1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Висновок


Консультативное заключение N 01-1/3-08
Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года
(20 апреля 2009 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И., представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
Основанием для запроса послужило письмо пенсионера - бывшего сотрудника органов внутренних дел Лымаря В.М., который проживал и получал пенсию за выслугу лет в Республике Казахстан. В Российской Федерации, куда Лымарь В.М. прибыл на постоянное место жительства, Главным управлением внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ему было отказано в выплате пенсии того же вида за период со дня регистрации по месту пребывания и до регистрации по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит Экономический Суд СНГ дать разъяснение по вопросам:
что понимается под "постоянным проживанием" для целей, предусмотренных частью первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года;
с какого времени органы внутренних дел обязаны назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет пенсионерам - бывшим сотрудникам органов внутренних дел, переехавшим на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 24 декабря 1993 года, по вновь избранному ими месту жительства.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., проанализировав заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И., специалиста Филипповой М.В., изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Толкование применения части первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года необходимо осуществлять, основываясь на статьях 30 и 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года:
в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора;
во взаимосвязи с другими договорами государств-участников Содружества, касающимися пенсионного обеспечения граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, и последующей практикой их применения.
Соглашение от 24 декабря 1993 года вступило в силу для Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Туркменистана - 21 ноября 1994 года; Республики Узбекистан - 23 января 1995 года; Республики Беларусь - 10 апреля 1995 года; Кыргызской Республики - 19 января 1996 года; Украины - 10 апреля 1996 года; Российской Федерации - 9 июля 1999 года; Республики Молдова - 6 ноября 2002 года; Республики Армения - 28 января 2004 года; Азербайджанской Республики - 15 апреля 2004 года.
Как следует из преамбулы, государства-участники заключили Соглашение от 24 декабря 1993 года, основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) и желании сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей.
Соглашение от 24 декабря 1993 года закрепляет основные принципы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, в том числе пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств-участников Соглашения и реализуют это право на территории другого государства-участника Соглашения.
Ранее в Решении от 20 сентября 2007 года N 01-1/1-07 Экономический Суд СНГ пришел к выводу, что Соглашение от 24 декабря 1993 года "является специальным международным договором, регламентирующим порядок пенсионного обеспечения особого круга лиц - сотрудников органов внутренних дел и их семей, носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения упомянутой категории граждан с учетом принципа территориальности. Кроме того, Соглашение от 24 декабря 1993 года основано на принципах, закрепленных в Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), что подтверждает тесную взаимосвязь указанных Соглашений".
Таким образом, правовой основой для международно-правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, в том числе пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел государств-участников, являются Соглашение от 24 декабря 1993 года и Соглашение от 13 марта 1992 года.
Частью первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года предусмотрено, что "пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР".
Из содержания данной нормы следует, что для распространения законодательства государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года на отношения по пенсионному обеспечению пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел при их переезде в пределах государств-участников настоящего Соглашения требуется постоянное проживание в государстве нового места жительства.
В связи с этим Экономический Суд СНГ считает необходимым при толковании настоящего Соглашения обратиться к нормам национального законодательства, регулирующим вопросы правового положения иностранных граждан в государствах-участниках, в том числе пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел.
Так, постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцем является лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание (абзац тринадцатый статьи 1 Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" от 3 июня 1993 года N 2339-XII).
В соответствии с частью третьей статьи 2 Закона Азербайджанской Республики "О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства" от 13 марта 1996 года N 41-1Г иностранные граждане считаются постоянно проживающими в Азербайджанской Республике в случае получения ими в установленном порядке разрешения на постоянное нахождение в Азербайджанской Республике.
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19 июня 1995 года N 2337, постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданные органами внутренних дел (часть первая статьи 4 Указа).
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.
Положения, аналогичные нормам, определяющим статус иностранного гражданина в качестве лица, постоянно проживающего в государстве нового места жительства, содержатся и в законодательстве о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года.
Согласно пункту "з" статьи 48 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований" от 17 декабря 1992 года N 2050-XII пенсия пенсионерам из числа лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, прибывшим в Республику Беларусь и получавшим пенсии в государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о социальном обеспечении, назначается при наличии разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.
Подпунктом 3 пункта 5 Правил назначения и осуществления пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты, выплат государственных базовых социальных пособий военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2007 года N 138, предусмотрено, что лицо, обратившееся за назначением пенсии, представляет в подразделение по месту жительства документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства.
Из сообщений государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года также следует, что выплата пенсии пенсионерам - бывшим сотрудникам органов внутренних дел, переехавшим из одного государства-участника настоящего Соглашения в другое, осуществляется при условии их постоянной регистрации по вновь избранному месту жительства (Письмо полиции Республики Армения от 30 октября 2008 года N 10/5-1-2773, Письмо МВД Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года N 34/ФЭУ-1080, Письмо МВД Республики Казахстан от 29 октября 2008 года N 1/12-52-5963, Письмо МВД Кыргызской Республики от 29 декабря 2008 года N 1/4887, Письмо МВД Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 31/10-5800, Письмо МВД Туркменистана от 20 октября 2008 года N 1/7438, Письмо МВД Республики Узбекистан от 21 января 2009 года N 3/3-78, Письмо Государственного фонда социальной защиты Азербайджанской Республики от 22 января 2009 года N 03-14-302).
Анализ законодательства государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года показывает, что для признания пенсионера - бывшего сотрудника органов внутренних дел постоянно проживающим на территории государства нового места жительства необходимо выполнение им в установленном порядке административно-правовых процедур. Документом, подтверждающим постоянное проживание, является вид на жительство. Из этого следует, что только с приобретением пенсионером статуса постоянно проживающего в государстве нового места жительства у него возникает право на назначение и выплату пенсии в порядке, установленном законодательством этого государства.
Таким образом, для целей, предусмотренных частью первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года, "постоянное проживание" пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел на территории государства нового места жительства является необходимым условием распространения законодательства о пенсионном обеспечении этого государства на указанную категорию лиц.

................
Перейти до повного тексту