1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий
Принят
на двадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-13
от 7 декабря 2002 года)
Настоящий Модельный закон в целях повышения конкурентоспособности национальной промышленности и экономики государств-участников СНГ за счет применения новых технологий и других результатов научно-технической деятельности, полученных при финансовой поддержке государства, устанавливает организационные и правовые основы отношений между научными организациями, предприятиями различных форм собственности и органами государственной власти, органами местного самоуправления в области разработки, распространения и использования объектов интеллектуальной собственности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет и сфера действия Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании:
- включенных в состав имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- включенных в состав имущества специализированных государственных учреждений и фондов;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом и другими законами.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
ноу-хау - ценные знания, технологии, конструктивные решения и другие результаты интеллектуальной деятельности, представляющие реальную или потенциальную коммерческую ценность (секреты производства) и охраняемые их обладателями в режиме коммерческой тайны;
заявитель - обладатель ноу-хау, подавший заявку на его регистрацию и представивший необходимую для этого информацию;
регистрационный сбор - денежный взнос, уплачиваемый заявителем при подаче заявки на регистрацию ноу-хау с целью покрытия затрат на регистрацию;
технологический брокер - коммерческая или некоммерческая организация, специализирующаяся на совершении сделок по приобретению и реализации прав интеллектуальной собственности, в том числе от имени и по поручению специализированного учреждения (принципала) на основе агентского соглашения с ним;
простая безотзывная лицензия - лицензия, предоставляющая ее владельцу неисключительные права на использование определенного объекта интеллектуальной собственности без возможности передачи таких прав третьим лицам, не связанным с обеспечением государственных нужд, и не подлежащая отзыву или оспариванию со стороны владельца исключительных прав на этот объект интеллектуальной собственности;
опцион - определяемая по усмотрению государства и на его условиях в соглашениях о совместных (с участием государства) исследованиях возможность приобретения другой стороной прав на получаемые в ходе исследований результаты интеллектуальной деятельности.
Статья 3. Государственная политика в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности
1. Государственная политика в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий направлена на повышение конкурентоспособности национальной промышленности; обеспечение полного использования бюджетных средств, инвестированных в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; поощрение передачи результатов научно-технической деятельности, финансируемой из государственного бюджета, в малый бизнес и реализуется путем:
- определения национальных интересов и приоритетов, целей, направлений и форм деятельности органов государственной власти в области планирования, разработки и использования результатов интеллектуальной деятельности;
- создания государственными органами исполнительной власти структур, изучающих спрос на технологии и стимулирующих их передачу и применение, а также координации их деятельности;
- осуществления государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны;
- содействия развитию технологий через учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства;
- проведения совместных (с участием государства) исследований и разработок;
- стимулирования использования лучших разработок, финансируемых из средств государственного бюджета, в государственном, муниципальном и негосударственном секторе экономики;
- создания национальной информационной службы с целью сбора, обработки и распространения научной и научно-технической информации;
- поддержки лиц, деятельность которых способствует освоению новой техники и технологии национальной промышленностью и другими сферами экономики; поощрения обмена научно-техническим персоналом между промышленностью и государственными научными центрами;
- защиты национальных интересов при осуществлении международного сотрудничества;
- осуществления контроля и надзора за реализацией прав государства на результаты интеллектуальной деятельности.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют реализацию прав на результаты интеллектуальной деятельности через государственные и муниципальные предприятия и организации.
3. Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ из государственного бюджета, бюджета субъекта федерации (для федеративных государств) или муниципального бюджета является основанием для возникновения имущественных прав, в том числе права государства, субъектов федерации (для федеративных государств) или органов местного самоуправления на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.
4. Инвестирование средств бюджета государства, бюджета союзной республики, существовавшей в составе СССР, и той части бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки может быть основанием для заключения соглашений о возврате инвестиций. Такие соглашения заключаются между государством в лице уполномоченного правительством государственного органа исполнительной власти и организациями, использующими полученные результаты интеллектуальной деятельности и не приобретшими ранее имущественных прав на такое использование.
Статья 4. Реализация государственной политики на национальном уровне
1. Государственную политику в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности на национальном уровне осуществляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области науки и технологий:
- осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию и проведению государственной политики в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при организации международного сотрудничества и создании и функционировании национальной информационной службы;
- осуществляет контроль за соблюдением прав государства на объекты интеллектуальной собственности, имеющие приоритетное народнохозяйственное значение и созданные за счет средств государственного бюджета;
- определяет порядок государственной регистрации и учета результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;
- формирует базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, выполняемым за счет средств государственного бюджета, и их результатам;
- участвует в разработке и реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и иных результатов научно-технической деятельности, в передаче и использовании технологий.
3. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области управления государственным имуществом определяет порядок инвентаризации и оценки стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие государству, а также осуществляет лицензирование такой деятельности.
4. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области юстиции обеспечивает правовую защиту национальных интересов в сфере реализации его прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при осуществлении международного сотрудничества.
5. Государственные органы исполнительной власти, выступающие в роли государственных заказчиков на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, вправе включать в государственные контракты условия, касающиеся распределения имущественных прав на получаемые результаты интеллектуальной деятельности. Такие условия должны формулироваться применительно к конкретным результатам, которые предполагается получить, и конкретным правомочиям, которые предполагается закрепить по требованию государственного заказчика за определенным лицом на определенной в государственном контракте территории.
Государственные органы исполнительной власти, как правило на конкурсной основе, размещают среди организаций государственные контракты на выполнение функций технологических брокеров, содействие продвижению в промышленность результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных по заказам данного государственного органа. Исполнители таких государственных контрактов в соответствии с условиями контракта должны способствовать передаче результатов двойного назначения для использования в гражданском секторе организациями всех форм собственности.
Статья 5. Реализация государственной политики на региональном уровне (для федеративных государств)
1. Субъекты федерации реализуют принадлежащие им права на результаты интеллектуальной деятельности через государственные унитарные предприятия, находящиеся в их собственности.
2. Субъекты федерации создают на своей территории центры обмена информацией о новых технологиях и потребностях в технологиях со стороны промышленных предприятий всех форм собственности, включая малые предприятия.
Статья 6. Реализация политики на муниципальном уровне
1. Органы местного самоуправления реализуют принадлежащие муниципальному образованию права на результаты интеллектуальной деятельности через муниципальные унитарные предприятия.
2. Муниципальные образования с градообразующими научно-производственными комплексами (наукограды) для включения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности могут создавать центры обмена информацией о новых технологиях и потребностях в технологиях со стороны промышленных предприятий всех форм собственности.
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ, ФИНАНСИРОВАНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
Статья 7. Определение приоритетов в области разработки и использования результатов интеллектуальной деятельности
1. Национальные интересы страны в области использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных при финансовой поддержке со стороны государства и (или) по заказам государственных органов исполнительной власти, определяются главой государства и высшим органом законодательной власти.
2. Подготовка государственных программ в области науки и технологий, определение приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляются правительством государства в соответствии с национальными интересами.
3. Планирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках государственных программ осуществляется соответствующими государственными органами исполнительной власти. Размещение заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Законом, другими законами и нормативными актами государственных органов исполнительной власти, организующих такие конкурсы.
Статья 8. Государственные контракты
1. В государственном контракте на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должны быть сформулированы условия распределения исключительных прав (интеллектуальной собственности) на ожидаемые охраноспособные результаты. В обязательном порядке должны быть указаны лицо, получающее право подавать заявки на патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, и порядок перехода этого права к другим лицам в случае нарушения обязательных условий, предусмотренных данным государственным контрактом (срок подачи заявок и т.п.).
2. В государственном контракте не должны содержаться условия, препятствующие использованию полученных результатов в национальной промышленности в силу их несовместимости с установленными правилами патентования, бухгалтерского учета и других операций, совершаемых при введении этих результатов в гражданский оборот. В государственном контракте не должны содержаться условия, закрепляющие право патентования за государственными органами или организациями, не имеющими права вести хозяйственную деятельность.
3. Если при выполнении государственного контракта получен патентоспособный результат, не предусмотренный условиями данного контракта, то государственный заказчик получает простую, безотзывную лицензию на его использование, но не может претендовать на получение исключительных прав.
Статья 9. Конкурсы на размещение государственных контрактов
1. Размещение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется на открытых конкурсах за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Открытые конкурсы проводятся в соответствии с правилами, устанавливаемыми соответствующими государственными органами исполнительной власти.
2. Закрытый конкурс на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ проводится в тех случаях, когда известен полный список возможных исполнителей государственного контракта. В этом случае каждый участник конкурса приглашается к участию в нем индивидуально.
3. В случае проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые по согласованию с уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области науки и технологий могут быть выполнены только одним конкретным исполнителем, конкурс на размещение государственного контракта не проводится.
Статья 10. Координация исследований в научно-технической сфере
1. С целью предотвращения дублирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам уполномоченный государственный орган исполнительной власти осуществляет координацию деятельности в научно-технической сфере государственных органов исполнительной власти и подчиненных им научных организаций.
2. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти организует ведение учета в соответствии с международными стандартами всех проводимых в стране по государственным контрактам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
3. Каждой научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работе должен присваиваться специальный номер, позволяющий точно определить ее место в международной классификации и провести сравнение с ранее выполненными работами и их результатами.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОХРАНЯЕМЫХ В РЕЖИМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Статья 11. Основные положения государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны
1. Настоящим Законом устанавливаются общие принципы государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). Порядок регистрации и правила сбора, хранения, учета информации о возможных способах использования ноу-хау с целью включения их в гражданский оборот и максимально полного использования при соблюдении законных интересов обладателей имущественных прав на ноу-хау (включая авторов ноу-хау) определяются положением, утверждаемым правительством страны.
2. Регистрация ноу-хау направлена на решение следующих задач:
- предоставление обладателям имущественных прав на ноу-хау поддержки со стороны государства и дополнительных возможностей при защите этих прав в случае их нарушения третьими лицами;
- создание условий для защиты прав авторов на получение вознаграждения при использовании ноу-хау обладателями имущественных прав, а также личных неимущественных прав авторов, в том числе права авторства и права на имя при раскрытии информации, составляющей ноу-хау;
- получение уполномоченным государственным органом достоверной информации об имеющихся в стране ноу-хау;
- ведение государственного мониторинга в сфере гражданского оборота ноу-хау, учета результатов мониторинга при разработке и реализации государственной политики в сфере науки и технологий;
- создание открытой информационной системы о зарегистрированных ноу-хау, возможности их приобретения и применения.
3. Регистрация ноу-хау осуществляется по инициативе обладателя имущественных прав на ноу-хау уполномоченным государственным органом исполнительной власти или по поручению этого органа организацией, осуществляющей деятельность в сфере научно-технической информации. Основанием для регистрации является заявка, подаваемая обладателем имущественных прав на ноу-хау в установленном порядке.
4. Регистрация ноу-хау осуществляется после уплаты регистрационного сбора по формальному принципу без проведения экспертизы по существу, если этого не требует обладатель имущественных прав на регистрируемое ноу-хау.
5. При регистрации информация о ноу-хау, его авторе, обладателе имущественных прав на ноу-хау заносится в специальный реестр, на основании чего обладателю имущественных прав на зарегистрированное ноу-хау выдается свидетельство о регистрации.
Статья 12. Информация, представляемая заявителем при регистрации ноу-хау
1. При регистрации заявитель предоставляет в обязательном порядке информацию о ноу-хау, его авторе (авторах), обладателе имущественных прав на ноу-хау, а также иных лицах, которым в силу служебного положения, исполнения профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, договора либо на ином законном основании известно о данном ноу-хау.

................
Перейти до повного тексту