- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон об образовании взрослых
Принят
на десятом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 10-9
от 6 декабря 1997 года)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации общегосударственной политики в области образования взрослых и призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающей профессиональное совершенствование и развитие личности человека на всем протяжении его жизни.
Образование взрослых является составной частью системы образования.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Перечисленные ниже понятия используются в контексте данного Закона в соответствии с заданным основным их значением. Это не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых на основе и в развитие Модельного закона.
Взрослый учащийся - лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда.
Образование взрослых - система учреждений и образовательных программ, предназначенных для лиц, обладающих или обладавших ранее статусом оплачиваемого работника.
Андрагогика - наука, изучающая закономерности обучения взрослых.
Непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, ориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира и состоящий из двух основных преемственно связанных этапов: а) обучения, воспитания и развития, предшествующих вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебно-познавательной деятельности в период самостоятельной жизни.
Государственная политика в области образования взрослых - совокупность воззрений на цели и задачи образования взрослых, воплощенных в разработанных органами центральной законодательной и исполнительной власти мероприятиях, обеспечивающих функционирование и развитие образования взрослого населения.
Образовательная деятельность - система последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями и другими работниками для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования взрослых и его задачами.
Образовательная программа - официальный документ, устанавливающий содержание обучения по данному курсу, определяющий совокупность знаний и умений, которые предстоит освоить ее участникам.
Эффективность образования - оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию соответствия поставленным социальным целям.
Социальные цели образования взрослых - планируемые результаты образовательной деятельности, обусловленные интересами профессионального роста и развития личности человека в период его самостоятельной жизни, а также заинтересованностью общества в повышении уровня компетентности и активности граждан.
Учебная деятельность взрослого - целенаправленный процесс, посредством которого осваиваются новые знания и умения, расширяется и углубляется понимание жизненных явлений и процессов, обогащаются способности индивида и его творческий потенциал.
Образовательные потребности - масштаб, характер и степень заинтересованности в тех или иных образовательных услугах со стороны общества в целом, территориальных общностей, предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан и их объединений.
Статья 2. Основные принципы государственной политики в области образования взрослых
Под принципами государственной политики в области образования взрослых понимаются основы фундаментальных социально-философских идей, в соответствии с которыми формируются цели образования взрослых, разрабатывается и реализуется стратегия их достижения.
К числу основных принципов образовательной политики в демократическом обществе относятся:
- признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
- содействие гармонизации интересов личности, социальной общности и общества в целом;
- обеспечение доступности образования, понимаемой как реальная возможность получить надлежащую подготовку до начала трудовой деятельности и преемственно продолжить учебу в зрелом возрасте;
- обеспечение автономности образовательных учреждений, невмешательства органов центральной и местной власти в работу образовательных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- взаимодействие и партнерство государственных органов, неправительственных и общественных организаций в данной сфере;
- государственная поддержка общественной инициативы;
- гласность в вопросах разработки, принятия и реализации решений, затрагивающих интересы взрослого населения в области образования;
- учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения;
- государственная поддержка образовательных учреждений и взрослых учащихся;
- содействие в получении и продолжении образования лицам, нуждающимся в особой социальной защите;
- учет мирового опыта и рекомендательных документов международных организаций.
Статья 3. Законодательство об образовании взрослых
Законодательство об образовании взрослых формируется в соответствии с изложенными в статье 2 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов, издаваемых уполномоченными правотворческими органами, и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного, регионального и местного действия.
Законодательство об образовании взрослых определяет совокупность правоотношений между лицами, учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы образования.
Статья 4. Цели законодательства об образовании взрослых
Настоящий Закон устанавливает право взрослых граждан на образование, отвечающее интересам их профессионального роста и личностного развития, и определяет систему правовых норм и правоотношений, обеспечивающую возможность его реализации.
Статья 5. Предмет правового регулирования
Предметом правового регулирования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с правом взрослых граждан на образование (статья 4) и процессом реализации данного права.
Статья 6. Сфера действия законодательства об образовании взрослых
Законодательство об образовании взрослых распространяется на деятельность всех социальных субъектов, причастных к принятию и реализации решений, затрагивающих интересы взрослых членов общества, связанные с реализацией их права на образование, и правовые отношения, возникающие в связи с прохождением и завершением учебы по той или иной образовательной программе.
Законодательство распространяется на:
- взрослых членов общества;
- образовательные учреждения;
- органы центральной государственной власти и иные государственные органы;
- региональные органы власти и органы местного самоуправления;
- неправительственные организации, связанные с образовательной деятельностью;
- общественные объединения граждан;
- учреждения и предприятия всех форм собственности.
Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Статья 7. Понятие системы образования взрослых
Система образования взрослых является составной частью единой системы непрерывного образования, удовлетворяющей потребности граждан в знаниях и умениях, необходимых для профессионального роста и развития личности в период самостоятельной жизни. В ее структуру входят следующие взаимодействующие компоненты:
- исследовательские центры;
- органы управления на национальном, региональном и местном уровнях;
- сети образовательных учреждений;
- образовательные программы различной направленности;
- дидактические системы, учитывающие особенности взрослого учащегося;
- организации образования взрослых;
- социальные службы, причастные к образованию;
- просветительские организации;
- учреждения науки и культуры - в той мере, в какой они занимаются просветительской деятельностью;
- средства массовой коммуникации, используемые в образовательных целях.
Статья 8. Функции образования взрослых
Образование взрослых как специфическое подразделение образовательной системы выполняет три основные функции:
- компенсаторную, предоставляющую взрослым членам общества ранее отсутствующую или упущенную возможность получить образование желаемого профиля и уровня;
- адаптирующую, обеспечивающую взрослых членов общества новыми знаниями и умениями, потребность в которых возникает по мере изменения социальных условий их жизнедеятельности;
- развивающую, способствующую всестороннему прогрессу личности человека в период его самостоятельной жизни посредством преемственного обогащения ранее приобретенных знаний и умений.
Статья 9. Цели и приоритетные задачи образования взрослых
Целеполагание и целеосуществление в образовании взрослых основываются на принципе единства его собственно образовательных (достигаемых по завершении определенного курса обучения) и социальных целей, общих для всех направлений образовательной деятельности.
Основной социальной целью образования взрослых является содействие развитию личности человека, поступательному обогащению его деятельных способностей, духовного мира и творческого потенциала.
Приоритетными являются задачи, выполнение которых имеет первоочередное значение для достижения основной социальной цели образования взрослых. К ним относятся:
- обеспечение взрослых членов общества знаниями и умениями, необходимыми для продуктивной и приносящей удовлетворение жизни в современном обществе;
- содействие компетентному и эффективному участию индивида в жизни демократического общества;
- обогащение знаний и умений, необходимых взрослому гражданину как ответственному субъекту социальной деятельности.
Статья 10. Основные подразделения образования взрослых и направления их деятельности
Под основными подразделениями образования взрослых понимаются обособленные составные части его структуры, включающие виды образовательной деятельности, сгруппированные по признаку общности их целей и содержания. К ним относятся следующие виды образования.
1. Общее образование: приобретение совокупности установок, знаний и умений, необходимых всем взрослым членам общества независимо от рода и характера их профессиональных занятий. В структуру общего образования входят:
- овладение общей грамотностью;
- академическое образование, ориентированное на обогащение познавательных способностей и освоение научных представлений о мире;
- гуманитарное образование, ориентированное на освоение достижений художественной культуры и эмоциональное психологическое развитие;
- гражданское образование, ориентированное на расширение сферы участия в жизни общества и формирование активной гражданской позиции.
2. Специализированное образование: обогащение знаний и умений, необходимых для успешной деятельности в системе технологического и социального разделения труда. В структуру специализированного образования входят:
- овладение функциональной грамотностью;
- профессиональное образование, ориентированное на повышение уровня компетентности в области оплачиваемых занятий;
- социально-экономическое, ориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых при осуществлении деятельности, связанной с выполнением социальных и экономических функций;
- "ролевое" образование, ориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых для адекватного выполнения социальных ролей.
Глава 3. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Право взрослых граждан на образование устанавливается в соответствии со статьей 26 Всеобщей декларации прав человека ( 995_015 ), рассматривается как одно из абсолютных прав личности, определяемых конституцией, и трактуется как право на образование в любом возрасте, т.е. как право на непрерывное образование.
Статья 11. Всеобщность права на образование
Все взрослые члены общества имеют равное право на образование, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
Статья 12. Неотъемлемость права на образование
Право взрослых членов общества на получение и продолжение образования неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на образование. Ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение.
Статья 13. Законодательное обеспечение права взрослых граждан на образование
В целях законодательного обеспечения права взрослых граждан на образование разрабатывается система нормативных актов, обязывающих органы власти, учреждения и организации создавать гарантии для осуществления этого права в виде условий и предпосылок, способствующих эффективному использованию имеющихся в обществе образовательных возможностей. Такая система ориентируется на законодательное закрепление и оформление процедуры реализации следующих прав:
- на равный доступ к образованию в любой период жизни;
- на удовлетворение разнообразных личных потребностей в знаниях и умениях;
- на обогащение знаний и умений, необходимых для продуктивного участия в различных видах социальной деятельности;
- на свободный выбор предмета изучения и образовательного учреждения;
- на оплачиваемый отпуск для участия в образовательной программе по выбору работника;
- на неоплачиваемое освобождение от работы с сохранением рабочего места на период обучения;
- на образовательные услуги на уровне, сопоставимом с тем, который предоставляется учащейся молодежи;
- на финансовую помощь и иные формы поддержки со стороны государства и общества.
Статья 14. Задачи органов государственной власти и управления по обеспечению права граждан на образование
Органы государственной власти являются гарантами повсеместного соблюдения прав взрослых граждан на образование и создают условия и предпосылки, необходимые для их более полного осуществления. Их полномочия используются для решения следующих основных задач:
- разработки общегосударственной образовательной политики, учитывающей интересы взрослых граждан;
- планирования, формирования и развития сети образовательных учреждений, ориентированных на потребности различных категорий взрослого населения;
- финансовой поддержки учреждений образования взрослых вне зависимости от того, кто является их учредителем;
- контроля за качеством образовательных программ и услуг;
- выявления и пресечения случаев дискриминации в области образования.
Глава 4. ВЗРОСЛЫЕ УЧАЩИЕСЯ
Статья 15. Статус взрослого учащегося
В качестве взрослых учащихся настоящий Закон рассматривает субъектов учебной деятельности, достигших возраста гражданской дееспособности и вовлеченных в сферу оплачиваемого труда.
(Данное определение не является исчерпывающим: к категории взрослых учащихся относятся также лица, утратившие в силу каких-либо причин статус оплачиваемого работника).
Статья 16. Категории взрослых учащихся
Учреждения образования взрослых и их объединения строят свою работу, ориентируясь на специфические интересы и образовательные потребности следующих социально-демографических групп населения:
- работников сферы профессионального труда;
- временно неработающих, в том числе безработных;
- лиц, занятых исключительно в домашнем хозяйстве;
- лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
- лиц, возвратившихся в сферу профессионального труда после длительного перерыва;
- пенсионеров по состоянию здоровья (инвалидов);
- пенсионеров по возрасту;
- мигрантов, прибывших на постоянное жительство из иных стран и регионов;
- лиц, намеревающихся сменить или уже сменивших профессию и/или сферу занятости. (Настоящий перечень не является исчерпывающим).
Статья 17. Состав контингента образования взрослых
К взрослым учащимся в настоящем Законе отнесены:
- работающие учащиеся вечерней (сменной, заочной) общеобразовательной школы;
- студенты вечерних и заочных отделений в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- аспиранты-заочники;
- лица, проходящие тот или иной курс обучения в дистанционной форме;
- обучающиеся профессии на рабочем месте (ученичество);
- слушатели курсов и институтов повышения квалификации;
- лица, проходящие переподготовку или доподготовку в связи с изменениями в содержании их трудовых функций;
- лица, осваивающие новую профессию в курсовой или иной форме;
- участники программ ролевого образования;
- участники программ неформального образования любительской направленности;
- лица, занимающиеся направляемым самообразованием.
(Приведенный перечень не является исчерпывающим).
Статья 18. Права взрослого учащегося
Совокупность прав взрослого учащегося определяется исходя из специфичности контингента системы образования взрослых с учетом необходимости создания благоприятных условий для сочетания трудовой и учебной деятельности. К наиболее значимым правам взрослого учащегося относятся:
- право на содействие и поддержку при формировании и осуществлении жизненных планов, связанных с участием в учебной деятельности;
- право на благоприятные и комфортные условия обучения, учитывающие режим жизнедеятельности взрослого;
- право на пользование литературой, инструктивными материалами, учебным оборудованием и техническими средствами;
- право на официальное признание квалификации, знаний и умений, приобретенных неформальным путем в процессе повседневной жизни и на основе опыта профессиональной деятельности;
- право на участие (непосредственное или через представителей) в планировании и формировании содержания образовательных программ;
- право на квалифицированное преподавание и компетентное руководство учебной деятельностью;
- право на академическую поддержку, способствующую успешному самообразованию и прохождению курса при дистанционной форме обучения;
- право на заботу, помощь и содействие со стороны соответствующих социальных служб;
- право на получение индивидуализированной информации и иного содействия при выборе путей продолжения образования;
- право на служебное продвижение после успешного прохождения очередной ступени повышения профессиональной квалификации.
(Приведенный перечень прав взрослого учащегося не является исчерпывающим).
Изменение перечня и объема приведенных выше прав допускается только в пользу взрослого учащегося.
Статья 19. Обеспечение прав взрослого учащегося
Обязанности по обеспечению прав взрослого учащегося возлагаются на следующих социальных субъектов:
- органы центральной, региональной и местной власти;
- неправительственные организации;
- производственные, коммерческие и иные предприятия и их объединения;
- учреждения образования, науки и культуры.
Статья 20. Контроль за соблюдением прав взрослого учащегося
Контроль за соблюдением прав взрослого учащегося осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, неправительственными организациями, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями, имеющими правозащитные функции.
Глава 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Статья 21. Принципы формирования и порядок утверждения образовательных программ
Под образовательной программой понимается подготовленный профессионалами официальный документ, определяющий основное содержание обучения по данному курсу, устанавливающий совокупность знаний и умений, которую предстоит освоить учащемуся.
Право на разработку образовательных программ предоставляется отдельным лицам и учреждениям, обладающим необходимой квалификацией в данной области знания или практики. Программы рецензируются компетентной организацией и утверждаются высшим коллегиальным органом образовательного учреждения.
Образовательные программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
- целенаправленности - ориентации на цели и приоритетные задачи образования взрослых (статья 9 настоящего Закона);
- адресности - учета специфичности образовательных потребностей конкретных категорий и социально-демографических групп взрослого населения;
- доступности - учета возможностей учащихся освоить предусмотренный программой учебный материал;
- индивидуализации - модификации содержания, методов обучения и темпов освоения курса в зависимости от реального уровня знаний и умений лиц, его осваивающих;
- соединения общего и специализированного образования;
- участия заинтересованных сторон, в том числе обучаемых, в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Статья 22. Типы образовательных программ
Образовательные программы разрабатываются с учетом специфики образовательных потребностей категорий и групп взрослого населения, которым они адресованы. Основанием для их дифференциации служат:
- функции образования взрослых, обусловливающие создание компенсаторных и адаптационных программ, а также программ продолженного образования, предусматривающих поэтапное повышение уровня образования;
- направления образования взрослых (статья 10), обусловливающие создание программ общего и специализированного образования;
- структура потенциального контингента системы образования взрослых, обусловливающая создание программ для работающих, безработных и других категорий населения, указанных в статье 17 настоящего Закона.
Статья 23. Особые образовательные программы
Особые программы разрабатываются и реализуются в целях обеспечения доступности среднего и высшего профессионального образования лицам, имеющим большой практический опыт в той или иной сфере профессионального труда, и предусматривают сокращенный (менее продолжительный) курс обучения, учитывающий уровень знаний и умений, имеющихся у претендента на диплом об образовании.
Статья 24. Специальные образовательные программы
Специальные образовательные программы разрабатываются для граждан, нуждающихся в усиленной социальной защите, в целях более полной реализации их права на образование и других конституционных прав. К категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, относятся:
- безработные, нуждающиеся в получении новой специальности;
- инвалиды, не имеющие возможности осваивать учебный курс в обычных условиях;
- молодые специалисты, только вступающие в самостоятельную жизнь;
- женщины, имеющие малолетних детей;
- мигранты и беженцы, адаптирующиеся к новым для них социально-культурным условиям.
(Данный перечень не является исчерпывающим.)
Глава 6. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Учреждениями образования взрослых являются учебные заведения и иные аналогичные по задачам учреждения, создаваемые и действующие для реализации одной или нескольких образовательных программ, предназначенных для лиц, совмещающих учебную деятельность с различными видами оплачиваемого труда.
Статья 25. Право на образовательную деятельность
Право на образовательную деятельность для взрослого населения предоставляется организациям и частным лицам, располагающим соответствующей квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для выполнения поставленных задач.
Право создавать образовательные учреждения для взрослых предоставляется следующим социальным субъектам:
- центральным, региональным и местным органам власти;
- негосударственным организациям;
- общественным объединениям граждан;
- учреждениям детско-юношеского образования;
- учреждениям науки и культуры;
- предприятиям, учреждениям и их объединениям;
- отдельным гражданам, обладающим соответствующей квалификацией.
Статья 26. Правовой статус учреждения
Учреждения образования взрослых могут вступать в имущественные и иные отношения с другими учреждениями и организациями, имея правовой статус, обусловленный той или иной степенью их административной и экономической обособленности от учредителя, как юридические лица, или в качестве функционально обособленного субъекта деятельности в структуре учреждения или организации.
Статья 27. Экономический статус учреждений
Учреждения образования взрослых независимо от их правового статуса и формы собственности являются неприбыльными организациями, не могут служить предпринимательским целям и рассматриваться как субъекты рыночных отношений. Любое превышение их доходов над расходами используется в целях развития образовательного учреждения.
Статья 28. Типы образовательных учреждений для взрослых
Образовательная деятельность в интересах взрослого населения осуществляется в учреждениях двух типов:
- работающих по программам, предназначенным для учащихся детско-юношеского возраста и взрослых людей;
- предназначенных исключительно для взрослого населения.
Статья 29. Объединения образовательных учреждений
Объединения учреждений образования взрослых являются негосударственными структурами, создаваемыми на добровольных началах в целях повышения эффективности деятельности таких учреждений, и имеют свой устав и регламент, определяющие условия членства в объединении.
Объединения формируются по признаку общности задач входящих в них учреждений, а также по территориальному признаку и выполняют следующие функции:
- консультационную - обмен опытом и оказание методической помощи входящим в объединение учреждениям и содействие повышению квалификации их работников;
- координирующую - согласование образовательных программ учреждений, имеющих общие задачи и цели;
- представительскую - обеспечение интересов учреждений при решении вопросов финансирования и других требующих того вопросов;
- посредническую - содействие в установлении связей образовательных учреждений с учреждениями и организациями, заинтересованными в их деятельности.
................Перейти до повного тексту