1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Закон України


Модельный закон об образовании
Принят
на тринадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 13-8
от 3 апреля 1999 года)
Цели и сфера применения Модельного закона
1. Настоящий Модельный закон является правовой основой регулирования, координации политики и практической деятельности в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники), осуществляемой в своих странах.
2. Модельный закон направлен на сближение национальных систем образования государств-участников и предусматривает:
- поддержку и развитие интеграционных процессов в сфере образования;
- согласование подходов к государственным образовательным стандартам общего среднего и профессионального образования;
- правовое и организационное обеспечение взаимного признания периодов обучения, документов, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений различного уровня образования, ученых степеней и званий государств-участников;
- расширение мобильности студентов, преподавателей, стажеров, аспирантов и докторантов, научных работников и специалистов в рамках единого образовательного пространства;
- расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования;
- разработку согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, тенденций его развития в государствах-участниках.
3. Государства-участники, входящие в общее образовательное пространство, принимают необходимые организационные и законодательные меры для обеспечения:
- доступа всем гражданам государств-участников, входящих в общее образовательное пространство, в учебные заведения других государств на равных условиях (финансовая поддержка реализации этого доступа осуществляется государственными органами на основе достигнутых договоренностей);
- повышения качества образования на всех уровнях и во всех типах учебных заведений;
- координации научных исследований наиболее актуальных проблем образования;
- совершенствования образовательной статистики на базе единых сопоставимых показателей и индикаторов развития образования, разрабатываемых с учетом как национальных интересов, так и требований ЮНЕСКО по представлению информации о состоянии национальных систем образования;
- сохранения и дальнейшего развития исторически сложившейся духовной общности народов государств-участников, создания условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1. Образование - процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.
Образование включает все виды и формы организованной, целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными (общественными, частными) образовательными учреждениями в целях удовлетворения образовательных потребностей государства, его граждан и общества в целом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан. Образование осуществляется в соответствии с законодательством государства-участника и нормами международного права.
2. Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В системе образования могут создаваться и действовать научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, заводы, фабрики, фирмы, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, опытные станции, ботанические сады, музеи, библиотеки и иные организации и учреждения, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.
3. Профессиональная подготовка - ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, совокупности работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
4. Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования.
5. Среднее профессиональное образование - образование, обеспечивающее приобретение гражданами профессиональных знаний, умений, навыков на базе среднего общего, среднего общего (полного) или начального профессионального образования.
6. Высшее профессиональное образование - образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе незаконченного высшего профессионального образования (бакалавриата), среднего общего (полного) образования, начального профессионального образования.
7. Послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
8. Переподготовка и повышение профессиональной квалификации - образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования компетентности или повышения уровня квалификации по той или иной профессии.
9. Специальное образование - обучение детей с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные трудности в учебе, которое осуществляется в специальных или в обычных учебных заведениях.
10. Философия образования - раздел теории образования, исследующий сущность этого социального института, его значение в жизни общества и роль в развитии человека; обобщенная система теоретических взглядов, аргументированных представлений и фундаментальных идей, обосновывающих цели и содержание образовательной деятельности в едином контексте культурно-исторического процесса; базовые принципы образовательной стратегии, рассчитанной на длительную перспективу.
11. Образовательная политика - совокупность замыслов и действий общественных движений и органов центральной, региональной и местной власти по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или ее отдельных подсистем. Складывается из трех основных элементов:
а) содержание господствующих идей (философии) образования;
б) характер действующего законодательства об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив;
в) общая направленность повседневной организаторской и управленческой деятельности в области образования.
12. Государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т.д.).
13. Образовательная стратегия (стратегия развития образования) - концепция, заложенная в основу образовательной политики. Определяет основные направления и принципы развития системы образования как целостного социального института. Формируется исходя из доминирующих в обществе социальных и культурных ценностей, представлений о целях социально-экономического, научно-технологического, культурного развития и понимания роли образования в их достижении.
14. Автономия учебных заведений - самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом учебного заведения.
15. Академическая свобода - свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода обучающихся получать знания согласно своим наклонностям.
16. Общее образовательное пространство Содружества Независимых Государств характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, перечней профессий и специальностей, уровней образования, нормативных сроков обучения, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории государств-участников Содружества Независимых Государств. Формирование общего образовательного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств-участников.
Все другие специальные понятия, используемые в формировании нормативной базы в данной области, не должны по присущему им (или задаваемому им) значению противоречить основным понятиям, изложенным в данной статье.
В государствах-участниках, подписавших Соглашение о сотрудничестве по формированию общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 года), устанавливаются следующие типы образования: общее образование и профессиональное.
Статья 2. Уровни общего и профессионального образования
1. В государствах-участниках устанавливаются следующие образовательные уровни:
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
2. Типы образовательных учреждений:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- учреждения дополнительного образования детей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В Содружестве Независимых Государств действуют государственные и негосударственные образовательные учреждения. (Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных национальным законодательством. Их деятельность в части, не урегулированной настоящим Модельным законом, регулируется национальным законодательством.)
Статья 3. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует общий государственный образовательный стандарт.
3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната не допускается, устанавливаются межправительственным соглашением государств-участников.
Статья 4. Образовательные и научные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования всех уровней и направленности. В государствах-участниках реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образовании;
- среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
5. К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
6. Обязательный объем содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
8. Научные программы направлены на развитие науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических работников и обучающихся, использования полученных результатов в образовательном процессе.
9. Послевузовское профессиональное образование сохраняет две традиционные научные степени:
- кандидат наук;
- доктор наук.
Ученая степень кандидата наук может быть получена в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях. В аспирантуру принимаются выпускники высших учебных заведений, имеющие звание "дипломированный специалист" или "магистр" и творческие достижения в научной работе.
Ученая степень доктора наук может быть получена через подготовку в докторантуре. Для получения степени доктора наук претендент должен иметь ученую степень "кандидат наук".
Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам продолжительностью, соответственно, 3 и 4 года. Обучение в докторантуре осуществляется по очной форме продолжительностью не более 3 лет. Как правило, подготовка научной диссертации на степень доктора проходит вне рамок формальной докторантуры и не имеет определенного срока.
Статья 5. Роль и функции образования
1. Государства-участники, исходя из мировых тенденций социально-экономического, научно-технологического развития, включая сферу образования, и учитывая свой собственный опыт, признают необходимость повышения роли и расширения функций образования, углубления анализа возникающих в этой области проблем и путей их решения. Они признают также, что сложные задачи, стоящие на пути развития образования на рубеже XXI века, необходимо решать путем сотрудничества с другими государствами Содружества, мирового сообщества в целом с учетом многообразия мнений и подходов.
2. Государства-участники считают, что главнейшими функциями образования в современных условиях является развитие личности, обеспечение устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития своих стран с учетом их национальных и местных культурных и социальных ценностей, а также глобальных тенденций. При этом они исходят из того, что:
- образование выступает в качестве одного из ключевых факторов для приведения в действие демократических процессов, необходимых для решения современных проблем, с которыми сталкиваются новые независимые государства;
- образовательные учреждения, особенно высшие учебные заведения, играют решающую роль в деле разработки и осуществления стратегий и политики развития, а также безопасности государства.
3. Возрастающая роль образования в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем, расширение и диверсификация его функций предъявляют к образованию следующие требования, которые должны учитываться при разработке политики и стратегии его развития: соответствие общечеловеческим ценностям, сохранение национальных особенностей и традиций, соответствие современности и доступность, качество, открытость.
Статья 6. Государственная политика в области образования
1. Государственная политика в области образования определяется в порядке, предусмотренном законодательством государств-участников.
Основные цели государства в сфере образования заключаются в следующем: поднять общекультурный уровень общества, обеспечить экономику и социальную сферу специалистами и удовлетворить образовательные потребности граждан.
Система образования имеет своей целью: удовлетворить образовательные потребности личности, ответить на заказ экономики и социальной сферы, обеспечить развитие высшего образования создать условия для наиболее полной реализации возможностей работников образования.
Цели личности состоят в получении качественного образования. Государство посредством образования гарантирует личности социальную защищенность, более высокое качество жизни и конкурентоспособность.
2. Основные принципы государственной политики в области образования:

................
Перейти до повного тексту