1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ
( Изменения и дополнения к Кодексу см. в Документе от 03.04.2008 )
Принят
на седьмом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблей
государств-участников СНГ
(Постановление N 7-15
от 17 февраля 1996 года)
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, основываясь на Уставе Содружества,
принимая во внимание необходимость сохранения и развития исторически взаимосвязанных библиотечно-информационных систем государств-участников Содружества,
учитывая большую роль библиотек в реализации прав граждан на получение знаний, объективной и всесторонней информации, на доступ к ценностям культуры,
признавая важность для общественного развития бесплатного общедоступного библиотечного обслуживания,
понимая огромную ценность библиотек для сохранения и распространения достижений национальных и мировой культур,
желая установить единое понимание правовых основ деятельности библиотек,
приняла настоящий Модельный библиотечный кодекс (часть первая) как совокупность основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Нижеследующие понятия используются в контексте настоящего Библиотечного кодекса и не предусматривают иного истолкования как в рамках данного Акта, так и в документах, подлежащих разработке в его развитие.
Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом без ограничений по уровню образования, специальности, вероисповеданию и другим признакам.
Публичная библиотека - библиотека, финансируемая полностью или большей частью из государственного бюджета или общественного фонда и обслуживающая бесплатно все слои населения города или района, округа.
Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности граждан и их объединений, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек.
Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения.
Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.
Централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в единое структурно-целостное образование.
Статья 2. Национальное законодательство о библиотечном деле
Национальное законодательство стран СНГ о библиотечном деле включает обобщающие законы, разработанные с учетом принципов, изложенных в настоящем Рекомендательном акте; правовые нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты библиотечного дела, обусловленные историческими и культурными особенностями отдельных государств; правовые акты местного (регионального) действия.
Национальное законодательство о библиотечном деле дополняется межгосударственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими нормы национальных законов.
Статья 3. Сфера действия национального законодательства о библиотечном деле
Национальное законодательство о библиотечном деле распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично из государственного бюджета и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части национального культурного наследия - на все библиотеки независимо от их организационно-правовой формы и видов собственности.
Статья 4. Основные виды библиотек
Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления; общественными объединениями; юридическими и физическими лицами. Существуют следующие виды библиотек.
1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти.
2. Муниципальные (учрежденные органами местного самоуправления централизованные библиотечные системы, самостоятельные городские, районные, сельские и другие библиотеки).
3. Библиотеки академий наук, научно-исследовательских институтов, образовательных и специальных учебных учреждений.
4. Библиотеки предприятий, организаций, учреждений.
5. Библиотеки общественных объединений.
6. Частные библиотеки.
7. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с договорами страны о международном сотрудничестве.
Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Статья 5. Право на библиотечное обслуживание
1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание.
2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и физическими лицами библиотечных учреждений независимо от их форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
3. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.
Статья 6. Право на библиотечную деятельность
1. Любое физическое или юридическое лицо имеет право на создание библиотек на территории страны и за рубежом в соответствии с ее законодательством и международными соглашениями.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с учредителями библиотек.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
4. Граждане, имеющие в частной собственности особо ценные коллекции документов, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников культуры в соответствующем органе исполнительной власти или органе местного самоуправления.
Статья 7. Права пользователей
1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек и действующим законодательством об охране государственной тайны и обеспечении сохранности национального культурного достояния.
3. Пользователь имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в фонде конкретного документа.
4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
1) стать пользователем библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего его личность, а несовершеннолетние до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
2) бесплатно получать в библиотеке полную информацию о составе ее фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4) бесплатно получать для временного пользования любой документ из библиотечных фондов;
5) получать документы или их копии через межбиблиотечный абонемент из других библиотек;
6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платных, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
5. В государственных библиотеках пользователи имеют право на обслуживание и получение документов на государственном языке страны, а в национально-территориальных образованиях - также на государственном языке данного национально-территориального образования.
6. Пользователь может обжаловать в суде действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
Статья 8. Права особых групп пользователей
1. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.
2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеки в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.
4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.
Статья 9. Ответственность пользователей
1. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.
2. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Глава III. СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Статья 10. Учредитель и руководитель библиотеки
1. Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, утверждает ее устав (положение), а также назначает на должность и освобождает от должности руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.
2. Руководитель библиотеки без доверенности действует от ее имени, представляет ее интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжается в пределах своей компетенции имуществом библиотеки, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается средствами, утверждает штатное расписание и устанавливает должностные оклады, надбавки, доплаты и другие стимулирующие выплаты, издает приказы, обязательные для всех работников библиотеки, несет персональную ответственность за результаты ее деятельности.
Статья 11. Статус библиотек
1. Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Статус других библиотек определяется их учредителями.
3. Библиотека, являясь юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках и других кредитных учреждениях, печать установленного образца, другие необходимые для ее деятельности печати и штампы, собственную символику.
4. Библиотека может осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, в установленном порядке несет ответственность по своим обязательствам.
Статья 12. Основные задачи и функции общедоступных библиотек
1. Основными задачами общедоступных библиотек являются:
- сохранение накопленных человечеством знаний в виде библиотечного фонда, включающего традиционные издания (книги, журналы, газеты и др.) и нетрадиционные документы (видеофильмы, звукозаписи, слайды и другие некнижные материалы);
- распространение знаний и информации в обществе, справочно-информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание населения;
- осуществление культурной, научной и просветительской деятельности, направленной на удовлетворение духовных, интеллектуальных и культурных потребностей граждан.
2. Для выполнения этих задач библиотеки осуществляют следующие виды деятельности:
- комплектуют библиотечные фонды;
- осуществляют научную обработку фондов и раскрывают их содержание для пользователей с помощью системы каталогов на различных носителях;
- обеспечивают сохранность фонда путем его учета, организации рационального хранения, консервации и реставрации документов; воспитывают бережное отношение читателей к фонду;
- анализируют использование фондов и корректируют их состав в соответствии с потребностями пользователей;
- организуют обслуживание читателей с учетом их интересов, возрастных, физических, социальных, психологических и других особенностей, новых явлений и процессов, происходящих в обществе, обеспечивая максимально удобный доступ к фондам в читальных залах, на абонементе, через систему межбиблиотечного абонемента;
- создают оптимальные условия для работы читателей и сотрудников библиотеки;
- планируют и осуществляют хозяйственную, творческо-производственную и финансовую деятельность, представляя учредителю статистическую отчетность об этой деятельности.
Статья 13. Обязанности библиотек
1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание в соответствии со своими уставами и правилами пользования. Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.
2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.
3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части национального культурного достояния, а также их включение в сводные каталоги и автоматизированные базы данных.
4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителем и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
5. Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.
Статья 14. Права библиотек
Библиотеки имеют право:
1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в уставах; при этом их деятельность по собиранию и распространению информации, предоставлению библиотечных и справочно-информационных услуг является основной деятельностью;
2) утверждать по согласованию с учредителем правила пользования библиотеками;
3) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
4) осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что предпринимательство не наносит ущерба основной деятельности; при этом любые платные формы библиотечного обслуживания не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них идет на развитие и совершенствование библиотечной деятельности и библиотеки;

................
Перейти до повного тексту