1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/7-04
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 11 ноября 2005 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда Островского Л.Я.,
представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пунктов 14 и 22 Положения об Исполнительном комитете СНГ от 21 июня 2000 года, статьи 11 Соглашения о правовом статусе представителей государств и должностных лиц Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года и пункта 5 Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года.
В запросе Исполнительный комитет просит дать толкование по вопросу о праве должностных лиц и сотрудников Исполнительного комитета СНГ, в том числе бывших сотрудников МЭКа, переведенных на работу в Исполнительный комитет на основании Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, на назначение им пенсии в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих, и ответить на следующие вопросы:
имеют ли право граждане Российской Федерации - сотрудники Исполнительного комитета СНГ на пенсию на условиях, определенных законодательством Российской Федерации для государственных служащих;
имеют ли право на такую же пенсию граждане Российской Федерации - бывшие сотрудники Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, перешедшие на работу в Исполнительный комитет СНГ в связи с реорганизацией органов СНГ (Исполнительного Секретариата, МЭКа и др.), и зависит ли оно от формулировки основания перехода на работу в Исполнительный комитет.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав судью-докладчика Т.Н. Молчанову, представителя Исполнительного комитета СНГ В.Н. Вежновца, обсудив заключения генерального советника Л.Я. Островского, специалиста Е.Ф. Довгань, эксперта Г.Г. Шинкарецкой, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года при толковании актов, указанных в запросе, должны быть использованы и другие межгосударственные (межправительственные) акты, регулирующие пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников органов СНГ, в частности Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года.
Экономический Суд отмечает, что Исполнительный комитет СНГ создан в результате реорганизации Исполнительного Секретариата СНГ, аппарата Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов на основании Решения Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года. Статья 5 Решения предусматривает, что Исполнительный комитет является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.
Экономический Суд считает необходимым осуществить толкование актов, указанных в запросе Исполнительного комитета, в их хронологическом порядке по мере создания органов Содружества.
Межгосударственный экономический комитет Экономического союза учрежден государствами-участниками Договора о создании Экономического союза Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года. Одновременно утверждено и Положение о Межгосударственном экономическом комитете. Вопросы пенсионного обеспечения должностных лиц и сотрудников МЭКа урегулированы специальным Соглашением о правовом статусе представителей государств и должностных лиц Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года. В соответствии со статьей 18 Соглашение вступило в силу с даты его подписания, а для государств-участников, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи соответствующих документов депозитарию.
Соглашение подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина (с оговоркой: "Вступит в действие после ратификации Верховной Радой Украины"). Республика Казахстан присоединилась к Соглашению 17 июля 1997 года. Соглашение вступило в силу для государств: Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Узбекистан и Республика Беларусь. Республика Молдова сообщила о необходимости выполнения внутригосударственных процедур. Документы о выполнении внутригосударственных процедур или уведомления об отсутствии необходимости их выполнения от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Украины депозитарию не поступали.
Согласно статье 11 Соглашения "Представители государств и должностные лица Комитета по законодательству государств-участников приравниваются к соответствующим категориям государственных служащих государств, гражданами которых они являются, с распространением на них льгот, которыми пользуются в вопросах социально-бытового, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения государственные служащие, должности которых включены в реестры должностей государственной службы государств-участников. Время работы в Комитете засчитывается представителям государств и должностным лицам Комитета в стаж работы в качестве государственных служащих того государства-участника, гражданами которого они являются, с момента поступления их на работу в Комитет".
Экономический Суд отмечает, что приравнивание как способ регулирования правового положения должностных лиц и сотрудников МЭКа, предусмотренное в статье 11 Соглашения, используется с целью предоставления указанным лицам прав по пенсионному обеспечению в том же объеме, что и государственным служащим. Включение периода работы в МЭКе в стаж государственной службы должно рассматриваться как приравнивание.
Государство, в отношении которого Соглашение вступило в силу, приняло на себя обязательство урегулировать в своем законодательстве пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников МЭКа в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих.
Российская Федерация, ратифицировавшая Соглашение Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 152-ФЗ, ратификационную грамоту депозитарию не представила, поэтому для Российской Федерации Соглашение о правовом статусе представителей государств и должностных лиц Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года не вступило в силу. Однако Правительство Российской Федерации Постановлением "О некоторых социальных гарантиях граждан Российской Федерации, замещавших должности в Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза и Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств и уволенных в связи с их реорганизацией" от 28 июля 2000 года N 578 обязало компетентные органы принять решение об установлении сотрудникам МЭКа, уволенным в связи с его реорганизацией, доплаты к пенсиям применительно к порядку и условиям, предусмотренным для федеральных государственных служащих. Тем самым Российская Федерация признала для себя обязательными положения международного Соглашения от 28 марта 1997 года в части, касающейся пенсионного обеспечения должностных лиц и сотрудников МЭКа. Правовой основой для такого вывода Экономического Суда является статья 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, предусматривающая возможность использования при толковании последующей практики применения международного договора государствами-участниками.
Следует также учесть, что еще 19 июля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза, выступавшим от имени государств-участников Договора о создании Экономического союза (997_035 ), было заключено Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного экономического комитета Экономического союза на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 20 Соглашение временно применялось с даты его подписания и вступило в силу одновременно с Федеральным законом от 25 июля 1996 года N 96-ФЗ о его ратификации - 9 августа 1996 года. Соглашение предоставило должностным лицам МЭКа привилегии и иммунитеты, распространило на них действующий в Российской Федерации порядок социального обеспечения. При этом часть 2 статьи 16 Соглашения устанавливала, что время работы в МЭКе представителей Российской Федерации и должностных лиц МЭКа, являющихся гражданами Российской Федерации, засчитывается в стаж работы в качестве федерального государственного служащего. В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указанная норма имеет приоритет в правоприменении, поэтому время работы должностных лиц и сотрудников в МЭКе подлежит зачету в стаж работы в качестве федерального государственного служащего.
Экономический Суд считает, что должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета, созданного на основании Решения Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, также, как и должностные лица и сотрудники МЭКа, имеют право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих государств, гражданами которых они являются.
В соответствии с принципом континуитета (от лат. continuum - непрерывное, сплошное), действующего в международном праве, в отношении Исполнительного комитета как правопреемника Исполнительного Секретариата СНГ и МЭКа (пункт 5 Решения от 2 апреля 1999 года, пункт 22 Положения об Исполнительном комитете СНГ от 21 июня 2000 года продолжают действовать все соглашения, находящиеся в силе для организаций-предшественников, если это не противоречит объекту и целям таких договоров.
Положение об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств утверждено Протоколом государств-участников СНГ от 21 июня 2000 года, являющимся по своей правовой природе международным договором. Согласно пункту 4 Протокол вступает в силу со дня подписания, а для государств-участников, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов депозитарию.
Названный Протокол подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Протокол вступил в силу для государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Украина. Республика Казахстан и Республика Молдова сообщили о необходимости выполнения внутригосударственных процедур. От Грузии, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, Российской Федерации, подписавших Протокол, уведомления о необходимости выполнения внутригосударственных процедур или об отсутствии необходимости их выполнения депозитарию не поступали.

................
Перейти до повного тексту