1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств по выполнению Плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах
(Москва, 3 декабря 2004 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить деятельность Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств по выполнению Плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах, информация о которой подготовлена Координационным советом руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотрена Комиссией по экономическим вопросам.
2. Рекомендовать указанному Координационному совету обратить первоочередное внимание на решение следующих задач:
обеспечение дальнейшего развития взаимодействия налоговых органов государств-участников СНГ в области налогового администрирования с учетом общепринятых норм международного права;
повышение эффективности информационного обмена;
выработка и реализация совместной стратегии в процессе формирования комплекса конкретных мер по снижению доли теневой экономики.
3. Просить правительства государств-участников СНГ оказывать содействие в деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств.
(Подписи)
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В 2003-2010 ГОДАХ ( 997_774 )
Развитие экономических связей между субъектами хозяйствования, движение капиталов, товаров и услуг на международном уровне требуют укрепления сотрудничества налоговых служб.
Понимая важность взаимодействия государств-участников СНГ в рамках сотрудничества служб, занятых в области налоговых правоотношений, в 2001 году был создан Координационный совет руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - КСРНС).
Организация КСРНС стала продолжением налаженного сотрудничества налоговых служб государств-участников СНГ, которое нужно было закрепить уже на правительственном уровне.
Проблемы, стоящие перед налоговыми службами, требуют поиска адекватных механизмов налогового администрирования в условиях возрастания роли транснациональных компаний. Перед налоговыми службами возникает задача не только адаптации сложившихся форм и методов работы к новым реалиям внешнеэкономической деятельности, но и поиска современных решений, которые позволили бы предотвратить возможности уклонения от уплаты налогов.
Сотрудничество налоговых служб имеет целью не только выявление и пресечение случаев налоговых нарушений. Такое взаимодействие помогает работе субъектов хозяйствования в иностранном государстве, так как у лиц, ведущих внешнеэкономическую деятельность, всегда возникают проблемы с двойным налогообложением в другом государстве, разрешить которые могут только представители налоговых служб.
Основные направления деятельности КСРНС
За время работы КСРНС определились основные направления его деятельности:
- повышение качества сотрудничества между налоговыми службами государств-участников СНГ, отвечающими в соответствии с национальными законодательствами за налоговое администрирование;
- выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национального законодательства, регулирующего налоговое администрирование в соответствии с общепризнанными нормами международного права;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими органами отраслевого сотрудничества государств-участников СНГ и национальными структурами, в функции которых входят вопросы налоговой политики;
- содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных договоров в области налоговой политики и налогового администрирования;
- обеспечение единообразного применения соглашений об избежании двойного налогообложения;
- укрепление налогового контроля в сфере внешнеэкономической деятельности;
- интенсификация обмена информацией между налоговыми службами государств-участников СНГ в области контроля за фактическим перемещением товаров, работ, услуг во взаимной торговле при взимании косвенных налогов по принципу страны назначения между государствами-участниками СНГ;
- координация деятельности налоговых служб государств-участников СНГ по контролю в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
- изучение международного опыта по вопросам налогообложения.
Состав КСРНС
КСРНС формируется из руководителей налоговых служб государств-участников. Каждое государство имеет в КСРНС один голос.
На участие в работе КСРНС уполномочены нижеперечисленные органы государственного управления государств-участников СНГ:
Азербайджанская Республика Министерство по налогам
Республика Армения Государственная налоговая служба при
Правительстве Республики Армения
Республика Беларусь Министерство по налогам и сборам
Грузия Налоговый департамент Министерства
финансов
Республика Казахстан Налоговый комитет при Министерстве
финансов
Кыргызская Республика Комитет по доходам при Министерстве
финансов
Республика Молдова Главная государственная налоговая
инспекция при Министерстве финансов
Российская Федерация Федеральная налоговая служба
Республика Таджикистан Министерство по государственным
доходам и сборам
Украина Государственная налоговая
администрация
КСРНС избирает председателя из числа полномочных представителей государств-членов КСРНС.
Членами КСРНС являются и регулярно участвуют в его работе представители 10 государств-участников СНГ.
В качестве приглашенных на заседаниях КСРНС участвуют страны Балтии, представители международных организаций - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, Европейской организации налоговых администраций.
В своей деятельности КСРНС руководствуется Уставом СНГ, межгосударственными и межправительственными договорами, решениями СГГ, СГП, ЭС СНГ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.
Заседания КСРНС
В соответствии с Регламентом заседания КСРНС проводятся на регулярной основе два раза в год. К настоящему времени проведено семь заседаний КСРНС.
За время работы КСРНС на его заседаниях рассматривались вопросы:
о возможных путях гармонизации национального налогового законодательства государств-участников СНГ;
о повышении эффективности информационного обмена;
о согласованных действиях в области налогов, влияющих на взаимную торговлю между государствами-участниками СНГ;
о возможных путях гармонизации национальных порядков регистрации и учета налогоплательщиков.
Отдельные из них включены в План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах. Все мероприятия Плана, закрепленные за КСРНС и налоговыми службами государств-участников СНГ, находятся в стадии выполнения.
Работу по их реализации осуществляют соответствующие рабочие группы, созданные в рамках КСРНС:
1. По гармонизации методов учета налогоплательщиков в государствах-участниках СНГ
В функции группы входит разработка предложений по возможным путям единообразия процедуры регистрации и учета налогоплательщиков в государствах.
Большое внимание рабочая группа уделяет анализу законодательства, действующему в государствах-участниках СНГ, регламентирующему процедуру и механизм учета (регистрации) и присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков. Эта работа проводится в рамках подготовки предложений по гармонизации учета (регистрации) налогоплательщиков в государствах-участниках СНГ, а также в рамках исполнения п. 4 раздела IX Плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержденного Советом глав государств СНГ 19 сентября 2003 года.
В целях проведения анализа и подготовки предложений разработан Перечень сведений, регламентирующий форму и состав анализируемой информации, по которому налоговые службы государств представляют данные для обобщения.
В настоящее время во всех государствах-участниках СНГ национальное законодательство, регулирующее государственную регистрацию и учет юридических и физических лиц, находится в динамике, и изучение как положительного, так и отрицательного опыта каждого из государств позволит разработать аргументированные конкретные предложения по его совершенствованию.
На рабочей группе и во время заседаний КСРНС эксперты и руководители налоговых служб обмениваются мнениями по вопросу организации государственной регистрации субъектов предпринимательства, обсуждается опыт государств-участников СНГ в этой области.
Анализ информации, обмен мнениями ложатся в основу предложений по единообразию учета налогоплательщиков в государствах-участниках СНГ, которые принимаются во внимание налоговыми службами государств при подготовке изменений в национальное законодательство.
Сотрудничество между налоговыми службами по данному направлению в перспективе предполагает использовать материалы и наработки рабочей группы при подготовке предложений, направленных на унификацию процедур и механизмов осуществления учета (регистрации) налогоплательщиков в государствах-участниках СНГ, в целях повышения эффективности их применения и недопущения ухода налогоплательщиков от ответственности за нарушение налогового законодательства одного государства на территории другого государства. В качестве основного направления унификации признано целесообразным стремиться к сокращению числа регистрирующих органов.
2. По проведению анализа налогового законодательства государств-участников СНГ
Основной задачей рабочей группы является разработка согласованных предложений по совершенствованию и гармонизации национального законодательства, регулирующего налоговое администрирование, анализ национальных законодательств по видам налогов.
Осуществляется сопоставительный анализ в части основных элементов налогообложения, специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Проводится анализ специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства.
В целях информирования по основным показателям работы налоговых служб государств-участников СНГ согласован Перечень таких показателей и порядок его заполнения. Руководители налоговых служб имеют возможность в ходе заседаний КСРНС получать сведения по:
- уровню налоговой нагрузки на экономики государств;
- динамике поступлений основных бюджетообразующих налогов;
- удельному весу прямых и косвенных налогов в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет государств;
- результатам контрольной деятельности;
- показателям, связанным с содержанием налоговых служб.
Одним из направлений деятельности рабочей группы является также постоянный анализ изменений законодательства государств-участников СНГ с целью применения положительного опыта в законотворческой работе по совершенствованию налогового механизма.
Сопоставление основополагающих положений показывает, что налоговое законодательство по основным налогам имеет схожие принципы применения.
Отдельно обсуждается эффективность налоговых льгот.
На законодательном уровне в государствах-участниках СНГ запрещено предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В то же время в государствах-участниках СНГ, как и в любых других государствах, существуют категориальные налоговые льготы. В основном они предоставляются организациям в области социально-культурной сферы, а также организациям, использующим труд инвалидов.
В ходе последнего заседания КСРНС, состоявшегося 9 октября 2004 года в г. Ереване, обсуждение данного вопроса вызвало живой отклик у всех налоговых служб. Было отмечено, что не всегда льготы социальной направленности достигают тех категорий плательщиков, кому они предназначены. В частности, льготами, предоставляемыми государством отдельным категориям социально незащищенных налогоплательщиков, пытаются воспользоваться коммерческие структуры с целью ухода от налогообложения, используя "на бумаге" труд инвалидов или называясь благотворительным фондом. Полезно было ознакомиться с практикой налоговых служб государств, которые сумели минимизировать негативные последствия злоупотреблений при применении налоговых льгот, предназначенных для социально незащищенных слоев общества.
К примеру, Казахстан ввел в качестве обязательного условия для применения льготы по налогу на прибыль не только минимальное количество инвалидов, которые должны работать в организации, претендующей на льготы (не менее 50% от общего количества работающих), но и обязательное соотношение объема заработной платы инвалидов в фонде оплаты организации - также не менее 50%.
Руководители налоговых служб согласились, что такой опыт заслуживает распространения в законодательстве других государств.
Новшества налогового законодательства и в особенности причины, повлекшие изменения законодательства, - самые обсуждаемые вопросы на заседаниях КСРНС.
Итог таких дискуссий - применение опыта других государств при разработке законодательства, использование новых механизмов в налоговом администрировании. Примером тому может служить практика Российской Федерации, других государств-участников СНГ в реструктуризации налоговой задолженности.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, переняв опыт коллег из других государств, подготовило национальный законодательный акт, который предоставлял субъектам предпринимательства республики, имеющим задолженность по платежам в бюджет, отсрочку погашения задолженности с последующей рассрочкой платежа.
Два года применения такого механизма показали, что реструктуризация задолженности является действенным механизмом поддержки налогоплательщиков взамен предоставления им льгот.
В первую очередь это касается предприятий, которые выходят из экономического кризиса. Получив заказ на производство продукции, они смогут погасить задолженность по налогам из будущих прибылей. Однако в банке находится предписание налоговой инспекции о списании денежных средств на сумму недоимки, накопившейся за предыдущие периоды, что не позволяет использовать полученный аванс на приобретение нужных комплектующих, энергоносителей для выполнения поступившего заказа. Чтобы исполнить договорные обязательства и избежать списания средств налоговыми органами, плательщики применяют различные "серые" схемы. Отрегулировать создавшуюся ситуацию в рамках правового поля помогает реструктуризация задолженности по налоговым платежам.
С 2003 года налоговая служба Республики Беларусь популизирует данный вид государственной поддержки, который стал действенным инструментом финансового оздоровления ряда отечественных предприятий, обеспечил рост добровольных поступлений налоговых платежей и, как следствие, создал предпосылки для реального погашения задолженности по налогам без применения мер принудительного взыскания. Отсрочка налоговых платежей с последующей рассрочкой и возможностью списания пеней и штрафов позволили высвободить значительные ресурсы, пополнить оборотные средства, часть прибыли направить на обновление и реконструкцию производства.
3. По организации обмена информацией
Обмен информацией является обязательным элементом налогового администрирования. Налогоплательщики в рамках своей предпринимательской деятельности давно перешагнули границы своих государств. Торговля товарами, перемещение капиталов между субъектами государств указывают на необходимость постоянного отлаженного информационного взаимодействия налоговых служб. Так как рынки сбыта товаров и сфера экономических интересов каждого из государств во многих случаях расположены в пределах СНГ, обмен информацией между налоговыми службами государств-участников СНГ актуален.
В 1999 году в Минске было заключено Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбе с нарушениями в этой сфере (далее - Соглашение).
В развитие Соглашения рабочей группой проводится согласование Порядка обмена информацией с использованием современных технологий. Так как налоговые службы в своей работе все чаще стали использовать электронные средства связи, рабочей группой подготавливаются требования к составу и структуре информации на магнитных носителях о доходах физических лиц-граждан.
Налоговые службы планируют обмениваться информацией о гражданах, имеющих постоянное местопребывание на территории государств-участников СНГ, получивших доходы на территории СНГ.
В целях совершенствования организации обмена информацией налоговые службы государств-участников СНГ начали сотрудничество по применению новых технологий в подготовке электронных документов.
Между налоговыми службами России, Казахстана, Беларуси проведен экспериментальный обмен информацией с использованием расширенного языка разметки документов XML. Это современный универсальный язык, который устанавливает стандартный формат компьютерных документов. Его главное достоинство - гибкость в определении элементов при создании их пользователями и прочтении при их получении лицами-пользователями с помощью программного продукта XML-анализатора в различных государствах. Он позволяет задать нужные информационные элементы, которые преобразуют документ в виде строк текста, окруженных текстовой разметкой. Строгие грамматические требования формирования таких элементов позволяют легко понять и прочитать XML-документ получателем в другом государстве. В настоящее время ведется работа по вовлечению в данный эксперимент других государств-участников СНГ.
4. По разработке Конвенции государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимной административной помощи в налоговых вопросах
Рабочая группа разрабатывает Конвенцию, предусматривающую оказание взаимной административной помощи по проведению одновременных налоговых проверок, автоматическому обмену информацией по основным вопросам, интересующим налоговые службы государств (доходы от инвестиций, аренды, доходы физических лиц, помощь по взысканию налогов).
По сравнению с действующим Соглашением разрабатываемая Конвенция является новым этапом международного сотрудничества в области налогового администрирования. Практика применения Соглашения показала, что обмен информацией по отдельным запросам от случая к случаю не отвечает современным требованиям, в которые налоговые службы поставлены рамками деятельности хозяйствующих субъектов.
Среди основных направлений работы налоговых служб по вопросу взаимного сотрудничества на первый план выходят:
автоматический обмен информацией (систематическое представление информации), когда налоговые службы государств договариваются обмениваться информацией, необходимой для исполнения национальных законодательств;
налаживание спонтанного обмена (по собственной инициативе) информацией по доходам граждан, движению капиталов, который позволит получать полную информацию о доходах плательщика. Налоговая служба страны постоянного местопребывания не всегда располагает сведениями, дающими ей основание направить запрос в иностранное государство. В первую очередь это касается тех случаев, когда плательщики оставляют в иностранном государстве часть денежных средств от экспортной выручки и вкладывают их в какие-либо проекты. В этом случае выявить доходы от такой деятельности позволяет только спонтанный обмен информацией;

................
Перейти до повного тексту