1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
об общих принципах организации местных финансов
Принят
на двенадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 12-10
от 8 декабря 1998 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
бюджетный контроль - оценка правильности использования средств местных бюджетов, переданных им государством и имеющих целевое назначение;
бюджетный процесс - совокупность процессов подготовки бюджета, финансового планирования, голосования бюджета и счетов, исполнения бюджета и контроля за исполнением бюджета;
бюджет развития - раздел бюджета, включающий инвестиционные расходы и погашение капитальных сумм долга по займам;
бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов;
бюджет текущих расходов - раздел бюджета, включающий все расходы, необходимые для функционирования служб местного самоуправления, то есть расходы, которые осуществляются регулярно, каждый год;
государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека;
дотации - средства, предоставляемые местным бюджетам из государственного бюджета в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;
местный бюджет - бюджет муниципального образования, (формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления;
местная казна - средства местного бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законами;
местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения;
минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты;
муниципальный заказ - соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета;
муниципальные ценные бумаги - облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления;
норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам;
правовой контроль за местными финансами - оценка соответствия законодательству нормативно-правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местных финансов;
регулирующие доходы - налоги и иные платежи, по которым законами устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года);
собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе законами, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством и направляемые в местные бюджеты;
социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении;
средства самообложения - разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения;
субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из государственного бюджета и подлежащие возврату в государственный бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок;
управление местными финансами - формирование, использование и распоряжение средствами местного бюджета; муниципальными и государственными ценными бумагами, находящимися в собственности муниципального образования; внебюджетными фондами, а также финансами муниципальных предприятий и принадлежащими муниципальному образованию долями в смешанных предприятиях;
фонд финансовой поддержки муниципальных образований - денежные средства, образуемые в государственном бюджете для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой.
Статья 2. Местные финансы
1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.
2. Формирование и исполнение местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
3. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 3. Законодательная основа местных финансов
Формирование и исполнение местных финансов осуществляется в соответствии с конституцией, бюджетным законодательством и законодательством по местному самоуправлению государства-участника СНГ.
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Статья 4. Основы бюджетного процесса
1. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления.
2. Вмешательство в процесс составления проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается.
3. Представительные органы местного самоуправления:
- самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными законодательством;
- определяют направления использования средств местных бюджетов;
- самостоятельно распоряжаются свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися на конец финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
- осуществляют внутренний контроль за исполнением местных бюджетов и вправе привлекать для этих целей независимых аудиторов.
4. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с единой бюджетной классификацией.
5. Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии и бюджетной классификации, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
6. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.
7. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.
8. При утверждении местного бюджета в случае намечающегося бюджетного дефицита представительными органами местного самоуправления принимается решение о его предельной величине (в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета) и об источниках покрытия, включая предельные суммы заимствований, осуществляемых органами местного самоуправления.
9. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
10. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в государственные органы статистики.
Статья 5. Местные бюджеты
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение средств из бюджетов вышестоящих уровней в процессе осуществления бюджетного регулирования в соответствии с настоящим Законом.
2. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с законами, нормативными актами органов местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
Статья 6. Доходная часть местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов состоит из:
- собственных доходов,
- регулирующих доходов,
- финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований),
- иных доходов.
Статья 7. Собственные доходы местных бюджетов
К собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы, устанавливаемые законодательством государства-участника СНГ.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов
1. Представительные органы местного самоуправления вправе:
- устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с законодательством государства-участника СНГ;
- в соответствии с законодательством государства-участника СНГ принимать решение об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.
Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
2. Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с законодательством государства-участника СНГ и нормативными актами органов местного самоуправления. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.
Статья 9. Расходная часть местных бюджетов
Расходная часть местных бюджетов включает:
- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством;
- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности;
- расходы по оплате выполнения муниципальных заказов;
- иные расходы, предусмотренные нормативным актом органа местного самоуправления.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается нормативными актами органа местного самоуправления.
Глава 3. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Статья 10. Основные принципы межбюджетных отношений и бюджетного регулирования
Межбюджетные отношения строятся на следующих основных принципах:
- согласование интересов на всех уровнях бюджетной системы;
- распределение налогов на постоянной (или долгосрочной) основе (полностью или в фиксированной доле) между звеньями бюджетной системы, обеспечивающее при достаточности налогового потенциала минимально необходимый уровень собственных доходов местных бюджетов;
- выравнивание до минимально необходимого уровня душевых бюджетных доходов муниципальных образований, не имеющих достаточного налогового потенциала, посредством бюджетного регулирования;
- максимально возможное сокращение встречных финансовых потоков;
- выравнивание развития отстающих по объективным причинам муниципальных образований до минимально необходимого уровня;
- применение единой для всех муниципальных образований методологии управления местными бюджетами, разработанной государственными органами;
- взаимная ответственность государства и органов местного самоуправления;
- четкое разделение между отраслями и предприятиями, финансируемыми из бюджетов различных уровней;
- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов в местный бюджет;
- гласность, основанная на понятных и приемлемых для населения критериях определения нормативов отчислений от регулирующих доходов, долей (в процентах) муниципальных образований в соответствующем фонде финансовой поддержки, объема финансовой помощи в различных формах, выделяемой нуждающимся в ней муниципальным образованиям; своевременное информирование органов местного самоуправления о проектируемых и утвержденных показателях бюджетного регулирования.
Статья 11. Средства бюджетного регулирования
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
- часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утвержденным органами государственной власти и (или) территориальными органами государственного управления в порядке бюджетного регулирования на планируемый год или на три - пять лет, исходя из видов налогов;
- дотации и субвенции из бюджетов вышестоящих уровней;

................
Перейти до повного тексту