1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о социальной защите инвалидов
Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 31-19
от 25 ноября 2008 года)
Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства.
Государство осуществляет меры, направленные на охрану здоровья населения, профилактику инвалидности, и создает условия для интеграции инвалидов в общество.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности
1. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
2. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
3. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаются группа инвалидности и степень утраты способности к трудовой деятельности.
4. Признание лица инвалидом осуществляется в установленном порядке уполномоченными на то государственными органами. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются правительством.
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Статья 3. Принципы государственной политики создания равных возможностей и устранения социальных барьеров для инвалидов
1. Инвалиды имеют право жить в своем традиционном окружении и вести, при необходимой поддержке, обычный образ жизни.
2. Инвалиды имеют право принимать участие в принятии решений на всех уровнях, включая те вопросы, которые имеют для них как для людей с физическими недостатками особое значение.
3. Инвалиды, по возможности, имеют право получать необходимую помощь в рамках обычных систем образования, здравоохранения, социальных служб, а также, при необходимости, пользоваться услугами специальных служб.
4. Инвалиды имеют право принимать активное участие в общем социальном и экономическом развитии общества, а их потребности должны учитываться в национальных планах развития.
5. Государство берет на себя ответственность за создание равных возможностей в отношении инвалидов, включающую:
- запрещение дискриминации по принципу инвалидности;
- регулярный сбор статистических данных об условиях жизни инвалидов, о различных группах инвалидов, создание банка данных об инвалидах;
- разработку и поддержку национальных программ с учетом причин, видов и масштабов инвалидности, развития специальных служб и мер по оказанию помощи инвалидам и их семьям;
- привлечение организаций (объединений) инвалидов к участию в разработке программ, касающихся экономического и социального положения инвалидов;
- сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и обмен результатами научных исследований, распространение информации и знаний по вопросам, касающимся инвалидов, среди государственных органов и общественности.
Статья 4. Компетенция органов государственного управления в области социальной защиты инвалидов
К ведению органов государственного управления в области социальной защиты инвалидов относятся:
- определение государственной политики в отношении инвалидов;
- разработка и реализация мер по профилактике инвалидности, в том числе на основе сокращения инвалидности вследствие отравлений, дорожно-транспортных происшествий, профессиональных заболеваний;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого минимума мер социальной защиты) и обеспечение контроля за соблюдением законодательства по социальной защите инвалидов;
- заключение международных договоров (соглашений) по вопросам социальной защиты инвалидов;
- установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
- установление технических регламентов на технические средства реабилитации, средства связи и информации, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
- установление порядка лицензирования и аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
- осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
- разработка и реализация целевых программ в области профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов, обеспечение контроля за их исполнением;
- утверждение перечней реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и их финансирование;
- утверждение перечней лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ухода за инвалидами, а также продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и их финансирование;
- создание государственных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью;
- создание государственных учреждений социального обслуживания населения с отделениями для инвалидов, а также специализированных учреждений для реабилитации инвалидов;
- содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;
- обеспечение деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
- координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
- содействие деятельности общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
- формирование показателей государственного бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
- установление единой системы учета инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом;
- подготовка ежегодных докладов о положении инвалидов и мерах по усилению государственной защиты инвалидов;
- образование координационных совещательных органов по вопросам совершенствования государственной политики в составе представителей законодательных и исполнительных органов, общественных объединений инвалидов, а также ученых и специалистов.
Статья 5. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
За причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством государства.
Статья 6. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам
В случаях, когда другими нормативными правовыми актами предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Статья 7. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
1. Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством государства.
2. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Статья 8. Законодательство государства о социальной защите инвалидов
1. Законодательство государства о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений конституции, настоящего Закона, других законов, а также иных нормативных правовых актов.
2. Если международным договором (соглашением) государства установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Статья 9. Международное сотрудничество по вопросам профилактики инвалидности и обеспечения равных прав и возможностей инвалидов
Международное сотрудничество по вопросам профилактики инвалидности и обеспечения равных прав и возможностей инвалидов осуществляется соответствующими государственными органами и общественными объединениями инвалидов в соответствии с договорами, межгосударственными соглашениями и нормами международного права.
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ИНВАЛИДНОСТИ
Статья 10. Понятие профилактики инвалидности
Профилактика инвалидности - система медицинских, гигиенических, педагогических, профессиональных и иных мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических, сенсорных и других дефектов и перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность, раннюю диагностику инвалидности или уменьшение частоты и тяжести инвалидизации населения, а также мероприятия по охране здоровья, улучшению экологической среды обитания человека, формированию здорового образа жизни, обеспечению безопасных условий труда, предотвращению травматизма на производстве, снижению уровня распространения профессиональных заболеваний.
Статья 11. Деятельность органов государственного управления по профилактике инвалидности
Органы государственного управления в пределах представленных полномочий осуществляют следующие меры по профилактике инвалидности:
- обеспечивают изучение причин инвалидности;
- реализуют специальные меры по иммунизации населения, профилактике ВИЧ-инфицирования, распространения гепатита, наркомании и токсикомании;
- реализуют специальные меры по предупреждению врожденных дефектов, хронических заболеваний, несчастных случаев, травматизма;
- обеспечивают диспансеризацию населения, особенно наиболее уязвимых с точки зрения инвалидизации социально-демографических групп, а также детей;
- обеспечивают пропаганду здорового образа жизни, повышение престижа здоровой и продолжительной жизни;
- устанавливают требования к здоровью лиц, принимаемых на производства с тяжелыми и вредными условиями труда;
- проводят мониторинг состояния условий и охраны труда, анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости; обеспечивают разработку и реализацию комплекса мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовку и принятие нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; организуют обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросу охраны труда, контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Глава 3. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНВАЛИДНОСТИ
Статья 12. Понятие медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в целях социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом национальным законодательством.
Статья 13. Государственные учреждения медико-социальной экспертизы
1. Медико-социальная экспертиза осуществляется государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подчиненными уполномоченному органу, определяемому правительством. Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы определяется правительством.
2. На государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
- установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидизации населения;
- участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
- определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
3. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственного управления, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Глава 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Статья 14. Понятие реабилитации инвалидов
1. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
2. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социально-культурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом.
3. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Статья 15. Государственный перечень реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
1. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, пользование техническими и иными средствами и услугами, предусмотренными государственным перечнем реабилитационных мероприятий, техническими и иными средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации за счет средств государственного бюджета.
2. Государственный перечень реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается правительством.
Статья 16. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный учреждением медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
2. Инвалиды или их законные представители вправе участвовать в планировании и организации своей индивидуальной программы реабилитации.
3. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
4. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, проводимые в отношении инвалида с освобождением его от платы в соответствии с государственным перечнем реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
5. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного перечня реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
6. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
7. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
8. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Статья 17. Технические и иные средства реабилитации инвалидов
1. К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими и иными средствами реабилитации инвалидов являются:
- специальные средства для самообслуживания;
- специальные средства для ухода;
- специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
- специальные средства для обучения, образования (включая печатные издания со специальным шрифтом, литературу для слепых, звукоусиливающее оборудование, сигнализаторы) и занятий трудовой деятельностью;
- протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
- специальные транспортные средства, ходунки, трости, кресла-коляски;
- специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.
2. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических и иных средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в соответствии с национальным законодательством.
3. Инвалиду, получившему трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется за счет работодателя в соответствии с национальным законодательством.
В случае прекращения деятельности работодателя - индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица санаторно-курортное лечение инвалиду, получившему трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя, предоставляется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
4. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств государственного бюджета (и социального страхования).
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных, не запрещенных законом источников.
5. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические и иные средства реабилитации, предоставленные им за счет средств государственного бюджета (и социального страхования), передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
6. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом правительством, а также иными заинтересованными организациями.
7. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются правительством.
8. Размер и порядок выплат инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяются правительством.
Глава 5. ПРАВО ИНВАЛИДОВ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Статья 18. Медицинская помощь инвалидам
1. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством государства в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Медицинский уход за инвалидами осуществляется в рамках существующих медицинских служб всех уровней, а также специализированными службами для инвалидов.
2. Инвалиды имеют право на бесплатное (либо льготное) санаторно-курортное лечение, а также на обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения для ухода за инвалидами и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Порядок обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением и перечни лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ухода за инвалидами и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, предоставляемых инвалиду, определяются правительством (либо органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития).
Глава 6. БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА
ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

................
Перейти до повного тексту