- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
о деятельности Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств
(Ялта, 20 ноября 2009 года) |
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Отчет о деятельности Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. Отметить положительную работу Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств (Председатель Совета Школов Е.М.), направленную на взаимодействие и координацию действий компетентных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с нарушениями налогового (финансового) законодательства.
3. Координационному совету руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств в условиях финансово-экономического кризиса:
3.1. Осуществить комплекс дополнительных мер по активизации сотрудничества компетентных органов государств-участников СНГ в противодействии экономическим преступлениям, прежде всего, в финансовой и налоговой сферах.
3.2. Совершенствовать взаимодействие и обмен информацией с органами СНГ, осуществляющими сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
3.3. Продолжить работу по снижению уровня криминальной теневой экономики.
(Подписи)
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ НАЛОГОВЫХ (ФИНАНСОВЫХ) РАССЛЕДОВАНИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ (КСОНР) является органом отраслевого сотрудничества, осуществляющим координацию деятельности компетентных ведомств государств Содружества. КСОНР выступает организационной формой, обеспечивающей взаимодействие в сфере выявления, предупреждения и пресечения экономических и налоговых преступлений, реализации политики обеспечения экономической безопасности.
Создание Совета обусловлено необходимостью совершенствования и расширения сотрудничества и координации деятельности в борьбе с нарушениями налогового и финансового законодательства государств-участников СНГ.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Процессы глобализации и интеграции, происходящие в современной мировой экономике, оказывают непосредственное воздействие на состояние преступности в сфере экономики. Наблюдаются интернационализация преступности, усложнение схем совершения преступных деяний и, как следствие, трудности при их выявлении и раскрытии.
В этой связи руководители органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ 20 октября 1999 года приняли Решение о создании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств.
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств 30 ноября 2000 года принял Решение о придании КСОНР статуса органа отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств и утвердил Положение о Координационном совете руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Членами КСОНР являются руководители органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества (Приложение 1). В заседаниях Совета принимают регулярное участие руководители компетентных органов Латвии, Литвы и Эстонии.
В своей деятельности Совет руководствуется
Уставом и другими документами Содружества Независимых Государств, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, двусторонними и многосторонними соглашениями о сотрудничестве в борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, Положением о КСОНР, в котором определены его правовой статус, функции и организационные основы деятельности.
Основной формой деятельности КСОНР являются заседания, которые проводятся ежегодно. За прошедшее время проведены 11 заседаний Совета (Приложение 2). В заседаниях КСОНР принимали участие руководители органов налоговых (финансовых) расследований, в исключительных случаях их заместители, руководители служб, в состав которых входят органы налоговых (финансовых) расследований, а также представители других министерств и ведомств, сотрудники рабочих органов КСОНР, международных организаций и органов налоговых (финансовых) расследований других государств, не являющихся членами КСОНР.
Решения КСОНР по основным вопросам принимаются консенсусом, а по процедурным вопросам - большинством голосов. Это позволяет учесть интересы всех участников и является основой успешного выполнения принятых решений.
Руководство КСОНР осуществляет председатель, на которого возложена организация выполнения решений Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ. Он представляет КСОНР на заседаниях уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ по вопросам, связанным с деятельностью этой организации.
КСОНР имеет постоянно действующие организационные структуры, предназначенные для обеспечения эффективного развития и координации многостороннего сотрудничества компетентных органов налоговых (финансовых) расследований, в качестве которых выступают секретарь и Исполнительное бюро КСОНР. В связи с отсутствием централизованного финансирования из бюджета СНГ функции Бюро возложены на подразделение Департамента экономической безопасности МВД России.
Бюро изучает, согласовывает и разрабатывает предложения по направлениям взаимодействия в борьбе с экономическими преступлениями, осуществляет организацию проведения заседаний КСОНР, проводит правовую экспертизу, доработку и согласование проектов международных соглашений.
Бюро непосредственно организует взаимодействие подразделений органов налоговых (финансовых) расследований по оперативным вопросам и вопросам оперативно-информационного обмена, постоянное взаимодействие с Исполнительным комитетом СНГ по вопросам выработки единой позиции по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям.
Решением Совета созданы три постоянные комиссии по основным направлениям взаимодействия в области обеспечения экономической безопасности и Научно-технический комитет, которые решают задачи координации совместной деятельности оперативных, кадровых и информационных подразделений органов налоговых (финансовых) расследований, изучения вопросов сотрудничества и выработки предложений для рассмотрения на заседаниях КСОНР. Работа комиссий регламентируется соответствующими положениями о комиссиях КСОНР.
Основные усилия Совета сосредоточены на следующих наиболее важных направлениях сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований.
1. Рассмотрение наиболее важных вопросов борьбы с налоговыми (финансовыми) правонарушениями
В ходе заседаний Совета и в рамках двусторонних встреч руководителей регулярно рассматриваются вопросы состояния сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ в области борьбы с экономической преступностью.
Осуществлен анализ основных угроз в сфере экономической безопасности государств Содружества.
Изучены и рекомендованы к применению предложения МВД России о дополнительных мерах по оперативному сопровождению процессов, связанных с оборотом денежных средств мигрантов.
Регулярно вносится в повестку дня заседаний вопрос о повышении эффективности информационного обмена между органами налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ. Проводится работа по совершенствованию его нормативной базы, использованию современных и перспективных систем связи и информационных технологий для обмена сведениями.
Рассмотрен вопрос о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, что является одним из приоритетных направлений работы КСОНР. Признано, что лишение преступников доходов от незаконной деятельности в значительной степени повышает эффективность борьбы с организованной преступностью и коррупцией, экстремизмом и иными особо тяжкими преступлениями. Данные криминальные проявления представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование каждого государства, его финансовых и экономических институтов.
Анализ ситуации в области противодействия легализации криминальных доходов показал, что их главными источниками являются средства, полученные в результате противоправной деятельности в экономической сфере. Среди них по количеству выявленных преступлений, а также суммам полученного дохода лидирующее место занимают мошенничество, присвоение или растрата, контрабанда, незаконное предпринимательство.
Признавая значительную угрозу государственным и общественным отношениям от неконтролируемого оборота наличных средств, члены Совета проводят системную работу по пресечению деятельности "анонимных" организаций и "фирм-однодневок".
В ходе заседаний Совета рассмотрена практика информационно-пропагандистского обеспечения деятельности органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ, определены меры, направленные на ее совершенствование.
По решению Совета вопросы взаимодействия подразделений органов налоговых (финансовых) расследований приграничных регионов рассматриваются в формате двустороннего сотрудничества. В целях обсуждения перспектив взаимодействия на приграничном уровне проведен ряд рабочих встреч в г. Харькове (ДЭБ МВД России, НМ ГНА Украины, ДФР КГК Республики Беларусь), в г. Оренбурге (ДЭБ МВД России, Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью), в г. Пскове (ДЭБ МВД России, ДФР КГК Республики Беларусь, Служба расследования финансовых преступлений при МВД Литовской Республики, Налогово-таможенный департамент Эстонии).
Подготовлены и проходят согласительные процедуры соглашения о вопросах приграничного сотрудничества между ДЭБ МВД России, ГУНМ ГНА Украины и ДФР КГК Республики Беларусь.
2. Организация оперативного взаимодействия между органами налоговых (финансовых) расследований на территориях стран СНГ
Особое внимание в деятельности Совета уделяется вопросам организации всестороннего взаимодействия по вопросам оперативно-розыскной деятельности как по конкретным материалам, так и в ходе профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по различным направлениям, предусмотренных межгосударственными антикриминальными программами.
В целях повышения эффективности проведения указанных совместных оперативно-розыскных мероприятий Советом рассмотрен и принят План КСОНР по реализации
Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы, подготовлен и утвержден Регламент организации проведения профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций органами налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ (Астана, 2007 г.).
В соответствии с разработанным БКБОП календарным планом-графиком организовано проведение совместных скоординированных операций по широкому спектру направлений оперативно-служебной деятельности.
По пресечению контрабанды. Учитывая, что внешнеэкономическая деятельность - специфическая сфера экономики, которая характеризуется взаимодействием юридических и физических лиц, как правило, двух и более государств в целях организации эффективного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере ВЭД, оперативного решения вопросов, возникающих при проведении оперативных мероприятий, создана постоянно действующая группа руководителей подразделений по борьбе с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности.
По выявлению и пресечению преступлений в сфере интеллектуальной собственности. В результате проведения в ноябре 2007 года на территориях стран СНГ согласованного многостороннего целевого профилактического мероприятия, предусмотренного пунктом 2.1 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью, раскрыто 1635 преступлений, возбуждено 1580 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 1205 лиц, пресечена деятельность 4 нелегальных студий и типографий, выявлено 6 подпольных цехов по изготовлению контрафактной продукции, приостановлена деятельность 31 организации, занимающейся изготовлением контрафактной аудиовизуальной продукции, фонограмм. У преступников изъято 4 194 000 ед. контрафактной продукции, 3 700 000 ед. аудиовизуальной продукции и фонограмм.
По пресечению незаконного оборота драгоценных камней, цветных и черных металлов, их лома и отходов. Проведенный членами КСОНР анализ сферы оборота лома цветных и черных металлов показал ряд проблем, связанных с высокой долей теневого оборота данной продукции. Преступные действия наносят значительный экономический ущерб государству, создают угрозы безопасности функционирования транспортной инфраструктуры, систем связи, энергоснабжения и жизнедеятельности граждан.
Сфера заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов продолжает оставаться неблагополучной в плане сокрытия полученных доходов, уклонения от уплаты налогов, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций, контрабанды, экспорта псевдоизделий.
В золото-алмазно-бриллиантовой отрасли наблюдается рост таких преступлений, как нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовления и использования государственных пробирных клейм, мошенничество, контрабанда, кража, сокрытие реальных объемов добычи, переработки и выхода готовой продукции. В этой связи проведена работа по выявлению организованных преступных групп (в т.ч. международных), которые, используя коррумпированные связи среди сотрудников таможенных органов и иных государственных структур, осуществляли таможенное оформление вывозимых и ввозимых грузов с нарушением законодательства.
Проведены совместные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, в рамках которых организован обмен нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность в сфере оборота лома и отходов цветных и черных металлов, информацией об участниках внешнеэкономической деятельности, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома и отходов цветных и черных металлов, а также об объемах, видах и получателях перемещаемых грузов, направлениях перемещения, о лицах, замеченных в недобросовестном декларировании (экспорт псевдоизделий).
Проведен ряд рабочих встреч в целях обмена имеющимися оперативными данными, а также планирования и координации совместных оперативно-розыскных мероприятий. В декабре 2008 года состоялось заседание Комиссии КСОНР по сотрудничеству в области оперативной деятельности, в ходе которого были проработаны вопросы подготовки и проведения операции по драгоценным камням, цветным и черным металлам, их лому и отходам.
В результате проведенных в декабре 2008 года согласованных многосторонних целевых профилактических мероприятий по пресечению незаконного оборота драгоценных камней, цветных и черных металлов, их лома и отходов, предусмотренных пунктом 2.1
Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы, раскрыто 3463 преступления, возбуждено 3267 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 2936 лиц, выявлено 234 подпольных пункта приема лома цветных металлов. У преступников изъято 917,1 кг золотосодержащего материала, 205,1 кг серебра, 679 т цветного металла, 27,921 т черного металла.
По противодействию незаконному обороту спирта, алкогольной и табачной продукции. В мае 2009 года осуществлен комплекс профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций, в результате которых выявлено более 1000 преступлений, связанных с производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. На момент возбуждения уголовных дел размер причиненного материального ущерба составил 183,1 млн. рублей, обеспечено возмещение на сумму 6,6 млн. рублей.
В ходе проверок выявлено более 7 тыс. лиц, совершивших административные правонарушения в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Из оборота изъято более 100 тыс. литров спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В сфере оборота табака и табачной продукции выявлены 15 преступлений. Сумма причиненного ущерба превысила 922 тыс.руб.
В результате мероприятий выявлен ряд значимых преступлений. Во взаимодействии подразделений Налоговой милиции ГНА Украины и ДЭБ МВД России отработана методика контролируемой поставки, в результате чего удалось пресечь устойчивый канал перевозки нелегального спирта с территории Российской Федерации в ряд областей Украины. Пресечена деятельность более 200 подпольных производств по изготовлению спиртового суррогата, 14 организованных групп, совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 65,7 тыс. декалитров этилового спирта, 137,2 тыс. декалитров алкогольной продукции.
В результате проведенных мероприятий выявлено 40,8 тыс. лиц, совершивших правонарушения в указанной сфере, возбуждено более 5 тыс. уголовных дел.
Комплексное решение этих задач позволило существенно снизить степень криминализованности экономической сферы. Алгоритм действий подразделений органов налоговых (финансовых) расследований заложен в Регламенте организации проведения профилактических и специальных операций органами налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ, который был принят на восьмом заседании КСОНР в г. Астане 21 сентября 2006 года.
3. Организация оперативно-информационного обмена
Деятельность КСОНР дала возможность выстроить механизмы сотрудничества и координации по многим линиям оперативно-служебной и организационно-управленческой работы.
Вместе с тем рост объемов обмена информацией и возрастание значения временного фактора требуют скорейшей разработки и внедрения в действие автоматизированных систем оперативно-информационного обмена, отвечающих требованиям современного уровня развития информационных технологий.
................Перейти до повного тексту