- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о противодействии наемничеству
Принят
на двадцать шестом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 26-6
от 18 ноября 2005 года)
Настоящим Законом определяются правовые и организационные основы противодействия наемничеству, устанавливается ответственность за его осуществление.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
1. В настоящем Законе термином наемник обозначается:
1.1) лицо, специально завербованное или нанятое в государстве или за его пределами иностранным государством или иностранными организациями (в том числе международными), группами или физическими лицами с целью участия в вооруженном конфликте, в военных действиях или в террористическом акте, и при этом данное лицо:
а) не является ни гражданином государства, участвующего в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на его территории, ни гражданином или постоянным жителем государства, в котором происходит вооруженный конфликт, военные действия или совершается террористический акт;
б) не входит в состав вооруженных сил, полиции (милиции) или иных структур военной организации государства, на стороне которого лицо принимает участие в вооруженном конфликте, военных действиях или террористических актах, либо того государства, на территории которого они происходят;
в) не было направлено государством, не являющимся участником вооруженного конфликта или военных действий, или международной организацией для участия в миротворческих операциях или выполнения официальных обязанностей в регионе или в связи с урегулированием данного вооруженного конфликта или военных действий;
г) принимая участие в вооруженном конфликте, военных действиях или террористическом акте, действует с целью получения материального вознаграждения или руководствуется стремлением к личной нематериальной выгоде в любых формах;
1.2) лицо, которое приняло непосредственное участие в вооруженном конфликте на территории государства или в военных действиях, или в совершении террористических актов, направленных:
- на свержение законных органов власти или подрыв каким бы то ни было иным образом конституционного порядка, правовых, экономических, финансовых основ государства, или
- подрыв территориальной целостности или базовой инфраструктуры государства, его общественной и экологической безопасности, или
- совершение покушения на жизнь, физическую неприкосновенность или безопасность лиц, или
- совершение террористических актов, или
- овладение контролем над ценными природными ресурсами государства, или
- нарушение суверенитета, поддержку иностранной оккупации части или всей территории государства, или
- насильственное изгнание населения с мест его постоянного проживания;
и при этом данное лицо:
а) не является ни гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, ни лицом, постоянно проживающим на его территории, ни гражданином или лицом, постоянно проживающим на территории государства, в котором происходит вооруженный конфликт или военные действия или совершается террористический акт;
б) не входит в состав вооруженных сил, полиции (милиции) или иных структур военной организации государства, на стороне которого лицо принимает участие в боевых действиях, либо того государства, на территории которого происходит вооруженный конфликт или военные действия или совершается террористический акт;
в) не было направлено государством, не являющимся участником вооруженного конфликта или военных действий, или межправительственной международной организацией для участия в миротворческих операциях или выполнения официальных обязанностей в регионе вооруженного конфликта или военных действий, или в связи с урегулированием данного конфликта;
1.3) лицо, которое завербовано (нанято) иностранным государством или иностранными (в том числе международными) организациями и физическими лицами с целью совершения террористических актов или участия в вооруженном конфликте или военных действиях на территории государства, гражданином которого данное лицо является, и, используя свой статус гражданина данного государства, скрывает тот факт, что оно используется в качестве наемника иным государством или иностранной (международной) организацией или группой.
К наемникам не относятся граждане других государств, официально проходящие по контракту военную службу в вооруженных силах или других структурах военной организации государства, а также граждане государства, официально находящиеся с ведома государства на контрактной военной службе в вооруженных силах или других структурах военной организации иных государств.
К наемникам не относятся участники национальных и международных подразделений миротворческих сил, находящихся в регионе вооруженных конфликтов или военных действий по мандату ООН или региональных международных организаций.
2. Наемничество в настоящем Законе понимается как:
2.1) совокупность действий отдельных лиц, групп лиц и организаций по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на осуществление вербовки, использования, обучения, финансирования и иного материального обеспечения наемников;
2.2) действия наемников по участию в вооруженных конфликтах, военных действиях и актах терроризма, в других действиях, указанных в пунктах 1.2 - 1.3 данной статьи;
2.3) организация вооруженных формирований из наемников для участия в вооруженных конфликтах;
2.4) организационное, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации действий, направленных на осуществление вербовки, использования, обучения и финансирования наемников, а также участия наемников в вооруженных конфликтах, военных действиях и актах терроризма, а также в других действиях, указанных в пунктах 1.2 - 1.3 данной статьи;
2.5) к наемничеству не может быть отнесено обучение иностранных граждан в государственных военных учебных заведениях государства в соответствии с международными договорами и соглашениями.
В период обучения иностранных граждан в военных учебных заведениях государства запрещается их привлечение к учебным, учебно-тренировочным мероприятиям, выходящим за рамки учебного процесса и фактически направленным на подготовку наемников.
3. Негосударственные субъекты по обеспечению безопасности в настоящем Законе понимаются как негосударственные (частные) охранные предприятия и иные организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, действующие в сфере обеспечения частной, корпоративной и государственной безопасности.
4. Организаторы наемничества в настоящем Законе понимаются как организации и физические лица, которые вербуют, обучают, финансируют, используют наемников, пропагандируют наемничество.
5. Организации, осуществляющие планирование, организацию, подготовку и совершение действий, направленных на осуществление вербовки, использования, обучения и финансирования наемников в настоящем Законе трактуются как любые организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе иностранные и международные, а также общественные и религиозные объединения и организации, некоммерческие объединения и организации, а равно преступное сообщество (преступная организация), организованная группа лиц, сформированная для совершения преступлений наемничества, которые совершают действия, указанные в пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи.
6. Финансирование наемников в настоящем Законе понимается как обеспечение наемников имуществом, финансовыми, материально-техническими и иными средствами для осуществления деятельности, указанной в пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи.
К финансированию наемников не могут быть отнесены любые выплаты или финансовые операции, осуществляемые в рамках или во исполнение обязательств по межгосударственным соглашениям о военном и военно-техническом сотрудничестве.
7. Содержание понятий базовая инфраструктура государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, ценные природные ресурсы государства определяются исходя из конституции государства и законов, действующих на его территории.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на деяния как физических лиц, так и организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
2. Действие настоящего Закона распространяется на деяния граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, совершенные на территории государства.
3. На деяния граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, совершенные за пределами государства, действие настоящего Закона распространяется в случаях, предусмотренных международными договорами государства.
Статья 3. Правовые основы противодействия наемничеству
1. Правовую основу противодействия наемничеству составляют конституция (основной закон) государства, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства, закон государства-участника СНГ о противодействии наемничеству, иные нормативные правовые акты.
2. Если международным договором государства установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
3. Органы, осуществляющие деятельность по противодействию наемничеству, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством государства нормативные правовые акты, регламентирующие организацию внутриведомственной работы по вопросам противодействия наемничеству.
Статья 4. Основные принципы противодействия наемничеству
Противодействие наемничеству основывается на следующих принципах:
- законности;
- гласности;
- признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- приоритета обеспечения безопасности государства, его суверенитета и территориальной целостности;
- приоритета защиты жизни и здоровья, прав лиц, подвергшихся опасности в результате действий наемников или организаторов наемничества;
- сотрудничества государства с гражданами, а также общественными и религиозными объединениями, иными организациями в противодействии наемничеству;
- приоритета мер, направленных на предупреждение наемничества;
- неотвратимости ответственности и наказания за наемничество;
- системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия наемничеству;
- сочетания публичных и специальных методов противодействия наемничеству;
- конфиденциальности сведений о технических приемах, тактике проведения мероприятий по противодействию наемничеству, а также о составе их участников;
- всестороннего международного сотрудничества.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЕМНИЧЕСТВУ
Статья 5. Запрет наемничества
1. Наемничество в государстве-участнике Содружества Независимых Государств запрещено во всех его формах и проявлениях.
2. Физические лица и организации, совершившие деяния, квалифицируемые как наемничество, несут ответственность в соответствии с законами государства-участника Содружества Независимых Государств.
Статья 6. Основные направления противодействия наемничеству
1. Противодействие наемничеству представляет собой совокупность действий:
1) по общему противодействию наемничеству (включая его предупреждение и профилактику);
2) борьбе с наемничеством.
2. Мероприятия общего противодействия наемничеству направлены на предупреждение наемничества, выявление и устранение причин и условий, порождающих наемничество и способствующих совершению преступлений наемничества, а также на создание условий, обеспечивающих эффективность противодействия наемничеству. Они осуществляются с использованием мер общего противодействия наемничеству политического, социально-экономического, информационно-пропагандистского, правового, а также специального и иного характера.
3. Мероприятия по борьбе с наемничеством направлены на выявление и пресечение готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений наемничества, их расследование, уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших.
Статья 7. Субъекты противодействия наемничеству
1. Органы государственной власти государства и органы местного самоуправления организуют и осуществляют общее противодействие наемничеству в пределах своей компетенции.
2. Субъектами, осуществляющими борьбу с наемничеством, являются государственные органы исполнительной власти в областях:
- обороны и обеспечения безопасности;
- внутренних дел;
- обеспечения безопасности государства от внешних угроз методами и средствами разведки;
- противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- юстиции.
3. Органы прокуратуры государства в пределах полномочий, установленных законодательством, участвуют в противодействии наемничеству.
4. Орган исполнительной власти государства в области иностранных дел в пределах полномочий, установленных законодательством, осуществляет защиту дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц государства от действий наемников и организаторов наемничества за рубежом; координирует международную деятельность и международные связи других органов исполнительной власти в целях проведения единой политической линии государства в отношениях с иностранными государствами и международными организациями в сфере противодействия наемничеству.
Статья 8. Гражданское содействие органам, осуществляющим противодействие наемничеству
Для участия в мероприятиях общего противодействия наемничеству могут привлекаться общественные объединения и граждане с их добровольного согласия либо по их волеизъявлению.
Статья 9. Координация деятельности по противодействию наемничеству
Координация деятельности государственных органов по противодействию наемничеству осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством государства-участника Содружества Независимых Государств.
Глава 3. СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЕМНИЧЕСТВУ
Статья 10. Основные меры общего противодействия наемничеству
Мероприятия общего противодействия наемничеству осуществляются с использованием следующих основных мер:
1) организация мониторинга, предупреждения и профилактики наемничества;
2) определение основных субъектов в сфере противодействия наемничеству и распределение компетенции между ними;
3) разработка концепций, программ, планов и мероприятий противодействия наемничеству;
4) разработка и совершенствование законодательства государства в сфере противодействия наемничеству, установление ответственности за наемничество;
5) организация международного сотрудничества в области противодействия наемничеству;
6) урегулирование межконфессиональных, межэтнических, межнациональных и территориальных противоречий и конфликтов, в которых потенциально могут принимать участие наемники;
7) улучшение социально-экономической обстановки в регионах с высоким уровнем социальной напряженности и преступности;
8) формирование неприятия обществом идеологии и практики наемничества;
9) информирование общественности об осуществляемых государством мерах противодействия наемничеству;
10) применение в целях противодействия наемничеству предусмотренных законодательством государства административно-правовых, а также режимных, контрольных, регистрационных, надзорных, охранных и специальных мер.
Статья 11. Меры по борьбе с наемничеством и по его пресечению
1. Органы государственной власти в пределах своей компетенции осуществляют противодействие наемничеству путем:
- непосредственного выявления и пресечения готовящихся или совершенных преступлений наемничества, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий;
- расследования преступлений и осуществления уголовного преследования наемников, организаторов наемничества и их соучастников;
- исполнения наказаний за уголовные преступления и постпенитенциарного воздействия.
2. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, органы государственной власти в пределах своей компетенции участвуют в международном сотрудничестве по противодействию наемничеству с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 12. Профилактика наемничества
В целях противодействия наемничеству в государстве-участнике Содружества Независимых Государств органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции целенаправленно осуществляют профилактические меры политического, правового, социально-экономического, информационно-пропагандистского, воспитательного характера.
Статья 13. Предупреждение организации наемничества негосударственными субъектами по обеспечению безопасности
1. Государство устанавливает систему государственного лицензирования деятельности негосударственных субъектов по обеспечению безопасности. В ходе своей законной деятельности по выполнению функциональных обязанностей охраны и обеспечения безопасности такие негосударственные субъекты по обеспечению безопасности не должны осуществлять действия по вербовке, использованию, обучению и финансированию наемников, определяемые в соответствии с положениями статьи 2 настоящего Закона.
2. В случае если негосударственные субъекты по обеспечению безопасности на контрактной или иной основе осуществляют разовые действия или регулярную деятельность на территории иного государства, они в установленном законодательством порядке обязаны информировать о факте и характере таких действий или деятельности компетентные органы государства, выдавшие лицензию на их деятельность, которые в свою очередь могут принять решение об информировании компетентных органов государства, на территории которого данные негосударственные субъекты по обеспечению безопасности осуществляют такие разовые действия или регулярную деятельность.
Статья 14. Объявление предостережения о недопустимости наемничества
1. При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки наемничества, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности уполномоченное государством должностное лицо (орган) направляет руководителю организации, осуществляющей деятельность с признаками наемничества, либо соответствующим отдельным лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
2. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
3. Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
Статья 15. Вынесение предупреждения организациям о недопустимости осуществления наемничества
1. Организациям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе иностранным и международным, а также общественным и религиозным объединениям и организациям, некоммерческим объединениям и организациям, а равно негосударственным субъектам по обеспечению безопасности, в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или структурных подразделений, признаков наемничества, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
2. Предупреждение организациям, предусмотренное настоящей статьей, выносится уполномоченным государством должностным лицом (органом).
3. Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
Статья 16. Предупреждение о недопустимости распространения материалов о наемничестве через средства массовой информации
................Перейти до повного тексту