1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/7-07
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 13 июня 2008 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., специалиста Гришкевич О.В., представителя Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств Ятаева А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств обратилась в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании части второй статьи 12 и части первой статьи 16 Соглашения между Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межпарламентской Ассамблеи на территории Российской Федерации от 28 августа 1997 года (далее - Соглашение об условиях пребывания от 28 августа 1997 года).
Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Межпарламентская Ассамблея СНГ или МПА СНГ) просит разъяснить, имеют ли право должностные лица Межпарламентской Ассамблеи СНГ - граждане Российской Федерации на назначение им пенсии за выслугу лет и начисление ежемесячной доплаты к государственной пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных служащих Российской Федерации.
Основанием для запроса послужил отказ компетентных органов Российской Федерации в назначении пенсии за выслугу лет должностным лицам МПА СНГ - гражданам Российской Федерации при увольнении их в связи с выходом на пенсию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Межпарламентской Ассамблеи СНГ Ятаева А.Р., обсудив заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., специалистов Павловой Л.В. и Гришкевич О.В., изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Толкование части второй статьи 12 и части первой статьи 16 Соглашения об условиях пребывания от 28 августа 1997 года следует осуществлять, как это предусмотрено статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция от 23 мая 1969 года), "в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора".
Экономический Суд СНГ считает необходимым в процессе толкования учитывать также иные акты, регламентирующие правовой статус органов Содружества, их должностных лиц и сотрудников, в частности: Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств, утвержденное Решением Совета глав правительств СНГ от 21 октября 1994 года (далее - Общее положение от 21 октября 1994 года); Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года, вступившее в силу для Российской Федерации 28 июня 2005 года (далее - Соглашение от 25 апреля 2003 года), Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года, ратифицированную Российской Федерацией Федеральным законом от 17 июня 1996 года N 75-ФЗ (далее - Конвенция от 26 мая 1995 года).
Межпарламентская Ассамблея СНГ учреждена Соглашением о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1992 года и в соответствии со статьей 1 Конвенции от 26 мая 1995 года является межгосударственным органом Содружества Независимых Государств.
Экономический Суд СНГ в Решении от 23 января 1997 года N С 1/17-96 констатировал, что действие норм Общего положения от 21 октября 1994 года и Примерного соглашения межгосударственного (межправительственного) органа Содружества Независимых Государств с государством местонахождения об условиях его пребывания от 21 октября 1994 года распространяется и на Межпарламентскую Ассамблею СНГ как орган Содружества.
Часть вторая статьи 12 Соглашения об условиях пребывания от 28 августа 1997 года устанавливает, что "должностным лицам Межпарламентской Ассамблеи, являющимся гражданами Российской Федерации, время работы в Межпарламентской Ассамблее засчитывается в стаж работы в качестве государственных служащих Российской Федерации". К должностным лицам МПА СНГ согласно подпункту "г" статьи 2 Конвенции от 26 мая 1995 года относятся: Генеральный секретарь Совета Ассамблеи, иные члены персонала Межпарламентской Ассамблеи, работающие в ней на постоянной основе и включенные Генеральным секретарем в перечень должностных лиц Межпарламентской Ассамблеи, подлежащий утверждению Советом МПА СНГ, за исключением лиц, нанятых на работу в государстве, на территории которого размещаются штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи, ее орган (органы), и получающих почасовую оплату.
Правовой статус должностных лиц МПА СНГ в общем виде определен статьей 7 Соглашения об условиях пребывания от 28 августа 1997 года, предусматривающей, в частности, что указанные лица являются международными гражданскими служащими. Наряду с этим правовой статус должностных лиц органов Содружества, в том числе МПА СНГ, регулируется Соглашением от 25 апреля 2003 года. Статья 2 Соглашения от 25 апреля 2003 года устанавливает, что должностные лица органов Содружества приравниваются к международным служащим.
Положение о зачете времени работы в МПА СНГ должностным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, в стаж работы в качестве государственных служащих имплементировано в законодательство Российской Федерации. Так, пунктом 11 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413, предусмотрено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях, занимаемых гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами-участниками Содружества с участием Российской Федерации.
Периоды замещения гражданами Российской Федерации должностей в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации, также засчитываются в стаж государственной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за службу (пункт 16 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532).
Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим Российской Федерации четко определены пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, к которым, в частности, отнесены:
наличие необходимого стажа государственной службы не менее 15 лет;
увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, определенным законом;
замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

................
Перейти до повного тексту