- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о деятельности Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству
(Москва, 30 марта 2007 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Информацию о деятельности Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству, представленную указанным Советом совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Рекомендовать Межправительственному совету по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству:
- расширять сотрудничество хозяйствующих субъектов в вопросах разработки и реализации совместных инновационных программ и проектов, в том числе информационных технологий и аэрокосмических методов для комплексного контроля за состоянием и использованием лесных ресурсов;
- размещать на сайте "Рослесинфорг" Минприроды России информацию о работах, проводимых соответствующими национальными органами государств-членов Совета в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, представляющих взаимный интерес.
3. Просить правительства государств-участников СНГ, являющиеся членами Совета, содействовать соответствующим национальным органам в решении поставленных задач.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ И ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Международное сотрудничество в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства в рамках СНГ - динамично развивающийся процесс, значимость которого с каждым годом возрастает. Оно призвано способствовать улучшению взаимоотношений между государствами Содружества в вопросах координации мер, направленных на эффективное использование лесосырьевых ресурсов, выработку общих позиций по обеспечению согласованных действий на мировом рынке древесины и продукции ее глубокой переработки, поддержку совместных инвестиционных программ и проектов, достижение устойчивого лесоуправления и лесопользования, усиление экономических, экологических и социальных функций леса и др.
В реализации указанных вопросов большое значение имеет деятельность Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству (далее - Совет). Совет создан в соответствии со статьей 6
Соглашения о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства от 11 сентября 1998 года (далее - Соглашение), подписанного государствами-участниками СНГ, за исключением Азербайджанской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Положение о Совете регламентирует его деятельность и является неотъемлемой частью Соглашения.
В числе основных функций Совета - выработка рекомендаций по совершенствованию и гармонизации нормативной правовой базы в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, содействие обеспечению рационального использования лесосырьевых ресурсов с учетом сложившихся производственно-технологических связей между предприятиями и организациями, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс и лесное хозяйство, осуществлению совместных мероприятий по разработке, изготовлению и поставке оборудования, технологических линий и техники, координации и проведению совместных научных исследований и обеспечению научно-технического сопровождения совместных работ, формированию информационных систем в лесном секторе экономики, выработке взаимосогласованных подходов к решению проблем охраны окружающей природной среды, подготовке и повышению квалификации научных, инженерных и рабочих кадров для лесных отраслей.
Первое заседание Совета состоялось 16 февраля 1999 года, где были рассмотрены и решены первоочередные организационные вопросы становления его деятельности: избран председатель Совета от Российской Стороны, обязанности секретариата возложены на соответствующее подразделение Межгосударственного экономического комитета. В плане реализации практических вопросов рассмотрены возможности задействования мощностей, расположенных в государствах-участниках СНГ, в производстве конечной продукции лесного комплекса. На последующем заседании Совета обсуждены проект Концепции развития сотрудничества в лесопромышленном комплексе и лесном хозяйстве государств Содружества и План работы на 1999-2000 годы. К сожалению, указанные документы не были реализованы ввиду начавшихся практически во всех государствах-участниках СНГ реорганизации и ликвидации министерств и ведомств, в том числе профильных, передачи многих функций управления из государственных органов в коммерческие структуры с неизбежной временной потерей информации и системы контроля и управления в лесопромышленном комплексе и лесном хозяйстве. В такой ситуации Совет временно приостановил свою работу.
Новый этап деятельности Совета начался после выполнения Российской Федерацией в 2003 году внутригосударственных процедур по вступлению в силу вышеупомянутого
Соглашения от 11 сентября 1998 года.
Исполнительный комитет СНГ, опираясь на поддержку Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) и Федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ, воссоздал работу Совета, проведя 22 апреля 2004 года первое после перерыва заседание, на котором председателем Совета был избран представитель Российской Федерации заместитель руководителя Рослесхоза Б.М. Большаков.
В своей работе Совет опирается на деятельность рабочих групп по трем основным направлениям сотрудничества - экономическому и инновационному (закреплено за Российской Федерацией), устойчивого лесоуправления, воспроизводства лесов и лесопользования (за Республикой Молдова), лесной науки и подготовки кадров (за Республикой Беларусь). В рабочие группы входят ведущие специалисты лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства государств-членов Совета. Основная задача рабочих групп - тщательная проработка проблем, представляющих общий интерес по указанным направлениям деятельности, подготовка соответствующих вопросов для рассмотрения на заседаниях Совета, разработка проектов рекомендаций и решений.
В подготовке и проведении заседаний непосредственное участие принимает рабочий орган Совета - секретариат, исполнение функций которого возложено на департамент экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ, который в практических и организационных вопросах оперативно взаимодействует с Рослесхозом и Федерацией профсоюзов работников лесных отраслей СНГ.
За прошедший период подготовлено и проведено пять заседаний Совета: 2004 год - в Москве и Минске, 2005 год - в Москве и Ереване, 2006 год - в Астане. Рассмотрен широкий круг актуальных вопросов, решения по которым принимаются на основе консенсуса, что позволяет учесть интересы всех Сторон.
В 2004-2005 годах на заседаниях Совета были определены первоочередные задачи на ближайшую перспективу, утверждены составы рабочих групп по направлению экономического и инновационного сотрудничества, устойчивого лесоуправления воспроизводства лесов и лесопользования, лесной науки и подготовки кадров. Рассмотрен комплекс практических вопросов сотрудничества, среди которых наиболее актуальным является вопрос об обмене информацией о кризисных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в лесах. В части создания современной правовой базы сотрудничества Советом одобрен проект Положения о Межправительственном совете по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству в новой редакции, который в большей степени соответствует сегодняшнему состоянию взаимоотношений хозяйствующих субъектов лесного сектора экономики государств Содружества. При разработке этого документа установились тесные рабочие контакты между представителями Исполнительного комитета СНГ, Рослесхоза и Федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ.
На 4-м заседании Совета в Ереване рассматривались вопросы о ходе выполнения ранее принятых решений, разработках Российской Стороны в области дистанционного мониторинга лесных пожаров, незаконных лесозаготовках и связанной с ними торговлей лесоматериалами, проведении важнейших мероприятий в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства в государствах-участниках Совета, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
К числу таких вопросов можно отнести комплекс проблем, обозначенных на конференции "Переговорный процесс стран Европы и региона Северной Азии по проблемам правоприменения и управления в лесном хозяйстве" (ЕСА ФЛЕГ). В конференции приняли участие делегации правительственных структур из 42 государств, в том числе представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины.
В рамках указанной конференции по предложению Российской Стороны проведено специальное совещание руководителей лесных ведомств государств-участников СНГ и достигнута договоренность о продолжении совместных работ по основным проблемам, поднятым на конференции, в том числе по выработке конкретных мер в борьбе с нелегальными лесозаготовками, торговлей незаконно произведенными лесными товарами, коррупцией в лесном секторе. По результатам состоявшихся переговоров и дискуссий были приняты итоговые документы - Санкт-Петербургская декларация и Индикативный перечень действий по реализации Санкт-Петербургской декларации.
Участниками 5-го заседания Совета в Астане была подчеркнута необходимость скорейшего решения указанных выше проблем и актуальность принятия мер по совершенствованию национального лесного, уголовного и административного законодательства. Был также одобрен представленный Российской Стороной комплекс мероприятий по международному сотрудничеству ЕСА ФЛЕГ, который базируется на Индикативном плане действий по реализации Санкт-Петербургской декларации.
Были затронуты и вопросы выполнения решений 3-го заседания Совета. Актуальность рассмотрения вопроса "О перспективах сотрудничества в области лесовосстановления и лесоразведения в рамках Киотского протокола" связана прежде всего с надеждой обеспечения каждым государством-членом Совета своих собственных интересов. Представленные Республикой Молдова предложения по критериям оценки выполнения мероприятий по созданию новых лесов и насаждений на основе
Киотского протокола приняты за основу. По существу, данные критерии являются условиями доступа (допуска) государств к участию в разработке и реализации проектов совместного действия. Учитывая, что не были представлены и учтены по данному вопросу предложения всех государств-участников
Соглашения, рабочей группе Совета рекомендовано провести заседание с участием всех представителей, доработать основные критерии и выработать согласованные подходы к единым механизмам реализации положений Киотского протокола.
При этом участниками заседания отмечено, что сдерживающим фактором в разработке и реализации проектов по облесению земель и лесовосстановлению является отсутствие четких механизмов инвестирования такого рода проектов. Из-за отсутствия четких финансовых и организационных механизмов реализации Киотского протокола Российская Федерация и другие государства, в том числе государства Содружества, в настоящее время не готовы перейти к сотрудничеству на основе проектов совместного действия по созданию углеродоемких насаждений. На данном этапе целесообразно развивать сотрудничество в рамках обмена технологиями по выращиванию посадочного материала и созданию высокопродуктивных и устойчивых насаждений. Предложено развернуть исследования углеродного потенциала по лесовосстановлению и облесению в государствах-участниках
Киотского протокола, включая оценку сравнительных характеристик затрат на лесовосстановление и экономической эффективности проектов.
Одна из ведущих задач деятельности Совета - возрождение и дальнейшее развитие сотрудничества в области лесной науки и подготовки кадров. Имеющийся в этом плане большой исторический задел является базой и стимулом к целенаправленной совместной работе в интересах достижения устойчивого управления лесами и экономически эффективного лесопользования. Так сложилось, что основные научные институты и научные кадры в области гидрометеорологии сосредоточены в Российской Федерации и Республике Беларусь. Поэтому для всех государств-членов Совета очень важно проведение совместных научно-исследовательских работ по этим и другим направлениям.
В соответствии с ранее принятым решением Белорусской Стороной проведена значительная работа по обобщению предложений и отбору первоочередных совместных проектов в области лесной науки и подготовки кадров.
Представленные предложения (56 проектов) сгруппированы в 8 направлений сотрудничества:
- правовая и нормативно-техническая база устойчивого лесоуправления и лесопользования (2 проекта);
- экономика и управление лесным хозяйством, лесоустройство, информационные технологии (4 проекта);
- воспроизводство лесов и сохранение их биоразнообразия (13 проектов);
- охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, мониторинг леса (12 проектов);
- многоцелевое лесопользование (4 проекта);
- экология леса, устойчивость лесных территорий к техногенным факторам, реабилитация радиоактивно загрязненных и нарушенных лесов (11 проектов);
- лесное машиностроение, механизация лесохозяйственных работ, переработка древесины (3 проекта);
- подготовка кадров (7 проектов).
Рабочей группе предложено продолжить работу по налаживанию и координации сотрудничества между научными организациями государств-участников
Соглашения в целях содействия проведению и финансированию совместных проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмену научно-технической информацией и передовым опытом.
................Перейти до повного тексту