- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 31-18
от 25 ноября 2008 года)
Настоящий Модельный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения и рационального использования уникальных природных комплексов и объектов, растительного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением их состояния, лечебно-оздоровительного и экологического воспитания населения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
Задачами законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах являются:
- создание правовых условий для сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, расположенных на территории государств-участников СНГ;
- определение принципов государственной политики и государственной поддержки оздоровления населения в лечебно-оздоровительных местностях и курортах на основе использования природных лечебных ресурсов.
Статья 2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях конституции и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативно-правовых актов государств-участников СНГ.
2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством государства.
Статья 3. Основные понятия и термины
Для целей настоящего Модельного закона используются следующие основные понятия и термины:
курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
курорт государственного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении государства;
курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органа местного самоуправления;
курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении регионального органа государственной власти;
курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
курортный фонд государства - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов);
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством государства режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании государственной лицензии;
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются государственным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;
технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации.
Статья 4. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения соответствующим органом исполнительной власти государства или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь государственное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом государственного значения правительством государства.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти региона по согласованию с соответствующими государственными органами исполнительной власти страны.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном законодательством государства.
3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается правительством либо соответствующим региональным органом исполнительной власти государства.
Статья 5. Область применения Закона и принципы государственной политики в сфере регулирования использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Настоящий Закон предусматривает полномочия, относящиеся к следующей компетенции:
1. Правительство государства:
- определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
- устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
- ведет государственный учет курортного фонда страны и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;
- устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих государственное значение;
- осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих государственное значение;
- устанавливает налоговые, визовые, таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
- осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).
2. Органы исполнительной власти регионов:
- признают территорию лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
- устанавливают границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
- определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством государства и правовыми актами регионов;
- осуществляют регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение государства;
- осуществляют международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.
3. Органы местного самоуправления:
- представляют в органы исполнительной власти региона предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
- участвуют в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
- осуществляют контроль над рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
- участвуют во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;
- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.
Статья 6. Государственная политика и координация деятельности в сфере курортного дела и отдыха
Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный правительством государственный орган, который осуществляет:
- ведение государственного реестра курортного фонда страны;
- разработку и координацию государственных программ развития курортов;
- организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда страны и повышения эффективности его использования;
- подготовку кадров в сфере курортного лечения;
- контроль за исполнением законодательства страны об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ
ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 8. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
Они могут принадлежать на праве собственности государству (государственная собственность) либо регионам (региональная собственность государства).
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении органов государственной власти и региональных органов власти государства.
3. От имени государства и его региональных субъектов права собственника осуществляют указанные в настоящем Модельном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов.
4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется Гражданским кодексом государства.
Статья 9. Предоставление природных лечебных ресурсов
1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
................Перейти до повного тексту