- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон
о негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности
Принят
на двадцать первом пленарном
заседании МПА СНГ
(Постановление N 21-11
от 16 июня 2003 года)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением негосударственной (частной) охранной деятельности (далее - охранная деятельность) и негосударственной (частной) сыскной деятельности (далее - сыскная деятельность), определяет правовую основу, принципы и задачи указанных видов деятельности, порядок взаимодействия субъектов охранной и сыскной деятельности с государственными органами в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также деятельность служб безопасности юридических лиц в интересах обеспечения собственной безопасности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
охранная деятельность - лицензируемый вид деятельности по оказанию предусмотренных настоящим Законом охранных услуг негосударственными (частными) охранными организациями физическим и юридическим лицам на договорной (возмездной) основе;
сыскная деятельность - лицензируемый вид деятельности по оказанию предусмотренных настоящим Законом сыскных услуг физическим и юридическим лицам на договорной (возмездной) основе негосударственными (частными) сыскными организациями и сыщиками (индивидуальными предпринимателями);
негосударственная (частная) охранная организация (далее - охранная организация) - коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и учрежденная специально для оказания охранных услуг;
негосударственная (частная) сыскная организация (далее - сыскная организация) - коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление сыскной деятельности и учрежденная специально для оказания сыскных услуг;
служба безопасности - структурное подразделение, создаваемое юридическим лицом для обеспечения собственной безопасности;
охранник - гражданин, прошедший специальную подготовку для работы в качестве охранника, получивший в установленном законом порядке разрешение на ношение огнестрельного оружия и специальных средств, удостоверение охранника и работающий в охранной организации по трудовому договору;
сыщик - гражданин, работающий в сыскной организации или службе безопасности по трудовому договору или получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление негосударственной сыскной деятельности и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;
охраняемое лицо - физическое лицо, заключившее с охранной организацией договор (на возмездной основе) на оказание охранных услуг по защите своей жизни и здоровья, а равно сотрудник юридического лица, защита жизни и здоровья которого осуществляется на основании договора, заключенного юридическим лицом с охранной организацией;
охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное движимое и недвижимое имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств;
охранные меры - совокупность действий охранных организаций по обеспечению защиты охраняемых объектов и охраны физических лиц;
пропускной режим - установленный в пределах охраняемого объекта порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
внутриобъектовый режим - установленный в пределах охраняемого объекта порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка;
телохранитель - охранник, выполняющий охранные функциональные обязанности установленные настоящим Законом, прошедший специальную подготовку для работы по защите жизни и здоровья охраняемых лиц, в том числе с использованием служебного оружия, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение телохранителя и работающий в охранной организации по трудовому договору;
удостоверение охранника - документ, выдаваемый охраннику по месту работы и подтверждающий его правовой статус и работу в соответствующей охранной организации;
удостоверение телохранителя - документ, выдаваемый телохранителю по месту работы и подтверждающий его правовой статус и работу в соответствующей охранной организации.
Статья 2. Правовая основа охранной и сыскной деятельности
Правовую основу охранной и сыскной деятельности составляют конституция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, настоящий Закон, другие законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты государства.
Статья 3. Основные задачи охранной и сыскной деятельности
Основными задачами охранной и сыскной деятельности являются:
- обеспечение экономической безопасности предпринимательства;
- оказание охранных и сыскных услуг юридическим и физическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов;
- охрана объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- содействие правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью.
Статья 4. Принципы охранной и сыскной деятельности
Охранная и сыскная деятельность осуществляются на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Глава II. ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 5. Осуществление охранной деятельности
Охранная деятельность осуществляется юридическими лицами, учрежденными специально для выполнения этого вида деятельности, путем оказания охранных услуг, предусмотренных настоящим Законом.
Юридические лица вправе заниматься охранной деятельностью только при наличии лицензии. Наличие у лицензиата лицензии на охранную деятельность подтверждается соответствующим документом, выдаваемым ему лицензирующим органом.
Охранная деятельность не осуществляется в отношении объектов, подлежащих государственной охране.
Статья 6. Перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии на охранную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии
Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказанием услуг, предусмотренных п. п. 2 - 6 статьи 8 настоящего Закона, юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять;
- копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
- копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
- документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки по программе, предусмотренной для руководителей охранных организаций;
- документ, подтверждающий наличие у руководителя юридического лица.
Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказанием услуги, предусмотренной п. 1 статьи 8 настоящего Закона, юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять;
- копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
- копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
- документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки, связанной с оказанием охранной услуги, предусмотренной п. 1 статьи 8 настоящего Закона, с использованием огнестрельного оружия;
- документ, подтверждающий наличие у руководителя высшего образования;
- документ, содержащий сведения о квалификации работников охранной организации.
Кроме того, юридическое лицо должно подтвердить:
- наличие в охранной организации не менее пяти охранников, имеющих разрешение на ношение огнестрельного оружия и специальных средств;
- осуществление юридическим лицом охранной деятельности с использованием огнестрельного оружия в течение не менее одного года;
- отсутствие письменных уведомлений лицензирующего органа в адрес охранной организации или фактов приостановления и аннулирования упомянутых разрешений охранникам, связанных с небрежным хранением, ношением и (или) использованием служебного оружия, если это повлекло тяжкие последствия.
При оказании услуг по защите жизни и здоровья граждан лицензиат обязан заключить договор страхования ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при оказании охранной услуги по защите жизни и здоровья охраняемых лиц.
Лицензии на осуществление охранной деятельности в пределах приграничной территории предоставляются по согласованию с государственным органом по пограничной службе, государственным органом по безопасности и государственным таможенным органом.
Статья 7. Виды документов, подтверждающих наличие лицензии на охранную деятельность
Лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии на охранную деятельность, а именно:
- документ категории "А" - подтверждающий наличие у охранной организации лицензии на осуществление охранной деятельности и дающий право на оказание охранных услуг, предусмотренных п. п. 2 - 6 статьи 8 настоящего Закона;
- документ категории "Б" - подтверждающий наличие у охранной организации лицензии на осуществление охранной деятельности и дающий право на оказание охранной услуги, предусмотренной п. п. 1 - 6 статьи 8 настоящего Закона.
Подтверждающие наличие лицензий документы, выдаваемые охранным организациям, должны иметь степень защиты документов строгой отчетности, учетную серию и номер. Указанные документы изготовляются централизованно по образцам, установленным лицензирующим органом.
Действие лицензии на охранную деятельность распространяется на всю территорию государства.
Статья 8. Виды охранных услуг, оказываемых при осуществлении охранной деятельности
В связи с осуществлением охранной деятельности разрешается оказание следующих видов охранных услуг:
1) защита от противоправных посягательств на жизнь и здоровье физических лиц, в том числе с использованием огнестрельного оружия;
2) охрана объектов, недвижимого и движимого имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности или во владении (пользовании) на законном основании;
3) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;
4) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
5) подготовка рекомендаций клиентам по вопросам физической, технической, информационной и иной правомерной защиты от противоправных посягательств, а также защиты информации и технологий, юридических и физических лиц;
6) производство работ по проектированию, монтажу, ремонту и эксплуатационному обслуживанию средств охранной сигнализации, а также средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (только при наличии соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным органом исполнительной власти).
Статья 9. Заключение договора на оказание охранных услуг
Охранная организация заключает с клиентом в письменной форме договор (на возмездной основе) на оказание охранных услуг в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Законом.
Документы и материалы, содержащие сведения об исполнении договора на оказание охранных услуг, подлежат хранению в охранной организации в течение пяти лет.
Запрещается заключение договора на оказание охранных услуг, предусмотренных п. п. 2 - 3 статьи 8 настоящего Закона, с физическими и юридическими лицами, заведомо не владеющими (не пользующимися) подлежащим охране имуществом на законном основании.
О заключении договора на оказание охранных услуг в пределах приграничной территории руководитель охранной организации обязан уведомить государственный орган по пограничной службе, государственный орган по безопасности и государственный таможенный орган.
Статья 10. Документирование действий по пресечению правонарушений, выявленных в процессе осуществления охранной деятельности
При пресечении правонарушения в отношении охранника, охраняемого лица, охраняемого объекта, при задержании правонарушителей, применении огнестрельного оружия, специальных средств, а также физической силы, если это повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, охранник обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю охранной организации и в обязательном порядке в устной или письменной форме проинформировать орган внутренних дел.
Руководитель охранной организации при получении указанной информации также обязан немедленно в письменной форме проинформировать соответствующий правоохранительный орган об имевшем место правонарушении с указанием времени, места и других обстоятельств его совершения, а также о своих действиях по пресечению правонарушения и обеспечению безопасности охраняемого объекта, собственности либо охраняемого лица.
В случае обнаружения признаков преступления охранник обязан до прибытия сотрудников правоохранительных органов по возможности принять меры по сохранению следов преступления, выявлению очевидцев и фиксации их установочных данных.
Материалы об имевшем место правонарушении и о принятых мерах должны храниться в охранной организации не менее пяти лет.
Статья 11. Ограничения при осуществлении охранной деятельности
При осуществлении охранной деятельности запрещается:
- скрывать факты готовящихся или совершенных преступлений независимо от интересов клиентов;
- осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных органов и иных уполномоченных государственных органов;
- препятствовать сотрудникам правоохранительных, в том числе таможенных, налоговых органов, органов безопасности, органов пограничной службы, а также сотрудникам других государственных органов в осуществлении полномочий, предоставленных законами и иными нормативными правовыми актами, при предъявлении ими соответствующих документов;
- использовать в охранной деятельности специальные средства, предназначенные для негласного получения информации;
- совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность граждан, а также ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, честь и достоинство;
- разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- передавать кому-либо разрешение на ношение огнестрельного оружия и специальных средств и удостоверение охранника (телохранителя) для использования их другими лицами.
В процессе осуществления охранной деятельности запрещается ношение форменной одежды со знаками различия и (или) с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
Руководители охранной организации и охранники (телохранители) не могут находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься выборной оплачиваемой деятельностью в общественных организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Они также не вправе занимать не связанные с охранной деятельностью должности работников в других коммерческих и некоммерческих организациях (в том числе и при работе по совместительству), если охранная организация, с которой они состоят в трудовых отношениях и в которой за ними закреплено служебное оружие, оказывает охранные услуги с использованием служебного оружия упомянутым коммерческим или некоммерческим организациям либо их работникам (учредителям). Несоблюдение указанного требования может повлечь приостановление действия лицензии на охранную деятельность юридического лица.
Охранник (телохранитель) в случае утраты разрешения на ношение огнестрельного оружия и специальных средств или утраты удостоверения охранника (телохранителя) обязан незамедлительно проинформировать об этом руководителя охранной организации, а последний - соответствующий орган внутренних дел.
Глава III. СЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 12. Осуществление сыскной деятельности
Сыскная деятельность осуществляется сыскной организацией либо сыщиками, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости, путем оказания сыскных услуг, предусмотренных настоящим Законом.
Наличие у лицензиата лицензии на сыскную деятельность подтверждается соответствующим документом, выдаваемым лицензирующим органом.
Статья 13. Перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии на сыскную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии
Для получения лицензии на сыскную деятельность юридическое лицо предоставляет в лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять;
- копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
- копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
- документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки по программе, предусмотренной для руководителей сыскных организаций;
- документ, подтверждающий наличие у руководителя высшего профессионального (юридического) образования;
- документ, содержащий сведения о квалификации работников сыскной организации.
Для получения лицензии на сыскную деятельность индивидуальный предприниматель предоставляет в лицензирующий орган следующие сведения и документы:
- данные документа, удостоверяющего личность, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- документ, подтверждающий прохождение индивидуальным предпринимателем специальной подготовки, по программе предусмотренной для сыщиков;
- документ, подтверждающий у индивидуального предпринимателя наличие юридического образования.
Статья 14. Виды сыскных услуг, оказываемых при осуществлении сыскной деятельности
В связи с осуществлением сыскной деятельности разрешается оказание следующих видов сыскных услуг:
1) сбор сведений, а также предметов и документов по гражданским делам на основе договора с участниками процесса, отстаивающими в нем свои или представляемые ими права и законные интересы юридических и физических лиц;
2) сбор информации по поручению клиента для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) выявление по поручению клиента фактов и обстоятельств недобросовестной конкуренции, незаконного получения кредита, причин невыполнения долговых обязательств, незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, нарушений при выпуске ценных бумаг, неправомерных действий при банкротстве;
4) установление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных физических лицах при заключении с ними трудовых и иных договоров (контрактов) с их письменного согласия;
5) поиск по поручению заказчика без вести пропавших лиц;
6) поиск по поручению заказчика утраченного имущества;
7) сбор сведений, а также предметов и документов по уголовным делам на основе договора с участниками процесса, отстаивающими в нем свои или представляемые ими права и законные интересы. В течение суток с момента заключения договора с физическим или юридическим лицом на сбор таких сведений сыскная организация (сыщик) обязана письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Статья 15. Заключение договора на оказание сыскных услуг
Сыскная организация или сыщик (индивидуальный предприниматель) заключают с заказчиком договор на оказание сыскных услуг в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Законом.
Документы и материалы, содержащие сведения об исполнении договора на оказание сыскных услуг, подлежат хранению в сыскной организации, у сыщика (индивидуального предпринимателя) в течение пяти лет.
Статья 16. Документирование сыщиком своих действий
Действия сыщика, совершаемые им при оказании сыскных услуг, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона, подлежат обязательному документированию. При этом допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не нарушающее права и свободы граждан, а также не причиняющее вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
Использование сыщиком при документировании своих действий информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Статья 17. Ограничения при осуществлении сыскной деятельности
Сыщику, а также работнику сыскной организации, выполняющему сыскные функции, запрещается:
- скрывать от сотрудников правоохранительных органов ставшие им известными в связи с исполнением обязанностей сыщика факты готовящихся или совершенных преступлений независимо от интересов клиентов;
- осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных органов и иных уполномоченных государственных органов;
- собирать сведения, связанные с частной жизнью, политическими и религиозными убеждениями граждан;
- использовать в сыскной деятельности специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации и не предусмотренные соответствующими перечнями;
- осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных лиц или граждан;
- совершать действия, посягающие на права и свободы граждан;
- совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
- фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
- разглашать собранную информацию, использовать ее не в интересах клиента, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством;
- передавать кому-либо свою лицензию и (или) удостоверение сыщика для использования их другими лицами.
Сыщик (индивидуальный предприниматель) в случае утраты лицензии или удостоверения сыщика обязан незамедлительно проинформировать об этом соответствующий правоохранительный орган, а сыщик, работающий по трудовому договору, - руководителя сыскной организации.
Осуществление сыщиком действий, влекущих за собой нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, а также почтовых и иных сообщений, влечет за собой установленную законодательством ответственность.
Глава IV. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОХРАННИКА, ТЕЛОХРАНИТЕЛЯ И СЫЩИКА.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Статья 18. Правовой статус охранника и телохранителя
Охранник является работником по трудовому договору и на него распространяется действие законодательства о труде. Он выполняет трудовые обязанности и пользуется правами, предусмотренными настоящим Законом, при наличии удостоверения охранника и разрешения на ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
Гражданин, претендующий на работу в качестве охранника, при заключении трудового договора с охранной организацией, обязан предоставить наряду с документами, предусмотренными трудовым законодательством, также документ, подтверждающий прохождение им специальной подготовки.
Не вправе претендовать на приобретение статуса охранника и осуществлять охранную функцию следующие граждане:
- лица не достигшие возраста 18 лет;
- состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании либо имеющие иное заболевание, препятствующее исполнению ими обязанностей охранника и подтвержденное заключением учреждения здравоохранения;
- имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
- которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
- уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов или из государственных военизированных организаций за дисциплинарные проступки, если со дня увольнения прошло менее одного года.
Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица, должен обладать статусом охранника, установленным статьей 19 настоящего Закона.
Вправе претендовать на приобретение статуса телохранителя и осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, в том числе и с использованием огнестрельного оружия, лица:
- имеющие стаж работы не менее двух лет в качестве охранника, выполнявшего трудовые функции, связанные с оказанием услуг, предусмотренных п. п. 2 - 6 статьи 8 настоящего Закона;
- имеющие стаж работы не менее одного года в качестве выполнявшего указанные функции охранника при наличии стажа работы (службы) не менее трех лет в правоохранительных органах или в государственных военизированных организациях, при условии, что его работа (служба) была связана с использованием огнестрельного оружия;
................Перейти до повного тексту