1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)
Принят
на двадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-5
от 7 декабря 2002 года)
Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями и возможностями в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, включая приобретение навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:
специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование всех образовательных уровней, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
недостаток - физическое или психическое отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением) в отношении ребенка и учреждением медико-социальной экспертизы в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Законом случаях повторной экспертизой;
физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевание;
психический недостаток - психическое отклонение от нормального развития, подтвержденное в установленном порядке и включающее в себя нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в частности аутизм как последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;
тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным, и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;
специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение общего назначения - дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;
специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
специальное образовательное подразделение - структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;
обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;
государственное именное образовательное финансовое обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях независимо от форм освоения образовательных программ;
полное государственное обеспечение - обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях - интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами.
Статья 2. Сфера действия национального законодательства о специальном образовании
Национальное законодательство о специальном образовании регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:
- лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;
- педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования.
Статья 3. Цели специального образования
1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.
2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с национальным законодательством о социальной защите инвалидов.
Глава 2. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Статья 4. Права граждан в области специального образования
1. В порядке, определяемом национальным законодательством, граждане имеют право на бесплатное освидетельствование в целях получения специального образования.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:
1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением) или учреждением медико-социальной экспертизы;
2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения);
3) бесплатное дошкольное образование;
4) специальные условия, создаваемые для получения образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями) и обеспечиваемые финансированием из соответствующих бюджетов;
5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным финансовым обязательством;
6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается национальным законодательством.
Статья 5. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. В порядке, определяемом национальным законодательством, родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:
1) присутствовать при обследовании ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии (учреждении), обсуждать результаты обследования, оспаривать сделанное заключение;
2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;
3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;
4) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования, включая средства, выделяемые за счет государственного именного образовательного финансового обязательства, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;
5) получать в психолого-медико-педагогических комиссиях (учреждениях) консультации по вопросам специального образования.
2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также законным представителям взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 6 статьи 20 настоящего Закона.
Статья 6. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья
На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:
- неслышащие и слабослышащие;
- незрячие и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталые;
- с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
- имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;
- со сложными недостатками;
- с тяжелыми недостатками.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 7. Формы получения специального образования
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных национальным законодательством.
Статья 8. Обучение на дому
1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом национальным законодательством.
2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения) или учреждения медико-социальной экспертизы в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его законными представителями. Типовая форма договора об обучении на дому утверждается в порядке, определяемом национальным законодательством.
3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 24 настоящего Закона.
Статья 9. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения
1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем 21 день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.
2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и общеобразовательным учреждением. Форма договора об организации обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается в порядке, определяемом национальным законодательством.
3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финансируется в соответствии со статьей 24 настоящего Закона.
Статья 10. Обучение в образовательном учреждении общего назначения
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с национальным законодательством при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения) или учреждения медико-социальной экспертизы.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссий (учреждений), указанных в пункте 1 настоящей статьи. Права и обязанности помощника могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения.
Статья 11. Интегрированное обучение
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по получаемой профессии (специальности).
В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем 20% общего числа обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств государственного бюджета в размере, установленном государственным именным образовательным финансовым обязательством.
2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью совместного обучения из этого образовательного учреждения только на основании решения совета образовательного учреждения по согласованию с психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением). При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме.
Статья 12. Специальные образовательные учреждения
1. Различные типы и виды специальных образовательных учреждений создаются и действуют в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.
2. Специальные образовательные учреждения могут функционировать для лиц:
1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;
3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;
5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.
Статья 13. Логопедическая помощь детям
Детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, оказывается логопедическая помощь.
Логопедическая помощь может осуществляться посредством:
- введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;
- создания логопедического центра - учреждения с правами юридического лица.
Статья 14. Центры реабилитации
1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей.
2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.
Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем 10 человек, а со сложным дефектом - не более чем шесть человек.
Статья 15. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством, на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения) или учреждения медико-социальной экспертизы.
Статья 16. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения
1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из одних специальных образовательных учреждений в другие специальные образовательные учреждения, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (учреждения) или учреждения медико-социальной экспертизы и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.
Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления в специальное образовательное учреждение, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.
2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения.

................
Перейти до повного тексту