- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о проекте Основных направлений создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года
(Москва, 3 сентября 2004 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Основных направлений создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года, представленный Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Внести указанный проект документа на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года (прилагаются).
2. Рекомендовать правительствам государств Содружества использовать положения указанных Основных направлений в практической работе по созданию и функционированию рынка зерна СНГ на период до 2010 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе _______________ __________ 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Проект
Утверждены
Решением Совета глав
правительств Содружества
Независимых Государств об
Основных направлениях
создания и функционирования
рынка зерна СНГ на период до
2010 года
от _______________ 2004 г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Главные цели создания и функционирования рынка зерна СНГ:
- создание благоприятных условий для развития взаимовыгодной торговли зерном и продуктами его переработки между государствами-участниками СНГ;
- содействие росту производства зерна, формированию необходимых резервов для обеспечения продовольственной безопасности каждого государства и Содружества в целом.
Основные задачи создания и функционирования рынка зерна СНГ:
- создание необходимого нормативно-правового обеспечения для функционирования рынка зерна СНГ, включая принятие положения о формировании стабилизационного фонда зерна, согласованных правил транзита зерна и транспортных тарифов, гармонизированных стандартов на зерно и продукты его переработки, об информационном обеспечении участников рынка зерна и других документов;
- разработка и поэтапное введение в действие основных подсистем организационно-экономического механизма функционирования рынка зерна, включая меры по развитию национальных рынков зерна и рынка зерна СНГ, формы поддержки производителей зерна, регулирования торговых операций между экспортерами и импортерами в режиме зоны свободной торговли и в соответствии с
Соглашением об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ;
- обеспечение целенаправленного формирования современной инфраструктуры рынка зерна СНГ, включая развитие биржевой торговли зерном, сокращение неэффективных посреднических звеньев в торговле зерном, развитие транспортных систем и рациональных маршрутов для своевременной перевозки зерна, формирование современного элеваторного хозяйства, а также внедрение прогрессивных информационных технологий для мониторинга конъюнктуры мирового, региональных, национальных и общего для СНГ рынков зерна и решение других задач;
- разработка мер согласованных действий государств-участников СНГ по стандартизации, сертификации и контролю качества зерна и продуктов его переработки, в том числе методам регулирования внутренней и внешней торговли зерном, таможенному регулированию (оформлению) зерновых грузов;
- разработка предложений по осуществлению финансовых расчетов в торговых операциях для беспрепятственного продвижения продукции на рынке зерна СНГ, в том числе для страхования коммерческих рисков, а также принципов ценового и организационного механизмов проведения согласованных закупок зерна или товарных интервенций на зерновом рынке СНГ для поддержания необходимого рыночного равновесия и конкурентной среды;
- согласование действий заинтересованных государств-участников СНГ в отношении с экспортерами и импортерами зерна с учетом требований, предъявляемых ВТО;
- определение направлений и форм совместных действий в инвестиционной сфере для своевременной разработки и реализации инвестиционных проектов, необходимых для успешного развития рынка зерна государств Содружества.
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЗЕРНА СНГ
Понятие "рынок зерна СНГ"
Рынок зерна государств-участников СНГ представляет собой систему институциональных структур и экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая обеспечивает движение зерна и продуктов его переработки между производителями и потребителями в государствах Содружества.
Рынок зерна объединяет все институциональные элементы рыночной системы, в том числе производственные, торговые, финансовые, таможенные, транспортные, страховые и другие структуры, а также нормативно-правовые положения, определяющие правила их взаимодействия.
Рынок зерна должен стать одним из наиболее крупных сегментов формирующегося Общего аграрного рынка СНГ и во многом определять темпы развития национальных АПК государств-участников СНГ. По расчетам, на его долю приходится около одной четверти всего товарооборота продовольствия в торговле между государствами Содружества.
Равновесие на рынке зерна СНГ достигается путем повышения заинтересованности экспортеров и импортеров в развитии устойчивых связей, ориентации производителей на запросы потребителей по объему, ассортименту, качеству зерна и продуктов его переработки, развития конкурентной среды и эффективных схем взаимных расчетов, связанных с торговыми операциями.
Современное состояние зернового производства в СНГ
В 90-е годы XX в. традиционные продовольственные связи ослабли или вообще прекратились вследствие сокращения производства в основных зернопроизводящих государствах-участниках СНГ. Среднегодовой объем производства зерна в целом по Содружеству сократился со 189 млн. т в 1986 - 1990 годах до 116 млн. т в 1999 - 2003 годах, т.е. в 1,6 раза, в том числе в России - в 1,6 раза, Украине - 1,7 и Казахстане - в 2,2 раза. В 2003 году производство зерна в государствах Содружества составило около 114 млн. т, в том числе в России - 67,2, Украине - 20,2, Казахстане - 14,8 млн. т.
Государства-участники СНГ, традиционно ввозившие зерно, вынуждены были увеличивать его производство для компенсации сократившихся поставок из других государств Содружества. Например, среднегодовые объемы производства зерна в 1998 - 2002 годах по сравнению с 1986 - 1990 годами выросли в Таджикистане - в 1,7 раза, Грузии - в 1,2 и в Армении - в 1,1 раза. Однако это не позволило им обеспечить свои потребности за счет зерна собственного производства.
В современных условиях сохраняется значительная дифференциация уровня производства зерна в расчете на душу населения по государствам-участникам СНГ, что является основой формирования спроса на зерно со стороны Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана. Вместе с тем Казахстан, Украина, Молдова, Россия и Беларусь обладают потенциальными возможностями увеличения экспортного потенциала, в том числе и для поставок зерна в другие государства Содружества.
Основные проблемы рынка зерна СНГ
В современных условиях рынок зерна СНГ находится под воздействием ряда негативных факторов. В их числе:
- несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих функционирование национальных рынков зерна и рынка зерна СНГ;
- низкая эффективность и неустойчивость производства зерна;
- неразвитость биржевой торговли зерном, оптовых рынков, информационных систем и других элементов рыночной инфраструктуры, необходимых для устойчивой торговли;
- неоправданно большое число посреднических звеньев на пути движения зерна от производителя к потребителю, ведущее к занижению цен на зерно, закупаемое у производителей, завышению розничных цен для конечных потребителей и искажающее реальные рыночные механизмы;
- отсутствие в государствах-участниках СНГ гармонизированных стандартов на зерно и продукты его переработки, соответствующих принятым в международной торговле требованиям стандартизации и сертификации продукции;
- недостаточная мотивация развития зерновых рынков на национальном и межгосударственном уровнях;
- низкая конкурентоспособность зерна и продуктов его переработки, производимых в СНГ, по сравнению с продукцией, поступающей из стран дальнего зарубежья;
- трудности получения инвестиционных кредитов производителями зерна и продуктов его переработки, а также операторами зернового рынка в связи с высокими процентными ставками, устанавливаемыми коммерческими банками в условиях повышенного коммерческого риска и инфляции;
- высокие железнодорожные тарифы на транзитную перевозку зерна по территориям государств-участников СНГ.
Кроме перечисленных факторов на состояние рынка зерна СНГ негативно влияют макроэкономические условия в ряде государств Содружества, а также глобальные процессы в мировой экономике. В их числе: низкий платежеспособный спрос населения; неустойчивость национальных валют и трудности проведения финансовых расчетов во внешней торговле; отсутствие четкой стратегии и согласованной деятельности государств-участников СНГ при вступлении в ВТО и в таможенной политике по отношению к третьим странам и ряд других факторов.
Благоприятные факторы развития рынка зерна СНГ
В процессе создания рынка зерна СНГ и его функционирования должны быть максимально использованы благоприятные факторы, возникшие в процессе 10-летнего реформирования зернового производства всех государств-участников СНГ в направлении его рыночной ориентации. В их числе особое значение имеют следующие:
- сложившееся в результате аграрных реформ многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования в зерновом секторе АПК;
- создание в ряде государств-участников СНГ интегрированных структур, объединяющих все звенья цепи от производства до реализации зерна и продуктов его переработки конечному потребителю, а также финансовых институтов, обслуживающих все звенья таких интегрированных структур;
- оживление после длительного кризиса предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности, их техническое переоснащение, расширение ассортимента и повышение качества продукции, завоевание определенных сегментов рынка, занятых ранее импортными продуктами из стран дальнего зарубежья;
- формирование некоммерческих объединений и ассоциаций типа Российского Зернового Союза, Национальной федерации фермеров Казахстана и других структур, которые берут на себя функции информационного обеспечения своих членов, содействуют регулированию торговых отношений на зерновом рынке, представляют интересы производителей, заготовителей и переработчиков зерна в органах власти.
Прогнозные оценки объемов производства и торговли зерном в СНГ
Среднегодовой объем межгосударственной торговли зерном в Содружестве составил в 1996 - 2003 годах около 4 млн. т. По экспертным оценкам, еще около 1 млн. т перемещаются в теневом секторе аграрного рынка. Всего в современных условиях по каналам взаимной торговли в СНГ проходит около 4% валового сбора зерна.
Возможны следующие варианты развития зернового рынка СНГ:
пессимистический вариант прогноза исходит из предположения о стабилизации объемов производства зерна в СНГ на уровне 120 - 130 млн. т в среднем за 2001 - 2005 годы и сохранении сложившихся объемов торговли примерно на уровне 5 - 6 млн. т, или 4% валового сбора;
................Перейти до повного тексту