1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о статусе работника образования
Принят
на двадцать седьмом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 27-13
от 16 ноября 2006 года)
Повышение профессионализма и социального статуса, улучшение материального положения работников образования рассматриваются государствами-участниками Содружества Независимых Государств как приоритетные задачи образовательной политики.
Настоящий Модельный закон определяет основные принципы государственной политики в отношении работников образования, разделяемые всеми государствами Содружества. Он призван способствовать реализации их прав, академических свобод, научного и педагогического творчества, а также осуществлению мер государственной поддержки.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Правовой статус работника образования - юридически закрепленное положение лица, занимающегося специализированной деятельностью, связанной с функционированием и развитием системы образования.
Образовательная деятельность - совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами.
Педагогическая деятельность - процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности.
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность - деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Учебная деятельность - целенаправленный процесс освоения обучающимся новых знаний и умений, развития его творческих способностей.
Научно-педагогический работник - специалист, занятый научной и (или) педагогической деятельностью в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.
Андрагогика - наука, изучающая закономерности обучения взрослых людей.
Образовательный ценз - уровень формального образования, требуемый для получения тех или иных прав, в частности права заниматься педагогической деятельностью.
Академическая свобода - право педагогических работников на свободу выбора содержания и технологий обучения и воспитания в соответствии с государственными образовательными стандартами, свободу выбора тем для научных исследований и методов их проведения, а также форм использования полученных результатов в педагогической практике.
Образование взрослых - учебная деятельность, направленная на личностный рост и профессиональное развитие человека в период его профессионально-трудовой деятельности.
Постдипломное образование - целенаправленный процесс обогащения знаний и умений выпускника высшего или среднего профессионального учебного заведения в различных видах деятельности, так или иначе сопряженных со сферой занятости, сориентированный на профессиональный рост и личностное развитие специалиста.
Активная гражданственность - деятельное личностно мотивированное участие индивида в общественной жизни, осознание им своих прав и обязанностей по отношению к обществу, готовность добровольно следовать нормам общественной морали и закона.
Социальная мобильность - личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности оперативно осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения непредвиденных проблем и выполнения нестандартных задач.
Статья 2. Основы государственной политики в отношении работников образования
Государственная политика в отношении работников образования основывается на следующих принципах:
- ориентация на создание в странах Содружества Независимых Государств единой системы непрерывного образования;
- признание решающей роли работников образования в модернизации сложившейся образовательной практики и их вклада в развитие человеческой личности и современного общества;
- ориентация на опережающее развитие системы подготовки работников образования;
- повышение социального и профессионального статуса работников образования;
- усиление государственной поддержки и стимулирования труда работников образования;
- обеспечение необходимых условий для творческого результативного труда, профессионального роста, повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- автономность образовательных учреждений и организаций, развитие академических свобод;
- право работников образования на создание профессиональных сообществ (ассоциаций, союзов), их участие в управлении образованием и выработке направлений образовательной политики и путей ее реализации.
Статья 3. Предмет правового регулирования настоящего Закона
Предметом правового регулирования настоящего Закона являются общественные отношения в сфере обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Статья 4. Особенности деятельности работников образования
Специфика деятельности работников образования состоит в ее направленности на удовлетворение потребностей личности, общества, государства в развитии образования, а также в особой значимости их труда и социальной ответственности за его результаты.
Статья 5. Лица, имеющие статус работника образования
Статус работника образования имеют специалисты, занятые на постоянной или временной основе педагогической, методической, культурно-воспитательной, научно-педагогической, управленческой деятельностью, связанной с функционированием и развитием системы образования.
Статья 6. Категории лиц, имеющих статус работника образования
К работникам образования относятся:
- педагогические (научно-педагогические) работники - лица, занимающиеся образовательной деятельностью на профессиональной основе в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения, преподавателя учреждения общего, профессионального, дополнительного образования и образования взрослых; перечень педагогических работников и приравненных к ним лиц устанавливается национальным законодательством;
- методисты - разработчики инструктивных материалов и пособий;
- организаторы учебного процесса - руководители образовательных учреждений и их заместители;
- управленческий персонал - работники органов государственного и муниципального управления, ведающие вопросами развития образования на определенной территории;
- исследователи - научные работники разного профиля, осуществляющие разработку проблем развития образования;
- вспомогательный персонал - библиотекари образовательных учреждений, лаборанты, аккомпаниаторы, специалисты по эксплуатации учебного оборудования.
Статья 7. Занятие педагогической деятельностью
1. К педагогической и преподавательской деятельности в образовательных учреждениях, организациях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.
2. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, лишенные права осуществлять ее по приговору суда или по медицинским показаниям, перечень которых устанавливается национальным законодательством.
Статья 8. Основные права и обязанности педагогических работников
1. Педагогические (научно-педагогические) работники имеют право:
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- участие в управлении образовательным учреждением, организацией;
- выбор методов и форм обучения и воспитания, наиболее полно отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество образовательного процесса;
- формирование содержания и технологий обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- участие в разработке новых авторских программ, учебников, учебных пособий и внедрение передового педагогического опыта в практику;
- организационное, материально-техническое и методическое обеспечение профессиональной деятельности;
- бесплатное пользование услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений образовательных учреждений;
- повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет и самостоятельный выбор учреждения постдипломного образования;
- свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;
- защиту интеллектуальной собственности в форме материальных активов (научные, методические труды, патенты, программное обеспечение, образовательные и информационные технологии и т.д.), служащей источником образовательной и экономической деятельности организаций образования и их работников;
- проведение научно-исследовательской работы в области развития образования, свободный выбор темы научного исследования и форм использования его результатов в педагогической практике;
- обеспечение условий для карьерного роста и служебного продвижения;
- досрочную аттестацию с целью повышения научной, должностной или педагогической категории;
- моральное и материальное стимулирование и поощрение в порядке, установленном национальным законодательством;
- индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством;
- участие в деятельности общественных объединений, не противоречащей действующему законодательству;
- свободное создание профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и других) и их участие в управлении образованием, в разработке принципов и направлений образовательной политики;
- обжалование решений администрации учреждений образования в порядке, установленном законодательством и уставом учреждения;
- льготное обеспечение жилой площадью в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий.
2. Педагогические (научно-педагогические) работники обязаны:
- реализовать образовательную политику государства;
- осуществлять преподавательскую, исследовательскую и научную деятельность в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и принципами, включая профессиональную ответственность и интеллектуальную взыскательность;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов обучающихся, воспитанников;
- не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию;
- вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди обучающихся, воспитанников;
- соблюдать требования педагогической и служебной этики;
- обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса, его направленность на развитие личности обучающегося, формирование активной гражданственности, социальной и профессиональной мобильности;
- использовать методы и средства обучения и воспитания, наиболее полно отвечающие индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающие высокое качество учебно-воспитательного процесса;
- непрерывно приобретать и обновлять знания и умения, повышать профессиональное мастерство;
- соблюдать устав образовательного учреждения, организации.
Статья 9. Основные права и обязанности руководителя образовательного учреждения, организации
1. Руководитель имеет право:
- на участие в разработке и реализации государственной образовательной политики;
- обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;
- поощрение и привлечение к дисциплинарной и иной ответственности работников образовательного учреждения, организации за нарушение правил педагогической этики и (или) устава образовательного учреждения, организации;
- привлечение к дисциплинарной ответственности обучающихся за нарушение правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, организации;
- создание профессиональных объединений и участие в их работе, а также участие в деятельности общественных организаций, не противоречащей законодательству;
- заключение договоров, в том числе трудовых;
- открытие и закрытие счетов в банке;
- внесение в необходимых случаях временных изменений в расписание занятий в образовательном учреждении, организации;

................
Перейти до повного тексту