- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств об Информации о ходе реализации Межгосударственной программы "Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001 - 2005 годы"
(Москва, 16 декабря 2005 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрительно отнестись к Информации о ходе реализации Межгосударственной программы "Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001 - 2005 годы", подготовленной Межправительственным советом по нефти и газу совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренной Комиссией по экономическим вопросам.
2. Отметить, что в ходе реализации указанной Межгосударственной программы выполнен ряд основных мероприятий:
приняты Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ Модельный закон "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" и Рекомендации по внесению изменений и дополнений в законодательные акты государства-члена МПА СНГ в связи с принятием Модельного закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива";
расширены номенклатура и объемы поставок газотопливной аппаратуры и оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) между государствами-участниками СНГ;
продолжается разработка Генеральной схемы развития сети АГНКС, позволяющей обеспечить сквозной проезд автотранспорта на природном газе по европейской части государств-участников СНГ до Кавказа, а затем Центральной Азии;
ведутся работы по унификации нормативной документации по технической эксплуатации АГНКС;
решается вопрос о создании международного научно-учебного центра по подготовке и переподготовке специалистов для работы на АГНКС и предприятиях по установке газобаллонного оборудования на автотранспорте.
Вместе с тем реализация Межгосударственной программы затруднена отсутствием национальных программ газификации автотранспорта (кроме Республики Беларусь), недостаточным финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и формированием единой нормативной базы, регламентирующей требования к сертификации, постановке на учет и эксплуатации газоиспользующей техники.
3. В целях дальнейшего расширения использования природного газа в качестве моторного топлива:
- Межправительственному совету по нефти и газу активизировать работу по выполнению совместных действий государств Содружества, направленных на использование альтернативных видов моторного топлива, и совместно с их национальными органами управления и хозяйствующими субъектами ТЭК подготовить принципиальные предложения по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств в период до 2010 года и при необходимости внести указанные предложения на рассмотрение Экономического совета СНГ в установленном порядке;
- создать в Москве Международный информационный центр по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива МИЦ "Метан Инфо".
Затраты на создание МИЦ "Метан Инфо" несет Некоммерческое партнерство "Национальная газомоторная ассоциация", Российская Федерация.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
Материал подготовлен Секретариатом Межправительственного совета по нефти и газу совместно с Департаментом межотраслевого сотрудничества Исполнительного комитета СНГ на основании информации, поступившей от государств-участников Межгосударственной программы "Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001 - 2005 годы" и членов Секции по использованию сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств при Межправительственном совете по нефти и газу (далее - Секция), кроме Грузии и Республики Узбекистан.
Координация действий по реализации Программы была возложена на Межправительственный совет по нефти и газу и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.
Целью Программы является комплексное решение двуединой задачи - достижение долгосрочной обеспеченности стран в моторном топливе и снижение вредного воздействия транспорта на экологию стран, а также снижение затрат для каждого государства при реализации национальных программ за счет консолидации средств.
Ориентировочный объем капитальных вложений для реализации Программы составлял 1,8 млрд. рублей (65,6 млн. долл. США в ценах 2001 года). При этом бюджетные затраты всех участников должны были составить около 8% (5,2 млн. долл. США), которые предусматривалось использовать только для проведения НИОКР по созданию прогрессивной газозаправочной и газоиспользующей техники, сервисного оборудования, выпуска согласованной нормативной и другой руководящей документации, необходимой для совместной эксплуатации транспорта на газовом топливе.
Доля вклада каждого государства определялась в зависимости от наличия газозаправочных мощностей.
На практике выполнение Программы осуществлялось в условиях отсутствия бюджетного финансирования, что не могло не сказаться на реализации совместных действий по расширению использования экологически наиболее чистого вида моторного топлива, направленных на минимизацию затрат для каждого государства.
В ходе реализации Программы выполнены следующие мероприятия:
- с учетом поддержанного Федеральным Собранием Российской Федерации российского законопроекта "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" и ранее принятого Украиной Закона
"Об альтернативных топливах" были разработаны и Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 15 ноября 2003 года N 22-10 приняты Модельный закон "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" и Рекомендации по внесению изменений и дополнений в законодательные акты государства-члена МПА СНГ в связи с принятием Модельного закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива". Данные документы были направлены в парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ для использования в национальном законодательстве;
- проведены 10 заседаний Секции, которые в ряде случаев носили информационный характер. Только три государства (Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина) были представлены на заседаниях Секции постоянными членами. Другие государства на каждое заседание направляли новых представителей или не участвовали в ее работе;
- налажены поставки газотопливной аппаратуры и оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) между государствами-участниками СНГ;
- согласовано развитие сети АГНКС, позволяющее обеспечить сквозной проезд автотранспорта на природном газе от европейской части государств-участников СНГ до Кавказа, а затем Центральной Азии;
- проведены консультации и оказана методическая помощь Минэнерго Беларуси при подготовке национальной Программы использования газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года (Постановление Правительства Республики Беларусь от 16 октября 2003 года N 1331);
- совместно с Украиной (НАК "Нафтогаз Украины") ведутся работы по унификации нормативной документации по технической эксплуатации АГНКС.
В дальнейшем планируется завершение создания международного научно-учебного центра по подготовке и переподготовке специалистов для работы на АГНКС и предприятиях по установке газобаллонного оборудования (ГБО) на автотранспорте, особенно в зоне "Голубого коридора".
По другим позициям раздела IX Программы, определяющего конкретных исполнителей, из-за отсутствия совместного финансирования каждое государство решало задачи газификации транспорта, развития сети и другие самостоятельно. В частности, в России продолжались работы по совершенствованию газозаправочного оборудования, оборудования для стационарных и мобильных средств заправки, корректировке и выпуску нормативных документов, обучению кадров и др.
В реализации Программы активное участие принимают ОАО "Газпром" и его дочерние структуры, которыми выполнены следующие позиции Программы:
- обоснование инвестиций в применении новых образцов техники и технологии (КПГ/СПГ) для газификации транспорта Российской Федерации и других государств-участников СНГ в рамках Международной программы "Голубой коридор";
- разработана программа расширения сектора потребления природного газа в качестве моторного топлива (промежуточный отчет) в целях развития российского рынка газомоторного топлива и получения максимального экологического эффекта за счет снижения потребления нефтяного топлива;
- разработаны и прошли испытания на машиноиспытательной станции опытные образцы тракторов МТЗ-80/82, Т-150 К и К-701;
- разработан опытный образец коммунального трактора МТЗ-80/82, работающего на сжиженном природном газе;
- разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец атмосферного газового двигателя на базе дизеля ММЗ Д-245.12 для автомобиля ЗИЛ-5301;
- разработана техническая документация и опытные образцы системы топливоподачи с использованием диметилэфира в качестве запального топлива опытного образца газодизельного двигателя на базе дизеля ЯМЗ-236 НЕ, а также газового двигателя с наддувом на базе двигателя КамАЗ-740;
- разработан и проходит согласование в установленном порядке в Ростехрегулировании России национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р "Газ горючий природный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия";
- заключен договор на разработку документа "Нормы технологического проектирования станций для заправки автомобилей и сельскохозяйственной техники компримированным природным газом и жидким топливом".
Кроме того, подготовлены Временные нормы эксплуатационных затрат на производство компримированного природного газа (выпуск - 2002 год, новая редакция - 2005 год), а также нормативное обеспечение разработки АГНКС, ПАГЗ (*) и многотопливных АЗС:
_______________
(*) Газозаправочная техника - автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и передвижные автогазозаправщики (ПАГЗ).
- предложения по уточнению "Норм проектирования АГНКС, в том числе в составе многотопливных АЗС" (выпуск - 2004 год, проходят согласование надзорных органов);
- "Правила технической эксплуатации ПАГЗ с бескомпрессорным и компрессорным способом заправки газобаллонного оборудования", проходят согласование надзорных органов.
Совместная работа государств-участников СНГ в области использования природного газа в качестве моторного топлива необходима по следующим соображениям. В настоящее время в государствах Содружества (Беларусь, Россия, Украина) освоено производство практически всего спектра газозаправочной и газоиспользующей (*) техники. В то же время на рынки государств-участников СНГ с аналогичными типами оборудования активно внедряются европейские, латиноамериканские и другие фирмы.
_______________
(*) Газоиспользующая техника - газотопливное оборудование для транспортных средств и сельскохозяйственной техники; автомобильные газовые баллоны; стенды для переосвидетельствования баллонов; стенды для диагностики и регулировки газотопливной аппаратуры.
Происходящее объясняется тем, что производители из государств-участников СНГ, как правило, проигрывают фирмам из дальнего зарубежья по качеству, а иногда и по цене продукции. Ситуация усугубляется тем, что в государствах Содружества нет единой нормативной базы, регламентирующей требования к сертификации, постановке на учет и эксплуатации этой продукции. Кроме того, на цену продукции оказывают существенное влияние таможенные пошлины.
Межгосударственная программа по использованию природного газа в качестве моторного топлива (или какой-то другой совместный документ) должна определить пути и сроки решения вопросов: повышения качества продукции; разработки и принятия единых нормативных документов; отмены или снижения таможенных пошлин на газозаправочную и газоиспользующую технику между государствами-участниками СНГ.
К настоящему времени в целях обеспечения реализации Программы государствами Содружества проделана следующая работа.
Азербайджанская Республика
Государственной нефтяной компанией сформирована рабочая группа по разработке национальной программы.
В настоящее время в Азербайджане действуют три АГНКС мощностью 15,1 млн. куб. м в год; в стадии строительства находятся еще три АГНКС мощностью 20,7 млн. куб. м в год. Однако степень загрузки действующих АГНКС пока недостаточна.
Республика Армения
В 1984 году была сдана в эксплуатацию первая компрессорная станция по заправке автотранспорта сжатым природным газом. До 2000 года построены еще восемь станций.
Объемы реализованного компримированного природного газа в республике непрерывно растут: с 0,65 млн. куб. м в 1991 году до 110,5 млн. куб. м в 2004 году, т.е. увеличились в 170 раз.
Рост продажи компримированного природного газа в перспективе сохранится, так как в Армении продолжаются работы по установке на автомобилях газобаллонных систем, строятся новые АГНКС. За восемь месяцев 2005 года со стороны всех АГНКС республики реализовано 90,5 млн. куб. м природного газа.
Можно отметить, что использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств в Республике Армения увеличивается. Практически полностью на природный газ перешли все городские и междугородные микроавтобусы и автобусы, такси и большая часть грузовых автомобилей. Из всего парка автотранспортных средств на использование природного газа переоборудовано около 16%.
Разработана концепция государственного регулирования и дальнейшего стимулирования использования природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств, которая находится на стадии рассмотрения в заинтересованных министерствах и ведомствах.
Наличие широкой и разветвленной сети газонаполнительных станций на территории Армении создало предпосылки к созданию "Голубого коридора". Благодаря широкой сети АГНКС резко снизились "холостые" пробеги автомобилей.
В Правительстве Республики обсуждались технические регламенты по переводу автотранспортных средств на природный или сжиженный нефтяной газ и безопасной эксплуатации этих машин.
Рынок компримированного природного газа Армении характеризуется следующими показателями:
реализация КПГ автомобильному транспорту в 2004 году - 110 млн. куб. м;
парк автомобилей, работающих на КПГ, - около 40,0 тыс. единиц;
число АГНКС - 77;
стоимость моторного топлива: Аи-95 - 0,72 евро/л, дизельное топливо - 0,52 евро/л, природный газ - 0,24 евро/куб. м.
Республика Беларусь
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 16 октября 2003 года N 1331 утверждена Программа использования газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года. За период действия указанной Программы предлагается осуществить перевод 15,8 тыс. единиц автотехники на использование КПГ, ряд других мероприятий научного, технического и организационного характера.
В настоящее время в республике парк автомобилей, использующих КПГ, составляет 5,5 тыс. единиц, действуют 24 АГНКС, 5 передвижных автогазозаправщиков. В 2004 году через сеть АГНКС ОАО "Белтрансгаз" реализовано 27 млн. куб. м КПГ, при этом средняя загрузка станций составила 22 - 24%.
В целях развития сети АГНКС разработаны региональные Программы расширения использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива, которые предусматривают строительство заправочных пунктов, открытие маршрутов с использованием передвижных автогазозаправщиков, реконструкцию всех АГНКС и строительство новых.
Существующим недостатком, затрудняющим широкое использование КПГ в качестве моторного топлива, является высокая стоимость газовых баллонов, которые в республике не выпускаются.
В целях стимулирования использования газа в качестве моторного топлива цены на газовое топливо поддерживаются на уровне ниже стоимости традиционного моторного топлива. Так, отпускная цена 1 куб. м КПГ составляет 0,27 евро при стоимости бензина марки Аи-95 - 0,64 евро/л, дизельного топлива - 0,45 евро/л.
Республика Казахстан
В целях обеспечения эффективной реализации основных направлений и положений Концепции развития газовой отрасли до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2002 года N 25, утверждена Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004 - 2010 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 года N 669).
В 2002 - 2004 годах в рамках реализации указанной Программы АО "КазТрансГаз" в г. Алматы введена в действие АГНКС мощностью 500 куб. м/ч (125 заправок в сутки), оснащенная оборудованием итальянской компании "Nuovo Pignone"; начато строительство второй АГНКС с аналогичными параметрами.
Рассматривается вопрос об организации автобусного парка на 300 автобусов, работающих на СПГ, а также строительство еще четырех АГНКС.
В настоящее время в Казахстане переоборудовано только 17,5 тыс. автомобилей, которые потенциально могут потреблять около 30 - 40 тыс. т (по отчетам - 23,7 тыс. т) сжиженного и природного газа (в пересчете на сжиженный газ). Крайняя неравномерность распределения по регионам числа переоборудованных автомобилей свидетельствует о больших резервах в расширении использования сжиженного и природного газа в качестве автомобильного топлива. Сложившийся темп роста числа переоборудованных автомобилей позволит довести к 2010 году потребление сжиженного газа до 200 тыс. т.
Всемерное стимулирование развития инфраструктуры по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива с учетом избыточности этих ресурсов для Казахстана является актуальной задачей, требующей принятия целевых мер по поддержке предприятий, занимающихся внедрением сжиженного и сжатого газа в качестве моторного топлива.
С учетом ввода новых мощностей к 2010 году ежегодный уровень выработки сжиженного газа в Республике Казахстан составит около 3,2 млн. т, что позволит экспортировать его в объеме до 2,4 млн. т на общую сумму более 200 млн. долл. США.
Кыргызская Республика
По данным АО "Кыргызгаз", эксплуатируются четыре АГНКС, которые в настоящее время выработали свой технический ресурс. Кроме того, на базе АГНКС-2 с. Пригородного существует участок по сервисному обслуживанию автотранспорта, работающего на сжатом газе.
Реализация разработанного Плана мероприятий по использованию природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств Кыргызской Республики на 2001 - 2005 годы сдерживается из-за отсутствия финансовых средств.
В настоящее время АО "Кыргызгаз" намечает развивать сеть АГНКС и центров по сервисному обслуживанию газобаллонного автотранспорта путем создания совместных предприятий с российскими партнерами.
Республика Молдова
На данный момент в Молдове действуют восемь АГНКС, которые обслуживают 4,5 тыс. автомобилей, работающих на компримированном природном газе. В 2004 году автомобильному транспорту Молдовы реализовано 14 млн. куб. м газа.
Соотношение цен на моторные виды топлива в Республике Молдова может стимулировать расширение использования природного газа на автотранспорте и в сельском хозяйстве. Так, 1 л бензина Аи-95 стоит 0,50 евро, 1 л дизельного топлива - 0,43 евро, а 1 куб. м природного газа - 0,18 евро.
Российская Федерация
................Перейти до повного тексту