения процедур торговли.
С тем чтобы понять сложный характер международной торговли, сформировать четкое представление о ключевых элементах торговой сделки и надлежащим образом разработать меры, необходимые для упрощения торговых процедур, СЕФАКТ ООН принял решение о моделировании международной цепочки поставок(1) с использованием международно признанных методов моделирования(2). Конечная цель заключается в создании справочной модели, позволяющей судить о международной цепочке поставок в целом. Кроме того, модель должна служить основой для тщательной работы в области стандартизации и деятельности по упрощению торговых процедур, проводимой рабочими группами СЕФАКТ ООН. Она также должна обеспечить возможность для создания более простых и более надежных международных цепочек поставок в будущем. Эта деятельность ведется Рабочей группой по анализу деловых операций. Группа подготовила весьма упрощенную модель цепочки поставок, исходя из того, что международная торговая сделка всегда включает торговые, транспортные и платежные операции. Рекомендуемые меры, которые подразделены на четыре категории, относятся к процессам, отраженным в модели.
-------------------
(1) Согласно концепции международной цепочки поставок международная торговая сделка рассматривается в качестве единого целого, а не ряда разрозненных операций, в которых участвуют различные "субъекты", такие, как экспортер, импортер, экспедитор, таможня, перевозчик, банк и т.д. "Поставка" является общей целью в рамках международной торговли и имеет особо важное значение, поскольку обусловливает выявление сохраняющихся факторов, препятствующих международной торговле, и рыночных последствий с точки зрения глобальных издержек и затрат времени.
(2) Унифицированная методология моделирования - УММ.
------------------------------------------------------------------
| Посредник |
| ----------- ----------- ---------- |
| Поставщик >| Покупка |>|Перевозка|>| Платеж |> Заказчик |
| ----------- ----------- ---------- |
| |
| ВЛАСТИ |
------------------------------------------------------------------
Рис. 1: Весьма упрощенная схема цепочки поставок
- Покупка - охватывает всю коммерческую деятельность, связанную с заказыванием товаров;
- Перевозка - охватывает всю деятельность, касающуюся физического перемещения товаров, включая официальный контроль;
- Платеж - охватывает всю деятельность, касающуюся осуществления оплаты за товары.
Рекомендация N 18 в ее изначальном виде была принята в сентябре 1981 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли. В этом документе предлагался ряд конкретных мер, направленных на упрощение процедур осуществления международных торговых сделок. В сентябре 1992 года был принят ее пересмотренный вариант. С учетом технологического прогресса и усиления глобализации, изменивших существующие структуры международных торговых и транспортных потоков после 1992 года, Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), который находится в ведении ЕЭК ООН и который выступает преемником Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли, приступил к пересмотру этой Рекомендации. Проект был разослан для высказывания замечаний следующим международным организациям: Международной федерации транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Международной ассоциации портов и гаваней (МАПГ), Международной торговой палате (МТП), Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной федерации инспекционных учреждений (МФИА), Международной морской организации (ИМО), Международной организации по стандартизации (ИСО), Международному союзу железных дорог (МСЖД), Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирному банку, Всемирной таможенной организации (ВТАМО) и Всемирной торговой организации (ВТО). На своей ... сессии, состоявшейся в марте ... СЕФАКТ ООН принял настоящий вариант Рекомендации.
Пересмотренная Рекомендация N 18 имеет следующую структуру:
----------------
| Введение |
|и рекомендации|
----------------
----------------
|Общие принципы|
----------------
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРЫ
---------- ------------------ --------------- --------------------
|Торговые| |Меры, касающиеся| | Официальные | | Меры, касающиеся |
| меры | | международных | |меры контроля| | транспорта |
| | | платежей | | | | |
---------- ------------------ --------------- --------------------
Общие принципы применяются к двум или более группам рекомендуемых мер. Эти меры должны носить весьма практический характер.
Рекомендации
СЕФАКТ ООН,
будучи озабочен тем, что многочисленные существующие формальности, процедуры и практические меры создают препятствия и дополнительные издержки для международной торговли и, таким образом, мешают странам и предприятиям в полной мере использовать преимущества международной торговли;
отмечая, что упрощение, согласование и стандартизация процедур, практики и формальностей и составляемых на их основе документов являются полезным шагом в направлении устранения таких препятствий и сокращения расходов и задержек;
принимая во внимание быстрое и все более ускоряющееся внедрение информационной и коммуникационной технологии, новые изменения в торговой и транспортной индустрии, а также насущную необходимость адаптации торговых процедур и практики к таким новым явлениям;
рекомендует правительствам, административно-управленческим органам и организациям, которые занимаются национальными правилами и практикой, относящимися к движению товаров в международной торговле, содействовать работе по упрощению процедур на международном уровне посредством соблюдения общих принципов и осуществления мер по упрощению процедур, которые изложены ниже;
рекомендует международным организациям, занимающимся вопросами международных соглашений, учитывать эти меры при пересмотре существующих или разработке новых международных договоров;
рекомендует участникам международной торговли принять и провести в жизнь те изложенные ниже меры по упрощению процедур, которые входят в сферу их интересов;
предлагает правительствам и международным организациям уведомить Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) о том, в какой степени они готовы принять и будут осуществлять изложенные ниже меры по упрощению процедур.
Общие принципы
Настоящая Рекомендация была составлена исходя из обеспечения предсказуемости, транспарентности и недискриминации с точки зрения необходимого времени, используемых процедур и издержек, связанных с выполнением официальных правил. Кроме того, Рекомендация построена на следующих руководящих принципах, которые могут применяться к одной или нескольким вышеупомянутым группам рекомендуемых мер. Они охватывают процедуры, требования, предъявляемые к данным, документы и информационную технологию.
Процедуры и требования, предъявляемые к данным
- Процедуры должны быть сведены к минимуму.
- Процедуры должны иметь коммерческую ориентацию и быть более тесно связанными с торговыми и транспортными потребностями.
- Процедуры должны быть упрощенными и согласованными и соответствовать международным стандартам.
- Требования, предъявляемые к данным, должны быть минимальными.
- Требования, предъявляемые к данным, должны быть упрощенными, согласованными и стандартизированными с целью облегчения потока информации.
- Законы, правила и другая информация, касающиеся процедур и требований, предъявляемых к данным, должны быть беспрепятственно доступны всем затрагиваемым сторонам.
Документы
- Документарные требования должны быть сведены к минимуму.
- Документы должны быть приведены в соответствие с Рекомендацией ООН N 1, Формуляр - образец ООН для внешнеторговых документов(3).
-------------------
(3) С текстами рекомендаций СЕФАКТ ООН можно ознакомиться по адресу: www.unece.org/cefact
- Использование обычной бумаги, документов, которые подготовлены или должны быть подготовлены с помощью репрографических автоматизированных и компьютеризированных систем, должно быть приемлемым.
- Не следует требовать представления вспомогательных документов.
- На бумажных документах (например, на счетах-фактурах) следует по возможности избегать внесения от руки подписей или эквивалентных им отметок.
Информационная технология
Переходные стратегии, предусматривающие замену бумажных документов электронным обменом информацией или электронными документами, являются широко распространенной практикой.
- Следует поощрять использование информационной и коммуникационной технологии, а также связанных с ней электронных решений.
- Следует стимулировать использование электронных документов и стандартного формата (Рекомендация СЕФАКТ ООН N 31)(4).
- Подлинность можно проверить с помощью технических методов, и при этом нет необходимости в представлении подписанного и/или заверенного бумажного документа (Рекомендация СЕФАКТ ООН N 14) (5).
Ряд других мер по упрощению процедур включены в готовящуюся к изданию публикацию - Сборник рекомендаций по упрощению процедур торговли СЕФАКТ ООН(6).
-------------------
(4) См. www.unece.org/cefact/rec/rec31en.htm
(5) См. www.unece.org/cefact/rec/rec14en.htm
(6) Будет помещено на Web-сайте СЕФАКТ ООН:
www.unece.org/cefact/
Группа 1 - Торговые меры
Введение
Управление деятельностью в рамках цепочки поставок является стратегическим процессом вертикальной и/или горизонтальной интеграции операций по ресурсному обеспечению, производству/сборке, складированию, транспортировке и оплате товаров с целью выполнения рыночных требований.
Главными задачами считаются уменьшение числа участников цепочки, сокращение промежуточных или буферных запасов и времени реализации заказа с помощью автоматизации и интеграции информационных систем. Эти задачи можно решить благодаря использованию специализированных организаций, за счет всеобъемлющих соглашений и на основе долгосрочного партнерства.
Материальные потоки все больше обеспечиваются посредниками, которые часто предлагают полный набор услуг, необходимых для своевременной доставки товаров заказчикам в конкретное место, т.е. они выступают независимыми поставщиками международных логистических услуг.
Электронные деловые операции, осуществляющиеся на международном уровне во все большем объеме, предполагают использование электронных сообщений (документов) вместо традиционных бумажных сообщений и электронной обработки данных. Они позволяют точно выполнять копирование и повторяющиеся действия и, как правило, дают возможность сократить время, необходимое для передачи и обработки информации, до долей секунды. Кроме того, электронные деловые операции повышают транспарентность рыночных структур и процессов, способствующих более оперативной ответной реакции рынка. Доставка строго в установленные сроки становится обычным явлением.
Рекомендуемые меры
Мера 1.1 Рамочный договор
Между поставщиком продукции и заказчиком в соответствующих случаях должен заключаться рамочный договор о долгосрочном партнерстве, предусматривающий условия торговли и технические детали, с учетом которых заказчик может размещать свои заказы.
Мера 1.2 Посредник
В соответствующих случаях на основе отдельного договора к рамочному договору, заключаемому между поставщиком и заказчиком, следует подключать посредника, оказывающего торговые и/или транспортные услуги в рамках международной цепочки поставок.
Мера 1.3 Организация транспортировки
Транспортировку от пункта происхождения до пункта назначения следует организовывать таким образом, чтобы она включала как можно меньшее количество посредников и ограниченную обработку самих товаров во время перевалки и смены вида транспорта.
Мера 1.4 Охрана окружающей среды
Торговцы должны выполнять национальные правила и международные соглашения, например требования об охране окружающей среды, включая меры по безопасной рециркуляции или переработке упаковочного материала и товарных компонентов, для устранения проблем, связанных с остатками и отходами.
Мера 1.5 Внутрифирменное использование стандартных элементов данных
Предприятиям, внедряющим электронный обмен данными при осуществлении международных торговых сделок, следует отобрать стандартные элементы данных из Справочника элементов внешнеторговых данных ООН (СЭВДООН), ИСО 7372 и соответствующего справочника ЭДИФАКТ ООН.
Мера 1.5.1 Использование стандартных форматов
Предприятиям, которые внедряют методы, основанные на информационной и коммуникационной технологии, при осуществлении международных торговых сделок, следует применять стандарты и рекомендации, разработанные СЕФАКТ ООН (например, в Рекомендации N 16: ЛОКОД -
Классификатор портов и других пунктов (7) и
Рекомендации N 25: Использование стандарта ЭДИФАКТ ООН (8) и другими национальными и международными организациями (в частности, Международной организацией по стандартизации, Всемирной таможенной организацией, Международной морской организацией, Международной организацией гражданской авиации, Международной торговой палатой, Международным союзом электросвязи и Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).
-------------------
(7) www.unece.org/cefact/rec/rec16en.htm
(8) www.unece.org/cefact/rec/rec25en.htm
Мера 1.5.2 Унификация внутрифирменных документов
Продавцам и покупателям товаров, обращающихся в международной торговле, следует привести все внутрифирменные документы в соответствие с Формуляром - образцом Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов.
Мера 1.5.3 Включение в заказ упаковочных инструкций
Упаковочные инструкции, если таковые существуют, следует включать в заказ на покупку, чтобы избежать использования специального бланка. В заказ могут также включаться инструкции, касающиеся товарной маркировки, упаковки для продажи и/или упаковки для транзита.
Мера 1.5.4 Объединение инструкций о доставке с заказом
Инструкции по доставке, если таковые существуют, следует объединять с заказом на покупку, чтобы избежать использования отдельного бланка для инструкций (по доставке) или для заявки на инструкции по доставке.
Мера 1.5.5 Спецификация импортеров по рассылке документов
В заказе на покупку следует оговаривать требования импортеров о рассылке документов.
Мера 1.5.6 Общее использование стандартной отгрузочной маркировки
Импортеры должны поощрять использование стандартной отгрузочной маркировки, описанной в
Рекомендации СЕФАКТ ООН N 15 (9): Упрощенная отгрузочная маркировка. Маркировка, если таковая используется, должна соответствовать применимым международным стандартам (например, ИСО). Отгрузочная маркировка должна указываться в заказах на покупку и документарных аккредитивах.
-------------------
(9) www.unece.org/cefact/rec/rec15en.htm
Мера 1.5.7 Своевременное поступление извещений об отправке и отгрузке
Уведомления об отправке и отгрузке должны быть получены импортером и/или экспедитором по импорту заранее, до прибытия груза, для своевременного принятия мер, касающихся очистки и транспортировки.
Мера 1.5.8 Извещения о рассылке документов, направляемые экспортерами
Экспортеры должны объединять извещения о рассылке документов с уведомлением об отправке или отгрузке.
Мера 1.5.9 Стандартные условия продажи
Торговые партнеры должны использовать такие стандартные условия продажи или типовые контракты, которые согласованы на международном уровне или в рамках определенных секторов, когда они справедливо отражают интересы всех затрагиваемых сторон. При составлении договора купли-продажи следует учитывать стандартный типовой контракт, разработанный МТП(10).
-------------------
Мера 1.5.10 Стандартные условия торговли
Торговые партнеры должны широко использовать применимые стандартные условия, такие, как условия ИНКОТЕРМС, разработанные МТП. С тем чтобы избежать возникновения в будущем споров, в договоре следует делать специальную ссылку на применимое стандартное условие, например, FCA или CIF (Рекомендация СЕФАКТ ООН
N 5 (11).
-------------------
(11) См. www.unece.org/cefact/rec/rec5en.htm
Группа 2 - Меры, касающиеся международных платежей
Введение
Рассматриваемые в настоящем разделе меры и рекомендации касаются методов и процедур, связанных с осуществлением оплаты за товары в международной торговле.
Рис. 2: Схема платежа в международной цепочке поставок(12)
Платеж
---------------
| Платеж |
---------------
---------------
О | Подготовка | О
-+- | к оплате | -+-
| --------------- |
/ \ --------------- / \
Заказчик | Требование | Поставщик
| об оплате |
---------------
---------------
О |Инициирование| О
-+- | платежа | -+-
| --------------- |
/ \ --------------- / \
Посредник |Осуществление| Посредник
Банк заказчика | платежа | Банк поставщика
--------------- Другие банки
---------------
| Извещение |
| об оплате / |
| кредитовое |
| авизо |
---------------
------------------
(12) Согласно концепции международной цепочки поставок, международная торговая сделка рассматривается в качестве единого целого, а не ряда разрозненных операций, в которых участвуют различные "субъекты", такие, как экспортер, импортер, экспедитор, таможня, перевозчик и банк. "Поставка" является общей целью в рамках международной торговли и имеет особую важность ввиду ее значения для выполнения сохраняющихся факторов, препятствующих международной торговле, и рыночных последствий с точки зрения глобальных издержек и затрат времени.
Хотя охватываются все способы платежа, основной упор делается на открытый счет, что отражает растущее использование этого метода в международной торговле. Принимаемые меры в отдельности ориентированы на торговые компании, международные банки, национальные правительства и международные организации, с тем чтобы облегчить процесс осуществления. Данный подход показал, что существенных улучшений можно добиться не посредством осуществления радикальных международных соглашений и конвенций, а за счет уделения более пристального внимания наилучшей практике. С учетом этого можно отметить две рекомендации, требующие заключения международного соглашения: одна из них подготовлена Международной организацией по стандартизации (ИСО), а другая - Всемирной торговой организацией (ВТО).
При проработке рекомендаций стало ясно, что компании, участвующие в международной торговле, часто упускают из виду и недооценивают платежные аспекты глобальной цепочки коммерческих поставок, охватываемые "процессом оплаты". Это сопряжено с риском для продавца, поскольку приводит к неплатежу, просрочке платежа или поставке продукции без получения прибыли.
Некоторые рекомендуемые меры ориентированы на банки, предоставляющие международные услуги. В последние несколько лет многочисленные усовершенствования, внедряемые банками, затрагивали в основном внутренние платежные механизмы, а не международные платежные услуги. Результатом этого явились незначительный реальный прогресс и слабая модернизация. Хотя этот момент и не был включен в рекомендацию, была отмечена необходимость изучения и широкого использования новых платежных систем, помимо ряда традиционных средств, таких, как документарные аккредитивы и переводные векселя.
Если говорить о национальных правительствах и международных соглашениях, то предлагаемые меры, как ожидается, могут быть приняты на добровольной основе в интересах либерализации рынков. Согласно оценкам, при неэффективном управлении издержки, связанные с платежным циклом, могут составлять до 8 - 15% стоимостного объема сделки. Эти издержки часто ложатся на покупателя в стране импорта. Применительно к мерам, касающимся валютного регулирования, неэффективность будет отрицательно сказываться на макроэкономическом положении импортирующей страны, приводя к увеличению стоимости продукции на внутреннем рынке и в конечном итоге сдерживая экспорт.
Признается также, что при устранении или сокращении использования таможенных пошлин некоторые страны могут прибегать к другим процедурам для ограничения торговли; например, они могут задерживать оплату, с тем чтобы соответствующие кредитные средства как можно дольше оставались во внутренней банковской системе. Указанные меры не только дают обратный эффект, но и противоречат целям глобализации. Поэтому во избежание такой ситуации рекомендуется, чтобы ВТО разработала надлежащие механизмы, предусматривающие право регресса.
И наконец, существенное влияние на платежные операции и наличие информации, например в отношении кредитоспособности и добросовестности плательщика, оказывает использование Интернета и электронной торговли. Рекомендации предполагают учет этих моментов, но в то же время они не носят взаимоисключающего характера и в равной мере применяются к странам, в которых такие условия ограничены или же отсутствуют.
Рекомендуемые меры
Меры 2.1 Рекомендуемые меры, касающиеся международных торговых компаний
Разработанные восемь рекомендаций предназначены для компаний, участвующих в международной торговле. Они основаны на наилучшей практике и представлены в виде перечня мер. Следует отметить, что все перечисленные факторы имеют равное значение, поскольку необеспечение какого-либо из них может оказать негативное воздействие на получение или своевременность платежа.
Меры 2.1.1 Надлежащая подготовка сотрудников, занимающихся международной торговлей
Предприятия, участвующие в международной торговле, должны организовать надлежащую подготовку своих сотрудников по вопросам международных платежей.
Меры 2.1.2 Понимание процесса оплаты
Следует добиться того, чтобы персонал, занимающийся реализацией экспортной продукции, а также оперативные работники полностью понимали процесс оплаты, изложенный в настоящей Рекомендации, и были должным образом осведомлены о соответствующих платежных условиях, включенных в договор купли-продажи.
Меры 2.1.3 Использование инструктивных материалов по вопросам платежей
Для предприятий имеется ряд инструктивных материалов, касающихся осуществления платежей в международной торговле. Эти инструктивные материалы рекомендуется распространить на национальном уровне, с тем чтобы компании могли их использовать для подготовки и информирования своего персонала.
................Перейти до повного тексту