- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Роз"яснення
Определение N 01-1/1-10
Экономического суда Содружества Независимых Государств о разъяснении Консультативного заключения Экономического суда СНГ от 23 июня 1998 года N 01-1/2-98 о толковании Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года
(Минск, 15 февраля 2010 года) |
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Зыбайло А.И.,
представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство Исполнительного комитета СНГ о разъяснении Консультативного заключения Экономического Суда СНГ от 23 июня 1998 года N 01-1/2-98 о толковании
Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года,
установил:
Экономическим Судом СНГ по запросу Исполнительного Секретариата СНГ 23 июня 1998 года принято Консультативное заключение N 01-1/2-98, в котором осуществлено толкование статьи
1 Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года (далее - Устав СНГ) и дан ответ на вопрос, является ли Содружество Независимых Государств субъектом международного права и какие полномочия такого субъекта могут быть распространены на Содружество Независимых Государств.
Исполнительный комитет СНГ в заявленном ходатайстве просит разъяснить, может ли Содружество Независимых Государств быть одной из сторон в многостороннем соглашении, заключаемом в рамках Содружества Независимых Государств.
В Консультативном заключении от 23 июня 1998 года N 01-1/2-98 Экономический Суд СНГ пришел к выводу о том, что Содружество Независимых Государств, во-первых, является субъектом международного права, во-вторых, представляет собой межгосударственное образование с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой, в-третьих, обладает договорной правоспособностью. При этом вывод Экономического Суда СНГ о том, что Содружество вправе заключать международные договоры с государствами и международными организациями, напрямую вытекает из признания за рассматриваемым межгосударственным образованием качества субъекта международного права.
По вопросу, обозначенному в ходатайстве Исполнительного комитета СНГ, Экономический Суд СНГ отмечает, что объем международной договорной правоспособности зависит от того, к какой разновидности относится конкретный субъект международного права. Так, государства обладают универсальной договорной правоспособностью, международные организации - специальной, ограниченной их функциональными потребностями.
Учитывая изложенное и выводы, к которым пришел Экономический Суд СНГ в Консультативном заключении от 23 июня 1998 года N 01-1/2-98, можно констатировать, что Содружество Независимых Государств, являясь субъектом международного права, представляет собой межправительственную организацию, призванную обеспечить межгосударственное сотрудничество по самому широкому кругу вопросов. Содружество выступает на международной арене как единое целое, как самостоятельный субъект международного права, обладающий собственной (автономной) волей.
Договорам с участием межправительственных организаций присущ целый ряд особенностей, обусловленных спецификой их правосубъектности, о чем свидетельствует содержание
Конвенции 1986 года. В отличие от государств, обладающих одинаковой договорной правоспособностью, межправительственные организации могут иметь различные основания и объем договорной правоспособности.
Общая норма о правовых основаниях договорной правоспособности межправительственных организаций закреплена в статье
6 Конвенции 1986 года: "Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации". При этом в соответствии с подпунктом "j" пункта 1 статьи 2 данной Конвенции "правила организации" означают "учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации".
При отсутствии в учредительном акте межправительственной организации указания на ее договорную правоспособность право на заключение договоров может быть установлено посредством толкования учредительного документа организации, взятого в целом. В этом случае договорная правоспособность межправительственной организации может осуществляться на основании специального решения государств-членов либо компетентного органа данной организации.
Объем договорной правоспособности различных межправительственных организаций не одинаков. Правоспособность конкретной организации, определяемая на основе учредительного акта и дополняющих его документов, не должна превышать ее функциональных потребностей. Так, согласно положению преамбулы
Конвенции 1986 года "международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей".
Экономический Суд СНГ отмечает также, что договорная правоспособность межправительственной организации не ограничена количеством сторон, участвующих в переговорах, или количеством участников договора (двусторонние либо многосторонние). Понятие "договор" согласно статье
2 Конвенции 1986 года трактуется как "международное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями...".
................Перейти до повного тексту