- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о состоянии национальных систем научно-технической информации в государствах-участниках СНГ
(Москва, 5 марта 2010 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению информацию о состоянии национальных систем научно-технической информации в государствах-участниках СНГ, представленную в Аналитическом обзоре, подготовленном Межгосударственным советом по научно-технической информации и рассмотренном Комиссией по экономическим вопросам.
2. Рекомендовать использовать указанный материал в деятельности национальных информационных центров государств-участников СНГ, Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, а также при разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
(Подписи)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
СОСТОЯНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)
Введение
Современный этап развития мировой экономики характеризуется преобладающей ролью инновационных процессов, сущность которых можно определить как практическую реализацию новых знаний в экономической, технической, социальной и иных областях. Инновационный путь развития любого государства невозможен без адекватного развития системы научно-технической информации (НТИ), которая является важным элементом национальной инновационной системы. Система НТИ должна обладать достаточным потенциалом, способным решать проблемы информационного обеспечения всех участников и стадий инновационного процесса, содействовать расширенному воспроизводству знаний, оказывать информационную поддержку процессу трансфера результатов исследований и разработок.
Опыт развитых стран показывает, что экономика, основанная на знаниях, имеет развитую систему опережающего обеспечения ее отраслей сведениями о новых отечественных и мировых достижениях науки, технической мысли, организации производственных процессов.
По мере ускорения темпов информатизации мирового сообщества все большую актуальность приобретает необходимость межгосударственного обмена информационными ресурсами. Необходимость осуществления действенных шагов в этом направлении в рамках СНГ была закреплена в соответствующих соглашениях глав государств-участников СНГ и/или правительств этих стран.
Данный Аналитический обзор состояния национальных систем НТИ государств-участников СНГ подготовлен Межгосударственным координационным советом СНГ по научно-технической информации (МКСНТИ) в целях ознакомления правительственных структур этих государств с информационными возможностями, содействующими развитию национальных экономик, основанных на знаниях, обмене опытом и активизации процессов межгосударственного обмена НТИ.
Особенности развития национальных систем научно-технической информации в государствах-участниках СНГ
В процессе реформирования национальных экономик, системы НТИ в государствах-участниках СНГ оказались в сложных экономических условиях, что привело к сокращению численности информационных служб, нанесению существенного ущерба формированию национальных информационных ресурсов и их межгосударственному обмену.
Таблица 1
Головные организации и органы государственного управления национальными системами НТИ в государствах-участниках СНГ - членах МКСНТИ
Государство - участник СНГ |
Наименование головной организации национальной системы НТИ |
Наименование органа управления |
Республика Армения |
Национальный центр инноваций и предпринимательства |
Министерство экономики |
Республика Беларусь |
Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА) |
Государственный комитет по науке и технологиям |
Республика Казахстан |
Национальный центр научно- технической информации (НЦНТИ) Республики Казахстан |
АО "Национальный научно- технологический холдинг "Самгау" |
Кыргызская Республика |
Государственное агентство по интеллектуальной собственности (Кыргызпатент) |
Правительство Кыргызской Республики |
Республика Молдова |
Национальный институт экономики и информации (НИЭИ) |
Министерство экономики |
Российская Федерация |
Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) |
Российская академия наук |
Республика Таджикистан |
Национальный патентно- информационный центр (НПИЦентр) Республики Таджикистан |
Министерство экономического развития и торговли |
Республика Узбекистан |
Центр научно-технической информации (ЦНТИ) |
Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан |
Украина |
Украинский институт научно- технической и экономической информации (УкрИНТЭИ) |
Министерство образования и науки |
Центры НТИ, координирующие в рамках государства функционирование национальной системы НТИ, в разных государствах-участниках СНГ подчинены разным органам государственного управления (таблица 1), которые определяют их основные задачи. В ряде государств-участников СНГ статус и функции национальной системы НТИ закреплены на законодательном уровне.
Наряду с новыми задачами, которые выполняют органы НТИ по информационному обеспечению инновационных процессов, за государственным сектором системы НТИ, как правило, сохранились традиционные функции информационно-аналитической деятельности, к которым относятся:
сбор, государственная регистрация, обработка информации, создание информационных банков и баз данных о результатах научной, научно-технической и инновационной деятельности;
аналитико-синтетическая обработка первоисточников научно-технической информации (как опубликованных, так и неопубликованных), создание каталогов, баз данных, обеспечение их хранения и доступа к ним, в том числе сетевого;
подготовка информационно-аналитических материалов для потребителей разных уровней;
организация и проведение научно-технических мероприятий по содействию широкому использованию достижений науки, техники, производства;
издание информационных материалов по результатам информационно-аналитических и информационно-поисковых работ, научной, научно-технической и инновационной деятельности;
создание и использование систем информационного обслуживания потребителей по их запросам;
информационно-консультационное обеспечение юридических и физических лиц по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, другим информационным проблемам;
учебные мероприятия по подготовке и переподготовке кадров информационных работников, а также специалистов инновационной деятельности.
Системообразующей составляющей эффективного функционирования систем НТИ является создание национальных информационных ресурсов, осуществляемое по следующим направлениям:
организация поступления, хранения, аналитико-синтетической обработки, распространения и использования всех видов информации;
формирование электронных информационных ресурсов (распределенных баз данных) в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
формирование и развитие документальных фондов системы НТИ и создание справочно-поискового аппарата на основе распределенного комплектования: баз и банков данных; навигационных систем и других средств доступа к НТИ;
разработка и адаптация программно-технологических средств для создания и обеспечения функционирования системы телекоммуникационной информационной сети в рамках системы НТИ.
Формирование информационных ресурсов включает следующие информационные процессы и технологии:
сбор и обработка информации с применением любых форм интеллектуальной или автоматизированной обработки, а также перевод информации на разные виды носителей;
поддержка (пополнение, актуализация) баз данных, веб-сайтов, библиотек (в том числе электронных), справочно-информационных фондов, других массивов НТИ;
создание архивов, страховых копий, проведение других мероприятий сохранения НТИ.
Ниже рассмотрены некоторые особенности функционирования национальных систем НТИ в девяти государствах-участниках СНГ.
Республика Армения
Координацию работ в системе НТИ Республики Армения начиная с 1 августа 2009 года осуществляет Национальный центр инноваций и предпринимательства (НЦИП), имеющий четыре региональных отделения. НЦИП подчиняется Министерству экономики Республики Армения.
НЦИП в качестве национального центра НТИ - продолжатель давних традиций деятельности ныне ликвидированного Армянского центра научно-технической информации. Наряду со стандартным набором основных функций, выполняемых в государственном секторе национальной системой НТИ Республики Армения, со стороны НЦИП предлагается немало новых видов работ, продуктов и услуг, связанных с изменением курса Правительства Республики Армения на инновационное развитие и экономику, основанную на знаниях, а также с расширением информационных запросов традиционной части пользователей и появлением качественно новых групп потребителей.
НЦИП осуществляет также документальное и информационное обслуживание предприятий и организаций Республики Армения, обеспечивает руководящие органы необходимой информацией по запросам, издает научно-популярный электронный журнал "Гитутюн ев техника" ("Наука и техника").
Решением Правительства Республики Армения от 23 апреля 2009 года утвержден Устав НЦИП, который определил следующие основные направления деятельности: содействие осуществлению необходимых процессов предпринимательства, внедрению актуальных бизнес-методов, коммерциализации интеллектуальной собственности; исследование и анализ информации по новейшим технологиям, обеспечение доступа к результатам этих исследований; предоставление научно-технических информационных и библиотечных услуг.
В целях интеграции науки и бизнеса, гармонизации инновационных процессов были определены следующие функции НЦИП:
аутсорсинг;
анализ и публикация инновационно привлекательных исследований и разработок;
обеспечение сотрудничества с зарубежными и международными инновационными организациями;
содействие осуществлению инновационных идей, составлению соответствующих программ и проектов;
организация семинаров, симпозиумов, конференций, презентаций и выставок;
услуги по оценке бизнес-проектов и инновационного потенциала организаций;
оказание услуг по вопросам охраны объектов интеллектуальной собственности;
систематическое комплектование, отбор и хранение мировых научно-технических и патентных ресурсов;
обеспечение доступа к международным базам данных научно-технической библиотекой, находящейся в административной структуре Центра.
В структуру НЦИП входят следующие отделы: содействия и коммерциализации предпринимательства, комплектования и обработки ресурсов, хранения ресурсов, формирования электронной библиотеки, обслуживания, управления информационными потоками, организации мероприятий, полиграфии и информационных технологий, которые обеспечивают функционирование НЦИП в целом, а также четыре региональных отделения, координирующих деятельность НЦИП в регионах (в городах Гюмри, Ванадзор, Капан и Раздан).
По последним данным, на предприятиях и в организациях Республики Армения функционируют более 10 органов НТИ и 90 научно-технических библиотек, из них 60% - в НИИ и на предприятиях различных отраслей промышленности, 25% - в системе Академии наук, 15% - в медицинских учреждениях и вузах.
Пять базовых библиотек Республики являются держателями электронных каталогов по документальным информационным ресурсам. Система доступа к каталогам свободная, все они представлены на веб-сайте НЦИП в Интернете. Информация предоставляется бесплатно, с частичной оплатой дополнительных услуг (копирование документов, их пересылка и др.). Через Интернет осуществляются поиск и доставка научно-технической информации к потребителям из 10 зарубежных систем (EBSCO, Oxford University Press, Institute Of Physics, Cambridge University Press и др.).
На сайте НЦИП регулярно размещаются аннотированные статьи, патентная и нормативно-техническая информация прикладного назначения с учетом приоритетных направлений экономики Республики Армения из потока поступающей информации. Производится электронная доставка копий документов более чем из 150 наименований научно-технических изданий, а также функционирует система предоставления широкого спектра информационной продукции и услуг на основе электронной коммерции.
Документальные информационные ресурсы НЦИП представлены фондами научно-технической библиотеки, которые насчитывают свыше 15 млн. источников НТИ по основным разделам науки и техники и отраслям экономики. Автоматизированы почти все библиотечные процессы с использованием пакета прикладных программ ИРБИС, разработанного Государственной публичной научно-технической библиотекой (ГПНТБ) Российской Федерации.
Информационные ресурсы НЦИП представлены в таблице 2. Кроме формирования этих ресурсов предполагается возобновление издания сводного реферативного журнала по различным отраслям науки и техники с одновременным созданием соответствующих баз данных, а также издание реферативного сборника депонированных рукописей и реферативного сборника НИР и ОКР, выполняемых в Республике Армения.
Таблица 2
Информационные ресурсы НЦИП
Название ресурса |
Число записей, тыс. |
Год начала создания |
БД "Ученые Армении" |
4,8 |
1996 |
БД "Депонированные научные работы" |
1157 |
1992 |
Электронный каталог "Изобретения армян" |
37,5 |
1991 |
БД "Авторефераты диссертаций" |
1,5 |
1980 |
БД "Аннотации журнальных статей" |
61,2 |
2003 |
Сводный электронный каталог Республики Армения "Библиографическое описание книг и периодики" |
36,3 |
2003 |
Базовым учебным центром по подготовке специалистов в области информационно-библиотечной работы в Республике Армения является факультет культуры Армянского педагогического университета, имеющий в своем составе кафедру библиотековедения и библиографии. Функционирует также библиотечный колледж в г. Эчмиадзине.
НЦИП планирует работу по подготовке и переподготовке кадров НТИ. Проведен ряд обучающих семинаров по основным направлениям информационной деятельности в современных условиях. На сайте НЦИП помещен учебный план по вопросам организации работы научно-технических библиотек (для удаленных пользователей).
НЦИП является членом Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий и Консорциума электронных библиотек Республики Армения, осуществляет сотрудничество с ГПНТБ России в области создания и поддержки автоматизированного банка данных Автоматизированной Системы Российского Сводного каталога по научно-технической литературе.
В информационной деятельности НЦИП используются стандарты системы СИБИД, отраслевые классификаторы и Государственный рубрикатор НТИ.
НЦИП намерен обновить соответствующие соглашения о сотрудничестве по вопросам НТИ с государствами-участниками СНГ и странами дальнего зарубежья, а также участвовать в проектах и программах с такими организациями, как МКСНТИ, ВИНИТИ РАН, ГПНТБ России, МНТЦ, МЦНТИ.
Вхождению Республиканской системы НТИ Республики Армения в мировое информационное пространство также способствуют организация различных выставок информационных материалов инновационно-технологической направленности.
Деятельность системы НТИ Армении регламентируют Закон от 5 декабря 2000 года "О научной и научно-технической деятельности", Закон от 4 октября 2005 года "Об обязательном экземпляре документов", Постановление Правительства Республики Армения "О создании государственной некоммерческой организации "Национальный центр инноваций и предпринимательства". В процессе согласования находится проект Закона "О библиотеках Республики Армения".
Республика Беларусь
В Беларуси принят Декрет Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года N 9, которым уточнены функции и полномочия органов государственного управления в сфере науки, в том числе Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и Национальной академии наук Республики Беларусь (НАН Беларуси). В соответствии с данным Декретом функция "обеспечение развития системы научно-технической информации" закреплена за ГКНТ.
На развитие системы НТИ в Республике Беларусь в последние годы расходуется около 4% бюджетных средств, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности. Для условий Беларуси это не так мало, для сравнения: развитие международного научно-технического сотрудничества - около 3%, подготовка кадров высшей квалификации - около 2,5%, развитие материально-технической базы науки - до 10%.
Основная часть этих средств направляется на содержание научных и научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, а также на обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей.
Кроме того, Постановлением Бюро Президиума НАН Беларуси от 16 февраля 2009 года N 67 утвержден состав заданий на выполнение работ по развитию системы НТИ Республики Беларусь на 2009-2010 годы.
Как и прежде, в 2006-2008 годах задания Перечня работ по развитию Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) Республики Беларусь сформированы по следующим основным направлениям:
1. Создание высокоскоростной информационно-коммуникационной инфраструктуры государственной системы научно-технической информации.
2. Создание автоматизированных систем научно-технической информации.
3. Формирование информационных ресурсов государственной системы научно-технической информации и их интеграция в мировое научно-информационное пространство.
Реализация заданий Перечня работ по развитию ГСНТИ позволит:
преодолеть межведомственную разобщенность и сформировать единое национальное научно-информационное пространство путем внедрения новейших телематических приложений;
создать новые и усовершенствовать существующие информационные ресурсы, базы данных и знаний и повысить эффективность использования НТИ;
развить международный информационный обмен в области научно-технической информации посредством интеграции в международную научную сеть GEANT.
Основные юридические лица, деятельность которых связана с НТИ:
1. Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА), подведомственный Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь. БелИСА определен Национальным информационным центром Республики Беларусь по межгосударственному обмену научно-технической информацией в странах СНГ.
БелИСА является преемником бывшего БелНИИНТИ Госплана БССР и ГКНТ СССР и создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 1996 года N 363. На институт возложено выполнение функций системного анализа состояния и тенденций развития научно-технической сферы; проведение научных исследований и разработок для научно-информационного обеспечения деятельности ГКНТ, других органов государственной власти и управления, научных организаций Республики Беларусь, разработка методических основ информационного обеспечения научно-технической сферы.
К основным задачам и функциям БелИСА относятся:
системный анализ состояния и тенденций преобразования научно-технической сферы и оценка перспектив развития конкретных направлений науки и технологий;
мониторинг развития научно-технического потенциала Республики и выполнения НИР, ОКР в Беларуси;
создание и использование банков данных о научном потенциале, инновационной деятельности, научно-технических разработках, новых технологиях;
сбор, обобщение, анализ научно-технической информации и обеспечение информацией органов государственной власти и управления, научных организаций, иных субъектов хозяйствования, ученых и специалистов для развития научных исследований и разработок, освоения их результатов, обеспечения международных научно-технических связей, создания единого информационного пространства;
научно-информационное обеспечение международного научно-технического сотрудничества, расширение сотрудничества с зарубежными научно-информационными центрами и организациями;
маркетинг, продвижение на рынок научно-технической продукции;
содействие разработке и реализации государственной научно-технической политики в сфере научно-информационной деятельности;
разработка научно-методического обеспечения деятельности органов научно-технической информации в Беларуси;
освоение и развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий доступа к компьютерным сетям и информационным системам;
использование научно-информационных компьютерных сетей и банков данных для решения научно-технических проблем в Республике;
разработка методических основ научно-информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности;
координация выполнения научно-технических программ по основным направлениям своей деятельности.
В структуру БелИСА входят следующие отделы: инновационных исследований; информационных продуктов и услуг; международного научно-технического сотрудничества и высших научных кадров; научно-информационного обеспечения и регистрации НИР, ОКР, ОТР; научно-технических мероприятий и маркетинговых исследований; проблем научно-технической политики; эксплуатационно-технический отдел.
БелИСА выполняет следующие задачи:
проведение государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИР, ОКР и ОТР), ведение Государственного реестра НИР, ОКР и ОТР, базы данных и фонда отчетной научно-технической документации по зарегистрированным работам (технические задания, итоговые и промежуточные отчеты, пояснительные записки проектов и т.п.);
организация экспертизы материалов заявок для включения в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий и ведение этого Реестра;
депонирование рукописей научных работ, издание республиканского сборника неопубликованных работ, бюллетеня регистрации НИР, ОКР и ОТР, журнала "Новости науки и технологий" и других изданий;
издание журнала "Новости науки и технологий", Бюллетеня регистрации НИР, ОКР, ОТР, реферативного сборника "Отчеты о НИР, ОКР, ОТР" и др.
БелИСА обладает уникальными информационными ресурсами в сфере осуществления научно-технической деятельности и оказывает все виды традиционных информационно-аналитических услуг. Электронные информационные ресурсы Республики Беларусь представлены в сети Интернет на веб-сайте http://rlst.org.by. К ним относятся:
БД "Сводный электронный каталог РНТБ", "Электронный каталог книжных изданий РНТБ", "Электронный каталог периодических изданий РНТБ";
библиографические БД: "Экономика", "Энергосбережение", "Наука и технологии", "История развития изобретательства в Беларуси", "Переработка и использование промышленных и бытовых отходов", "Литература по библиотечному делу и научно-технической информации";
фактографические БД: "Материалы международных выставок", "Изобретения, внедренные в Беларуси", "Методист" (о предприятиях и учреждениях Республики Беларусь).
2. Национальная библиотека Беларуси (НББ) - главная универсальная научная библиотека страны, получившая в связи со строительством и открытием нового здания статус Республиканского информационного и социокультурного центра. Это одна из визитных карточек страны.
Важным направлением в работе НББ последних лет является обеспечение доступа пользователей к удаленным ресурсам. Общее количество приобретенных БД, которые наиболее активно используются в мировом научном, образовательном и культурном пространстве, составило в 2008 году 110, из них 8% - белорусские, 43% - дальнего зарубежья, 49% - государств-участников СНГ и стран Балтии.
НББ освоено новое направление работы по информационному обеспечению инновационной деятельности. В 2008 году введена в опытную эксплуатацию автоматизированная система мониторинга инновационной деятельности (АСМИД), доступ к которой можно осуществить посредством интернет-портала НББ.
Создание АСМИД, разработчиком которой является Институт прикладных программных систем, позволяет предоставлять пользователям весь спектр необходимой информации по инновационной деятельности в Республике Беларусь: нормативно-правовые акты; информацию о научно-исследовательских проектах, выполняемых в Республике Беларусь; текстовые документы ГКНТ об инновационной структуре, инновационном развитии и состоянии науки в Республике Беларусь; актуальную информацию о современных достижениях в сфере инноваций в Республике Беларусь и за рубежом; гипертекстовый терминологический словарь по инновационной деятельности и т.д.
3. Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) является одним из ведущих информационных центров страны, обеспечивающим всестороннее информационное обслуживание научно-технической сферы.
Определенная часть патентного фонда РНТБ комплектуется за счет международного обмена документами с патентными ведомствами зарубежных стран и информационными (издающими) центрами. В 2008 году по международному обмену в РНТБ поступали патентные бюллетени 31 страны и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а также описания изобретений к заявкам и патентам Австралии, Китая, Польши, Франции, Японии.
Мероприятия по раскрытию содержания фондов и информированию пользователей об услугах библиотеки и ее областных филиалов проводятся систематически и целенаправленно. В 2008 году РНТБ проведено около 400 мероприятий, в том числе 93 Дня информации и Дня специалиста, 225 тематических выставок и 120 выставок новых поступлений.
4. Центральная научная библиотека им. Я.Коласа НАН Беларуси входит в состав крупнейших информационных центров страны.
5. Субъекты инновационной деятельности. В стране их насчитывается около 80, в том числе 10 технопарков. На базе одного из них по заказу ГКНТ проводится работа по созданию интегрированного банка данных, который объединит уже имеющиеся и работающие ресурсы системы Министерства образования (разработки вузов), НАН Беларуси в лице Республиканского центра трансфера технологий, БелИСА (зарегистрированные и законченные НИОК(Т)Р), Национального центра интеллектуальной собственности (патентное ведомство Беларуси), ВАКа, а также ГКНТ. Создаваемый банк данных содержит перечень вопросов, исходящих от отраслевых предприятий (задачник промышленности).
В рамках развития ГСНТИ в первую очередь проводились работы по расширению единой научно-информационной компьютерной сети (НИКС) в целях совершенствования информационного обеспечения исследований и разработок, выполняемых научными организациями, высшими учебными заведениями, организациями на базе современных информационно-коммуникационных технологий надежных средств связи между источниками и потребителями научно-технической информации как в городе Минске, так и в других крупных научных и промышленных центрах Республики, включая надежный выход через Интернет на зарубежные источники научно-технической информации. Создаются и актуализируются базы данных, совершенствуется доступ к ним пользователей, разрабатываются и вводятся в эксплуатацию различные автоматизированные системы.
В 2008 году выполнен третий, завершающий этап работ по 27 заданиям Перечня работ - разработка программного и информационного обеспечения, эксплуатационной документации, проведение приемо-сдаточных испытаний и ввод систем в промышленную эксплуатацию.
В рамках направления "Создание высокоскоростной информационно-коммуникационной инфраструктуры государственной системы научно-технической информации" созданы:
сетевой сегмент скоростного доступа к информационным ресурсам ГСНТИ на базе коммутационного узла Академсети BASNET в государственном учреждении "Белорусская сельскохозяйственная библиотека", а также узлы доступа в научных институтах;
корпоративная электронная библиотека технических вузов Республики Беларусь на базе научной библиотеки Белорусского национального технического университета с удаленным доступом;
автоматизированная система сбора, обработки и распространения НТИ по актуальным проблемам агропромышленного комплекса;
межведомственный сводный электронный каталог библиотечных и научно-образовательных фондов Витебской области с возможностью предоставления пользователям удаленного доступа через сеть Интернет;
технологии и узел высокоскоростного информационного обмена между учреждениями образования и науки с доступом в международные научно-образовательные сети;
автоматизированная система НТИ, предназначенная для сбора, хранения и поиска научно-технических, методических и справочных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
АгроWEB - навигатор по проблемам сельского и лесного хозяйства, web-сайт о структуре, научной и научно-технической деятельности Отделения аграрных наук НАН Беларуси;
система автоматического индексирования и реферирования научно-технической информации.
В рамках направления "Создание автоматизированных систем научно-технической информации" выполнен комплекс работ по разработке и внедрению новых телематических приложений ГСНТИ, а именно - создание систем:
электронного информационного обмена документальной информацией в НАН Беларуси;
автоматизации библиотечной деятельности в НАН Беларуси, включая корпоративный обмен информацией на национальном и международном уровнях;
интегрированной обработки информации Фонда научно-технических документов с удаленным доступом, формирование электронного архива Фонда научно-технических документов (отчеты по НИОКТР, авторефераты и диссертации, депонированные рукописи и другие неопубликованные документы по науке и технике);
ведения Государственного реестра научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с удаленным доступом и обеспечением интерактивного информационного обслуживания удаленных пользователей с развитой системой поисковых функций;
поиска технических условий как составной части национального депозитария технических, нормативных, правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
онлайнового удаленного интернет-заказа и электронной доставки документов для предприятий и организаций Республики Беларусь на базе Республиканской научно-технической библиотеки;
информационного обеспечения инновационной деятельности и трансфера технологий на базе Республиканского центра трансфера технологий;
ведения реферативной базы данных и научной электронной библиотеки, электронного депозитария научных изданий;
управления и хостинга информационных ресурсов ГСНТИ;
научно-технической поддержки международного научного сотрудничества в сфере НТИ;
безопасного обмена медицинской научно-технической информацией в соответствии с республиканскими и международными стандартами.
По направлению "Формирование информационных ресурсов ГСНТИ и их интеграция в мировое научно-информационное пространство" созданы:
информационный портал о научной, научно-технической и инновационной деятельности НАН Беларуси;
государственные информационные ресурсы Национального фонда технических нормативно-правовых актов в области технического нормирования и стандартизации путем формирования электронного архива документов;
информационные ресурсы по радиобиологическим и лесохозяйственным исследованиям на основе интернет-технологий;
система информационного обеспечения формирования исторической карты Республики;
система информационного обеспечения и трансфера знаний в промышленной сфере;
распределенный сетевой информационный ресурс коллективного пользования по научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности регионов Республики Беларусь.
В 2008 году разработан Состав заданий на выполнение работ по развитию ГСНТИ Республики Беларусь на 2009-2010 годы, включающий 27 проектов по разработке и вводу в эксплуатацию, а именно:
информационно-коммуникационной инфраструктуры для расчетного сопровождения проектирования и строительства АЭС;
интегрированной системы оперативного мониторинга и управления функционированием коммуникационной инфраструктуры ГСНТИ на базе научно-исследовательской сети;
автоматизированной системы НТИ в области механики и машиностроения в целях создания новых образцов конкурентоспособной мобильной техники и прогрессивных технологических процессов;
сервера доступа к библиотечным информационным ресурсам по протоколу z39.50 и системы обслуживания по принципу "Одно окно";
автоматизированной программно-технологической системы депонирования и распространения научных рукописных работ;
автоматизированной системы информационного обеспечения научных исследований по вопросам труда и социальной защиты;
системы ведения цифровой библиотеки по технической акустике и ультразвуковым методам обработки материалов;
автоматизированной системы организации мониторинга внешнего и внутреннего рынков с целью поиска адресного потребителя разработок НАН Беларуси и организаций, находящихся в ее ведении;
автоматизированной системы информационного обеспечения руководящих работников промышленности в целях совершенствования инновационной деятельности предприятий и организаций Республики Беларусь;
распределенной информационной системы регистрации и классификации научно-технической продукции и услуг организаций Республики с удаленным доступом;
интегрированной информационно-аналитической системы управления процессами обмена научно-технической информацией в НАН Беларуси;
республиканской информационно-аналитической системы по педагогическим инновациям и эффективному педагогическому опыту;
интегрированной автоматизированной системы учета кадрового потенциала научной сферы;
интегрированной системы управления процессами научно-технических экспертиз проектов и программ, новых и высоких технологий и введения результатов научно-технической деятельности в гражданский оборот;
системы информационного обеспечения устойчивого развития национального продовольственного рынка на инновационной основе;
региональной автоматизированной системы управления ресурсами научно-технической информации для поддержки инновационной научной и производственной деятельности;
автоматизированной информационной системы "Энергосберегающая продукция Республики Беларусь";
автоматизированной информационной системы учета фондов научно-технической литературы на базе технологий радиочастотной идентификации;
информационного ресурса по обеспечению функционирования Интернет-узла университетского уровня на основе свободно распространяемых программных продуктов в целях повышения качества предоставления информационных ресурсов и повышения информационной безопасности страны;
системы информационного обеспечения непрерывного профессионального образования руководящих кадров и специалистов органов государственного управления и иных государственных организаций на базе электронных образовательных ресурсов ГСНТИ;
научно-методического и программного обеспечения учета информационных ресурсов педагогического назначения и опытного образца соответствующей электронной библиотеки;
программных средств формирования, ведения и представления фактографической базы данных по развитию приграничного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь;
автоматизированной системы поддержки методического обеспечения развития ГСНТИ в Республике Беларусь;
тематической электронной коллекции информационных ресурсов в сфере инновационной деятельности;
расширенных механизмов управления контентом распределенного сетевого информационного ресурса коллективного пользования по научно-технической и инновационной деятельности регионов Республики Беларусь и локализации ресурса в целях его интеграции в европейское научно-информационное пространство;
методики и программного обеспечения оценки качества технологических процессов, обеспечивающих поиск точек внедрения технологических инноваций на предприятиях региона.
Актуальными задачами на ближайшие годы являются развитие информационной инфраструктуры ГСНТИ в регионах Республики Беларусь, а также разработка и реализация программы создания на базе академсети BASNET высокоскоростной информационно-коммуникационной инфраструктуры и системы обмена информацией с выходом в международную научную сеть GEANT на скорости 1 Гбит/с и выше.
Одним из направлений развития ГСНТИ в Республике Беларусь является создание системы электронных и электронно-печатных изданий, системы открытых электронных архивов, в которых сами авторы (а не издатели) будут заботиться о соблюдении прав интеллектуальной собственности.
Важнейшим направлением развития ГСНТИ является формирование ее научно-технических информационных ресурсов в целях информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности (библиографические и реферативные базы данных, полнотекстовые банки данных опубликованных и неопубликованных научно-технических документов, электронные энциклопедии и справочники, компьютерные модели различных научных объектов, массивы данных, полученных в результате экспериментов и др.).
Обсуждается вопрос о необходимости разработки и утверждения Концепции развития системы НТИ в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, а затем и соответствующей Программы, в которых найдут отражение перспективы развития информационного общества по формированию государственной информационной и инновационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе.
Республика Казахстан
Основной активно действующей научно-информационной единицей в инновационной сфере Республики Казахстан является АО "Национальный центр научно-технической информации Республики Казахстан" (НЦНТИ).
Система НТИ Казахстана берет свое начало с 1957 года, когда был создан Центральный институт НТИ, прародитель нынешнего НЦНТИ. В это же время формируются отраслевые органы НТИ министерств и ведомств. В 70-е годы XX века в большинстве областей Казахстана были организованы межотраслевые центры НТИ, и сформировалась Республиканская система НТИ, которая была территориальной подсистемой ГСНТИ СССР и имела несколько уровней:
Госплан КазССР;
КазНИИНТИ;
МТ ЦНТИ и отраслевые органы НТИ;
службы информации НИИ, предприятий и других организаций.
В составе РСНТИ было несколько подсистем, организованных по территориальному, отраслевому принципам, а также специализированных по видам документов:
территориальная - КазНИИНТИ, МТ ЦНТИ в 15 областях, Республиканская научно-техническая библиотека и 19 отраслевых библиотек;
отраслевая - отраслевые республиканские органы НТИ в 19 министерствах и ведомствах, предприятиях и организациях соответствующих отраслей;
подсистема патентной информации (по виду документов);
подсистемы общественных наук, медицинской информации, по строительству и архитектуре, сельскому хозяйству, культуре и искусству.
Общее число документов, находящихся в фондах, составляло 64 млн. единиц. Большинство информационных документов (90%), поступавших ежегодно в информационные ресурсы Казахстана, формировались во всесоюзных органах НТИ. РСНТИ получала от них обработанные публикации и документы мирового потока (так называемый "нисходящий поток) и, в свою очередь, формировала "восходящий поток" - информацию о научных и технических разработках (НИР, ОКР, диссертации, изобретения, стандарты, технические условия и т.д.), которые направлялись в соответствующие всесоюзные и центральные отраслевые органы НТИ. Аналогичные сведения поступали из всех союзных Республик. Через Всесоюзную книжную палату Казахстан получал обязательный экземпляр всех изданий на территории СССР. В результате обмена Центральный институт НТИ получал ежегодно около 100 методических разработок, 200 обзорно-аналитических материалов, 20 сборников технико-экономических показателей отраслей.
С 1990 года, после распада СССР, РСНТИ Казахстана, перестав быть органической частью ГСНТИ, начала разрушаться. В первую очередь отраслевая система - оставшиеся после ликвидации министерства - потеряли связь с предприятиями, с союзными отраслевыми органами НТИ, обеспечивавшими их комплектование.
В Республике практически перестала функционировать система отраслевых органов НТИ министерств и ведомств, органов НТИ на предприятиях и организациях. Резко снизилось количество библиотек, так как практически все источники комплектования научно-технической литературой остались за пределами Казахстана, в основном в России. Перестала функционировать система бесплатного обязательного экземпляра. В целом к 1993 году были в значительной мере разрушены организационная структура системы НТИ и субъекты органов НТИ всех уровней. Следует однако отметить, что в этот трудный период сохранилась система межотраслевых территориальных ЦНТИ во всех областях Республики.
После распада СССР произошел раздел документальных информационных ресурсов, причем практически все документальные источники и сведения НТИ, собиравшиеся и передававшиеся республиканскими органами НТИ во всесоюзные, перешли к России. Казахстан оказался лишен значительной части своего национального информационного ресурса в научно-технической сфере, сведений о своем интеллектуальном потенциале.
Инструментом возрождения системы НТИ суверенной Республики стала РСНТИ с ее сложившейся иерархией, методологией, концепцией и Республиканской целевой научно-технической программой (РЦНТП) "Развитие ГСНТИ Республики Казахстан", целью которой было создание информационной среды, которая обеспечивала бы общественно необходимый уровень информированности специалистов. Основным направлением РЦНТП стало формирование национального информационного ресурса. Постановлением Правительства на Казахстанский государственный институт научно-технической информации (КазгосИНТИ) была возложена основная задача по координации работ по формированию национального информационного ресурса, которая была необходима в условиях резкого сокращения поступления научной литературы и документации в библиотеки, повышения стоимости издательской продукции. Такова была новая идеология формирования национального информационного ресурса НТИ в 90-е годы XX века.
В это же время перед КазгосИНТИ встала задача проведения тех видов научно-технической деятельности, которые раньше выполняли всесоюзные органы НТИ. Для ее решения в институте были созданы соответствующие подразделения: отдел обработки научно-технической литературы, который отслеживал поток публикаций казахстанских ученых и выпускал реферативные журналы, отдел госрегистрации НИОКР и диссертаций, который помимо этих документов формировал фонды научно-технических программ, депонированных рукописей и позднее - интеллектуальных продуктов.
Так была создана республиканская система НТИ, которая организационно и функционально была подобна государственной системе НТИ СССР, но имела меньший масштаб.
За прошедшие годы произошли серьезные изменения в экономике страны и информационно-библиотечной сфере. Улучшились условия комплектования фондов библиотек, образовались вертикальные и горизонтальные связи, ассоциации библиотек. Библиотечная сфера в рыночных условиях автономизировалась. КазгосИНТИ перестал осуществлять функции по координации формирования информационных ресурсов и мониторингу состояния всей библиотечно-информационной сферы. Изменились функции института в связи с его реорганизацией в НЦНТИ в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2005 года, а затем в АО "Национальный центр научно-технической информации" (АО "НЦНТИ") (май 2007 года) с преобладанием аналитической составляющей в его деятельности и практически сервисного центра органов управления, в частности Министерства науки и образования и Комитета по науке Республики Казахстан.
На сегодняшний день Национальная система НТИ Республики Казахстан включает в качестве головной организации НЦНТИ Казахстана с его дочерними предприятиями: 9 филиалами в областях Республики и Республиканской научно-технической библиотекой с 12 филиалами - областными научно-техническими библиотеками. Научно-техническая информация сосредоточена также в библиотечной сфере: Центральная научная библиотека с 14 филиалами, Республиканская сельскохозяйственная библиотека с 32 библиотеками научных организаций Минсельхоза, вузовские научные библиотеки. Информационными ресурсами НТИ владеют также Национальная книжная палата, Госстандарт, Госархив и другие организации, имеющие в своем составе подразделения научно-технической информации и библиотеки. НЦНТИ занимается вопросами создания государственных ресурсов НТИ в научно-технической сфере страны, включая информацию о научном потенциале в целом, и является головной организацией Республиканской целевой научно-технической программы "Развитие государственной системы научно-технической информации Республики Казахстан", реализация которой завершилась в 2006 году.
В настоящее время выполняется отраслевая научно-техническая программа "Формирование информационной среды, благоприятной для развития науки", целью которой является дальнейшее совершенствование государственной системы научно-технической информации и формирование экспертно-аналитической среды.
В состав НЦНТИ входят следующие подразделения:
администрация;
департаменты: финансово-экономический, организационно-правовой и кадровой работы; формирования информационных ресурсов; аналитический; наукометрии и обработки научно-технической информации; интеллектуальной собственности и патентной экспертизы; коммерциализации и маркетинга; международных отношений и научно-технической экспертизы; информационных технологий;
редакционно-издательский центр, типография, отдел межотраслевой информации, подразделение защиты государственных секретов.
Основные направления деятельности НЦНТИ:
1. Формирование национального информационного ресурса НТИ в виде совокупности документальных фондов, баз, банков данных в соответствии с приоритетами научно-технического и социально-экономического развития Республики Казахстан.
НЦНТИ - единственная в стране организация, выполняющая функции государственной регистрации и учета научной документации: научно-технических программ, реализуемых в Казахстане, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и отчетов по ним, защищенных докторских и кандидатских диссертаций, а также обрабатывающая поток научных публикаций казахстанских ученых и формирующая документальные фонды на бумажных носителях и базы данных.
В настоящее время информационные фонды НЦНТИ насчитывают более 20 тыс. диссертаций, 18,28 тыс. отчетов о НИОКР, 10,450 тыс. депонированных рукописей, свыше 2 тыс. технологических разработок казахстанских ученых. В НЦНТИ создан уникальный, единственный в Казахстане фонд полнотекстовых электронных копий отчетов о НИОКР и диссертаций. На сегодняшний день автоматизированный информационный ресурс НЦНТИ представлен 34 БД собственной генерации (136,849 тыс. документов), из которых 22 доступны пользователям Интернет.
2. Научная обработка публикаций казахстанских ученых и специалистов.
С 1994 года впервые в Казахстане в НЦНТИ начата работа по реферированию публикаций казахстанских ученых и специалистов. В настоящее время система эффективно функционирует и обеспечивает сбор, обработку, систематизацию и хранение результатов научных исследований и разработок.
С периодичностью четыре раза в год издаются следующие серии реферативных журналов:
1 - Химия. Охрана окружающей среды. Экология человека. Медицина и здравоохранение. Нанотехнологии;
2 - Геология. Энергетика. Электротехника. Горное дело. Металлургия. Машиностроение. Транспорт;
3 - Сельское и лесное хозяйство. Пищевая промышленность. Биотехнология;
4 - Физико-математические науки (Математика. Кибернетика. Физика. Механика. Геофизика. Астрономия. Космические исследования).
Ежегодно отслеживается и обрабатывается 3,5-4 тыс. научных трудов казахстанских ученых и специалистов, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях.
В настоящее время информационный массив базы данных БД РЖ представлен 54,434 тыс. документами, включая статьи из серийных изданий, сборников трудов научных конференций, монографии и другие публикации.
С 2000 года проводится выпуск Электронного реферативного журнала (ЭРЖ) и его тематических выпусков на базе печатных РЖ по четырем сериям.
В НЦНТИ актуализируются 11 реферативно-библиографических проблемно-ориентированных баз данных (ПОБД) по различным областям науки и техники.
По состоянию на 1 ноября 2009 года суммарный информационный массив 11 ПОБД составляет более 105 218 тыс. документов.
Все ПОБД выставлены на web-сайте НЦНТИ и доступны для широкого круга пользователей.
3. Создание библиографических баз данных публикаций казахстанских ученых, проведение наукометрических исследований в целях выявления наиболее цитируемых авторов.
С конца 2005 года на основе информационного массива базы данных "Реферативный журнал" в среде ISIS формируется библиографическая база данных (ББД) цитируемости казахстанских ученых и специалистов. В ней наряду с библиографическим описанием научных статей имеется и библиографическое описание пристатейных ссылок.
В соответствии с тематикой четырех серий РЖ структура ББД включает четыре блока: ББД1 - по химии и экологии (1996-2009 годы); ББД2 - по отраслям промышленности (1996-2009 годы); ББД3 - по сельскому хозяйству и пищевой промышленности (1996-2009 годы); ББД4 - по точным наукам (2004-2009 годы).
Информационный массив ББД1 - 4 цитируемости насчитывает около 1,500 тыс. наименований журналов, из которых прореферировано 25,865 тыс. научных статей. Для 15,493 тыс. статей внесены 36,577 тыс. пристатейных ссылок.
4. Научно-исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность: осуществление аналитико-синтетической переработки отечественных и зарубежных источников информации. Основным источником информации при анализе научно-технического развития Казахстана служат документальные фонды и базы данных защищенных в стране диссертаций, отчетов о НИОКР, научно-технических программ, публикаций казахстанских ученых, а также сведения государственной статистики, публикуемые в сборниках Агентства Республики Казахстан по статистике ("Научно-техническая деятельность в Республике Казахстан").
Анализируются также правительственные и ведомственные материалы, фонды НЦНТИ, результаты собственных обследований научно-технических организаций и вузов (анкетирование).
НЦНТИ - единственная в стране организация, системно занимающаяся вопросами информационного обеспечения науки и научно-технической сферы и проводящая мониторинг состояния научно-технического потенциала Республики, а также сопоставление его с показателями научно-технического развития других стран и публикацию на этой основе аналитических и информационных материалов о состоянии науки, техники и высшего образования Республики Казахстан.
По результатам проводимых исследований в НЦНТИ начиная с 1995 года публикуются:
Аналитический доклад "Состояние и тенденции развития научно-технического потенциала в Республике Казахстан" (по материалам государственной регистрации НИОКР и защищенных диссертаций), который передается в Администрацию Президента Республики Казахстан, Канцелярию Премьер-министра Республики Казахстан, Министерство образования и науки и Комитет по контролю и аттестации (ежегодно);
Аналитический обзор "Динамика научно-технического потенциала Республики Казахстан", в котором анализируется состояние научно-технического потенциала Республики со времени обретения ею независимости (ежегодно);
сборник основных показателей научного потенциала "Наука Казахстана в цифрах" (раз в два года).
С 2009 года публикуется Аналитический доклад "Финансовое, кадровое обеспечение научно-технических программ в Республике Казахстан и их результативность" (по материалам государственной регистрации научно-технических программ и отчетов в 2008 году), который является первым в планируемой серии ежегодных докладов по результатам информационно-аналитического сопровождения научно-технических программ.
В дальнейшем предполагается в основном представлять в докладах детальный анализ финансового, кадрового обеспечения реализуемых в рассматриваемом отчетном году научно-технических программ в разрезе типов программ, организаций-исполнителей, источников финансирования, отраслей науки и тематики исследований, научно-технических результатов и их внедрения.
НЦНТИ осуществляет также следующие виды деятельности:
1) проведение исследований и разработок по совершенствованию государственной системы научно-технической информации;
2) информационное обеспечение проводимых в Республике работ по формированию, экспертизе и реализации научно-технических программ;
3) проведение регистрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, защищенных кандидатских и докторских диссертаций, а также депонирование рукописей научных работ, создание соответствующих фондов;
4) информационное обеспечение государственных органов по вопросам научно-технического развития Республики Казахстан оперативной статистической и аналитической информацией для осуществления контроля над ходом выполнения научно-технических программ (НТП), госрегистрации НИОКР и диссертаций;
5) обеспечение доступа специалистов различных отраслей экономики, в том числе коллективных и индивидуальных абонентов, к отечественным и мировым информационным ресурсам и предоставление им на этой основе спектра информационных услуг;
6) организация и проведение государственной научно-технической экспертизы;
7) международный информационный взаимообмен;
8) сотрудничество с библиотеками Республики и зарубежными научными организациями по информационному обмену, трансферту технологий, обмену специалистами, организации совместных научных исследований;
9) организация и проведение выставок, конференций, семинаров по вопросам совершенствования государственной системы научно-технической информации;
10) подготовка и издание библиотечно-библиографической продукции и информационных материалов, в том числе переводческих, о достижениях науки и техники в Республике;
11) оказание библиотечных услуг на договорной основе;
12) обеспечение сохранности библиотечного фонда, хранение, реставрация и перевод на машиночитаемые (оптические диски), а также иные носители наиболее ценных, предназначенных для длительного хранения материалов;
13) формирование единого документного фонда с учетом состояния и перспектив развития экономики Республики Казахстан путем приобретения на традиционных и нетрадиционных носителях следующих видов документов:
книги и журналы, изданные на территории Республики Казахстан, в государствах-участниках СНГ, издания ведущих зарубежных стран, представляющие наибольшую научно-техническую и профессионально-производственную ценность, межгосударственные стандарты, национальные стандарты Казахстана и России и другая нормативно-техническая документация, промышленные каталоги на оборудование и другие издания, обеспечивающие продукцию надлежащего качества, информация о новейшем отечественном и зарубежном оборудовании;
описания изобретений и бюллетеней патентных ведомств Казахстана, России, США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Евразийской патентной документации для создания информационной базы в целях проведения предварительных проверок объектов техники на патентную чистоту, экспертизы предполагаемых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков на предмет новизны, выполнения прикладных исследований и разработок.
5. Подготовка и издание реферативных и библиографических периодических журналов в печатном и электронном видах, обзорно-аналитических, справочных и других научно-информационных материалов по науке и технике.
Для оперативного информирования о состоянии исследований и разработок в стране с 1994 года издается 12 периодических журналов: пять серий Сборника рефератов НИР и ОКР по всем отраслям наук, Бюллетень регистрации НИР и ОКР, реферативный сборник "Депонированные научные работы", научно-технический сборник "Новости науки Казахстана". Научно-технический сборник включен в число изданий, публикации в которых учитываются при защите докторских диссертаций. Издается "Каталог инновационных разработок". Тираж указанных изданий колеблется от 100 до 300 экз., число подписчиков - от 80 до 150.
По результатам аналитико-синтетической обработки научно-технической литературы издается четыре серии реферативного журнала.
6. Обеспечение доступа пользователей к открытым информационным ресурсам в сфере науки и техники, образования и экономики.
Интернет стал одним из самых популярных средств обмена информацией, которое нельзя представить без всевозможных web-систем. Они стали важным средством ведения бизнеса, проведения научных исследований и для других целей. НЦНТИ обеспечил доступ к зарубежным базам данных: EBSCO, SHPRINGER, ELSEVIER, SCOPUS, THOMPSON, сведениям из российских баз данных - ВНТИЦ и ВИНИТИ.
НЦНТИ в 2004 году разработал web-портал "Все о науке Казахстана", который имеет официально зарегистрированный в сети Интернет адрес: www.nauka.kz.
Национальный научный портал - это проект государственной значимости, нацеленный на облегчение доступа научного сообщества к научной, образовательной, технической информации, на обмен знаниями, опирающаяся на современные интернет-технологии. Национальный научный портал состоит из двух основных частей - информационная система "Наука и техника" и электронная научно-техническая библиотека. Информационная система "Наука и техника" содержит подсистемы: "БД научно-технической информации", "Научные кадры Казахстана", "Антиплагиат", "Научные конференции", "Индекс цитируемости", геоинформационную подсистему "Интерактивная научная карта РК", "Электронный документооборот". Основной задачей создаваемой Электронной научно-технической библиотеки является формирование национальных электронных научных ресурсов и обеспечение широкомасштабного и функционального доступа к ним и их зарубежным аналогам.
Функционирование системы НТИ Республики Казахстан регламентируется достаточной законодательной базой (более 40 законов, постановлений и указов Правительства Республики Казахстан в сфере НТИ и смежных областях представлены в сети Интернет на веб-сайте http://www.notariat.kz), а также более чем 120 нормативными документами, разработанными НЦНТИ в рамках программы "Развитие государственной системы научно-технической информации Республики Казахстан".
Таким образом, национальная система НТИ Республики Казахстан информационно обеспечивает функционирование таких жизненно важных для страны сфер деятельности, как наука, образование, социально-экономическое развитие страны. На сегодняшний день ранее существовавшая ГСНТИ Казахстана не только сохранена по основным позициям, но и получила современное развитие. Так, расширился спектр видов деятельности головной организации системы - НЦНТИ: ведутся разработки по индексу цитируемости, рейтинговым системам оценки организаций и ученых, активизировались работы по анализу и коммерциализации научно-технических результатов, расширилось международное сотрудничество.
Кыргызская Республика
В 2005 году согласно Указу Президента Кыргызской Республики от 15 октября 2005 года N 462 "О совершенствовании структуры органов государственного управления" функции по координации деятельности по научно-технической информации (НТИ) и архивные документы по данной отрасли переданы Министерству образования и науки Кыргызской Республики.
Указом Президента Кыргызской Республики от 30 ноября 2005 года N 607 "Об оптимизации структуры государственных органов Кыргызской Республики" ЦНТИ Кыргызпатента был упразднен, а функции переданы Департаменту науки, инноваций и научно-технической информации, в настоящее время Департамент переименован в Управление науки, инноваций и научно-технической информации Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
Задачи Управления науки, инноваций и научно-технической информации:
участие в разработке и реализации государственной политики и государственных программ в сфере научно-технической и экономической информации (НТ и ЭИ);
сбор, обработка, хранение, анализ и распространение научно-технической информации (НТИ);
участие в создании и развитии национальной системы НТ и ЭИ и формировании информационных ресурсов общегосударственного значения;
формирование на основе отечественных и зарубежных источников государственных информационных ресурсов и систем НТИ;
обеспечение заинтересованных государственных организаций, юридических и физических лиц справочной и аналитической информацией в сфере НТ и ЭИ;
организация и координация международного сотрудничества и обмена НТИ в рамках своей компетенции и в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.
Функции Управления науки, инноваций и научно-технической информации:
предоставлять информацию о состоянии и развитии науки, техники и технологий;
систематически осуществлять сбор, обработку и анализ отечественных и зарубежных источников НТИ;
проводить исследования по оценке состояния и прогнозу тенденций развития НТИ, по проблемам совершенствования и развития системы НТИ, формирования и рационального использования национальных и государственных информационных ресурсов;
участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и программ развития в сфере НТИ, необходимых стандартов и классификаторов в области научно-технических информационных продуктов и услуг;
организация и координация международного сотрудничества и обмена НТИ в рамках своей компетенции и в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики;
проводить государственную регистрацию НИОКР, защищенных кандидатских и докторских диссертаций;
выпускать информационные отчеты и распространять информационные листки о научно-технических достижениях и производственном опыте в Кыргызской Республике;
осуществлять сбор сведений о научных изданиях, сборниках научных трудов, о проведении научных конференций, семинаров и совещаний, промышленных, сельскохозяйственных и торговых выставок и ярмарок;
осуществлять иную деятельность соответственно целям и задачам Управления, не противоречащую законодательству Кыргызской Республики.
Законы Кыргызской Республики о системе НТИ, науке и научно-технической политике, информатизации:
"О системе научно-технической информации";
"О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О системе научно-технической информации";
"Об информатизации";
"О науке и об основах государственной научно-технической политики".
Государственная программа в области НТИ и науки: Программа формирования и развития системы научно-технической информации в Кыргызской Республике на 2004-2010 годы.
Нормативные правовые акты в области НТИ:
Порядок государственной регистрации и учета докторских и кандидатских диссертаций по открытой тематике в Кыргызской Республике;
Порядок государственной регистрации и учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-технологических работ по открытой тематике в Кыргызской Республике;
Положение о депонировании научных рукописных работ.
Для вхождения в международную систему НТИ Министерство образования и науки Кыргызской Республики (МОН Кыргызстана) имеет ряд соглашений и договоров по обмену информацией и участвует в двустороннем сотрудничестве с научными центрами, такими как АО "Национальный центр НТИ" Республики Казахстан, УкрИНТЭИ (Украина), ВИНИТИ РАН (Российская Федерация) и др.
Сотрудничество с зарубежными органами НТИ обеспечит обмен опытом деятельности в данной сфере, что положительно скажется на развитии данной модели информационного обеспечения в Кыргызской Республике, укрепляя при этом ее позиции на мировом рынке информационной продукции и услуг.
Сфера сотрудничества должна включать не только взаимоотношения в области обмена опытом, но и обмен открытой информацией, продукцией и услугами, участие в международных конференциях, обзор мировой литературы, анализ, обработка и распространение последних достижений науки, техники, экономики и экологии.
Приоритетным направлением дальнейшей интеграции национальной системы научно-технической информации Кыргызской Республики должно стать расширение партнерства Управления науки, инноваций и научно-технической информации МОН Кыргызстана с МКСНТИ, МКНТР, МЦНТИ и другими международными центрами НТИ.
Данное сотрудничество позволит пользоваться достижениями научной и научно-технической мысли государств-участников СНГ и дальнего зарубежья, научно-технической информацией, современными разработками в данной отрасли информационного обеспечения.
В то же время необходимо принять во внимание и ответственность перед данными организациями и обеспечить:
предоставление достоверной, полной и своевременной информации при взаимообмене;
систематическое пополнение и обновление содержания баз данных (в частности, кыргызского компонента МБД НТД).
Важнейшим фактором ускорения научно-технического прогресса и процесса информатизации в Кыргызской Республике является создание национальной системы научно-технической информации, действенное информационное обеспечение экономики, науки, техники и технологий. МОН Кыргызстана является ответственным за проведение государственной политики в области НТИ и в настоящее время участвует в реализации Государственной программы формирования и развития системы НТИ в Кыргызской Республике на 2004-2010 годы.
По выполнению Плана мероприятий Государственной программы формирования и развития системы НТИ в Кыргызской Республике на 2004-2010 годы:
пункт 3 "Формирование и развитие национальной системы НТИ":
в УНИ и НТИ ведутся работы по формированию и стандартизации баз данных по стандартам МКСНТИ;
за 2009 год было зарегистрировано 71 защищенная диссертация, из них 60 кандидатских и 11 докторских, 12 НИР и ОКР;
пункт 4 "Организация и координация международного сотрудничества и обмена научно-технической информацией":
к 17-му заседанию МКСНТИ, которое состоялось 20 октября 2009 года в г. Москве, подготовлены материалы по наполнению содержательной части сайта nauka.kg, разработанного УНИ и НТИ МОН Кыргызстана;
пункт 5 "Координация деятельности по объединению созданных корпоративных систем в единую национальную сеть НТИ":
ведется работа по оптимизации и объединению корпоративных библиотечных информационных сетей вузов Кыргызстана и подключению к единой сети по обеспечению научно-технической информацией реализуемых научных проектов в подведомственных научно-исследовательских учреждениях;
пункт 8 "Усовершенствование конкурсного финансирования научно-исследовательских программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики":
разработан соответствующий проект Постановления Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Положений о порядке формирования и реализации государственных научно-инновационных программ, о порядке организации и проведения государственной (независимой) научно-инновационной экспертизы проектов и о порядке финансирования научно-инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета", который обсуждался на совещании руководителей вузов 1 октября 2009 года.
В целях информационного обеспечения в научно-технической сфере приоритетных направлений развития экономики ЦНТИ развивает сотрудничество и обмен НТИ с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, вузами, академическими институтами, министерствами и ведомствами.
Общее количество этих научных учреждений на сегодняшний день составляет 64 организации, из них отраслевые НИИ - 16, вузы - 31, институты НАН - 17.
Аналитические, обзорные и информационные материалы регулярно рассылаются в более чем 90 организаций (научные учреждения, вузы, министерства, ведомства, центры НТИ государств-участников СНГ).
В Кыргызской Республике внедрена система государственной регистрации НИР и ОКР, защищенных докторских и кандидатских диссертаций, ведутся работы по формированию баз данных:
выполненных НИОКР;
защищенных диссертаций;
научных кадров;
приоритетных направлений экономики и др.
В рамках научного проекта "Организация и координация международного сотрудничества и обмена научно-технической информацией" разработана информационная система по принципу "единого окна".
Создается основа для включения информационной системы по науке Кыргызской Республики в общую информационную систему государств-участников СНГ. Данная работа позволит исследователям Кыргызской Республики пользоваться электронными ресурсами по различным отраслям науки и инноваций.
В целях информационного обеспечения научно-технической сферы УНИ и НТИ координирует деятельность отраслевых НИИ, вузов, министерств и ведомств.
Для повышения кадрового потенциала и разработки соответствующих программ обучения к созданию баз данных в 2009 году были привлечены студенты старших курсов для реализации дипломных работ (КГУСТА, КГТУ, КГУ им. И.Арабаева и др.)
Проводятся работы по проекту "Усовершенствование конкурсного финансирования научно-исследовательских программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики".
Республика Молдова
Национальная информационная система (НИС) Молдовы построена на автоматизированном учете демографических ресурсов; организационных ресурсов; экономических ресурсов; ресурсов недвижимости (Кадастр); финансовых и денежных ресурсов; ресурсов социального обеспечения, медицинского страхования, образования, науки и культуры.
Научно-техническая база Молдовы представлена 67 организациями, выполняющими исследования и разработки (42 научно-исследовательских учреждения, 12 конструкторских бюро, 9 высших учебных заведений, в которых ведутся научные исследования, 4 научно-технических подразделения на промышленных предприятиях), 49 колледжей для подготовки специалистов по разным специальностям, 6 свободных экономических зон, в составе которых имеются технологические парки.
Непосредственное отношение к инфраструктуре НИС имеют Информационно-аналитический центр, который оказывает информационно-аналитическую поддержку инновационных процессов, Республиканская научно-техническая библиотека и Национальный институт экономики и информации.
Национальный институт экономики и информации (НИЭИ) при Министерстве экономики Республики Молдова и Академии наук Молдовы является национальным органом системы НТИ страны, осуществляющим исследования в области экономики и информирования - документирования. В состав НИЭИ входит Республиканская научно-технологическая библиотека - головная организация в Национальной системе библиотек Молдовы.
В структуре НИЭИ функционируют Центр экономического исследования и Центр информационно-аналитической поддержки модернизации экономики.
Основными направлениями деятельности НИЭИ являются:
осуществление научных исследований, анализов и прогнозов в социально-экономической сфере;
участие в разработке концепций, стратегий, программ развития страны;
информационное обеспечение и библиотечное обслуживание органов публичной власти и экономических агентов.
Наряду с традиционными видами деятельности, в том числе созданием информационных ресурсов, НИЭИ выполняет следующие научно-информационные работы:
макро- и микроэкономический анализ и прогнозирование, мониторинг социально-экономической ситуации на основе сбора, обработки и систематического обобщения информации и статистических данных национальных и зарубежных источников в экономической, социальной, научной, технологической и инновационной областях;
научное обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития страны, участие в разработке проектов концепций, стратегий, программ и планов развития на национальном и региональном уровнях, других проектов законодательных и нормативных актов;
разработка и адаптация передовых информационных технологий, форм и методов информатизации, организация мероприятий и оказание методической и методологической помощи в сфере информации - документации, обмен информацией с отечественными и зарубежными информационными центрами;
................Перейти до повного тексту