- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Модель
Модельный закон о государственной экспертизе
Принят
на двадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-7
от 7 декабря 2002 года)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с назначением и проведением экспертизы проектов решений, принимаемых государственными органами, независимо от уровня подготавливаемого и принимаемого решения, вида экспертизы, технологии и участников экспертных работ, устанавливает задачи и принципы проведения государственной экспертизы, определяет полномочия и ответственность государственных органов, экспертных организаций и экспертов.
Целью настоящего Закона является повышение объективности и обоснованности решений, подготавливаемых и принимаемых органами государственной власти, с соблюдением при этом государственных приоритетов в области национальной безопасности, международного сотрудничества, социально-экономического, научно-технического и культурного развития.
Правовое обеспечение государственной экспертизы состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов государств-участников Содружества Независимых Государств.
Проведение отдельных видов государственной экспертизы (научно-технической, медицинской, психиатрической, криминалистической, строительной и т.п.) регулируется специальными законами и иными нормативными актами, принимаемыми государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Указанные акты не должны противоречить настоящему Закону.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие государственной экспертизы
1. Государственная экспертиза - установленная настоящим Законом деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы.
2. Экспертное заключение носит рекомендательный характер и является государственной собственностью, если иное не предусмотрено законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы.
3. Экспертная деятельность, предусмотренная настоящим Законом, относится к научно-исследовательской деятельности. Экспертное заключение и другие результаты, полученные в ходе проведения государственной экспертизы, относятся к результатам научно-исследовательской деятельности.
Статья 2. Задачи государственной экспертизы
1. Задачами государственной экспертизы являются:
- установление объективных фактов, обстоятельств и ситуаций, связанных с объектами государственной экспертизы, обеспечивающих обоснованность и достоверность принимаемых решений;
- проверка соответствия объектов экспертизы требованиям законодательства;
- оценка объекта экспертизы в соответствии с заданными критериями;
- разъяснение вопросов, требующих специальных познаний в различных сферах экспертизы.
2. Задачи государственной экспертизы определяются в задании на проведение государственной экспертизы в соответствии с видом экспертизы и предметом экспертизы.
Экспертное задание может включать одну или несколько задач экспертизы.
Статья 3. Принципы государственной экспертизы
Государственная экспертиза основывается на следующих принципах:
- обязательность проведения государственной экспертизы по предметам, установленным настоящим Законом, а также законами и иными нормативными актами государств-участников Содружества Независимых Государств;
- компетентность и объективность экспертных организаций и экспертов;
- независимость экспертных организаций и экспертов по осуществлению своих полномочий и невмешательство в их деятельность лиц, представляющих интересы заказчика государственной экспертизы;
- соблюдение законности при экспертных процедурах;
- полнота экспертного исследования, соответствующего современному мировому уровню научного, технического и технологического знания с учетом норм и правил технической, экологической и экономической безопасности, международных стандартов;
- недопустимость преследования экспертов в связи с экспертной деятельностью, соответствующей настоящему Закону.
Статья 4. Предмет и объект государственной экспертизы
1. Предмет государственной экспертизы - факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков.
2. Объект государственной экспертизы - информация, подлинность которой надлежащим образом удостоверена, а также физические предметы и иные материальные носители, содержащие информацию о предмете экспертизы, а также другие исходные данные, необходимые для решения задач экспертизы и представленные экспертной организации или эксперту для проведения государственной экспертизы в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Объектами государственной экспертизы являются:
- проекты и программы, подлежащие утверждению уполномоченными государственными органами;
- проекты международных договоров и соглашений, вносимые в установленном порядке для подписания и ратификации (денонсации);
- проекты законов и иных нормативных актов, разрабатываемые по заданию должностных лиц, органов и организаций, наделенных правом законодательной инициативы;
- научно-технические и инвестиционные программы и проекты, разрабатываемые по инициативе государственных органов;
- размещаемые на конкурсной основе государственные заказы;
- предлагаемые для финансирования за счет государственного бюджета (средств государственной бюджетной системы) проекты и программы капитального строительства жилищных и нежилых объектов.
4. К объектам государственной экспертизы могут быть отнесены объекты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.
Государственные органы и должностные лица несут ответственность за необеспечение представления для государственной экспертизы объектов, указанных в настоящей статье.
Статья 5. Субъекты государственной экспертизы
1. Субъектами государственной экспертизы являются заказчики и исполнители экспертизы, а также иные участники экспертной деятельности.
2. Заказчиками государственной экспертизы могут быть должностные лица, государственные органы, организации и учреждения, уполномоченные в принятии решений о проведении государственной экспертизы.
3. Исполнителями государственной экспертизы являются специализированные компетентные экспертные организации и физические лица (эксперты), осуществляющие экспертизу.
4. Экспертные организации и эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, могут быть аккредитованы при государственных органах, организациях и учреждениях, уполномоченных принимать решение о проведении государственной экспертизы.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 6. Права и обязанности заказчика государственной экспертизы
1. Заказчик государственной экспертизы имеет право:
- заявлять о необходимости проведения государственной экспертизы, в том числе повторной и дополнительной;
- назначать государственную экспертизу, определять объект и предмет государственной экспертизы, ее тематику, участников экспертного процесса, сроки проведения;
- ставить вопрос о подборе, отводе или замене экспертной организации (эксперта), получать у экспертной организации (эксперта) разъяснения и консультации относительно подготовки и проведения экспертизы;
- получать информацию о ходе проведения государственной экспертизы на всех стадиях экспертного процесса, давать экспертной организации (эксперту) письменные или устные пояснения, замечания, рекомендации по проведению государственной экспертизы;
- знакомиться с промежуточными и конечными выводами государственной экспертизы;
- использовать экспертное заключение и другие результаты экспертизы в своей деятельности, если законодательством не предусмотрена обязательность такого использования;
- создавать реестры (банки данных) экспертных организаций и экспертов, экспертных заключений и других результатов экспертных работ;
- определять степень конфиденциальности экспертных работ;
- передавать в порядке, предусмотренном законодательством или договором подряда на проведение государственной экспертизы, отчуждаемые полномочия заказчика экспертизы представителям для совершения определенных действий от имени заказчика экспертизы.
2. Сбор и распространение информации об экспертных организациях и экспертах осуществляются только с их согласия, если иное не предусмотрено законодательством, установленными регламентами и правилами проведения государственной экспертизы, договором подряда на проведение государственной экспертизы или заданием на проведение государственной экспертизы.
3. Заказчик государственной экспертизы обязан:
- назначать государственную экспертизу в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
- представлять на экспертизу соответствующие объекты и сопроводительные материалы к ним, а в предусмотренных законом случаях - выводы предшествующей экспертизы;
- ставить в известность исполнителя экспертизы обо всех известных рисках, связанных с объектом экспертизы;
- в полном объеме финансировать проведение работ по государственной экспертизе в соответствии со сметой расходов, предусмотренной договором подряда на проведение государственной экспертизы;
- способствовать экспертной организации и эксперту в проведении всестороннего, объективного, научно обоснованного комплексного анализа объектов экспертизы, выработке независимой экспертной оценки;
- передавать экспертной организации и (или) эксперту в сроки, установленные договором подряда на проведение государственной экспертизы или заданием, необходимые материалы, расчеты, данные, дополнительные сведения, которые касаются объектов экспертизы;
- использовать в своей деятельности рекомендации экспертизы при принятии решений по объектам экспертизы и подавать в случаях, предусмотренных законодательством, объекты экспертизы и сопроводительные материалы к ним на повторную и дополнительную экспертизу;
- обеспечивать конфиденциальность экспертных работ и анонимность экспертов в случаях, предусмотренных законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы;
- возмещать моральный и материальный ущерб, причиненный своими неправомерными действиями.
Статья 7. Права и обязанности исполнителя государственной экспертизы
1. Исполнитель государственной экспертизы имеет право:
- выбора методов и способов проведения государственной экспертизы, если иное не установлено законом или договором подряда на проведение государственной экспертизы;
- знакомиться в установленном порядке с материалами, в том числе представляющими коммерческую, служебную или государственную тайну, относящимися к предмету и объекту государственной экспертизы, делать выписки из них и снимать копии;
- свободного доступа к государственным базам данных, к другим государственным источникам информации по вопросам, связанным с объектом государственной экспертизы;
- заявлять ходатайства о представлении дополнительных объектов экспертизы и иной информации, самостоятельно осуществлять в установленном порядке сбор дополнительной информации, относящейся к предмету и объекту государственной экспертизы с разрешения или с уведомлением заказчика экспертизы;
- принимать участие в проведении экспертного анализа и оценки объектов экспертизы на всех стадиях проведения государственной экспертизы;
- свободно излагать мнения и суждения в процессе проведения государственной экспертизы, способствующие достижению целей и задач государственной экспертизы;
- ходатайствовать о привлечении к проведению государственной экспертизы других экспертных организаций и (или) экспертов;
- давать разъяснения и делать заявления по поводу толкования экспертного заключения или других результатов экспертизы;
- обжаловать в установленном порядке действия лиц, препятствующих экспертному процессу;
- осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством или договором подряда на проведение государственной экспертизы, отчуждаемые полномочия заказчика экспертизы.
2. Исполнитель государственной экспертизы имеет право отказаться от проведения государственной экспертизы в случаях:
- нарушения установленного порядка назначения экспертизы, которое существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;
- недостаточности объектов исследования для подготовки экспертного заключения, если исчерпана или не предоставлена возможность дополнить их;
- отсутствия или непредоставления условий, необходимых для проведения исследования и подготовки экспертного заключения согласно экспертному заданию.
3. Исполнитель государственной экспертизы не вправе:
- отказаться от участия в государственной экспертизе при отсутствии предусмотренных законом оснований для своего отвода от участия в экспертизе;
- вступать в контакты с участниками экспертного процесса по вопросам, ставящим под сомнение его добросовестность или свидетельствующим о ненадлежащей заинтересованности в решении, которое будет принято на основе его экспертного заключения;
- самостоятельно собирать информацию для проведения государственной экспертизы без согласия или ведома заказчика экспертизы;
- уничтожать объекты экспертного исследования либо существенно изменять их свойства без письменного разрешения заказчика экспертизы.
4. Эксперт имеет право отказаться от проведения государственной экспертизы в случаях:
- выхода поставленных в задании на проведение государственной экспертизы вопросов за пределы компетенции (специальных познаний) эксперта;
- угрозы жизни, свободе, репутации или здоровью эксперта, выходящей за рамки профессионального риска.
Мотивированный отказ эксперта от проведения государственной экспертизы должен быть представлен в письменном виде заказчику экспертизы.
5. Эксперт при проведении государственной экспертизы обязан:
- предъявлять по требованию заказчика государственной экспертизы документы, подтверждающие профессиональную квалификацию и опыт работы эксперта;
- при наличии или возникновении предусмотренных законом оснований для своего отвода в качестве эксперта немедленно письменно заявить об этом заказчику государственной экспертизы либо руководителю экспертной организации;
- провести полное исследование представленных ему объектов экспертизы и дать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам;
- явиться по вызову должностного лица - представителя заказчика государственной экспертизы для личного участия в экспертном процессе;
- давать в порядке, предусмотренном законодательством, показания по вопросам, поставленным в задании на проведение государственной экспертизы и отмеченным в экспертном заключении;
- не разглашать информацию, которая стала ему известна в связи с проведением государственной экспертизы, отнесенную к категории охраняемой законом государственной, служебной или коммерческой тайны, а также иную конфиденциальную информацию, оговоренную в договоре подряда на проведение государственной экспертизы.
6. Эксперт не имеет права принимать подарки, денежные и иные приравненные к материальным благам вознаграждения от лиц, имеющих ненадлежащую заинтересованность в решении, которое будет принято на основе его экспертного заключения.
Под ненадлежащей заинтересованностью в данном случае понимается корыстная выгода для ограниченного круга лиц.
7. Права и обязанности эксперта возникают на основании заключенного с ним договора подряда на проведение государственной экспертизы, а также правил внутреннего трудового распорядка экспертной организации и (или) трудового договора, заключенного с экспертом, если государственная экспертиза осуществляется экспертом в порядке служебного задания.
8. Эксперт несет ответственность за нарушения законодательства о государственной экспертизе, невыполнение условий договора подряда на ее проведение, а в соответствующих случаях, предусмотренных законодательством, привлекается к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
9. Государство гарантирует реализацию прав эксперта, участвующего в проведении государственной экспертизы.
Лица, нарушившие права эксперта, несут ответственность в установленном законом порядке.
Эксперт вправе в судебном порядке обжаловать действия лиц, нарушившие права эксперта.
10. Не допускается участие государственных служащих в качестве экспертов при проведении государственной экспертизы, если иное не оговорено специальными законами, регулирующими проведение отдельных видов государственной экспертизы.
Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 8. Основания для проведения государственной экспертизы
1. Основаниями для проведения государственной экспертизы являются:
- решение государственного органа о проведении государственной экспертизы, принятое в пределах установленных полномочий;
- договор подряда на проведение государственной экспертизы, заключенный в установленном законом порядке между заказчиком и исполнителем государственной экспертизы.
2. К договорам подряда на проведение государственной экспертизы применяются нормы, регулирующие государственный заказ на выполнение научно-исследовательских работ.
Статья 9. Решение государственного органа о проведении государственной экспертизы
1. Решение государственного органа о проведении государственной экспертизы должно содержать следующие сведения:
- дата и место его вынесения;
- наименование органа и должности лица, назначившего экспертизу;
- поставленные перед экспертом вопросы;
- представленные для экспертизы объекты;
- особые условия обращения с объектами экспертного исследования, если они необходимы;
- наименование экспертной организации, которой поручается проведение экспертизы, или сведения об эксперте, которому поручается проведение экспертизы;
- иные необходимые сведения.
2. Государственная экспертиза считается назначенной с момента подписания договора подряда на проведение государственной экспертизы.
Статья 10. Договор подряда на проведение государственной экспертизы
1. В договоре подряда на проведение государственной экспертизы определяются:
- стороны договора;
- предмет и объект экспертизы;
- условия проведения экспертизы;
- права и обязанности сторон;
- сроки проведения экспертизы;
- порядок расчетов;
- условия, влияющие на изменение или прекращение договорных отношений;
- ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;
- другие существенные для сторон условия.
2. В договоре подряда на проведение государственной экспертизы могут быть оговорены дополнительные условия:
- право собственности на конечный, промежуточный и побочный результаты экспертизы;
- обязанности заказчика по представлению специальной информации об объекте и предмете экспертизы;
- условия и режим доступа к справочным и информационным материалам, базам данных и другим источникам информации, содержащим государственную, коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию;
- условия и порядок привлечения специалистов к участию в отдельных действиях экспертного процесса;
- другие дополнительные условия.
3. Обязательной частью договора подряда на проведение государственной экспертизы является задание на проведение государственной экспертизы.
Статья 11. Обязательность государственной экспертизы
1. Государственная экспертиза обязательна в случаях, когда:
- установление, оценка или проверка фактов, существенных для принятия решения государственного органа, требуют особых исследований, которые не могут быть произведены без привлечения независимых квалифицированных специалистов;
- выводы экспертизы могут иметь определяющее значение для принятия решения государственным органом;
- заключение экспертизы не может быть заменено другими источниками информации.
2. При наличии сомнений действует презумпция обязательности государственной экспертизы.
3. В иных случаях вопрос о назначении государственной экспертизы решается заинтересованным государственным органом.
................Перейти до повного тексту