- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о доступе к экологической информации
Принят
на десятом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 10-7
от 6 декабря 1997 года)
Статья 1. Цель Закона
Настоящий Закон обеспечивает право на получение достоверной, быстрой, своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов у органов государственной власти и управления и подчиненных им юридических лиц.
Статья 2. Сфера действия Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:
- сборе, хранении, использовании, передаче и распространении экологической информации;
- охране прав субъектов, имеющих доступ к экологической информации.
2. Отношения в области охраны интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, государственной и иной охраняемой законом тайны регулируются соответствующим законодательством.
Статья 3. Основные понятия
1. Экологическая информация - любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того - о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах.
2. Обеспечение доступа к экологической информации - передача этой информации субъектам экологической информации в устной, письменной и в иных формах, а также предоставление им возможности поиска этой информации путем просмотра документов и получения копий на месте либо отсылки к опубликованным материалам.
3. Субъекты права на экологическую информацию - физические и юридические лица государства, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, желающие обладать экологической информацией.
4. Объекты (источники) экологической информации - центральные и местные органы государственной власти и управления; центральные отраслевые органы государственной власти и управления, научно-исследовательские и другие специализированные организации, в компетенцию которых входит охрана окружающей среды и контроль за ее состоянием, охрана здоровья населения, защита лесов, вод, атмосферы, почвы, животного и растительного мира, использование природных и вторичных ресурсов, установление правил и стандартов в этих областях, деятельность, потенциально опасная и влияющая на окружающую среду, а также принятие решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды (кроме органов законодательной и судебной власти).
5. Информационный экологический регистр - совокупность систематизированных данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также влияющих на них факторах, хранимая и пополняемая объектом экологической информации в соответствии с его компетенцией.
Статья 4. Обеспечение доступа к экологической информации
Доступ к экологической информации является неотъемлемым и безусловным правом субъектов права на экологическую информацию вне зависимости от срока давности по отношению к фактам, служащим основанием для получения требуемой информации.
Статья 5. Организационное обеспечение доступа к экологической информации объектами (источниками) экологической информации
1. Субъекты права на экологическую информацию вправе беспрепятственно обращаться к объектам (источникам) экологической информации для ее получения.
2. Центральные и местные органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы государственного управления имеют в своей организационной структуре отделы, подотделы, службы или штатные единицы, занимающиеся сбором, регистрацией, анализом, обновлением и распространением общедоступной и специальной экологической информации, хранимой в информационных экологических регистрах и отражающей общие и специальные функции этих органов.
3. Руководитель соответствующего органа государственной власти (управления) назначает лицо, ответственное за ведение информационного экологического регистра, сбор, анализ, хранение, обновление и распространение экологической информации в данном органе государственной власти (управления).
4. Список объектов экологической информации, специфику и порядок ведения ими информационных экологических регистров и хранения в них данных определяется правительством.
Статья 6. Виды экологической информации
1. Экологическая информация подразделяется на общедоступную и специальную.
2. Общедоступной экологической информацией является вся экологическая информация, за исключением отнесенной к специальной экологической информации.
3. Специальной экологической информацией являются данные, отражающие специфику деятельности отдельных центральных отраслевых органов публичного управления, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, а также иные данные, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
4. Порядок получения экологической информации по планируемым к реализации проектам и объектам хозяйственной деятельности определяется Законом "Об экологической экспертизе" ("Об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду") и частью второй статьи 8 настоящего Закона.
Статья 7. Платность экологической информации
1. Экологическая информация, в том числе хранящаяся в государственных архивах, предоставляется субъектам права на экологическую информацию бесплатно или за плату, не превышающую себестоимости копирования, поиска и подготовки информации, в форме, в которой хранится информация либо иной форме, приемлемой для лица, обратившегося с просьбой о предоставлении информации, при наличии для этого технических возможностей.
2. Порядок оплаты экологической информации устанавливается правительством.
3. Предоставление экологической информации может осуществляться как по разовым запросам, так и на основании долгосрочных договоров по форме, устанавливаемой правительством.
Статья 8. Обязанности государства по предоставлению экологической информации
1. Государство гарантирует право на доступ, получение и распространение экологической информации всем субъектам права на экологическую информацию.
2. Государство публикует информацию о состоянии окружающей среды, а также данные о планируемых общегосударственных и региональных проектах, программах развития народного хозяйства и ходе их осуществления, затрагивающих состояние окружающей среды. Сведения о проектах местного значения, потенциально могущих ухудшить состояние окружающей среды, в обязательном порядке публикуются в печати заблаговременно до их официального утверждения.
3. Государство публикует международные договоры и соглашения, резолюции и рекомендации международных конференций по проблемам окружающей среды, участником которых оно является.
4. Государство поддерживает деятельность физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений, направленную на распространение информации о состоянии окружающей среды.
Статья 9. Право государства на отказ в предоставлении экологической информации
1. Государство вправе отказать субъекту права на экологическую информацию в предоставлении этой информации, если она затрагивает:
а) интересы национальной безопасности;
б) конфиденциальность материалов работы высших органов публичной власти и управления и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны;
в) вопросы, которые находятся на рассмотрении судебных органов или на этапе предварительного следствия (включая дисциплинарное расследование);
г) коммерческую и производственную тайну, включая интеллектуальную собственность;
д) конфиденциальность личных данных и/или данных национальной паспортной системы, архивов;
е) материалы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу окружающей среде или если ее компонентам может быть нанесен вред;
ж) материалы, предоставленные третьим лицом, если это лицо не связано законом или обязательством поступать подобным образом или если на это лицо не может быть возложено такое обязательство, и в тех случаях, когда это лицо не давало согласия на обнародование таких материалов.
2. Если запрашиваемая информация имеется, но в момент ее предоставления в орган власти и управления или подчиненному им юридическому лицу она была объявлена предпринимателем коммерческой или производственной тайной, обладатель этой информации должен запросить у предпринимателя его мнение в отношении того, какой вред может быть причинен при предоставлении такой информации. Ответ должен быть дан в 15-дневный срок. Сведения о выбросах и других последствиях, вызванных деятельностью предпринимателя, не являются коммерческой или производственной тайной. В предоставлении другой информации может быть отказано, за исключением случаев, когда общественная заинтересованность в доступности информации явно превышает интерес по ее утаиванию. Причина отказа в предоставлении экологической информации сообщается заявителю в обязательном порядке.
................Перейти до повного тексту