- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рекомендації
Рекомендация N 16
Европейской экономической комиссии ООН ЛОКОД ООН - Классификатор портов и других пунктов (второе издание)
(Женева, январь 1996 года) |
На своей третьей сессии, состоявшейся в октябре 1972 года, Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли решила включить в свою программу работы задачу по разработке кодовых обозначений для наименований портов, перевозчиков и судов, а также различных видов перевозки грузов.
На своей одиннадцатой сессии, состоявшейся в сентябре 1975 года, Группа экспертов рассмотрела вопрос о необходимости всеобъемлющего классификатора, охватывающего все пункты, где товары подвергаются таможенному контролю, и включила в свою программу работы следующую задачу:
"Определить потребность в обозначении различных пунктов, имеющих отношение к внешней торговле (города, порты, аэропорты, места пересечения границ, терминалы и т.д.), с целью последующей разработки кодовых обозначений".
После дальнейших консультаций с Экономической комиссией для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Международной организацией воздушного транспорта (ИАТА) секретариат выдвинул предложения в отношении программы действий для разработки классификатора, которая была одобрена Рабочей группой на ее пятой сессии в сентябре 1977 года.
Проект рекомендации был представлен Рабочей группе по упрощению процедур международной торговли - вспомогательному органу Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций - и был принят на ее двенадцатой сессии 22 сентября 1980 года.
На своей пятьдесят первой сессии, состоявшейся в марте 1995 года, Совещание экспертов по процедурам и документации рассмотрело предложения секретариата о внесении изменений в Рекомендацию, в том числе в Руководство по принципам ведения ЛОКОД.
Рабочая группа одобрила второе издание Рекомендации N 16 на своей сорок второй сессии в сентябре 1995 года.
Рекомендация
Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли,
сознавая необходимость в согласованной в международном масштабе системе кодовых обозначений для представления наименований некоторых пунктов, представляющих интерес с точки зрения международной торговли и транспорта;
учитывая, что такая система должна быть основана на двухбуквенных алфавитных кодовых обозначениях для представления названий стран, принятых в качестве международного стандарта ИСО 3166 и рекомендованных Рабочей группой в октябре 1974 года;
рекомендует использовать для целей международной торговли описанную ниже пятизначную алфавитную систему кодовых обозначений для обозначения пунктов всякий раз, когда возникает необходимость в кодированном алфавитном обозначении для представления наименований портов, аэропортов, внутренних товарных станций и других пунктов, где может проводиться таможенная очистка товаров, или же пунктов, предложенных правительствами;
предлагает правительствам передать списки географических единиц с кодовыми обозначениями, отвечающими установленным критериям, и принять меры к тому, чтобы каждый национальный список постоянно обновлялся и передавался в Секретариат Организации Объединенных Наций, который несет ответственность за ведение системы кодовых обозначений.
Участие в работе сорок второй сессии Рабочей группы приняли представители следующих стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Российской Федерации, Румынии, Словацкой Республики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции, Чешской Республики, Швейцарии, Швеции и Эстонии. В соответствии со статьей 11 Положения о круге ведения Комиссии на ней также присутствовали представители Австралии, Бразилии, Габона, Кореи, Нигерии, Сенегала и Японии.
На сессии присутствовали представители секретариатов Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также представители следующих межправительственных и неправительственных организаций: Центрального бюро международных железнодорожных перевозок (ЦБМЖП), Всемирной таможенной организации (ВТО), Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), Международной организации по кодированию потребительских товаров (ЕАН), Европейской ассоциации электронных сообщений (ЕАЭС), Международной федерации транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Международной торговой палаты (МТП), Международной конференции служб экспресс-перевозок (МКСЭП), Международной организации по стандартизации (ИСО), Общества всемирной межбанковской дальней связи для передачи финансовой информации (S.W.I.F.T), Международного союза железных дорог (МСЖД), Международной федерации инспекционных учреждений (МСИУ).
I. История вопроса
1. В международной торговле и транспорте при обмене информацией с целью регулирования движения товаров часто требуется идентификация конкретного пункта, например в адресах, в отгрузочной маркировке, а также в элементах данных, указывающих порты захода, порты или пункты погрузки или разгрузки, порты или пункты перегрузки и назначения, мест таможенной очистки и т.д.
2. Часто названия таких пунктов пишутся по-разному, а иногда один и тот же пункт обозначается различными названиями на разных языках (например, LIVORNO - LIBOURNE - LEGHORN; LONDON - LONDRES - LONDRA; WARSAW - VARSOVIE - WARSZAWA - WARSCHAU), что создает путаницу и трудности при обмене данными. Поэтому однозначная и четкая идентификация любого пункта, имеющего отношение к международной торговле, представляет большое значение для упрощения торговых процедур и документации. Этого можно достичь за счет использования согласованных специальных кодов для обозначения таких пунктов; еще одним преимуществом такого подхода является возможность производить обмен данными более надежным и экономичным путем.
3. Исходя из вышеизложенных соображений, Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли решила включить в программу своей работы следующие задачи: разработать коды для наименований портов и выявить потребности в обозначении других пунктов, имеющих отношение к внешней торговле, с целью присвоения их соответствующих кодов.
4. Можно привести ряд примеров практического использования существующих классификаторов пунктов, охватывающих либо пункты отдельных стран, либо пункты, относящиеся к определенной категории, например аэропорты. Многие страны разработали системы кодовых обозначений для сортировки почты, которые, однако, иногда содержат элементы, отражающие методы сортировки почты, что делает их менее подходящими для общих целей торговли.
5. Поэтому первый этап решения данной задачи заключался в том, чтобы составить списки портов и других пунктов, подлежащих охвату. При этом возникла необходимость разработать критерии для включения в список наименований пунктов, и было решено включать, - помимо аэропортов, внутренних товарных станций и морских портов, определенных для этой цели, - другие пункты, в которых товары могут изменить свой статус в результате перехода из режима международной перевозки во внутреннюю, т.е. обычно пункты таможенной очистки (в том числе места, известные как "пункты пересечения границ"). Кроме того, было сочтено возможным включать в охват классификатора любые другие пункты по просьбе заинтересованного правительства. (В настоящем варианте критерии включения были расширены, с тем чтобы охватить все пункты, которые часто используются для перевозки товаров в рамках операций международной торговли.)
6. Основные материалы для составления списка географических единиц были представлены Международной палатой судоходства (МПС), Международной ассоциацией портов и гаваней (МАПГ), Экономической комиссией для Латинской Америки (ЭКЛА) и Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Кроме того, Секретариат имел свободный доступ к списку аэропортов и других пунктов, используемому Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Правительства некоторых стран также представили соответствующие материалы.
7. Что касается структуры кодового обозначения, то особое внимание было уделено трехбуквенным алфавитным кодам, уже использовавшимся на воздушном транспорте для обозначения аэропортов и некоторых других пунктов. Эти коды широко применялись в течение длительного времени, имели в большинстве случаев мнемоническую связь с названием пункта и были использованы в других разработках, в частности в классификаторе портов, разработанном ЭКЛА. Однако было отмечено, что с учетом планируемого числа географических единиц и исходя из желательности сохранить разумную мнемоническую связь и в то же время избежать дублирования кодовых обозначений пунктов с похожими названиями может потребоваться код, состоящий из более чем трех буквенных знаков. Предпочтение было отдано решению, предусматривающему добавление двух знаков, обозначающих страну в соответствии с международным стандартом ИСО 3166/1974, как это и было рекомендовано Рабочей группой в октябре 1974 года. Рекомендация касалась включения еще одного элемента идентификации и ограничения требования отличительного кодового обозначения для названия каждого пункта рамками одной страны.
8. Был рассмотрен вопрос о разработке альтернативного цифрового варианта, в частности для стран, где латинский алфавит широко не используется. Однако впоследствии потребность в цифровом коде отпала. В то же время возникла необходимость в дополнении основного элемента кодового обозначения классифицирующими элементами. Такие элементы, которые, как правило, необходимы и общепризнаны, были включены в список кодовых обозначений в ходе его непрерывного обновления и ведения.
II. Цель
9. Цель данной Рекомендации заключается в создании списка пунктов, которые представляют интерес с точки зрения международной торговли и транспорта и названия которых должны четко указываться при обмене данными, разработке кодовых обозначений названий таких пунктов и установлении правил их использования.
III. Область применения
10. Настоящая Рекомендация применяется во всех случаях при обмене информацией между участниками международной торговли, когда требуется кодовое обозначение названий портов, аэропортов, внутренних таможенных складов и товарных станций и других пунктов, которые часто используются для перевозки товаров в связи с международной торговлей.
IV. Определения
11. Для целей настоящей Рекомендации приняты следующие определения:
Порт: Любой пункт с постоянным оборудованием, где суда могут производить погрузку или разгрузку груза, перевозимого морским путем.
Аэропорт: Любой пункт с постоянным оборудованием, где самолеты могут производить погрузку или разгрузку груза, перевозимого воздушным путем.
Внутренний таможенный склад (ВТС): Используемый на общих основаниях пункт, помимо порта или аэропорта, утвержденный компетентным органом, оснащенный постоянным оборудованием и осуществляющий обработку и временное хранение любых видов товаров (включая контейнеры), перевозимых в рамках таможенного транзита любым соответствующим видом транспорта и помещенных под таможенный контроль на таможню и в другие учреждения, которые имеют право производить очистку товаров для внутреннего потребления, складирования, временного допуска, реэкспорта, временного хранения для дальнейшего транзита и непосредственного экспорта. (Это определение применимо также к таким синонимам, как сухой порт, внутренний таможенный терминал и т.д.)
Внутренняя товарная станция: Любой используемый на общих основаниях пункт, помимо порта или аэропорта, в котором в рамках международной торговли производится прием или отправка груза.
Пункт: Любая имеющая название географическая единица, признанная компетентным национальным органом, либо с постоянным оборудованием, используемым для целей перевозки товаров в связи с международной торговлей, и часто используемая для этих целей, либо предложенная заинтересованным правительством или компетентной национальной или международной организацией для включения в ЛОКОД ООН.
12. Для целей настоящей Рекомендации применяются следующие общие определения:
Кодовое обозначение: Обозначение или представление данных в различных форматах в соответствии с установленными правилами. (Измененное определение ИСО 5127-1:1983)
Элемент Кодового обозначения: Кодовое обозначение одного из ряда кодируемых элементов (в ЛОКОД ООН элемент кодового обозначения представляет собой название порта, аэропорта, внутреннего таможенного склада, внутренней грузовой станции или пункта). (Измененное определение ИСО 2382-4:1987)
V. Справочные материалы
13. Международный набор символов ASCII (ИСО 8859-1):
ИСО 3166/1993 "Коды для представления названии стран"
Справочник обозначений пунктов в гражданской авиации, ИАТА (публикуется ежеквартально)
Классификатор портов, ЭКЛА, издан в марте 1978 года
Классификатор портов мира, ЭСКАТО, 1979 год
Рекомендация N 3 ЕЭК/ООН/ФАЛ относительно кода стран ИСО - Коды для представления названии стран.
VI. Назначение и охват
14. Для ссылок на настоящую систему кодовых обозначений разрешается употреблять название "ЛОКОД Организации Объединенных Наций" (ЛОКОД ООН).
15. ЛОКОД ООН охватывает порты, аэропорты, внутренние таможенные склады и товарные станции и другие пункты, определенные выше, кодовые обозначения которых необходимы для международного обмена торговыми данными.
16. Признается, что для отдельных случаев применения охват может быть неполным и что для целей внутреннего использования в дополнение к международному классификатору могут потребоваться элементы кодового обозначения для пунктов, которые, возможно, и не представляют интерес с точки зрения международной торговли. Хотя такие дополнительные географические единицы, вероятно, и не будут включаться в публикуемый список элементов кодовых обозначений, на основе консультаций с заинтересованными правительствами и международными органами они могут быть включены в регистры и элементы кодовых обозначений, зарезервированные для этих целей Секретариатом, в рамках процедур обновления и ведения. Также признается, что пользователи могут пожелать сделать выборку интересующих их географических единиц из опубликованного списка и что для отдельных случаев применения могут быть разработаны сокращенные варианты классификатора.
17. Названия географических единиц, элементы кодовых обозначении и обозначения, используемые в ЛОКОД ООН, не означают выражения какого-либо мнения относительно международных, национальных, местных или других границ, принадлежности или административного деления, а лишь призваны дать четкие, отличительные элементы кодовых обозначений для представления названий включенных пунктов.
VII. Структура и форма представления ЛОКОД ООН
18. Помимо настоящей, официальной Рекомендации ЛОКОД ООН содержит часть 1 "Руководство по ЛОКОД ООН" (см. Приложение), где приводятся технические данные и дополнительная информация по классификатору, часть 2, содержащую список названий географических единиц, каждая из которых сопровождается элементом кодового обозначения с указанием определенных признаков и справочных данных, и часть 3, в которой содержатся вспомогательные кодовые обозначения.
Список названий географических единиц
19. Список названий географических единиц основан на материалах, полученных от правительств, национальных органов, занимающихся вопросами упрощения процедур международной торговли, международных организаций, или на запросах, полученных от пользователей. Для стран, где существует несколько национальных языков, может быть представлено несколько вариантов названий.
Присвоение элементов кодового обозначения
20. Каждому пункту, включенному в ЛОКОД ООН, присваивается элемент кодового обозначения из пяти букв, который состоит из:
двух букв, обозначающих страну в соответствии с двухбуквенным кодом ИСО 3166 для представления названий стран и Рекомендацией N 3 ООН/ЕЭК/ФАЛ;
трех букв, обозначающих пункт этой страны. Эти буквы будут:
- либо взяты из списка обозначений пунктов ИАТА;
- либо сообщены правительством соответствующей страны;
- либо выбраны Секретариатом надлежащим образом после консультации с соответствующими национальными или международными органами. Если проведение таких консультаций невозможно, Секретариат выбирает элементы кодового обозначения, используя три первые буквы названия места или первую букву и две характерные буквы всего названия, или начальные буквы сложных названий, во всех случаях избегая дублирования элементов кодового обозначения внутри страны.
21. Если элементы кодового обозначения были выбраны Секретариатом, они будут указываться как временные до их подтверждения.
Классификация
22. Ряд классификационных признаков, которые могут понадобиться для отдельных случаев применения в различных областях использования, будут включены в регистр, ведущийся Секретариатом. Признаки, описывающие административное деление, функции, географическую зону, статус и дату утверждения, будут указываться сразу же после элемента кодового обозначения самого пункта, как это поясняется в Руководстве по ЛОКОД ООН, содержащемся в Приложении к настоящей Рекомендации.
Форма представления списка кодовых обозначений
23. Список кодовых обозначений ЛОКОД ООН ведется в виде компьютерного файла, в котором двухбуквенные кодовые обозначения стран перечислены в алфавитном порядке так же, как и обозначения пунктов каждой страны. Включение классифицирующих признаков позволяет составлять отдельные списки пунктов одной категории, например портов, или объединять в группы пункты одной страны в соответствии с их функциями. Это также позволяет группировать пункты по географическим регионам или субрегионам путем объединения стран или же морских портов в рамках определенных географических зон.
Доступ
24. ЛОКОД ООН интегрирован в базу данных ЕЭК, но его также можно получить на компьютерных дискетах; отдельные части в порядке исключения можно будет получить в распечатанном виде на бумаге. Для получения информации о технических и других условиях приобретения списка кодовых обозначений следует обращаться в Секретариат.
Ведение и обновление
25. ЛОКОД ООН будет вестись на постоянной основе Секретариатом Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. Ежегодно будут выпускаться обновленные варианты ЛОКОД ООН, и, кроме того, по мере необходимости время от времени будут выпускаться обновленные дополнения, в зависимости от количества или характера поправок, внесенных в период между ежегодными выпусками.
26. Поправки к ЛОКОД ООН (дополнения, изменения или изъятия) могут быть предложены ex officio Секретариатом ЕЭК ООН или могут быть направлены соответствующим национальным органом или международной организацией или пользователями ЛОКОД ООН. При необходимости предлагаемая поправка будет направляться соответствующему национальному органу для утверждения или представления замечаний. До такого утверждения поправка может быть в предварительном порядке включена в ЛОКОД ООН. Измененные позиции будут соответствующим образом помечены в списке; элементы кодовых обозначений исключенных пунктов будут сохраняться в течение пяти лет, равно как и любые другие подвергшиеся изменениям элементы кодовых обозначений.
27. Если предлагаемая поправка не принята соответствующим национальным органом, причины отказа должны быть сообщены Секретариату ЕЭК, который проинформирует о них запрашивающую сторону.
28. В случае предложений о внесении поправок более масштабного характера или по принципиальным вопросам Секретариат ЕЭК ООН может обратиться с просьбой к ограниченному числу экспертов об оказании ему консультативной помощи в разработке наиболее уместных мер, при условии, что эти рекомендации будут доведены до сведения Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли и окончательно утверждены ею.
Запросы о включении дополнительных пунктов
29. Запросы о включении дополнительных пунктов и других изменений в ЛОКОД ООН следует направлять в Секцию по упрощению процедур международной торговли, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций, Дворец Наций (Trade Facilitation Section, United Nations Economic Commission for Europe, Palais des Nations, CH-1211 GENEVE 10, Switzerland), в соответствии с форматом, который приводится в Руководстве по ЛОКОД ООН, содержащемся и Приложении к настоящей Рекомендации.
Приложение
Руководство по ЛОКОД ООН
Часть 1
1. Оговорки
1.1 Общая оговорка
1.1.1 Употребляемые обозначения и изложение материала в Классификаторе Организации Объединенных Наций для портов и других пунктов (ЛОКОД ООН) не означают выражения со стороны Секретариата Организации Объединенных Наций какого бы то ни было мнения относительно правового статуса страны, территории, города или района, или их властей, или относительно делимитации их границ.
1.1.2 Ссылка на любое частное образование (компанию) не означает его признание или одобрение со стороны Организации Объединенных Наций.
1.1.3 ЛОКОД ООН является служебным инструментом, разработанным для пользователей в рамках деятельности по упрощению процедур торговли, осуществляемой Секретариатом Организации Объединенных Наций. Секретариат не имеет возможности проверить точность информации, содержащейся в ЛОКОД ООН, однако стремится к тому, чтобы она была одобрена соответствующими национальными властями и международными органами. Указание статуса имеет целью дать возможность пользователям оценить надежность кодовых обозначений; особое внимание следует проявлять при использовании кодовых обозначений со статусом RQ (запрос в стадии рассмотрения). Секретариат Организации Объединенных Наций не несет никакой ответственности за экономический или иной ущерб, связанный с использованием ЛОКОД ООН.
1.2 Особая оговорка
1.2.1 Политические события привели к распаду некоторых стран (бывшие Чехословакия, Эфиопия, СССР и Югославия). В этих случаях пока невозможно определить, к территории какого нового государства относятся те или иные пункты. До тех пор, пока не будет получено официальное подтверждение, нынешний список кодовых обозначений для соответствующих стран следует считать предварительным. В случае Чехословакии перечень пунктов, принадлежность которых к Чешской Республике или Словакии еще не установлена, приводится под кодовым обозначением SC, использовавшимся для бывшей Чехословакии, а в случае бывшего СССР в ЛОКОД ООН включен полный перечень пунктов, имевших кодовое обозначение SU, с указанием нового государства, к которому в настоящее время относится каждый пункт, причем "?" означает, что принадлежность пока еще не установлена.
2. Справочные материалы
2.1 Список стран, по которым в ЛОКОД ООН приведены кодовые обозначения пунктов, основан на международном стандарте ИСО 3166-1993 "Коды для представления названий стран" с использованием кратких названий соответствующих стран на английском языке. (Названия стран в ИСО 3166 соответствуют названиям, приведенным в "Терминологическом бюллетене" и "Стандартных кодах названий стран или территорий, предназначенных для использования в статистических целях", издаваемых Организацией Объединенных Наций.)
2.2 Кодовые обозначения стран, используемые в ЛОКОД ООН, представляют собой двухбуквенные коды ИСО 3166.
3. Содержание и форма ЛОКОД ООН; используемые кодовые обозначения и сокращения
3.0 ЛОКОД ООН состоит из семи колонок, каждая из которых имеет следующее содержание (в скобках указано обозначение колонок):
3.1 Колонка 1: (LOCODE)
3.1.1 В колонке 1 ЛОКОД ООН указан двухбуквенный код страны в соответствии с ИСО 3166, за которым следует пробел и трехбуквенный код названия пункта: XX XXX. Перечень кодовых обозначений составлен в алфавитном порядке кодов (а не названий стран). Элементу кодового обозначения, добавленному в новый вариант списка кодовых обозначений, может предшествовать знак плюс (+); знак минус (-), который означает, что кодовое обозначение будет исключено из следующего варианта ЛОКОД ООН, и вертикальный штрих (|), который указывает на изменение в названии пункта.
................Перейти до повного тексту