- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин
Принят
на двадцать шестом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 26-11
от 18 ноября 2005 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и задачи Закона
Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, определяет порядок их реализации и направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола и создание условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
гендер - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;
гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни;
гендерная дискриминация - любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола;
равные возможности - система средств и условий, необходимых для реального достижения гендерного равноправия;
квоты - узаконенный уровень представительства лиц обоего пола в политических институтах, в сфере трудовых отношений и иных сферах;
сексуальное домогательство (понуждение лица к половой связи) - аморальное поведение, связанное с недозволенными действиями сексуального характера лиц разного пола путем шантажа, угроз, выраженными словесно или физически, унижающими и оскорбляющими лицо, находящееся в трудовой, материальной или иной зависимости;
домашний труд (не надомный) - самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи.
Статья 3. Дискриминация по признаку пола
Проведение политики либо совершение иных действий, ставящих мужчин и женщин в неравное положение по признаку пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в предусмотренном законом порядке.
Не является дискриминацией установление различий в регулировании социально-трудовых и иных отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания, а также принятие государством специальных мер, направленных на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами.
Поведение граждан страны, основанное на нормах обычного права, традициях и культуре, которое входит в противоречие с требованиями настоящего Закона и норм международного права, рассматривается как препятствие в осуществлении гендерного равенства и как элемент гендерной дискриминации.
Статья 4. Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин
Основными направлениями государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин являются:
- формирование правовой базы обеспечения равенства полов, совершенствование и развитие законодательства в этом направлении;
- проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти на предмет соблюдения гендерного равенства;
- разработка и принятие государственных целевых программ, направленных на достижение социального равенства мужчин и женщин и устранение дискриминации по мотивам пола;
- обязательность учета гендерных аспектов в разрабатываемых бюджетах;
- принятие государственных социальных программ по обеспечению правового и социально-экономического равенства лиц обоего пола;
- воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, принятие мер по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан;
- выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств, взятых на себя государством;
- учет требований норм международного права при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, увольнении работников, в семейных отношениях.
Статья 5. Законодательство о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин
Регулирование отношений, связанных с установлением равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, осуществляется конституцией государства, настоящим Законом, иными законами, международными правовыми актами, содержащими соответствующие нормы, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти государства, актами органов местного самоуправления, уставами и иными документами, регламентирующими работу предприятий и организаций различных форм собственности, содержащими соответствующие нормы.
Законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы о правах и возможностях для мужчин и женщин, не могут ухудшать положение женщин и мужчин по сравнению с настоящим Законом.
Если международными договорами государства установлены другие правила, чем предусмотрены настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы гендерного равенства, применяются правила международного договора.
Глава 2. ГАРАНТИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Статья 6. Гарантии гендерного равенства в управлении государством
Государство гарантирует создание условий для участия лиц разного пола в управлении государством путем обеспечения равного представительства мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти и иных сферах управления государством через правовые, организационные и иные механизмы.
Статья 7. Гарантии равных избирательных прав
В соответствии с конституцией государства мужчины и женщины имеют равные права для участия в выборах главы государства, высших государственных и местных (муниципальных) органов власти.
При подготовке списков кандидатов от политических партий, избирательных объединений на выборах по округам создаются равные возможности для лиц обоего пола. Кандидаты - мужчины и женщины должны быть представлены в списках пропорционально численности мужчин и женщин в партии, объединении или в соответствии с нормами представительства, предусмотренными национальным законодательством о выборах.
Контроль за этим требованием осуществляют избирательные комиссии.
Статья 8. Гарантии равного доступа мужчин и женщин к государственной службе
В соответствии с принципом равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин при формировании государственных органов власти не допускаются какие бы то ни было ограничения по признаку пола.
Руководители государственных и местных (муниципальных) органов власти обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной и местной (муниципальной) службе в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой.
В кадровом составе служащих государственных и местных (муниципальных) органов власти не должны существенно преобладать служащие одного пола. Национальным законодательством может устанавливаться система квотирования на замещение должностей служащими одного пола (не более 30 - 50% кадрового состава). Квоты вводятся как временная мера, которая может быть отменена по мере достижения сбалансированного представительства мужчин и женщин в государственных и местных (муниципальных) органах.
Не допускается объявление конкурсов на замещение вакантных должностей только для лиц одного пола.
Нарушение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой отмену незаконных распоряжений (приказов) или результатов конкурса на замещение вакантных должностей.
Обязанность предоставления конкурсным комиссиям сведений о профессиональной подготовке, образовании и опыте работы лиц, участвующих в конкурсе, а также данных о соотношении численности работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы возлагается на кадровые службы государственных органов.
Аналогичный учет ведут кадровые службы государственных органов при решении вопросов аттестации, продвижения по службе, увеличения заработной платы государственных служащих.
Глава 3. ГАРАНТИИ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Статья 9. Гарантии равных возможностей в области доступа к экономическим ресурсам
Государственные органы, органы местного самоуправления, руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать гражданам страны независимо от половой принадлежности равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая землю, движимое и недвижимое имущество, бюджетные средства, финансовые активы, кредиты, социальные фонды, средства социального страхования и социального обеспечения и иные ресурсы.
Статья 10. Основные гарантии равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в области социально-трудовых отношений
В целях достижения гендерного равенства в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного, местного (муниципального) органа власти, предприятия или организации независимо от формы собственности) обеспечивает:
- равные возможности для женщин и мужчин при найме на работу и равный доступ к вакантным рабочим местам. Работодатель не вправе необоснованно отказать при найме на работу по признаку пола, семейным обязанностям, другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника; требовать представления документов, не предусмотренных национальным законодательством и объявлением. В случае размещения объявлений о приеме на работу не допускается включение требований и критериев, подразумевающих предпочтение одного из полов, за исключением случаев, предусмотренных в статье 3;
- равное вознаграждение для женщин и мужчин за труд равной ценности;
- равные возможности для повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе;
- благоприятные условия для беременных женщин и родителей с малолетними детьми: перевод беременных женщин по их заявлению на легкую работу, предоставление дополнительных перерывов для кормления малолетних детей и дополнительных отпусков родителям с малолетними детьми;
- создание безопасных условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья как женщин, так и мужчин.
В случае массового увольнения работников работодатель обязан учитывать сложившееся соотношение численности мужчин и женщин на данном предприятии, в организации, учреждении, не допуская дискриминации одного из полов.
Государство предпринимает стимулирующие меры по реализации сбалансированного участия мужчин и женщин в работе по профессиям, где преобладает представительство одного из полов.
Работодатель не вправе создавать препятствия работнику, направившему компетентным органам жалобу о случаях дискриминации по признаку пола.
Статья 11. Гарантии при формировании кадровой политики на предприятиях
Гарантии, связанные с реализацией равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин при формировании кадровой политики на предприятиях, определяются законами, иными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями, коллективными договорами, соглашениями и иными актами.
Работники предприятия имеют право на получение сведений о замещении должностей. Работодатель по требованию работника обязан представить письменное обоснование причин отказа в повышении по должности либо направлении на обучение с целью повышения квалификации.
Статья 12. Обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях и воспитании детей
Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
................Перейти до повного тексту