1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон о стандартизации
Принят
на десятом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 10-16
от 6 декабря 1997 года)
В государствах-участниках СНГ принимаемые в установленном порядке законы о стандартизации формируют правовые основы стандартизации и определяют меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие стандартизации
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Статья 2. Законодательство о стандартизации
Отношения в области стандартизации в государствах-участниках СНГ регулируются Законом о стандартизации и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.
Статья 3. Международные договоры
Если международным договором государства-участника Содружества установлены иные правила, чем те, которые содержатся в его законодательстве о стандартизации, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Организация работ по стандартизации
1. Государственное управление стандартизацией в государствах-участниках СНГ, включая координацию деятельности государственных органов власти, взаимодействие с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет национальный орган по стандартизации, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных (национальных) стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории государства-участника СНГ, если иное не установлено международными договорами этого государства.
Другие государственные органы власти участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции.
Субъекты хозяйственной деятельности, а также общественные объединения организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с положениями действующего в государстве-участнике Содружества Закона о стандартизации.
2. Национальный орган по стандартизации устанавливает в государственных (национальных) стандартах государственной (национальной) системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами власти.
Статья 5. Международное сотрудничество в области стандартизации
Национальный орган по стандартизации вправе представлять свое государство в международных (региональных) организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.
Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Статья 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним
1. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территориях государств-участников СНГ в случаях, порядке и на условиях, установленных действующими на их территориях законами о стандартизации, относятся:
- государственные (национальные) стандарты (далее - государственные стандарты);
- применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
- государственные (национальные) классификаторы технико-экономической информации (далее - государственные классификаторы ТЭИ);
- стандарты предприятий;
- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;
- иные нормативные документы (технические условия и т.д.), которые применяются только во взаимоотношениях между предприятиями.
2. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства государства-участника Содружества.
3. Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
4. Нормативные документы по стандартизации не должны являться техническим препятствием в производстве и торговле с другими государствами.
5. Государственные стандарты и государственные классификаторы ТЭИ не являются объектом авторского права.
Статья 7. Государственные стандарты, государственные классификаторы технико-экономической информации
1. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение и перспективу многократного воспроизведения и (или) использования, и не должны противоречить законодательству государства-участника СНГ.
Государственные стандарты содержат:
- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, работ и услуг, требования, определяющие их безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, техники безопасности и производственной санитарии;
- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению, восстановлению (ремонту) и утилизации продукции;
- правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.
Требования к содержанию государственных стандартов, области их распространения, сферы действия и даты введения определяются государственными органами управления, которые эти стандарты принимают.
2. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством государства-участника Содружества, являются обязательными для соблюдения.
Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством об обязательной сертификации продукции и услуг. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может подтверждаться декларацией производителя или третьей стороной.
3. Государственные классификаторы ТЭИ представляют собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных группировок объектов технико-экономической информации (продукции, работ, услуг, других объектов).
4. Государственные стандарты и государственные классификаторы ТЭИ принимает национальный орган по стандартизации.
5. Государственные стандарты и государственные классификаторы ТЭИ вводятся в действие после их государственной регистрации национальным органом по стандартизации.
6. Порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения государственных классификаторов ТЭИ устанавливает национальный орган по стандартизации.
Статья 8. Стандарты предприятий

................
Перейти до повного тексту