1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Резолюція


Резолюция
Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Восемнадцатой ежегодной сессии "Противостояние новым вызовам в области безопасности"
Вильнюс, 29 июня - 3 июля 2009 года
ГЛАВА I
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
"Продовольственный кризис и безопасность в регионе ОБСЕ"
1. Подчеркивая, что одной из основ Хельсинкского Заключительного акта был и остается принцип "неделимости" безопасности, означающий, что безопасность является всеобъемлющим вопросом и что безопасность каждого отдельного государства не может обеспечиваться в ущерб безопасности другого,
2. принимая во внимание, что концепция "неделимости" безопасности подразумевает, что общие ценности требуют общих усилий и общей приверженности безопасности, которой в равной мере должны следовать все государства - участники ОБСЕ,
3. признавая, что "неделимость" означает, что все мы одновременно и в равной мере являемся "производителями" и "потребителями" безопасности, в силу чего растет необходимость все в большей степени относиться к ней не только как к безопасности в регионе ОБСЕ, но и как к безопасности региона ОБСЕ,
4. подчеркивая в связи с этим, что понятие "неделимости" безопасности следует воспринимать в двух плоскостях, одна из которых связана с нарушениями международного права и основных прав человека каким-либо государством по отношению к другому государству, а другая касается вполне реальных комплексных вызовов, которые глобализация ставит перед каждым без различия государством - участником ОБСЕ,
5. принимая во внимание, что "неделимость" безопасности означает сегодня общую позицию в противодействии широкомасштабной организованной преступности (включая незаконную торговлю людьми), незаконной деятельности в конфликтных зонах, терроризму, кибератакам, производству и незаконному обороту наркотиков, а также производству и незаконной передаче вооружений и финансовому кризису,
6. отмечая, что нынешний мировой финансовый кризис, который также приобрел характер экономического и социального кризиса, помогает нам лучше понять новые вызовы неделимой безопасности и многополярный, комплексный и охватывающий все измерения подход, предполагающий наилучший возможный способ борьбы с ними,
7. подчеркивая, что, поскольку право на пищу прямо упоминается в статье 25 Всеобщей декларации прав человека, новым серьезным вызовом, в том числе для региона ОБСЕ стала проблема продовольственной безопасности, заключающаяся в наличии и доступности продовольствия, обеспечиваемых путем его производства и устойчивых поставок, а также связанные с ней политические проблемы всемирного масштаба,
8. принимая к сведению, что в 2008 году во многих странах, в том числе в районе Средиземного моря, в Египте и Тунисе, произошел целый ряд серьезных инцидентов и что, главным образом, вследствие заметного роста цен на зерно несколько азиатских стран приостановили экспорт риса, а некоторые супермаркеты, чтобы предотвратить накопление запасов, ограничили его продажу до четырех упаковок на человека,
9. отмечая, что наряду с драматичной проблемой голода существует опасный неоколониалистский подход, заставляющий правительства и банки скупать миллионы гектаров земли для производства продовольствия за границей, что приводит к потенциальному кризису дефицита продовольствия на местах, который будет создавать серьезную угрозу подрыва продовольственной безопасности для сельского и городского населения государств,
10. обращая особое внимание на тот факт, что одной из последних тенденций в глобальной экономике стала серьезная борьба за контроль над иностранным производством основных продовольственных продуктов и что некоторые государства - участники ОБСЕ стали объектом подобных капиталовложений со стороны Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Южной Кореи, Японии и Саудовской Аравии,
11. отмечая возникновение трудностей в связи с выбором между использованием зерновых культур для производства продовольствия либо биотоплива; все более значительным сокращением площадей пахотных земель из-за деградации почв; национальными катастрофами, усугубляемыми происходящими изменениями климата; резким уменьшением численности сельского населения; и ростом в геометрической прогрессии спроса на продовольствие в Индии и Китае, что в свою очередь объясняется изменением структуры питания,
12. отмечая, что нехватка продовольствия и воды затрагивает, сильнее всего, наиболее уязвимые группы в бедных обществах, не только детей, но и женщин, которые в самых трудных ситуациях продолжают нести бремя семейных забот и зачастую остаются без главы семьи, который покидает их в поисках работы или из-за войны,
13. подчеркивая, что предотвращение конфликтов и мирное урегулирование затянувшихся конфликтов на основе соответствующих принципов Хельсинского Заключительного акта 1975 года путем диалога между народами и правительствами также играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности,
14. приветствуя соглашение, достигнутое на первой встрече министров сельского хозяйства "Группы восьми" в Италии 18-20 апреля 2009 года, и общий консенсус в отношении стратегий борьбы с голодом и поддержки продовольственной безопасности,
Парламентская ассамблея ОБСЕ
15. подчеркивает, что новым и серьезным вызовом безопасности в Европе и в государствах - участниках ОБСЕ является продовольственная независимость и связанная с ней политическая проблема всемирной продовольственной безопасности;
16. подчеркивает, что в этой связи проблема продовольственной безопасности должна стать самой приоритетной в повестке дня ОБСЕ при комплексном уделении внимания и проявлении приверженности всем трем традиционно находящимся в сфере компетенции Организации областям деятельности (предотвращение конфликтов, экономическое экологическое сотрудничество и права человека), поскольку право на пищу следует считать неотъемлемой частью других основных прав человека, включая политические права;
17. настоятельно призывает парламенты к принятию законов и политики по вопросам продовольственной безопасности, позволяющих применять адекватные инструменты, правила и средства для предотвращения голода и недоедания среди населения;
18. настоятельно призывает парламенты принять фискальные меры и обеспечить финансирование для повышения жизненного уровня в сельских районах, с тем чтобы приостановить снижение численности населения;
19. отмечает, что парламенты и правительства государств - участников ОБСЕ с учетом общих ресурсов и структур ОБСЕ должны также играть активную роль с целью обеспечения соблюдения основного права на адекватную и здоровую пищу;
20. настоятельно призывает государства-участники вместе с другими международными субъектами принять скоординированный и последовательный подход для достижения цели, которой все международное сообщество должно уделять самое приоритетное внимание;
21. поддерживает работу Целевой группы по проблеме глобального продовольственного кризиса, созданной 28 апреля 2008 года Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Пан Ги Муном с целью выработки в интересах государств-членов единых, унифицированных мер реагирования на продовольственный кризис;
22. одобряет процессы, начатые Римской конференцией по всемирной продовольственной безопасности, проведенной Продовольственной сельскохозяйственной организацией 3-5 июня 2008 года, на которой было представлено 181 государство, и Мадридской декларацией по вопросу "Продовольственная безопасность для всех", принятой 27 января 2009 года 126 странами;
23. просит парламенты взять на себя обязательство принять меры, способствующие ограничению роста цен на сельскохозяйственную продукцию, и в определенной степени сохранить ценовое регулирование, учитывая, что низкие цены на продовольствие выгодны потребителям, но что более высокие цены являются непременным условием необходимых капиталовложений в сельскохозяйственный сектор, особенно в развивающихся странах;
24. настоятельно призывает, в частности, парламенты предоставить ресурсы и принять законодательство для стимулирования сбалансированного использования земель в сельскохозяйственных целях, что позволит удовлетворить как продовольственные, так и энергетические потребности, а также поддержать исследовательские центры и университеты в противостоянии наиболее трудным критическим ситуациям на планете;
25. настоятельно призывает предпринять прямые действия по уменьшению политической нестабильности, вызванной нарушением основного права на пищу, которая приводит к обострению конфликтов и проявлению неприемлемого неравенства;
26. обращает внимание на необходимость последовательного достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, согласно положениям Римской декларации о продовольственной безопасности 1996 года, в которой была намечена цель к 2015 году вдвое снизить число недоедающих, которая все еще далека от достижения;
27. настоятельно призывает парламенты, уважая основные экономические свободы, не поощрять массовые капиталовложения, которые, в конечном итоге, приводят к уменьшению сельского населения и подрывают продовольственную независимость;
28. одобряет государственную финансовую политику, отвечающую принятому в рамках Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, обязательству, согласно которому каждое правительство к 2015 году выделит на борьбу с нищетой 0,7 процента ВВП, и настоятельно призывает парламенты работать в этом направлении;
29. выражает согласие с тем, что необходимо стимулировать создание всемирной сети продовольственных и сельскохозяйственных экспертов с целью сотрудничества в совместном обеспечении более высокого уровня продовольственной безопасности, главным образом, в странах, в которых достижение минимально приемлемого порога является все еще отдаленной перспективой;
30. рекомендует принять международную стратегию по возобновлению выращивания сельскохозяйственных культур в степных районах и поддерживает развитие сельскохозяйственного потенциала соответствующих государств - членов ОБСЕ в целях содействия обеспечению продовольственной безопасности в регионе ОБСЕ;
31. обязуется принять участие в работе Специальной встречи на высшем уровне, которую ФАО организует в Риме осенью 2009 года, в которой, как ожидается, примут участие 189 правительств.
ГЛАВА II
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НАУКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
32. Будучи глубоко обеспокоена разрушительными последствиями текущего финансового кризиса в регионе ОБСЕ, в том числе падением нескольких правительств, а также возникшим общественным недовольством, которое в ряде случаев привело к насилию,
33. отмечая, что текущий финансовый кризис привел к глобальной рецессии и был создан самой финансовой системой и вызван чрезмерными финансовыми спекуляциями и отсутствием финансового регулирования, а также слабым надзором за финансовыми рынками со стороны государств,
34. подчеркивая, что финансовый кризис всего сказывается на более бедных странах, которые уже пострадали от высоких цен на нефть и продовольствие и не располагают адекватными механизмами контроля своей экономики,
35. призывая международные финансовые институты и промышленно развитые страны подтвердить свою приверженность целям, сформулированным в Декларации тысячелетия, в порядке поддержки более бедных стран,
36. вновь подтверждая, что текущий финансовый кризис оказывает воздействие на все три измерения безопасности, описанные в Хельсинском Заключительном акте 1975 года,
37. напоминая о Документе-стратегии ОБСЕ в области экономического и экологического измерения, принятом на встрече Совета министров ОБСЕ в Маастрихте в декабре 2003 года,
38. напоминая об Астанинской декларации Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в которой отмечается "невозможность достижения мира и стабильности при отсутствии экономического роста",
39. принимая к сведению консенсус, достигнутый на саммите "Группы двадцати" в Лондоне 2 апреля 2009 года, относительно преодоления финансового кризиса совместными и согласованными усилиями в целях нахождения нового механизма управления мировой экономикой,
40. напоминая о прошедшей в Дублине, Ирландия, с 27 по 29 мая 2009 года Экономической конференции Парламентской ассамблеи ОБСЕ по теме "Мировой финансовый кризис",
41. подчеркивая доказанную историей взаимосвязь между экономическими трудностями и политическим экстремизмом, ксенофобией, национализмом, политической нестабильностью и международными потрясениями,
42. отмечая, что, несмотря на признаки постепенного и умеренного замедления спада, основным препятствием росту по-прежнему остается ненадежность финансового сектора,
43. обращая особое внимание на необходимость повышения эффективности контроля и регулирования финансовой системы на национальном и международном уровнях в целях обеспечения ее большей прозрачности и подотчетности,
44. осуждая попытки некоторых государств принимать в ответ на кризис меры в духе протекционизма и экономического национализма,
45. напоминая о том, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на труд" и на "защиту от безработицы",
46. признавая, что демократия, верховенство права и права человека неразрывно связаны с открытыми рынками и открытыми экономическими системами,
47. учитывая, что закрытые границы в регионе ОБСЕ отрицательно сказываются на усилиях по преодолению финансового и экономического кризиса,
48. признавая, что текущий экономический кризис оказывает непропорциональное воздействие на самых незащищенных членов общества, включая иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, относящихся к меньшинствам, женщин и молодежь,
Парламентская ассамблея ОБСЕ
49. призывает к усилению координации между государствами - участниками ОБСЕ в целях разработки согласованных антикризисных мер;
50. поддерживает рекомендации возглавляемой Стиглицем Комиссии Организации Объединенных Наций, которая предлагает создать глобальный экономический координационный совет на уровне Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности и новую глобальную резервную систему;
51. поддерживает инициативу Всемирного банка по созданию фонда поддержки уязвимых слоев населения в развивающихся странах с акцентом на программы социальной защиты, инфраструктурные инвестиции и поддержку малых и средних предприятий;

................
Перейти до повного тексту