1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о предложениях государств-участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса
(Москва, 12 декабря 2008 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению обобщенные предложения государств-участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса.
2. Исполнительному комитету СНГ направить указанные предложения, уточненные с учетом состоявшегося обсуждения, в правительства государств-участников СНГ для использования в работе, а также представить их на рассмотрение очередного заседания постоянно действующего совещания министров финансов государств-участников СНГ, созданного Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года.
3. Рекомендовать органам отраслевого сотрудничества в финансовой и социально-экономической сфере предусмотреть в планах работы выработку мер по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса.
(Подписи)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
ВВЕДЕНИЕ
Усиление кризисных тенденций в мировой финансовой системе за последние полтора года привело к изменению внешних и внутренних условий функционирования экономики государств-участников СНГ. Все без исключения государства ощутили на себе негативные последствия дестабилизации мировых фондовых и товарных рынков. На национальном уровне были приняты оперативные меры по стабилизации ситуации.
Несмотря на существующие различия в масштабах и характере проблем, с которыми сталкиваются регулирующие органы государств-участников СНГ в условиях нестабильности в мировой экономике, а также регулятивных и финансовых возможностей противостояния негативным тенденциям, высокая взаимная интегрированность экономики Содружества требует координации усилий правительств и центральных банков в процессе минимизации отрицательных последствий кризиса для экономического положения его участников.
Выделяется ряд общих для большинства государств-участников СНГ проблем, вызванных мировым финансовым кризисом. В частности, ограничение доступа к внешним источникам финансирования для банков и нефинансового сектора на фоне усиления оттока капитала за рубеж, ужесточение ситуации на внутренних денежных рынках, падение фондового рынка, ускорение инфляции и повышение уровня безработицы. Наличие схожих экономических проблем не обязательно указывает на безусловную необходимость их решения исключительно на основе принятия мер в рамках СНГ. Тем не менее, скоординированные, возможно, точечные усилия по определенным направлениям могут способствовать более эффективному разрешению ключевых трудностей.
I. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Мировой финансовый кризис в разной степени затронул финансовые рынки государств-участников СНГ, что объясняется различиями в уровне развития экономики этих государств, их финансовых рынков, степенью интеграции в глобальную экономику, глубиной экономических связей, в том числе в валютно-финансовой сфере, как с другими государствами-участниками СНГ, так и с третьими странами.
В настоящем разделе приводятся сведения о влиянии кризиса на экономическую ситуацию в некоторых государствах-участниках СНГ и мерах, предпринимаемых в этих государствах по преодолению его негативных последствий.
Республика Беларусь
Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2009 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счет платежного баланса Беларуси.
Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.
Меры по поддержке финансового рынка
В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками Республики соблюдаются.
В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:
повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25% до 10,75% годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25% до 11% годовых);
увеличены процентные ставки на рублевом межбанковском рынке в рамках коридора, задаваемого процентными ставками по постоянно доступным операциям. Реализация данной меры осуществляется планомерно через проведение основных и дополнительных ломбардных аукционов по объявленной процентной ставке;
Декретом Президента Республики Беларусь предусматривается полная гарантия сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковских вкладах (депозитах);
даны рекомендации банкам о дальнейшей активизации деятельности по привлечению депозитов и проведению работы с контрагентами по пролонгированию либо рефинансированию ранее привлеченных кредитов и займов от нерезидентов;
проведена работа с банками по обеспечению ими беспрепятственной покупки-продажи иностранной валюты населением в пунктах обмена валют;
принято решение о предоставлении банкам, в случае необходимости, беззалоговых кредитов сроком до 3 месяцев (с правом досрочного погашения или истребования) под ставку, превышающую ставку по кредиту овернайт на 3 процентных пункта;
с 1 января 2009 года с 10 до 25 млн. евро в эквиваленте увеличивается минимальный размер нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты);
в целях высвобождения банковских средств для поддержки экономики Республики Беларусь, а также создания возможности для повышения процентных ставок по привлечению банками ресурсов, в первую очередь от населения, с 1 декабря 2008 года для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций снижены нормативы резервных требований: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - с 4,5 до 1,5%, от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях и от привлеченных средств в иностранной валюте - с 8 до 7%.
Финансовый кризис в настоящее время не оказывает прямого негативного влияния на рынок ценных бумаг Республики Беларусь. Об этом свидетельствует выполнение в полном объеме мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы, направленных на создание стабильно функционирующего и ликвидного рынка ценных бумаг. Реализация этих мероприятий позволила за 11 месяцев 2008 года увеличить общий объем эмиссии только корпоративных облигаций более чем в 6 раз.
Меры, проводимые в налогово-бюджетной сфере
Усиление кризисных явлений в мировой экономике отражается на результатах внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Нарушение сложившихся торгово-экономических и кооперационных связей предприятий с зарубежными партнерами является основной угрозой, которая может иметь отрицательные последствия не только для экономики отдельного предприятия, но и для бюджета страны.
В этой связи важнейшей задачей Правительства становится выработка мер, направленных на ограничение бюджетных расходов, создание механизмов быстрого реагирования при проявлении кризисных явлений, высвобождение финансовых ресурсов для их использования на цели поддержки предприятий реального сектора экономики.
Правительством выработаны меры системного характера, основанные на жестких бюджетных ограничениях. При этом продуман механизм их реализации, позволяющий при улучшении экономической сферы снимать полностью или частично те или иные бюджетные ограничения.
Основным приоритетом бюджетных расходов остаются расходы на социальную сферу. С учетом ключевых задач системы социальной помощи населению необходимы разработка и реализация стратегии по упорядочению программ социальной помощи и показателей ее эффективности, усиление работы по полному переходу на адресный характер социальной помощи, внедрение новых форм предоставления медицинских услуг населению, способствующих экономии бюджетных средств.
Сокращению негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Беларуси будет способствовать упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики, в том числе за счет оптимизации бюджетных субсидий, принятия мер по совершенствованию процедур государственных закупок и устранению нарушений в этой сфере, сокращения необоснованных льгот.
Мировой финансовый кризис не оказал влияния на планы Правительства по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Реализация данных планов в текущем и в 2009 году позволит, в свою очередь, высвободить дополнительные средства субъектов хозяйствования, которые могут быть направлены на мероприятия по минимизации последствий кризиса.
В 2008 году налоговая нагрузка снижена на 0,9% к ВВП за счет отмены налога с пользователей автомобильных дорог, местных сборов с пользователей за осуществление торговли и строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд строительной науки Министерства архитектуры и строительства.
За счет уменьшения с 2 до 1% ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; исключения из перечня объектов обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов; установления в размере 5% единой ставки по местным налогу с продаж и налогу на услуги; снижения с 35 до 34% ставки обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; уменьшения с 5 до 3% ставки налога на приобретение автотранспортных средств в 2009 году налоговая нагрузка сократится на 1,3% к ВВП.
Планируется изменение порядка и условий применения подоходного налога: вместо действующей прогрессивной годовой шкалы ставок подоходного налога вводится линейная (единая) ставка на уровне 12% (сегодня ставка колеблется от 9 до 30%).
Кроме перечисленных мер, коренному улучшению ситуации в среднесрочной перспективе должно способствовать применение мер по улучшению деловой среды, инвестиционного климата, других интенсивно проводимых экономических мероприятий. Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности белорусских товаров, расширение и диверсификацию экспортной базы Беларуси, увеличение доли высокотехнологичных и инновационных товаров в производимой продукции в конечном счете будет способствовать росту объемов экспорта, выправлению торгового баланса, а также стимулированию притока прямых иностранных инвестиций как приоритетной формы внешнего финансирования.
Республика Казахстан
В течение нескольких последних лет банки второго уровня активно кредитовали реальный сектор экономики. При этом основным источником ресурсов выступали внешние заимствования, что и явилось основным каналом распространения кризисной ситуации на экономику страны.
Первые признаки кризисной ситуации проявились в августе 2007 года, когда иностранные инвесторы начали выводить свои активы с казахстанского рынка, а коммерческие банки столкнулись с дефицитом ликвидности. В связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости казахстанские банки в целях поддержки необходимого уровня ликвидности были вынуждены, в свою очередь, повысить процентные ставки по выдаваемым кредитам и ужесточить условия их предоставления. Это стало основным фактором сокращения кредитования как отдельных отраслей экономики, так и населения.
В этих условиях дальнейшее ужесточение ипотечного кризиса в США спровоцировало развитие кризисной ситуации в Казахстане. В свою очередь, ослабление рыночной дисциплины казахстанских банков явилось основным фактором, приведшим к увеличению уязвимости финансового сектора и экономики в целом за счет наращивания банками внешних займов, интенсивного роста кредитного портфеля, приведшего к "кредитному буму", и несбалансированной политики кредитования банковским сектором Казахстана отдельных отраслей экономики.
В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК), реагируя на изменение ситуации, сместил акценты денежно-кредитной политики в пользу обеспечения стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам.
В целях преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса и обеспечения стабильности финансового сектора НБРК были приняты следующие меры.
С августа 2007 года НБРК максимально расширил перечень используемых инструментов денежно-кредитной политики.
В целях предоставления краткосрочной ликвидности банкам с августа 2007 года НБРК увеличил объемы операций обратного РЕПО, начал проводить операции СВОП, а также предоставлять краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в НБРК.
В 2007 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов между НБРК, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и банками второго уровня, согласно которому банки в обмен на предоставление ликвидности добровольно соглашаются ограничить рост внешних активов и внешних обязательств, а также проводить консервативную кредитную и умеренную депозитную политику.
В целях оперативного реагирования на угрозы возникновения системного кризиса НБРК и АФН разработали План оперативного реагирования на системные риски.
В качестве возможных угроз возникновения системного кризиса были определены два блока рисков: "Риск ликвидности/Резкое ухудшение финансового положения/Дефолт крупного банка (в связи с потерей ликвидности)" и "Рост давления на обменный курс на внутреннем валютном рынке/Резкое изменение обменного курса национальной валюты в обменных пунктах". Определен перечень процедур, инструментарий и объем необходимых ресурсов НБРК и АФН по предотвращению/снижению негативного эффекта в случае возникновения этих рисков для финансовой системы в целом.
В 2008 году существенно расширен перечень залогового обеспечения при предоставлении займов рефинансирования посредством операций обратного РЕПО. В настоящее время в него включены ценные бумаги отечественных национальных компаний, иностранных государств, международных финансовых организаций, облигации и еврооблигации отечественных банков, агентские долговые ценные бумаги АО "Казахстанская ипотечная компания".
С 1 июля 2008 года была понижена до 10,5% официальная ставка рефинансирования, в связи с чем снизилась до 5,25% ставка по привлекаемым от банков депозитам в НБРК. Кроме того, в 2008 году НБРК были дважды снижены нормативы минимальных резервных требований.
С августа 2007 года НБРК придерживается политики плавающего обменного курса, не устанавливая каких-либо ориентиров по обменному курсу тенге, а только реагируя на те изменения, которые могут привести к значительным колебаниям инфляции и нестабильности на финансовом рынке. Так, в условиях эскалации финансового кризиса в августе 2007 года НБРК выступал нетто-продавцом иностранной валюты для стабилизации валютного рынка, а в 2008 году - в качестве покупателя иностранной валюты для поддержания стабильности на внутреннем валютном рынке и недопущения резких колебаний обменного курса.
В целях снижения последствий мирового кризиса в 2009-2010 годах из средств Национального Фонда для стабилизации экономики и финансовой системы предполагается выделить до 10 млрд. долларов США.
Кроме того, НБРК в ближайшей перспективе планируется реализация ряда мер, направленных на поддержание банковского сектора. В их числе:
дальнейшее расширение существующего перечня залогового обеспечения (инструментов) при проведении операций РЕПО;
рассмотрение возможности размещения средств НБРК и государственных организаций, которые находятся под управлением НБРК, на депозиты в банки;
в целях дальнейшей стабилизации финансового рынка НБРК будет рассмотрен вопрос о создании механизма системы гарантирования межбанковских обязательств банков. Данная мера должна стимулировать процесс привлечения средств банковской системой Казахстана, а также создать условия для перераспределения средств через межбанковский рынок;
увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге. Данная мера будет введена на определенный период времени (на 3 года);
дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 5% по внутренним обязательствам и 7% по иным обязательствам до 2% как по внутренним, так и по иным обязательствам, что позволит банковской системе высвободить дополнительную ликвидность в объеме около 400 млрд. тенге (около 3,3 млрд. долларов США).
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор.
В этой связи в Республике Казахстан разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране и обеспечение необходимой основы для будущего экономического роста.
Для достижения этих целей Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сконцентрируются на следующих пяти направлениях:
стабилизация финансового сектора;
решение проблем на рынке недвижимости;
поддержка малого и среднего бизнеса;
развитие агропромышленного комплекса;
реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.
Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долларов США (1200 млрд. тенге).
Кыргызская Республика
На текущий момент в экономике страны отмечается ухудшение показателей платежного баланса, возросший дефицит торгового баланса требует больших средств в иностранной валюте для финансирования, соответственно возрастает спрос и укрепление доллара США. В этом случае осложняется ситуация с нехваткой иностранной валюты, например доллара США, внутри рынка, что может спровоцировать проблемы с ликвидностью.
Российская Федерация
Мировой финансовый кризис, перешедший в открытую стадию в августе 2008 года, кардинально изменил условия функционирования экономики и финансовой системы России. В условиях ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках усилился чистый отток частного капитала из страны: только в августе - ноябре текущего года, по предварительным оценкам, он составил порядка 100 млрд. долларов США. Снижение золотовалютных резервов за этот период превысило 140 млрд. долларов США. В таких условиях резко обострилась ситуация с ликвидностью в банковской системе, которая переросла в полноценный кризис доверия среди коммерческих банков. Возникла угроза состоятельности частных финансовых компаний, банков и нефинансовых предприятий, в значительной степени зависящих от долгового финансирования. Дополнительным дестабилизирующим ситуацию фактором явились падающие цены на энергоносители. С июля по декабрь 2008 года российская нефть подешевела на мировых рынках в 4 раза. На этом фоне капитализация российского рынка акций за несколько месяцев упала почти в 5 раз.
Системность возникших проблем требовала разработки комплексного подхода к их решению, основанного на координации действий Правительства и Банка России. Таким образом, в августе-ноябре 2008 года был осуществлен широкий комплекс мер экономической политики, направленный на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.
Банк России, расширяя имеющийся инструментарий регулирования ликвидности в банковской системе, а также задействуя существующие регулятивные возможности, за последние месяцы осуществил:
снижение нормативов обязательных резервов (15 сентября и 18 октября), которые составляют к настоящему времени 0,5% по всем категориям обязательств;
снижение процентных ставок по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, под залог векселей и прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций на срок до 90 дней и от 91 до 180 дней, ломбардным кредитам на срок 2 недели, операциям прямого РЕПО на срок 3 месяца;
введение аукционов по беззалоговому кредитованию коммерческих банков, дополнивших систему размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях;
повышение процентных ставок по сделкам "валютный своп" и депозитным операциям, а также ставки рефинансирования в целях противодействия оттоку капитала. Ежедневно устанавливаются лимиты по валютным свопам и аукционам прямого РЕПО;
увеличение гибкости в процессе курсообразования рубля за счет расширения коридора допустимых колебаний своего операционного ориентира (бивалютной корзины). Таким образом, Банк России осуществляет "мягкую девальвацию" национальной валюты, не допуская при этом чрезмерного ее обесценения. Реагируя на изменение внешних условий, Банк России предотвращает нарастание фундаментальных макроэкономических дисбалансов.
Осенью текущего года принят ряд федеральных законов, положения которых направлены на стабилизацию ситуации в финансовой системе и экономике. В соответствии с указанными законодательными актами, в частности:

................
Перейти до повного тексту