- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Висновок
Консультативное заключение N 01-1/3-09
Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., представителя Правительства Республики Таджикистан Сафарова С.С.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Правительства Республики Таджикистан о толковании,
установил:
Основанием для запроса послужило заявление гражданина Юнусова Б.В., в котором он просит рассмотреть вопрос о продолжении выплаты назначенной ему в Республике Таджикистан пенсии за особые заслуги перед Республикой Таджикистан в случае его переезда на постоянное место жительства в Республику Казахстан.
В связи с этим Правительство Республики Таджикистан просит разъяснить:
имеет ли пенсионер право на продолжение выплаты пенсии за особые заслуги перед государством при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник
Соглашения от 13 марта 1992 года.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Правительства Республики Таджикистан Сафарова С.С., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., изучив и проанализировав нормы
Соглашения от 13 марта 1992 года, законодательство государств-участников в области пенсионного обеспечения и другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Соглашение от 13 марта 1992 года вступило в силу с момента его подписания Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. При подписании Соглашения Республика Молдова указала, что "эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".
Экономический Суд СНГ основывается на принятых им ранее судебных актах, касающихся вопросов пенсионного обеспечения граждан: Решении от 26 марта 2008 года
N 01-1/2-07 и Консультативном заключении от 28 сентября 2009 года N 01-1/1-09.
Целью
Соглашения от 13 марта 1992 года, как следует из его названия и преамбулы, является защита прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также выполнение имеющихся у государств-участников обязательств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Сфера действия
Соглашения от 13 марта 1992 года определена в статье 5: "Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения". Исключение предусмотрено статьей 2 Соглашения в отношении пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных сил государств-участников Содружества.
Норма статьи
5 Соглашения позволяет распространить его действие на все виды пенсионного обеспечения граждан, установленные законодательством государств-участников как до, так и после вступления Соглашения в силу. Данный вывод содержится в Консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 28 сентября 2009 года N 01-1/1-09.
Экономический Суд СНГ в целях выяснения, является ли пенсия за особые заслуги перед государством видом пенсионного обеспечения, установленным законодательством государств-участников
Соглашения, и распространяется ли Соглашение на такой вид пенсионного обеспечения, считает необходимым обратиться к законодательству государств-участников Соглашения.
В законодательстве Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Украины установлена пенсия за особые заслуги перед государством как вид пенсионного обеспечения. В специальных нормативных правовых актах названных государств содержится перечень категорий граждан, имеющих право на пенсию за особые заслуги перед государством, определены условия, порядок назначения и выплаты такой пенсии. Назначение пенсии за особые заслуги перед государством входит в компетенцию специально созданных органов.
В законодательстве Туркменистана предусмотрена государственная персональная пенсия гражданам Туркменистана, имеющим особые заслуги перед Туркменистаном.
Пенсионное законодательство Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан не предусматривает назначение пенсии за особые заслуги перед государством. При этом следует отметить, что законодательство Российской Федерации устанавливает дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, а законодательство Республики Узбекистан в отношении лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Узбекистан, предусматривает надбавку к пенсии, которые не являются видами пенсионного обеспечения.
Таким образом, пенсия за особые заслуги перед государством, установленная законодательством государств-участников
Соглашения, является видом пенсионного обеспечения и подпадает под действие данного Соглашения.
В соответствии со статьей
1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Частью первой статьи
7 Соглашения установлено, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера".
Ранее Экономический Суд СНГ, осуществляя толкование указанной нормы, в Решении от 26 марта 2008 года
N 01-1/2-07 определил, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому постоянному месту жительства; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового постоянного места жительства.
................Перейти до повного тексту