- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон о социальном партнерстве
Принят
на двадцать седьмом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 27-14
от 16 ноября 2006 года)
Настоящий Закон определяет организационные, правовые и экономические основы функционирования системы социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
социальное партнерство - взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов в порядке, определяемом законодательством;
представители органов государственной власти и органов местного самоуправления - полномочные в соответствии с законами, уставами, положениями либо решениями этих органов лица;
представители работников - профсоюзы, их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, в лице их соответствующих органов или иные представители, уполномоченные работниками на представительство на общем собрании (конференции);
представители работодателей - руководители предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, объединения (ассоциации) работодателей в лице их органов, иные уполномоченные работодателями органы; в сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти, на государственном (национальном) уровне - правительство и на административно-территориальном уровне - соответствующие органы исполнительной власти;
коллективные переговоры (консультации) - способ формирования согласованных позиций и принятия совместных решений по вопросам, составляющим предмет социального партнерства.
Статья 2. Цели и задачи социального партнерства
Социальное партнерство направлено на решение следующих основных целей и задач:
- выработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;
- достижение оптимального согласования социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон социального партнерства;
- создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- совершенствование законодательства, регулирующего социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;
- содействие в обеспечении социальной стабильности и согласия в обществе;
- предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов в области социально-экономических отношений.
Статья 3. Основные принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:
- равноправие сторон;
- доверие в отношениях сторон;
- признание полномочности представительства сторон социального партнерства;
- уважение и учет интересов сторон;
- свобода выбора обсуждаемых вопросов;
- добросовестность в отношениях сторон социального партнерства, предполагающая искренность и конструктивность, исключение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию;
- добровольность принятия сторонами определенных обязательств;
- компромисс в разрешении возникающих в ходе переговоров разногласий;
- обязательность выполнения достигнутых договоренностей;
- взаимное информирование сторон об изменении ситуации;
- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений;
- полное информирование сторон в целях выполнения задач социального партнерства;
- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений;
- главенство коллективных договоров и соглашений над индивидуальными трудовыми договорами при признании более благоприятных условий последних;
- гласность принимаемых сторонами решений.
Статья 4. Основные направления государственной политики в области социального партнерства
Основными направлениями государственной политики в области социального партнерства являются:
- содействие созданию и развитию на добровольной основе свободных, независимых и представительных организаций работодателей и работников;
- признание представителей работодателей и работников в качестве сторон социального партнерства;
- создание механизма взаимодействия сторон социального партнерства;
- выработка и реализация с участием представителей работодателей и работников основных направлений социально-экономической политики государства, политики в области трудовых отношений;
- формирование правовой базы, обеспечивающей создание эффективной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, функционирующей при условии активного сотрудничества с представителями работодателей и работников;
- создание условий для обеспечения социальной стабильности и согласия в обществе.
Статья 5. Законодательство о социальном партнерстве
Регулирование отношений в области социального партнерства осуществляется в соответствии с конституцией и конституционными законами, настоящим Законом, законодательством о труде, иными законодательными и нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права и социального партнерства, законодательством, регулирующим социально-экономические отношения, законодательством о профсоюзах, гражданским законодательством, другими актами законодательства, уставами организаций, соглашениями и коллективными договорами.
Если международным договором, одной из сторон которого является государство, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 6. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на всех работодателей независимо от форм собственности, работников, представителей работодателей, представителей работников, органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 7. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются соответствующие органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Статья 8. Уровни социального партнерства
Взаимодействие сторон социального партнерства включает следующие уровни:
- государственный (национальный) уровень;
- отраслевой (межотраслевой) уровень;
- административно-территориальный уровень;
- уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации;
- уровень организации.
Организация социального партнерства на государственном (национальном), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, а также на уровне организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Социальное партнерство в финансово-промышленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национального законодательства.
Статья 9. Органы социального партнерства
Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии (или иные органы), наделенные необходимыми полномочиями.
Комиссии формируются на основе добровольного участия сторон социального партнерства в их деятельности, самостоятельности и независимости при определении персонального состава своих представителей. При наличии у каждой из сторон социального партнерства нескольких представителей в комиссии формируется единый представительный орган соответствующей стороны.
На государственном (национальном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-экономических и социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Членами данных комиссий являются представители правительства, национальных объединений профсоюзов, национальных объединений работодателей.
На административно-территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) актами соответствующих административно-территориальных образований.
Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться на государственном (национальном), межрегиональном, административно-территориальном уровнях. Состав отраслевых комиссий, куда входят представители соответствующих органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей (или профсоюзов и работодателей), формируется сторонами. Деятельность отраслевых комиссий осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
На уровне организации образуются двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разработке и заключению коллективного договора. В состав комиссии входят представители работодателя и работников.
На уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации образуются двусторонние (трехсторонние) комиссии (советы) по проведению коллективных переговоров (консультаций), разработке и заключению соглашения в данных хозяйственных объединениях, включая организации, находящиеся за пределами государства. В состав комиссии (совета) входят полномочные представители работодателей и представители работников. В указанные комиссии (советы) могут входить представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Стороны по взаимному согласию могут образовывать также комиссии (или иные органы) по другим направлениям социального взаимодействия в области трудовых и социально-экономических отношений.
Права, обязанности и ответственность комиссий (иных органов) регулируются в соответствии с национальным законодательством.
Статья 10. Получение информации
Стороны социального партнерства вправе бесплатно и беспрепятственно получать полную и достоверную информацию для осуществления взаимодействия в рамках социального партнерства.
Указанную информацию стороны обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса.
Представители работников вправе обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, органов управления организацией, органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Стороны социального партнерства, другие лица не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном национальным законодательством.
Статья 11. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в форме:
- коллективных переговоров;
- заключения коллективных договоров, соглашений, принятия иных актов;
- взаимных консультаций по вопросам проведения социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений;
- участия представителей работников в управлении организацией;
- участия представителей сторон социального партнерства в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и осуществлению контроля за соблюдением национального законодательства о труде;
- участия представителей работодателей и работников в управлении государственным социальным страхованием;
- проведения мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономической политики;
- участия представителей сторон в правотворчестве;
- участия представителей сторон в досудебном разрешении трудовых споров.
Стороны вправе применять иные формы социального взаимодействия.
Глава 3. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ (КОНСУЛЬТАЦИИ)
Статья 12. Ведение коллективных переговоров (консультаций)
Представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах (консультациях).
Инициатором коллективных переговоров (консультаций) вправе выступать любая из сторон социального партнерства.
Представители сторон, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров (консультаций), обязаны вступить в переговоры не позднее семи календарных дней со дня получения указанного предложения.
Стороны, не вступившие в переговоры в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров (консультаций) определяются сторонами социального партнерства.
Участники коллективных переговоров (консультаций) свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
По результатам коллективных переговоров (консультаций) могут заключаться (изменяться) соглашения, коллективные договоры, приниматься социальные пакты, меморандумы, протоколы и иные акты.
В сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти, представителем (представителями) работодателя при ведении коллективных переговоров и подписании отраслевых соглашений на государственном (национальном) уровне выступает правительство, а на административно-территориальном - соответствующий орган исполнительной власти.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне государства, отрасли, административно-территориальном уровне предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).
При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на участие в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров (консультаций), формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров (консультаций) право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза.
Утверждение и замена представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей в комиссии производится в соответствии с решениями органов указанных объединений. Утверждение и замена представителей правительства осуществляется в соответствии с постановлением (распоряжением) правительства.
Количество членов комиссии на уровне государства, отрасли, региона и территории от каждой из сторон социального партнерства не может превышать 30 человек.
Спорные вопросы, касающиеся представительства объединений профсоюзов и объединений работодателей в комиссии, разрешаются на совещании представителей указанных объединений или в судебном порядке.
Каждая сторона социального партнерства в комиссии имеет равное число голосов для принятия решений.
Решение каждая сторона принимает самостоятельно большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовала каждая из сторон комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания комиссии.
При наличии в организации двух или более профсоюзов ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров (консультаций), разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюз, объединяющий более половины работников.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет профсоюз, которому поручается формирование единого представительного органа. При этом за другими организациями сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа до момента подписания коллективного договора.
Не допускается ведение коллективных переговоров (консультаций), заключение коллективных договоров, соглашений, принятие иных актов от имени работников лицами, представляющими работодателя.
Статья 13. Урегулирование разногласий
В случае прерывания коллективных переговоров (консультаций) по не зависящим от сторон причинам составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению этих причин и сроках возобновления переговоров.
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий достигается посредством примирительных процедур, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 14. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (консультациях)
Лица, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), подготовке проектов соглашения или коллективного договора, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, установленный соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иными нормативно-правовыми актами, соглашением, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, влекущего за собой в соответствии с национальным законодательством увольнение с работы.
Глава 4. СОГЛАШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 15. Коллективный договор
Коллективный договор - правовой (нормативный) акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях независимо от форм собственности.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Все работники, в том числе вновь принятые, должны быть ознакомлены работодателем с действующим в организации коллективным договором.
Статья 16. Содержание коллективного договора
Содержание коллективного договора определяется сторонами.
Коллективный договор может содержать положения по следующим вопросам:
................Перейти до повного тексту