1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон о занятости населения
Принят
на тринадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 13-6
от 3 апреля 1999 года)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации прав граждан на свободно избранную занятость и социальную защиту от безработицы.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Занятость граждан
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству государства и, как правило, приносящая им заработок, трудовой доход (далее заработок).
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной, уголовной и иной ответственности.
Статья 2. Занятые граждане
1. Занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), за исключением общественных работ;
- занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также члены производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную или альтернативную службу, а также службу в органах внутренних дел и в органах, обеспечивающих безопасность государства;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
- имеющие работу, но временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, в том числе и вызванной забастовкой или иными причинами;
- лица, временно работающие на территории другого государства.
2. Законодательством государства могут предусматриваться и иные категории занятости граждан.
Статья 3. Безработные граждане
1. Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих подходящую работу, способны и готовы приступить к ней.
2. Порядок и условия регистрации граждан в качестве безработных определяются правительством страны и соглашениями, заключаемыми местными органами власти и управления (самоуправления), работодателями и профсоюзами.
Статья 4. Подходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его образования и профессиональной подготовки, трудового стажа и опыта работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления (самоуправления) с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
По истечении первоначального периода безработицы в случае невозможности предоставления гражданину работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей гражданина, его сил, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.
Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований законодательства о труде.
2. Подходящей не может считаться работа, если:
- она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
- условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
- предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы;
- отказ от нее обоснован уважительными личными и семейными обстоятельствами.
3. Дополнительные критерии подходящей и неподходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, могут определяться национальным законодательством о занятости населения и решениями местных органов власти и управления (самоуправления).
Статья 5. Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения основывается на следующих принципах:
- добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- ориентация системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
- обязательное социальное страхование по безработице, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- сочетание самостоятельности местных органов власти в решении вопросов занятости населения с согласованностью их действий при реализации государственной программы содействия занятости населения;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- координация деятельности в области занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профессиональных союзов, иных представительных органов работников, объединений работодателей во взаимодействии с органами государственного управления в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан государства за пределами его территории и иностранных граждан на территории государства, соблюдение международных трудовых норм.
Статья 6. Государственные гарантии содействия занятости населения
1. Государство гарантирует гражданам:
- свободу выбора рода занятий и работы;
- защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
- правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.
2. Государство гарантирует безработным гражданам:
- бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки;
- компенсацию в соответствии с национальным законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Статья 7. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе: инвалидам; молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу; гражданам, имеющим на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лицам, освобожденным из мест лишения свободы; лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту)); беженцам и вынужденным переселенцам; гражданам, уволенным со срочной военной или альтернативной службы; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьям, в которых оба родителя признаны безработными; гражданам, подвергшимся воздействию радиационных аварий и катастроф.
2. Дополнительные гарантии занятости указанным группам населения обеспечиваются путем разработки и реализации целевых государственных и территориальных программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и развития специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетней молодежи, предоставления услуг по профессиональной ориентации, организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Механизм введения квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетней молодежи, ее размеры определяются правительством страны.
Статья 8. Законодательство о занятости населения
1. Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона, других законодательных актов, регулирующих отношения в области занятости.
Нормы законодательства о занятости населения, содержащиеся в других законах и иных актах законодательства, должны соответствовать настоящему Закону.
2. Международные договоры государства применяются к отношениям, регулируемым настоящим Законом, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором государства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
3. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено другими законами государства или международными договорами.
Глава 2. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Статья 9. Право граждан на выбор места работы
Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и гражданином, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются национальным законодательством о труде.
Статья 10. Право граждан на консультацию и получение информации в органах службы занятости
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Статья 11. Право граждан на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
Безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Статья 12. Право граждан на профессиональную деятельность за границей
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами страны. Порядок и условия предоставления гражданам посреднической помощи по трудоустройству за границей определяются национальным законодательством.
Защита прав и интересов граждан, временно работающих за пределами страны, осуществляется в соответствии с заключенными межгосударственными договорами (соглашениями).
Статья 13. Право граждан на социальную поддержку в сфере занятости, страхование по безработице
1. Каждый гражданин страны имеет право на социальную поддержку в сфере занятости.
2. Все занятые граждане подлежат обязательному государственному социальному страхованию по безработице.
Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия по безработице.
Граждане имеют право заключать с негосударственными страховыми организациями договоры добровольного страхования на случай потери работы.
Статья 14. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в ее вышестоящий орган, а также в суд в порядке, установленном законодательством страны.
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 15. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
- разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, стимулирование работодателей и других мер, способствующих сохранению эффективно действующих и созданию новых рабочих мест;
- правовое регулирование, направленное на сохранение и содействие занятости населения на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, совершенствование законодательства о занятости населения и труде;
- разработку и реализацию государственной программы содействия занятости населения, координацию ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения;
- развитие и совершенствование работы государственной службы занятости.
Статья 16. Государственные, территориальные и отраслевые программы содействия занятости населения
С целью регулирования и содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе разрабатываются государственные, территориальные и отраслевые программы содействия занятости населения.
Конкретные направления разработки государственных, территориальных и отраслевых программ содействия занятости населения, срок их действия определяются правительством страны, органами государственной власти и местными органами власти и управления (самоуправления) с учетом необходимости решения наиболее актуальных вопросов содействия занятости населения.
Статья 17. Государственная служба занятости населения
1. Государственная служба занятости населения осуществляет практическую реализацию политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории государства.
2. Государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой, деятельность которой направлена на:
- оценку состояния и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информирование правительства, соответствующих государственных органов и органов местной власти, а также населения о положении на рынке труда и возможностях трудоустройства;
- разработку и реализацию государственной, территориальных, отраслевых и других программ содействия занятости населения, включая разработку целевых программ содействия занятости для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- ведение учета свободных рабочих мест (вакантных должностей) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- оказание услуг по трудоустройству, профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;
- регистрацию безработных и оказание им социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, а также материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
- организацию при необходимости профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных в соответствии с потребностями рынка труда.
Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует соответствующий государственный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
3. Деятельность государственной службы занятости населения осуществляется в соответствии с порядком, определяемым правительством страны.
4. Органы службы занятости населения координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
5. Органы службы занятости населения совместно с органами государственной власти и местными органами власти и управления (самоуправления) осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
6. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости населения бесплатно.
7. Органы службы занятости населения имеют право:
- запрашивать от организаций независимо от форм собственности и хозяйствования информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также данные о потребности в рабочей силе, сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о количестве и профессионально-квалификационной структуре высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
- направлять в организации, при наличии там соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей), обращающихся в службу занятости граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовкой;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для всех видов организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять указанных граждан в организации для трудоустройства;
- запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, у учебных заведений независимо от форм собственности, учебных курсов различных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и предполагаемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям), а также сведения о трудоустройстве выпускников;
- оплачивать за счет средств фонда занятости стоимость профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать и выплачивать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством о занятости населения;
- выдавать в установленном порядке безработным гражданам пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату этих пособий;
- участвовать в организации оплачиваемых общественных работ и направлять на них в установленном порядке незанятых граждан с их согласия;
- проверять соответствие безработного его статусу, определенному законодательством о занятости населения;
- распоряжаться в установленном порядке средствами фонда занятости;
- вносить в местные органы власти и управления (самоуправления) предложения о приостановлении на срок до шести месяцев решений организаций о массовом высвобождении работников в случае затруднения последующего их трудоустройства;
- взыскивать с работодателей суммы сокрытых обязательных страховых отчислений в фонд занятости, а также недоимок и иных санкций, предусмотренных законодательством государства.
Статья 18. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
1. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, ассигнований при необходимости из государственного бюджета и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законодательством о занятости населения, и аккумулируются в государственном фонде содействия занятости населения (фонде занятости).
2. Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из государственного бюджета в него, категории работодателей, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются законами по представлению правительства страны.
3. Фонд занятости не является юридическим лицом, находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости, его средства расходуются на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
Руководство фондом занятости осуществляет правление, которое формируется на паритетных условиях из представителей правительства, службы занятости, объединений (ассоциаций) профсоюзов и работодателей.
4. Средства фонда занятости, формируемые за счет обязательных страховых взносов работодателей, ассигнований при необходимости из государственного и местных бюджетов освобождаются от налогообложения в соответствии с национальным законодательством.
5. Для финансирования мероприятий по преодолению критической ситуации с занятостью населения в отдельных территориях, а также совершенствованию структуры занятости в территориях и отраслях, в том числе на основе реализации программ создания новых и сохранения эффективно действующих рабочих мест, правительством государства, местными органами власти и управления (самоуправления) может предусматриваться целевое направление финансовых средств из государственного и местных бюджетов помимо средств фонда занятости.
Статья 19. Информационное обеспечение регулирования и организации занятости населения
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения устанавливается государственная статистическая отчетность.
Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Органы службы занятости обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также социально-трудовой реабилитации.
Статья 20. Лицензирование деятельности по содействию занятости населения
Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти при наличии заключения органов службы занятости.
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан государства за пределами его территории, осуществляется на территории страны только юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном национальным законодательством.
Статья 21. Привлечение на территорию государства иностранной рабочей силы
Привлечение на территорию государства иностранной рабочей силы является его приоритетным правом. Привлечение и использование на территории государства иностранной рабочей силы осуществляется в порядке, определяемом законодательством.
Статья 22. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством государства;
- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;
- реализации мер, предусмотренных законодательством о труде, государственными, территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций;
- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и несовершеннолетней молодежи;
- трудоустройства определяемого местными органами власти и управления (самоуправления) числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников письменную информацию о возможных увольнениях трудящихся, в том числе и в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; числе и категориях работников, которых они могут коснуться, с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников, а также сроке, в течение которого намечено осуществить их увольнение, и несут ответственность в установленном порядке за непредоставление таких сведений.
3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) с указанием условий труда и его оплаты, выполнении квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетней молодежи, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетней молодежи.
4. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетней молодежи работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида и несовершеннолетнего.
5. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
6. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
7. Приглашение и прием на работу иностранных граждан производится работодателем только по лицензиям, выдаваемым в порядке, определяемом правительством.
8. Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, их профессиональную подготовку и переподготовку могут компенсироваться в порядке, определяемом законодательными и другими нормативными правовыми актами.

................
Перейти до повного тексту